Цели:
образовательная - познакомить учащихся с историей освоения космоса;
развивающая - формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;
воспитывающая - воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к Родине, ее героям.
культурологическая - развитие представлений о науке и технике.
Оборудование: мультимедийная система, презентация к мероприятию.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Вступительное слово воспитателя:
Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
В. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт
Слайд 1.
Ребята, мы начинаем наше занятие. Рада встречи с вами! Пусть наша работа будет успешной и порадует всех нас.
Идет весна. Скажите, какой сейчас месяц? Назовите сегодняшнее число.
А кто может сказать, какой праздник отмечает сегодня наша страна? (День космонавтики)
Правильно, молодцы! Сегодня наша страна отмечает праздник – День Космонавтики.
Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечают этот праздник? (12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был русский космонавт).
Слайд 2.
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии? (О космосе)
Да ребята, правильно. Сегодня на нашем занятии вы узнаете, как начиналось освоение космоса человеком.
Словарная работа: Посмотрите, как правильно пишется слово «Космос»
А сейчас я хочу посмотреть, что вы знаете о космосе?
Задание 1. «Разминка»
Придумайте слова на тему «Космос».
Задание 2. «Вопрос-ответ».
· Как называется костюм космонавта? (скафандр)
· Как называется место старта космического корабля? (космодром)
Слайд 3.
· Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)
· Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета)
Скажите, для чего космонавтам нужен скафандр?
Слайд 4.
В космосе нет воздуха и там очень разная температура (то жарко, то холодно). Чтобы человек мог там существовать, космонавты надевают космический скафандр, который защищает от жары и холода и позволяет дышать.
Задание 3. «Сборка ракеты»
Чтобы отправиться в космические дали, нужна ракета. Возьмите приготовленные детали и соберите ракеты. Наклейте их на лист.
Ну что же, ракета у нас есть. Можно отправляться в космическое путешествие?
Слайд 5.
Летя сквозь звездные метели
Из века в век в бездонной мгле.
Земля качала в колыбели
Сынов, рожденных на Земле.
Но, от восторга цепенея
Перед небесной красотой,
Землянин жил большой мечтой
Однажды породниться с нею.
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная:
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
Слайд 6.
Посмотрите за окно: весна, голубое небо, яркое солнце - красота! Хочется парить в этой синеве! А еще заманчивее очутиться так высоко, где никто никогда не был.
Мысли о полетах всегда будоражили человека. Он, еще в звериной шкуре, сидел на холодной земле и глядел в звездные дали. Либо выл на луну. Что творилось в голове доисторического человека? Казалось ли ему интересным, что творится над ним? Или бездна космоса привлекала его своей красотой и загадочностью?
Слайд 7.
Да! С давних времен люди мечтали подняться в небо. Даже в сказках оживали эти мечты (ковер-самолет, летучий корабль). Люди мастерили себе крылья, но все эти опыты были неудачными. И вот, появились первые самолеты. Мечта людей сбылась. Человек мог подняться в небо! Он мог летать!
Слайд 8.
Чичкова.
Когда мы вырастем, то в космос полетим.
Ну а пока мы рассказать хотим
О людях тех, умелых и отважных,
Что покорили космос.
Очень важно
Не забывать имён их
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.
Слайд 9.
Хубулова
В Калуге под Москвой
Учитель жил один простой,
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Провёл огромную работу
И начал создавать теорию космических полётов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны.
Воспитатель :
Циолковский Константин Эдуардович - российский ученый и изобретатель. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно. Это не помешало ему стать учителем, он всю жизнь преподавал физику и математику. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники.
Слайд 10.
Воспитатель.
Но кто построил первую ракету,
Вы знаете об этом?
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.
Он полетел благодаря труду
Конструкторов, ракетчиков, рабочих.
И был он первым в мире, между прочим.
Слайд 11.
Воспитатель:
4 октября 1957 впервые в истории человечества был запущен искусственный спутник Земли: сверхмощная ракета, преодолев земное тяготение, разогналась до скорости 8 км/с и стала обращаться вокруг Земли как самостоятельное небесное тело, после чего от нее отделился шарообразный спутник, наблюдать и принимать сигналы которого мог весь мир.
Менее чем за месяц Королев создал второй спутник с собакой Лайкой на борту. Этот эксперимент доказал, что длительная невесомость несмертельна для живых существ.
Слайд 12.
Воспитатель.
Через четыре года новый был успех -
Поднялся в космос первый человек.
Гагарин Юрий выполнил полёт.
Вокруг Земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток».
Воспитатель:
Человек всегда мечтал полететь к звездам, но ведь это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку требуется совершить подвиг. Но человек все равно стремился покорить космос.
И вот, этот день настал, обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день в 10 часов 2 минуты по Московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом - космонавтом является гражданин России.
Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года впервые в мире облетел земной шар. Совершил один виток вокруг планеты за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Этот день – 12 апреля – стал Днём Космонавтики.
Слайд 13.
Прослушивание записи речи Ю. А. Гагарина перед полётом в космос.
Сказал «Поехали!» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась -
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну свободно странствуй!
Никто не сможет запретить!
Ну, будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел!
Слайд 14.
Слайд 15.
Воспитатель Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетали в космос.
Всё больше космонавтов новых.
Воспитатель :
Титов Герман Степанович совершил первый в мире многовитковый полёт: за 25 часов 11 минут (чуть больше суток) «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли.
Попович Павел Романович и Николаев Андриян Григорьевич впервые совершили групповой многосуточный полёт.
Быковский Валерий Фёдорович был командиром международного экипажа.
Слайд 16.
Леонов Алексей впервые вышел в открытый космос.
Слайд 17.
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.
Слайд 18.
Савицкая С.Е. – вторая женщина-космонавт, впервые женщина-космонавт вышла в открытый космос.
Слайд 19.
Прибавьте множество американских астронавтов.
Слайд 20.
Но неудачи иногда бывали,
И космонавты погибали.
Так храбрый Комаров сгорел при спуске.
В другой же раз от перегрузки
Открылся клапан…
Космонавты Добровольский,
Пацаев, Волков погибли в шаре все геройски.
Слайд 21.
Ученик 6.
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Слайд 22.
Задание 4. «Космонавты».
Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь?
Выберите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему?
умным
здоровым
сильным
необщительным
добрым
находчивым
рассеянным
тренированным
Проверка выполнения задания.
Слайд 23.
Задание 5. Помогите юному астроному разобраться, где какая планета.
Физминутка. «Космическая зарядка».
Чтобы в космос нам слетать, (Вверх руки подняли и покачали)
Крепкими нам надо стать. ( Руки сомкнули назад)
В космонавтов превратимся ( Встали, встряхнулись)
И к планетам устремимся (Всем улыбнулись и сели работать опять)
Итак…
Слайд 24.( видео полета спутника)
Слайд 25.
Задание 6. Расшифровать послание:
3, 15, 10, 14, 1, 15, 10, 6!
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1.
31, 17, 10, 5, 6, 14, 10, 33.
19, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30!
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Э
Ю
Я
31
32
33
Слайд 26.
Большая польза от космических полётов.
Во-первых, спутники не зря летают,
Они предсказывать погоду помогают.
Конечно, помощи от них немало.
Они передают теле- и радиосигналы
Транслируют теперь по всему свету.
Ещё, скажу вам по секрету,
Разведке нашей спутники нужны –
Мы о противнике всё знать должны.
Ещё они, к примеру,
Исследуют земную атмосферу.
Исследуют всю Землю с высоты:
Моря, пустыни, горные хребты.
Исследуют движенья континентов.
И тысячи экспериментов
Проводят космонавты на орбите.
А вы такое говорите!
Квашнинова
Допустим. Но теперь ответьте:
Зачем же на Луну лететь?
Скажите, ну что мы на Луне забыли?
Воспитатель
Рожден бескрылым человек,
Но так шагнул размахом мысли.
Что путь свой в 21-м веке
Никак без космоса не мыслит!
Слайд 30.
Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что много знаете, умеете. Но самое главное - в полете вы помогали друг другу, а чувство дружбы и взаимопомощи особенно важны в космосе.
Слайд 31.
Спасибо за внимание!