kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функции пейзажей в художественном произведении

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Запи́ски охо́тника» — цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 годах в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функции пейзажей в художественном произведении»

Функции пейзажей в художественном произведении


Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении давно обращала на себя внимание. Общепринято, что пейзаж выступает в тексте как один из содержательных и композиционных элементов художественного целого. В каждом конкретном случае функции пейзажа зависят от авторского замысла и особенностей эстетической системы, в рамках которой создано то или иное произведение.

Обобщая точки зрения литературоведов и исследователей (Г.Н. Поспелов, Л.М. Крупчанов, В.А. Никольский, А.Б. Есин, З.Г. Османова, В.А. Кухаренко) на функциональную природу художественно-литературного пейзажа, пришли к выводу, что большинством исследователей в использовании пейзажа в литературе усматриваются две главные тенденции: природа как фон действия (объективно-историческое изображение) и как средство художественного освоения внутренней жизни человека (психологический пейзаж). Обе тенденции являются определяющими в отношении пейзажа к теме, сюжету, героям, автору-повествователю. В результате можно сказать, что пейзаж как эстетическая категория, наделенная своими закономерностями в отражении идеи, в поэтике, в типизации и функциональной нагрузке еще не достаточно цельно и широко освящен в литературоведческих трудах. Обобщая имеющиеся в отечественном литературоведении классификации функционирования пейзажных описаний в художественном произведении, выделим следующие функции пейзажа:

1 Хронотопическая функция (обозначение места, времени и обстановки действия). Благодаря пейзажу читатель легко мо­жет представить себе, где и когда происходит действие. В некоторых случаях (особенно часто в лирике) это еще и основной предмет описания. Нередко пейзаж обозначен уже в заглавии произведений: «Море», «Вечер» В.А. Жуковского, «Деревня» Пушкина, «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Место и время действия в произведении редко обозначены точно (если в нем не описываются исторические события), но их часто можно определить по особенностям пейзажа, а также по реалиям времени. Часто пейзаж обозначает время года или время суток, его смену в ходе сюжета. Пейзаж в данном случае служит для читателя своеобразным ориентиром, благодаря которому можно наглядно представить, где и когда разворачиваются описываемые события. [4].

2 Функция развития действия или сюжетная мотивировка. Природные явления могут повлиять на происходящие события. Сюжет произведения может во многом определяться календарным временем. Также отражённые в пейзажных описаниях природные и в особенности метеорологические явления могут потенциально направить развитие сюжета в ту или иную сторону, послужить переломным моментом повествования, мотивировав героев на то или иное действие. Пейзаж также может на некоторое время прерывать повествование, предоставляя читателю обдумать происходящие в произведении события и осознать их глубину и значимость [3].

3 Форма психологизма. Эта функция наиболее частая в произведении, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Большинство исследователей (С.В. Зеленцова, В.А. Кухаренко, Н.Д. Тамарченко, Е.Н. Себина) считают данную функцию ведущей и главной. Данная точка зрения представляется вполне правомерной, поскольку пейзаж по своей природе антропоцентричен и выступает не как цель, а как средство характеристики персонажа и его состояния. Искусно созданный пейзаж позволяет передать душевное состояние героя, в некоторой степени постичь его внутренний мир, эмпатически прочувствовать испытываемые им эмоции. Кроме того, пейзаж может оказывать психологическое воздействие на читателя, настраивая его на определённую эмоциональную волну восприятия художественного текста. Также явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение. Часто пейзаж, данный через восприятие героя, раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние.

4 Форма «присутствия» автора. Через пейзаж может быть выражено авторское отношение к изображаемому [4]. Являясь продуктом субъективного творчества, пейзаж не может не выражать позицию автора, его отношение к происходящему и оценку разворачивающихся событий. Идейно-художественная функция пейзажа состоит в выражении философских, социальных, эстетических и этических взглядов. Пейзаж как полноценный компонент произведения принимает участие в раскрытии его темы и идейного содержания. Созерцание и вдумчивый анализ видов природы побуждают автора и его героев к размышлению о различных аспектах природы и её взаимоотношений с человеком. Так, предметом рассуждения может становиться роль природы в жизни человека, первопричина природы, соотношение жизни и смерти, проблемы природопользования и защиты природы, законы взаимоотношений в природной и человеческой среде и так далее.

Так же в литературе существует и другая классификация функций литературных пейзажей: моделирующая или координирующая функция; создание местного колорита, изображение характерных черт местности, в которой происходят события; сигнализирующая функция свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой; функция возврата к природному началу, нравственной опоре, при которой пейзаж выступает как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. В этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое; символическая функция превращает пейзажное описание в символ объекта описания; эстетически настраивающая функция привлекает внимание читателя к сообщаемой информации; природа в произведениях часто поэтична и прекрасна [1].

Пейзаж может выполнять функцию акцентуации кульминации. Подобная функция свойственна пейзажам, которые вводятся в текст в самый торжественный и важный момент и, тем самым, придают своеобразие композиции произведения.

Сегодня в науке отсутствует единая исчерпывающая классификация литературных пейзажей, что объясняется комплексностью и многоликостью пейзажа как жанра словесного искусства и возможностью различных подходов к его изучению. Существует ряд классификаций пейзажных описаний, исходя из различных подходов к изучению пейзажа в художественном произведении. Классификация пейзажей в соответствии с географическими и временными признаками является наиболее распространенной.

Литература:

  1. Баева, Н.А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: монография. - Кемерово: Интеллект, 2006. – 725 с.

  2. Есин, А.Б Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

  3. Крупчанов, Л.М. Теория литературы: учебник / Л.М. Крупчанов. – М, 2012. – 360 с.

  4. Себина, Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учебное пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 251-259.

  5. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Н.Д. Тамарченко. – М., 1999. – 286 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Функции пейзажей в художественном произведении

Автор: Лысюк Регина Алексеевна

Дата: 22.11.2021

Номер свидетельства: 592278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "статья по литературе на тему: "Функции пейзажа в рассказах и повестях А.П. Чехова " "
    ["seo_title"] => string(92) "stat-ia-po-litieraturie-na-tiemu-funktsii-pieizazha-v-rasskazakh-i-poviestiakh-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "190233"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427124018"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Своеобразие и роль пейзажа в романе «Тихий дон» Михаила Шолохова"
    ["seo_title"] => string(70) "svoieobraziie-i-rol-pieizazha-v-romanie-tikhii-don-mikhaila-sholokhova"
    ["file_id"] => string(6) "247896"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446641165"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад по теме " Культура Древнего Китая""
    ["seo_title"] => string(44) "doklad-po-tiemie-kul-tura-drievniegho-kitaia"
    ["file_id"] => string(6) "305120"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457875075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Программа вариативного компонента (Кружок пластилинографии "Пластилиновая сказка") "
    ["seo_title"] => string(84) "proghramma-variativnogho-komponienta-kruzhok-plastilinoghrafii-plastilinovaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "222373"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436244900"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка" "
    ["seo_title"] => string(73) "dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-malaia-triet-iakovka"
    ["file_id"] => string(6) "176400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424414726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства