Мы привели их на край и стали уговаривать полетать. Они упирались.
Летите!- сказали мы. Они продолжали упираться. Тогда мы столкнули их,
и они полетели.
Гийом Аполлинер
Как происходит развитие организма?
Словарь темы
Архети́п (от др.-греч. ἀρχέτυπον — «первообраз»):
Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение.
Архетип (литература) — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
Архетип (психология) — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Архетип (философия) — прообраз, идея в позднеантичной философии ( Филон Александрийский и др.)
Инициация – это (от лат. initiare - вводить, посвящать)-
обряд перехода, относящийся к рождению, достижению зрелости, браку и смерти человека и приобщающий эти события к сверхчеловеческим реальностям.
"Посвящение равноценно духовному возмужанию; оглядываясь на всю религиозную историю человечества, мы постоянно встречаем эту идею: посвященный - тот, кто узнал тайны, т.е. тот, кто знает" (М.Элиаде).
СЮЖЕТНО – КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКАЗКИ
СМЕРТЬ МАТЕРИ
ЗАДАЧИ
Слишком хорошая, бдительная мать-наседка не может быть проводником в будущую жизнь
(-?)
Ответственность ребёнка за самостоятельную жизнь (осознанность по отношению к опасности, интриге и т.д.)
Необходимо стать бдительным к себе
Позволить умереть тому, что должно умереть (-?)
С какими понятиями ассоциируется «очень хорошая мать»?
Кто из литературных персонажей задержался в детстве, в психологическом теле матери?
Хорошие ли это были матери?
Счастливо ли сложилась судьба персонажей?
Каковы ли причины отложенной взрослости этих персонажей?
Встречаются ли похожие ситуации в жизни?
Отец был хороший мужчина, и…
-Почему?
-Почему не знал о положении дочки в семье?
Добрая мать перед смертью передаёт куколку дочке.
И умирает.
Мать умирает – рождается…, наделённая….
( интуиция – более проницательная внутренняя мать ). Теперь девочку ждёт дикая мать , чтобы научить… (Жизнь становится матерью, тоже любящей, но свирепой и требовательной.)
Инициации Василисы начинается со смерти матери. Наступает время активного обучения
В ЖИЗНИ…
У многих людей процесс инициации завершается только наполовину, и люди блуждают по жизни (причины – в детстве). Иногда чрезмерная опека рождает робость, и «девочка» (ребёнок-подросток) не способна уйти «в лес».
Василиса становится служанкой у мачехи и у её дочек
-Это ей помогает?
Чужая для других (неуважение, роль чужака, отверженность…-
«ты глупа», «пуста», «посредственность», «тебе это не по плечу»)
- Я -
Отчуждённая от себя!!!
От происков «мачехи» гаснет огонь души!
… но погашенный огонь (если душа живая) выбивает Василису из ситуации покорности (она умирает для старого образа жизни и вступает в новую жизнь, основанную на внутреннем взрослом знании)…
КУКОЛКА ВЕДЁТ ВАСИЛИСУ В ТЁМНЫЙ ЛЕС К БАБЕ-ЯГЕ
Задачи:
-Отважиться войти в лес.
-Испытать встречу с новым.
-Научиться развивать чутьё.
-Научиться находить путь домой (к себе).
-Позволить «слабости» умереть.
-Передать власть интуиции (куколке – маленькой инстинктивной силе жизни , частице души).
Нет большего благословения, которого может дать мать ребёнку!
Интуиция позволит уверенно двигаться по жизни («кормить куколку»- кормить интуицию, кормить - жизнью)
Встреча с Бабой-Ягой
ЗАДАЧИ:
-стойко вынести вид Бабы-Яги
-освоиться с тайным и странным в жизни Бабы-Яги
-научиться переносить великую силу
Баба-Яга
Баба Яга (из неолита) – хранительница небесных и земных сущностей: Солнца, Дня и Ночи. Она страшна, но…
Василиса должна выстоять перед этой силой.
справедлива.
-Зачем?
Баба-Яга – ведьма ( от «ведать»- знать).
- Часть силы перейдёт к ней, к Василисе .
Баба-Яга – наставница.
Василиса ведёт себя не спесиво, не хвастливо, не подобострастно, а – естественно. Василиса не жертва!
Жизнь с колдуньей
Стирка одежды Бабы Яги.
Василиса метёт двор и избу.
Василиса стряпает для Бабы Яги
Новая задача
Выполнение двух важных заданий:
научиться отделять одно от другого,
делать тонкие различия в суждениях (перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, выбрать маковые семена из кучи грязи; больше узнать о жизни (зерно) и смерти (мак). Помогают пары рук, возникающие из воздуха.
Задача: спросить о тайном
Спросить и побольше узнать о природе Жизни-Смерти-Жизни, и о том, как она проявляется (Василиса спрашивает о всадниках).
Узнать правду о способности понимать все элементы дикой природы.
Василиса не спрашивает о руках (не постигать непостижимое; есть вещи, которые остаются недосягаемыми, но понимание может наступить)
Возвращение домой. Жуткий пылающий череп.
Василиса обрела способность видеть и воздействовать на других (некоторые религиозные практики верят, что неподвластное времени знание предков живет в черепе), а также воспринимать свои жизненные обстоятельства в новом свете.
-Лёгок ли путь домой?
Череп следит за мачехой и дочерьми
Можно ли испепелить какой-то вредный аспект, если неотступно следить за ним?
Вывод
Выполнив все задания, юная женщина прошла посвящение.
Чтобы сохранить осознанность, интуицию, сохранить тот пылающий свет, который видит и знает, нужно осмотрительно выбирать себе друзей, возлюбленных, учителей.
Задание:
Сравните двух Катерин в русской литературе
и ответьте на вопрос: какой этап их инициации был пропущен и как повлияло это на их судьбы?
Использованная литература
1. Юнг К. Архетипы и коллективное бессознательное.
2. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях.