kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Своеобразие и роль пейзажа в романе «Тихий дон» Михаила Шолохова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

урока по предмету «Русский язык и литература»

Тема урока: « Своеобразие и роль пейзажа в романе

«Тихий дон» Михаила Шолохова» 

преподаватель: Козлова Римма Андреевна.

Цели для учителя:

 -добавить знания содержания и понимания роли пейзажей в романе;

-учить анализировать и оценивать фрагмент художественного текста как часть целого, выявляет при этом особенности авторского стиля;

- развивать умение обнаруживать художественно – речевые и изобразительные особенности изучаемого произведения, давать ему оценку;

- развивать умение постигать в описании пейзажей языковое своеобразие, связь с сюжетом романа и психологическим состоянием персонажей, эпическое и лирическое начало.

Цели для учеников:

-знать содержание и понимать роль пейзажей в романе;

- выявлять изобразительные средства и художественно – речевые особенности «Тихого Дона» на примере фрагмента произведения;

-определять особенности шолоховского стиля;

-уметь определять художественную функцию пейзажа;

-уметь вдумчиво и выразительно читать, давать оценку прочитанному.

Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом с применением компьютерных технологий.

Вид урока: урок- беседа.

Оборудование: доска, опорная схема по теме урока, альбом по творчеству М. Шолохова, художественные тексты, компьютер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Своеобразие и роль пейзажа в романе «Тихий дон» Михаила Шолохова»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище № 56









Методическая разработка

урока по предмету «Русский язык и литература»

Тема урока: « Своеобразие и роль пейзажа в романе

«Тихий дон» Михаила Шолохова»











Преподаватель русского языка и литературы: Козлова Римма Андреевна



Аксай

2011 г.

«Как степной цветок, живым пятном встают рассказы М. А. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество…»

А. Серафимович

«Талант Шолохова - правдивый, непринужденный, смелый…»

А. Исаакян

«Для Шолохова понятие истины в искусстве связано, прежде всего, с глубинным постижением народного характера, с необычайной зоркостью взгляда, с поистине удивительным знанием того, о чем он пишет. Каждая строка его – поиски этой истины»

С. Бондарчук

«Секрет всенародного авторитета Шолохова – в предельной, обостренной искренности писателя. Ни разу он в своем творчестве не сфальшивил, не соблазнил полуправдой, и именно поэтому его книги стали как бы нравственным эталоном нашей эпохи»

С. Бондарчук

«Тихий Дон» и «Поднятая целина» стали достоянием всего человечества, новым шагом мирового искусства в постижении судеб народных масс, творящих историю»

В.Кожевников

«Мы приходили в мир М.А. Шолохова, и каждый из нас, прибывая в нем, обязательно становится добрее, чище и лучше»

В. Закруткин

«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь я патриотом своего родного донского края»

М.А. Шолохов









Пояснительная записка

Новые целевые установки литературного образования требуют системного подхода к изучению донской литературы, так как её функция как «учебника жизни» обретают особую значимость. В истории русской литературы М.А. Шолохову принадлежит особое место. Это личность исключительная по своей неповторимой яркости, глубине и сосредоточию человеческих свойств. В изучении творчества М.А. Шолохова наступает новый этап. Приближение учащихся к изучению произведений Шолохова помогает молодому человеку ориентироваться в изменяющейся социальном мире, познавать предшествующую жизнь своего народа, своего края, приобщаться к культуре своих предков, черпать силы для духовного становления. Всё более прочно в кругу изучаемых произведений входит «Тихий Дон». Выбор этот определяется следующими причинами: во-первых, в этом произведении наиболее полно реализуются принципы реализма: во-вторых, Шолохов в своем романе разрабатывает трагическую концепцию человека. Кроме того, в «Тихом Доне» с необычайной силой проявилось психологическое и изобразительное мастерство его автора, что нашло отражение в описании пейзажей.

В разговоре о пейзажах необходимо отметить, что эти картины точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные, благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Но они всегда связаны или с внутреннем состоянием героев, или с сюжетным движением романа, поэтому необходимо, чтобы на уроке прозвучал анализ различных типов пейзажа.

Пейзажи дают богатый материал для наблюдения над языком писателя. Истоки этого языка следует искать не только в литературной традиции, но и в народной речи, в том числе в устном поэтическом творчестве, о чем свидетельствуют многочисленные фольклорные элементы, включенные в текст: пословицы и поговорки, стилистические фигуры (инверсии, повторы) и устойчивые образы, характерные для поэтического фольклора.

Следует отметить и работу писателя с диалектными словами. Мастерство автора «Тихого Дона» заключается прежде всего в тщательном отборе диалектных слов и выражений, что придает тексту неповторимый колорит. Внимание к особенностям шолоховского языка необходимо необходимо продолжить на протяжении всего изучения романа. Знакомство с художественно –речевыми особенностями «Тихого Дона» поможет глубже понять и характеры главных героев, и авторскую позицию, и идейно- художественное своеобразие романа.

В качестве домашнего задания к уроку учащимся было предложено отыскать в указанных учителем главах романа описание пейзажей. При подготовке следовало обратить внимание на настроение и интонацию пейзажа, его цветную гамму и роль художественной детали. Подготовить выразительное чтение одного из отрывков.

I, 1, гл xx; III, 6,гл VIII, XIX, XLIII, XLVI, L, LI, LI

















Цели для учителя:

-добавить знания содержания и понимания роли пейзажей в романе;

-учить анализировать и оценивать фрагмент художественного текста как часть целого, выявляет при этом особенности авторского стиля;

- развивать умение обнаруживать художественно – речевые и изобразительные особенности изучаемого произведения, давать ему оценку;

- развивать умение постигать в описании пейзажей языковое своеобразие, связь с сюжетом романа и психологическим состоянием персонажей, эпическое и лирическое начало.





Цели для учеников:

-знать содержание и понимать роль пейзажей в романе;

- выявлять изобразительные средства и художественно – речевые особенности «Тихого Дона» на примере фрагмента произведения;

-определять особенности шолоховского стиля;

-уметь определять художественную функцию пейзажа;

-уметь вдумчиво и выразительно читать, давать оценку прочитанному.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением компьютерных технологий.

Вид урока: урок- беседа.

Оборудование: доска, опорная схема по теме урока, альбом по творчеству М. Шолохова, художественные тексты, компьютер.



































Ход урока.

Оргмомент ( подготовка к уроку, запись темы).

Первая учебная ситуация ( актуализация, создание проблемной ситуации, постановка цели)

Учитель начинает беседу о своеобразии и функции пейзажной живописи в русской классической литературе в творчестве Лермонтова, Тургенева, Толстого.

Вспомните в произведении каких классиков и для чего были использованы пейзажные сцены?

-Описание природы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, войне.

-В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подступно убеждают читателя в совершенно обратном.

Какими приёмами пользуются писатели при изображении природы? В какой взаимосвязи находятся пейзаж и событийный ряд «Тихий Дон»?

-На эти и другие вопросы мы ответим, когда исследуем изобразительные и художественно- речевые особенности произведения.

Предъявление целей учащимся (цели записаны на доске)

Вторая учебная ситуация (проверка домашнего задания)

- Дома вы искали в тексте романа пейзажные сцены. Поделитесь своими открытиями.

- В романе их очень много; краткие и объемные, они переплетаются с повествованием о жизни казаков или душевным состоянием героев.

Какие ассоциации вызвали у вас пейзажные зарисовки?

-разноцветье, разнообразие звуков, запахов…

-бесконечное движение, размах, ширь…

-богатство палитры красок…

-ощущение смысловой наполненности…

-что-то живое, органичное, дышащее…

Какую функцию в романе выполняют пейзажи?

-Пейзажи выполняют душевное состояние героев или придают событиям романа еще больший эпический размах.

-Если перевести это в область литературоведческих терминов, то это будет называться психологический и эпический параллелизм (обращаемся к схеме).

















Третья учебная ситуация (художественный текст под микроскопом).

Пейзаж « Зимой над крутобережным скатом обдонской горы…» ( 3-6-L)

(Приложение 1)

Этапы работы с текстом.

  1. Первое прочтение про себя.

  2. Беседа по вопросам.

Какова атмосфера данного пейзажа?

-Начинается пейзаж с изображения стремительного движения снежного потока. Тревогой и холодом веет от этой картины.

Какими языковыми средствами она создается?

-Выразительные глаголы (кружат, вьют, сметают) и эпитеты ( «знобкие зимние ветры»)

Придают ей динамичность и одновременно создают напряженную атмосферу.

Что придает пейзажу динамичность?

-Даже когда движение лавины останавливается, изображаемая картина не перестает быть динамичной. Изображаемая смену времени суток, Шолохов рисует, как меняет оттенки снежный нанос ( в одной фазе цветовая гамма четырежды меняется).

В какой момент эмоциональная атмосфера фрагмента достигает предельной напряженности?

-Жизнь в природе не затихает ни на минуту. Остановка снежного потока не создает ощущения покоя, наоборот, в этой части пейзажа тревога усиливается и достигает своего предела ( «грозная безмолвием»).

Как меняется характер картины в финальной части? Какова роль глаголов в рассматриваемом фрагменте?

-Читатель в напряжении ожидает, когда нарушится это зыбкое кажущееся равновесие. И такой момент наступает. В финальное части пейзажа ритм становится еще более стремительным, глаголы и глагольные формы – еще более динамичными, они подчеркивают силу необузданной природной стихии, сметающей все на своем пути (сокрушая, ломая, стремительно волоча). Перед нами точная и в то же время предельно выразительная, динамичная картина.

Определите место пейзажа в композиции главы?

- Этот пейзаж следует за эпизодом встречи Григория и Аксиньи после многолетней разлуки и предваряет изображение состояния Аксиньи: «Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному насосу, нужен был самый малый точек…»

Как связано состояние природы с психологическим состоянием Аксиньи?

- Стихия Аксиньиной любви так же сильна и неостановима, как и снежная лавина. Долгая разлука лишь заглушила страсть, но не убила её в сердце героини. Новая встреча с возлюбленным заставила «многолетнее чувство» вспыхнуть с новой неуемной силой. Таким образом, пейзаж оставаясь самостоятельной, абсолютно завершенной картиной одновременно служит важным средством раскрытия душевного состояния героини.

На основании этого сделайте вывод, что становится важнейшим принципом изображения природы? (возвращаемся к схеме).

- Шолохов в своем романе находит множество аналогий между состоянием человека и природы, поэтому важнейшим принципом изображения природы в романе является психологический параллелизм.

3. Однако раскрытие психологического состояние героя – не единственная функция пейзажа в романе. Обратимся к другому примеру:

«Хутора на Дону обезлюдели, будто на покое, на страду вышла Донщина…»

(Приложение 2)

Каков эмоциональный тон текста? Какими средствами автор создает этот тон?

-Скорбь, переходящая в светлую печаль…

- Тон эмоционально- напряженный и величавый, напоминает плач и одновременно скорбную душу.

-Тон создается повышенной ритмичностью: «В погожий сентябрьский день», «По- вдовьему усмехалась…», «За Доном, тронутый желтизной…»

-В первой части описания явно чувствуется былинно- песенное начало. Вынесение глагола на 1-е место: «Ложились родимые головами… лили кровь… истлевали… постановка рядом близких по смыслу слов: «отпращалась, отголосила», «на покос, на страду», «мертвоглазые, беспробудные». Именно былинно- песенное начало определяет эмоциональный тон и ритм. Мы имеем дело с ритмической прозой.

Укажите речевые средства выразительности, создающие эффект психологического напряжения?

- Это прежде всего эмоционально- насыщенные глаголы (обезлюдили, разгоралась, отпрощалась, отголосила, истлевали, гибнул и т.д.). Но настоящая авторская находка- пугающий эпитет мертвоглазые.

Особое чувство вызывает фраза «Дуб ронял свои узорчато-резные листья». В этом ронял чувствуешь и сиротство отца, и опадающие дни человеческой жизни.

? Охарактеризуйте текст с точки зрения метефорического наполнения, образности.

- Текст насыщен тропами. Сразу обращают внимание метафоры покос, страда, основанные на переносе значения с пшеничного поля на поле брани по признаку смерти колоса и человека. Это традиционное для древнерусской литературы сравнение, а вот снижено-грубое лапала (смерть) очень необычно и вместе с тем многозначно : смерть имело лапала – грубо, нагло, не спросясь.

Олицетворение пригорюнился лес так напоминает известное «Дерево с тугою к земле преклонилось».

Интересна метафора цвет казачий. Лучших казаков, работников, кормильцев, защитников потеряла Донщина, осиротела…

Как вы можете объяснить смысл эпитета простоволосая (казачка)?

- Замужние женщины всегда покрывали голову платком. Если казачка оказалась простоволосой, это значит, что горе застигло ее врасплох.

? Укажите особенности композиции текста, попытайтесь объяснить их.

- В тексте можно выделить две части: первое рисует картину общего горя Донщины (горька страда), это как бы общий фон и следует он за повествованием о военных событиях; вторая – развёрнутое пейзажное описание, это как бы крупный план, и он предваряет трагедию мелеховского куреня, получившего весть о смерте Григория (ошибочную весть).

Такой переход от общего к частному оправдан композиционно: описание пейзажа соединяет общую трагедия Донщины с горем одного двора.

? Найдите объединяющее начало этих двух частей. Как вы назовете этот параллельный ряд? (обращаемся к схеме)

- В первой части – гибель казаков и скорбь вдов, во второй скорбь и омертвение природы ( « По- вдовьему усмехалось обескровленное солнце…», «тронутый желтизной, горюнился лес…», «Дуб ронял свои… листья…»). Данный параллельный ряд относится к эпическому параллелизму.

? Охарактеризуйте текст с точки зрения лексического состава.

- В данном тексте встречаются диалектные слова (курень, рудую (кровь), пала), но преобладает, безусловно, современный литературный язык.

Почему, на ваш взгляд, Шолохов осторожен в выборе диалектной и разговорной лексики?

-Обилие диалектных слов затруднило бы понимание произведения. Диалекты и просторечие, конечно, колоритны, но разве можно сравнить их с литературным языком и по глубине содержания, и по благозвучию формы?

4. Выразительное чтение текстов в слух учащимися с последующей оценкой чтения слушателями.

Вариант оценки.

Чтение действительно было выразительным : тонко переданы эмоциональная окраска, ритмичность, лирическая насыщенность, верно расставлены все логические ударения, соблюдены логические паузы, все слова прочитаны правильно, в том числе и диалектные. Всё это свидетельствует о том, что текст «пропущен сквозь призму ума и сердца»

5. Четвертая учебная ситуация (обобщение и закрепление).

В чём, по- вашему, секрет шолоховского пейзажа и образности и сила их воздействия на читателя?

-в способности одухотворить и согреть всё человеческим чувством;

-в поэтическом восприятии жизни как чудесного явления;

- в эмоционально-смысловой насыщенности слов;

-в умении находить неожиданные изобразительно-выразительные средства языка;

- в неисчерпаемом богатстве этих средств;

-то, что Шолохов в меру использует диалектизм, придает особую колоритность произведению и не затрудняет понимания текста;

-автор свободно пользуется народно – песенными приёмами построения речи, усиливая выразительность речи ритмичностью;

-автор создает глубокие по смыслу параллельные ряды, и эти ряды соединены эмоционально-чувственной общностью, самые интимные чувства героев постигаются через природный мир.

Это и есть решение проблемы, постановленной в самом начале урока.

Самостоятельная работа.

Используя заготовки, написать мини-сочинение на тему:

В чём я вижу своеобразие шолоховского пейзажа?

На доске даны клише:

Автор использует…, для того чтобы…

С целью создания… писатель прибегает к таким изобразительно-выразительным средствам…

В центре внимания находится…

Автор ставит задачу раскрыть…

Описать…

Уточнить…

Особо хочется выделить…

Наконец, можно ещё отметить…



Заслушать 2-3 варианта ответа, отметив в них интересные мысли и оригинальные образные выражения.

Подведение итогов.

Удалось ли нам достичь целей урока?...

Комментарий к оценкам учащихся.

Домашнее задание.

Найти в толковом словаре значение термина антропоморфизм ( очеловечивание явлений природы). Сделать письменный анализ одного из указанных учителем пейзажей учитывая образный строй шолоховской речи со свойственным ему антропоморфизмом.



Литература.

  1. Русская литература ХХ века 11 класс II часть / Под ред В.П. Журавлева. –М. :Просвещение,2010.

  2. Русская литература ХХ века 11 класс : Методическое пособие. – М. Дрофа, 2011.

  3. Шолохов в школе : Книга для учителя. Составитель М.А. Нянковский – М. Дрофа, 2011.

  4. Материалы областной научно- практической конференции по проблемам литературного образования. Сборник №1, ч. 1. Ростов –на- Дону. 2000.

  5. Изучение творчества М. Шолохова в высшей и общеобразовательной школе: - М.: Дрофа, 2010.

  6. Шолоховские чтения- 2012г. Сборник 2. Ростов –на Дону. 2009

























Приложение 1

Зимой над крутобережным скотом обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хрептиной спуска, именуемого в просторечии «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб, громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно- сиренивая по утрам и розовая на восходе солнца- повиснет над обрывом снежная громадина. Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит её из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, она, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своём пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежней пыли…

КН 3., ч.6, гл L

Приложение 2

Вместе со второй очередью ушла и третья. Хутора на Дону обезлюдели, будто на покос, на страду вышла вся Донщина.

На границах горькая разгоралась в тот год страда: лапала смерть работников, и не одна уж простоволосая казачка отпрощалась, отголосила по мертвому: «И, родимый ты мо-о-о-ой!.., И на кого ж ты меня покинул?..»

Ложились родимые головами на все четыре стороны, лили рудую казачью кровь и, мертноглазые, беспробудные, истлевали под артиллерийскую панихиду в Австрии, в Польше, в Пруссии… Знать, не доносил восточный ветер до них плача жен и матерей.

Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе.

В погожий сентябрьский день летала над хутором Татарским молочно-радужная паутина, тонкая такая, хлопчатая. По- вдовьему усмехалась обескровленное солнце, строгая девственная синева неба была отталкивающе чиста, горделива. За Доном, тронутый желтизной, горюнился лес, блекло отсвечивал тополь, дуб ронял редкие узорчато-резные листья, лишь ольха крикливо зеленела, радовала живучестью своей стремительный сорочий глаз. КН. 1, ч.3, гл.1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Своеобразие и роль пейзажа в романе «Тихий дон» Михаила Шолохова

Автор: Козлова Римма Андреевна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства