Просмотр содержимого документа
«Что такое проект? Что такое исследование? (Методические рекомендации для старшеклассников)»
Методические рекомендации для старшеклассников
Что такое проект? Что такое исследование?
Автор: Механцева В.И., учитель
русского языка и литературы
Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект
Проект
- это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
– это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи
Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа
Исследованиепонимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
ЦЕЛЬ
Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
ГИПОТЕЗА
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные), следовательно в проекте может не быть гипотезы.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные этапы проектной деятельности :
Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
• Выдвижение гипотезы. • Постановка цели и конкретных задач исследования. • Определение объекта и предмета исследования. • Выбор методов и методики проведения исследования. • Описание процесса исследования. • Обсуждение результатов исследования. • Формулирование выводов и оценка полученных результатов
ПО ПРОДУКТУ
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Проектирование представляется как последовательное выполнение серии четко определенных шагов для получения результата.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез (при необходимости), их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний.
Исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально свободна, не ограничена какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Отличительные особенности проекта:
Наличие проблемы, для решения которой предпринимается проект.
Четко ограниченная целевая группа (благополучатели или для кого…).
Планирование от проблемы.
Отсутствие очевидного алгоритма достижения результата.
Уникальность.
Предсказуемые, определяемые до начала работ результаты.
Пошаговое планирование деятельности.
Ограниченность ресурсов, в том числе ресурса времени (срочность).
Наличие команды с четким внутренним распределением ролей.
Проблемы
"Социальные сети" - почему люди предпочитают живому общению виртуальное. / Королева Галина
"Ипотека" (миф, реальность, практика)
Анорексия как психо-социально-медицинская проблема, вызванная влиянием СМИ. /Гечану Марина
"Западная культура как фактор духовно-нравственного развития молодого поколения России".
"Безработица как социальная проблема молодёжи"
"Социальные сети" - почему люди предпочитают живому общению виртуальное.
"Стадный инстинкт" - почему многие боятся или не хотят выделяться из большинства.
"Вызов обществу" - почему некоторые личности стремятся выделится из серой массы.
Качественно организованная работа над проектом позволит обучающимся
1. Получить представление:
о требованиях к постановке цели и задач социального проекта,
о способах планирования,
о типичных для социального проекта результатах и способах их оценки,
об алгоритмах выполнения действий, типичных для социального проекта,
о типичных для социального проекта рисках и способах их предотвращения ;
2. Освоить:
алгоритм анализа альтернативных способов решения проблемы,
алгоритм постановки цели и задач с использованием дерева проблем,
алгоритм составления плана-графика проекта,
алгоритм анализа рисков;
3. Получить опыт:
анализа альтернативных решений,
целеполагания,
планирования результатов,
планирования деятельности,
анализа рисков.
Источники:
Г.Б. Голуб,О.В. СевостьяноваМетодические материалы для учителя .
Центр профессионального образования Самарской области