Hазработка урока "Легла дорога в Константиново" предназначена для учащихся 8-9 классов. Ее цель:познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром. В ходе урока ребята читают стих Сергея Есенина, слушают песни, просматривают видеофильмы. Консект можно использовать в ходе внеклассных мероприятий по жизни и творчеству "последнего поэта деревни".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Легла дорога в Константиново»
Урок-путешествие «Легла дорога в Константиново»
Класс: 8-9
Учитель: Черенкова Н.В.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.
Оборудование: фотографии, портреты поэта, презентация «Государственный музей-заповедник С. А. Есенина», сборники стихов поэта.
Ход урока:
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя (слайд 1)
Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. 3 октября 2015г. мы праздновали 120 лет со дня его рождения. Сегодня мы вспомнить факты его биографии, совершим путешествие на родину Сергея Есенина - село Константиново, расположенное в Рязанской области. Посетим дом поэта, школу, в которой он учился, усадьбу Л. И. Кашиной. Увидим места, которые подарили русской литературе «последнего поэта деревни».
Япоследнийпоэтдеревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость,
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
2. Просмотр видео ролика "Костантиново- родина Сергея Есенина, учебная литература"
«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».
3. Учитель. Тема Родины- основная тема творчества С.Есенина и связана, в первую очередь, с отчим домом. Именно там он впервые осознаёт себя. Я предлагаю вам совершить экскурсию на родину Сергея Есенина в село Константиново Рязанской области. (слайд 2)
В самом центре села Константинова перед спуском к Оке — обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин». 2 октября 1965 года был открыт Мемориальный дом-музей С. А. Есенина.
Слайд 3.
Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом?
Видно, видел он дальние страны, Сон другой и цветущей поры, Золотые пески Афганистана И стеклянную хмарь Бухары.
Ах, и я эти страны знаю - Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть.
Но угасла та нежная дрема, Все истлело в дыму голубом. Мир тебе — полевая солома, Мир тебе — деревянный дом!
Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь. Мало кто знает, что раньше здесь рос любимый клен поэта, которому он посвятил прекрасные стихи.
«Звучит песня «Клен ты мой опавший…»
Тополь – «старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.
Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память о С.Есенине.
В мае 1924 года Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен поэта. Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта.
Надокошкоммесяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий —
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Входишь в дом, и тебя охватывает такое чувство, которое трудно передать словами. Кажется, что Есенин только что вышел в сад. В избе все расставлено так, как было при жизни поэта. Слева от двери на деревянной вешалке знаменитый ветхий шушун его матери. Обычная русская печь занимает добрую четверть избы. Деревянная полка с глиняными горшками, чашками, ухваты, приставленные к очагу.
Матьсухватаминесладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Вещи простого крестьянского быта напоминают о жизни поэта в родном доме. При свете керосиновой лампы писал свои проникновенные стихи о родине.
Гойты, Русь, мояродная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
После смерти родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда,- Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними Уж не юные веют года... Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.
Недалеко от дома Есениных в окружении яблоневого сада стоит двухэтажный дом с мезонином, в котором не раз бывал поэт. Он принадлежал Лидии Ивановне Кашиной, которой Есенин посвятил немало поэтических строк. В этом доме сейчас находится Музей поэмы «Анна Снегина». Это один из немногих музеев, который посвящен литературному произведению. Многие считают, что именно Лидия Ивановна явилась прообразом главной героини поэмы. Есенин советовал односельчанам открыть в бывшем помещичьем доме школу, сельскую библиотеку или больницу.
В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получив диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда.
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.
В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.
Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью. В 1919 году подал заявление о приеме в Коммунистическую партию.
В 1922–1923 гг. совершает поездки в Германию, Францию, Италию, Америку. «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому». Западный мир оттолкнул поэта бездуховностью и пренебрежением к простому человеку.
1923–1925 гг. – самые плодотворные в творчестве Есенина, но у него возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчужденности от родных мест, где он стал «словно иностранец».
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни...
Звучит песня «Отговорила роща золотая…».
Слово учителя
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути...
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Есенина (по выбору); сделать иллюстрации к понравившемуся стихотворению.