kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

.И они полетели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-интерпретация народной сказки "Василиса Прекрасная"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«.И они полетели»

… И они полетели Урок -интерпретация народной сказки «Василиса Прекрасная» Учитель ГБОУ СОШ №483 Выборгского района Санкт-Петербурга Иванова Е.С .

И они полетели

Урок -интерпретация народной сказки

«Василиса Прекрасная»

Учитель ГБОУ СОШ №483

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Иванова Е.С .

Мы привели их на край и стали уговаривать полетать. Они упирались. Летите!- сказали мы. Они продолжали упираться. Тогда мы столкнули их,  и они полетели. Гийом Аполлинер

Мы привели их на край и стали уговаривать полетать. Они упирались.

Летите!- сказали мы. Они продолжали упираться. Тогда мы столкнули их,

и они полетели.

Гийом Аполлинер

Как происходит развитие организма?

Как происходит развитие организма?

Словарь темы Архети́п  (от  др.-греч .  ἀρχέτυπον — «первообраз»): Архетип (искусство)  — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение. Архетип (литература)  — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. Архетип (психология)  — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Архетип (философия)  — прообраз, идея в позднеантичной философии ( Филон Александрийский  и др.)

Словарь темы

Архети́п  (от  др.-греч .  ἀρχέτυπον — «первообраз»):

Архетип (искусство)  — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение.

Архетип (литература)  — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.

Архетип (психология)  — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Архетип (философия)  — прообраз, идея в позднеантичной философии ( Филон Александрийский  и др.)

Инициация – это (от лат. initiare - вводить, посвящать)-  обряд перехода, относящийся к рождению, достижению зрелости, браку и смерти человека и приобщающий эти события к сверхчеловеческим реальностям.

Инициация – это (от лат. initiare - вводить, посвящать)-

обряд перехода, относящийся к рождению, достижению зрелости, браку и смерти человека и приобщающий эти события к сверхчеловеческим реальностям.

"Посвящение равноценно духовному возмужанию; оглядываясь на всю религиозную историю человечества, мы постоянно встречаем эту идею: посвященный - тот, кто узнал тайны, т.е. тот, кто знает" (М.Элиаде). 

СЮЖЕТНО – КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКАЗКИ

СЮЖЕТНО – КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКАЗКИ

СМЕРТЬ МАТЕРИ

СМЕРТЬ МАТЕРИ

ЗАДАЧИ Слишком хорошая, бдительная мать-наседка не может быть проводником в будущую жизнь (-?)

ЗАДАЧИ

  • Слишком хорошая, бдительная мать-наседка не может быть проводником в будущую жизнь

(-?)

  • Ответственность ребёнка за самостоятельную жизнь (осознанность по отношению к опасности, интриге и т.д.)
  • Необходимо стать бдительным к себе
  • Позволить умереть тому, что должно умереть (-?)
С какими понятиями ассоциируется «очень хорошая мать»? Кто из литературных персонажей задержался в детстве, в психологическом теле матери? Хорошие ли это были матери? Счастливо ли сложилась судьба персонажей? Каковы ли причины отложенной взрослости этих персонажей? Встречаются ли похожие ситуации в жизни?

С какими понятиями ассоциируется «очень хорошая мать»?

Кто из литературных персонажей задержался в детстве, в психологическом теле матери?

Хорошие ли это были матери?

Счастливо ли сложилась судьба персонажей?

Каковы ли причины отложенной взрослости этих персонажей?

Встречаются ли похожие ситуации в жизни?

Отец был хороший мужчина, и…  -Почему?  -Почему не знал о положении дочки в семье?

Отец был хороший мужчина, и…

-Почему?

-Почему не знал о положении дочки в семье?

Добрая мать перед смертью передаёт куколку дочке.  И умирает. Мать умирает – рождается…, наделённая…. ( интуиция – более проницательная внутренняя мать ). Теперь девочку ждёт дикая мать , чтобы научить… (Жизнь становится матерью, тоже любящей, но свирепой и требовательной.)  Инициации Василисы начинается со смерти матери. Наступает время активного обучения

Добрая мать перед смертью передаёт куколку дочке.

И умирает.

Мать умирает – рождается…, наделённая….

( интуиция – более проницательная внутренняя мать ). Теперь девочку ждёт дикая мать , чтобы научить… (Жизнь становится матерью, тоже любящей, но свирепой и требовательной.)

Инициации Василисы начинается со смерти матери. Наступает время активного обучения

В ЖИЗНИ…  У многих людей процесс инициации завершается только наполовину, и люди блуждают по жизни (причины – в детстве). Иногда чрезмерная опека рождает робость, и «девочка» (ребёнок-подросток) не способна уйти «в лес».

В ЖИЗНИ…

У многих людей процесс инициации завершается только наполовину, и люди блуждают по жизни (причины – в детстве). Иногда чрезмерная опека рождает робость, и «девочка» (ребёнок-подросток) не способна уйти «в лес».

Василиса становится служанкой у мачехи и у её дочек -Это ей помогает? Чужая для других (неуважение, роль чужака, отверженность…- «ты глупа», «пуста», «посредственность», «тебе это не по плечу») - Я - Отчуждённая от себя!!! От происков «мачехи» гаснет огонь души!

Василиса становится служанкой у мачехи и у её дочек

-Это ей помогает?

Чужая для других (неуважение, роль чужака, отверженность…-

«ты глупа», «пуста», «посредственность», «тебе это не по плечу»)

- Я -

Отчуждённая от себя!!!

От происков «мачехи» гаснет огонь души!

… но погашенный огонь (если душа живая) выбивает Василису из ситуации покорности (она умирает для старого образа жизни и вступает в новую жизнь, основанную на внутреннем взрослом знании)…

… но погашенный огонь (если душа живая) выбивает Василису из ситуации покорности (она умирает для старого образа жизни и вступает в новую жизнь, основанную на внутреннем взрослом знании)…

КУКОЛКА ВЕДЁТ ВАСИЛИСУ В ТЁМНЫЙ ЛЕС К БАБЕ-ЯГЕ

КУКОЛКА ВЕДЁТ ВАСИЛИСУ В ТЁМНЫЙ ЛЕС К БАБЕ-ЯГЕ

Задачи:  -Отважиться войти в лес.  -Испытать встречу с новым.  -Научиться развивать чутьё.  -Научиться находить путь домой (к себе).  -Позволить «слабости» умереть.  -Передать власть интуиции (куколке – маленькой инстинктивной силе жизни , частице души).  Нет большего благословения, которого может дать мать ребёнку! Интуиция позволит уверенно двигаться по жизни («кормить куколку»- кормить интуицию, кормить - жизнью)

Задачи:

-Отважиться войти в лес.

-Испытать встречу с новым.

-Научиться развивать чутьё.

-Научиться находить путь домой (к себе).

-Позволить «слабости» умереть.

-Передать власть интуиции (куколке – маленькой инстинктивной силе жизни , частице души).

Нет большего благословения, которого может дать мать ребёнку!

Интуиция позволит уверенно двигаться по жизни («кормить куколку»- кормить интуицию, кормить - жизнью)

Встреча с Бабой-Ягой ЗАДАЧИ: -стойко вынести вид Бабы-Яги -освоиться с тайным и странным в жизни Бабы-Яги -научиться переносить великую силу

Встреча с Бабой-Ягой

ЗАДАЧИ:

-стойко вынести вид Бабы-Яги

-освоиться с тайным и странным в жизни Бабы-Яги

-научиться переносить великую силу

Баба-Яга  Баба Яга (из неолита) – хранительница небесных и земных сущностей: Солнца, Дня и Ночи. Она страшна, но…  Василиса должна выстоять перед этой силой.  справедлива.  -Зачем?  Баба-Яга – ведьма ( от «ведать»- знать).  - Часть силы перейдёт к ней, к Василисе .  Баба-Яга – наставница.  Василиса ведёт себя не спесиво, не хвастливо, не подобострастно, а – естественно. Василиса не жертва!

Баба-Яга

Баба Яга (из неолита) – хранительница небесных и земных сущностей: Солнца, Дня и Ночи. Она страшна, но…

Василиса должна выстоять перед этой силой.

справедлива.

-Зачем?

Баба-Яга – ведьма ( от «ведать»- знать).

- Часть силы перейдёт к ней, к Василисе .

Баба-Яга – наставница.

Василиса ведёт себя не спесиво, не хвастливо, не подобострастно, а – естественно. Василиса не жертва!

Жизнь с колдуньей Стирка одежды Бабы Яги. Василиса метёт двор и избу. Василиса стряпает для Бабы Яги

Жизнь с колдуньей

Стирка одежды Бабы Яги.

Василиса метёт двор и избу.

Василиса стряпает для Бабы Яги

Новая задача  Выполнение двух важных заданий: научиться отделять одно от другого, делать тонкие различия в суждениях (перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, выбрать маковые семена из кучи грязи; больше узнать о жизни (зерно) и смерти (мак). Помогают пары рук, возникающие из воздуха.

Новая задача

Выполнение двух важных заданий:

научиться отделять одно от другого,

делать тонкие различия в суждениях (перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, выбрать маковые семена из кучи грязи; больше узнать о жизни (зерно) и смерти (мак). Помогают пары рук, возникающие из воздуха.

Задача: спросить о тайном

Задача: спросить о тайном

Спросить и побольше узнать о природе Жизни-Смерти-Жизни, и о том, как она проявляется (Василиса спрашивает о всадниках). Узнать правду о способности понимать все элементы дикой природы. Василиса не спрашивает о руках (не постигать непостижимое; есть вещи, которые остаются недосягаемыми, но понимание может наступить)

Спросить и побольше узнать о природе Жизни-Смерти-Жизни, и о том, как она проявляется (Василиса спрашивает о всадниках).

Узнать правду о способности понимать все элементы дикой природы.

Василиса не спрашивает о руках (не постигать непостижимое; есть вещи, которые остаются недосягаемыми, но понимание может наступить)

Возвращение домой. Жуткий пылающий череп.  Василиса обрела способность видеть и воздействовать на других (некоторые религиозные практики верят, что неподвластное времени знание предков живет в черепе), а также воспринимать свои жизненные обстоятельства в новом свете. -Лёгок ли путь домой?

Возвращение домой. Жуткий пылающий череп.

Василиса обрела способность видеть и воздействовать на других (некоторые религиозные практики верят, что неподвластное времени знание предков живет в черепе), а также воспринимать свои жизненные обстоятельства в новом свете.

-Лёгок ли путь домой?

Череп следит за мачехой и дочерьми  Можно ли испепелить какой-то вредный аспект, если неотступно следить за ним?

Череп следит за мачехой и дочерьми

Можно ли испепелить какой-то вредный аспект, если неотступно следить за ним?

Вывод  Выполнив все задания, юная женщина прошла посвящение.  Чтобы сохранить осознанность, интуицию, сохранить тот пылающий свет, который видит и знает, нужно осмотрительно выбирать себе друзей, возлюбленных, учителей.

Вывод

Выполнив все задания, юная женщина прошла посвящение.

Чтобы сохранить осознанность, интуицию, сохранить тот пылающий свет, который видит и знает, нужно осмотрительно выбирать себе друзей, возлюбленных, учителей.

Задание:  Сравните двух Катерин в русской литературе  и ответьте на вопрос: какой этап их инициации был пропущен и как повлияло это на их судьбы?

Задание:

Сравните двух Катерин в русской литературе

и ответьте на вопрос: какой этап их инициации был пропущен и как повлияло это на их судьбы?

Использованная литература

Использованная литература

  • 1. Юнг К. Архетипы и коллективное бессознательное.
  • 2. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
.И они полетели

Автор: Иванова Елена Сергеевна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект открытого комплексного занятия по правовому воспитанию в средней группе на тему: «Имя каждому дано, уважаемо оно»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_kompleksnogo_zaniatiia_po_pravovomu_vospitaniiu_v_srednei_gru"
    ["file_id"] => string(6) "505915"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554306029"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Сценарий классного часа "День космонавтики" "
    ["seo_title"] => string(45) "stsienarii-klassnogho-chasa-dien-kosmonavtiki"
    ["file_id"] => string(6) "157880"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421665681"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"  Учитель: Акимжанова А.А. "
    ["seo_title"] => string(125) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-3-m-klassie-po-skazkie-v-m-garshina-liaghushka-putieshiestviennitsa-uchitiel-akimzhanova-a-a"
    ["file_id"] => string(6) "211798"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431685255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сценарий внеклассного мероприятия "Они были первыми" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-oni-byli-piervymi"
    ["file_id"] => string(6) "162706"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422381174"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Дорога в космос"
    ["seo_title"] => string(14) "doroghavkosmos"
    ["file_id"] => string(6) "318637"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460628577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства