kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биография А. А. Блока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена биография великого поэта и анализ его поэмы "Двенадцать".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биография А. А. Блока»

Александр Александрович Блок 1880 – 1921гг

Александр Александрович Блок

1880 – 1921гг

Родители разошлись сразу после рождения сына. Детство и юность Мать, Александра Андреевна (урождённая Бекетова), — детская писательница и переводчица Александр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге Отец, Александр Львович Блок, — юрист, профессор Варшавского университета

Родители разошлись сразу после

рождения сына.

Детство и юность

Мать, Александра Андреевна

(урождённая Бекетова), —

детская писательница и

переводчица

Александр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге

Отец, Александр

Львович Блок, — юрист,

профессор Варшавского

университета

МУЗЕЙ – УСАДЬБА А. БЛОКА ШАХМАТОВО  Усадьба Блока «Шахматово» неразрывно связана с именем любимого многими русского поэта. Она находится в двадцати километрах от Солнечногорска.  В имении Шахматово, купленном дедом поэта профессором А. Н. Бекетовым в 1874 году, Блок проводил летние месяцы и бывал наездами. Здесь создано свыше 300 произведений.

МУЗЕЙ – УСАДЬБА А. БЛОКА ШАХМАТОВО

Усадьба Блока «Шахматово» неразрывно связана с именем любимого многими русского

поэта. Она находится в двадцати километрах от

Солнечногорска.

В имении Шахматово, купленном дедом поэта профессором А. Н. Бекетовым в 1874 году, Блок проводил летние месяцы и бывал наездами. Здесь создано свыше 300 произведений.

Годы  учёбы Введенская гимназия в Санкт - Петербурге Окончив Введенскую гимназию в Петербурге, Блок в 1898 году поступает сначала на юридический факультет петербургского университета, а позже переводится на историко -филологический и специализируется на славяно - русском отделении.

Годы учёбы

Введенская гимназия в Санкт - Петербурге

Окончив Введенскую гимназию в Петербурге, Блок в 1898 году поступает сначала на юридический факультет петербургского университета, а позже переводится на историко -филологический и специализируется на славяно - русском отделении.

Любовь в жизни Блока  В 1903 году, 30 августа, состоялось венчание Александра Блока и Любови Менделеевой.  Первые годы брака сопровождаются шероховатостями, размолвками и непониманием. Молодые супруги принадлежат к передовой, богемной, молодежи .

Любовь в жизни Блока

В 1903 году, 30 августа, состоялось венчание Александра Блока и Любови Менделеевой.

Первые годы брака сопровождаются шероховатостями,

размолвками и непониманием.

Молодые супруги принадлежат к

передовой, богемной, молодежи .

В 1909 году произошли два тяжёлых события в семье Блока: умерли ребёнок. Чтобыприйти в себя, Блок с женой уехали отдохнуть в Италию и Германию. Благодаря итальянским стихам Блока приняли в общество,которое называлось «Академией».  В 1912 году Блок писал драму «Роза и Крест» о поисках сокровенного знания провансальского трубадура Бертрана де Борна. Пьеса была завершена в январе 1913 года, понравилась К. С   С.таниславскому и В. И.   Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.  7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского земского союза, занимался строительством укреплений, был десятником, потом заведующим, должность включала распределение заданий и составление отчётов. Поэт служил в Белоруссии, в окрестностях Пинских болот. На фронте Блок узнал о крушении монархии в феврале 1917 года.

В 1909 году произошли два тяжёлых события в семье Блока: умерли

ребёнок. Чтобыприйти в себя, Блок с женой уехали отдохнуть

в Италию и Германию. Благодаря итальянским стихам Блока приняли в

общество,которое называлось «Академией».

В 1912 году Блок писал драму «Роза и Крест» о поисках сокровенного знания провансальского трубадура Бертрана де Борна. Пьеса была завершена в январе 1913 года, понравилась К. С   С.таниславскому и В. И.   Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского земского союза, занимался строительством укреплений, был десятником, потом заведующим, должность включала распределение заданий и составление отчётов. Поэт служил в Белоруссии, в окрестностях Пинских болот. На фронте Блок узнал о крушении монархии в феврале 1917 года.

Творчество  Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.  В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.  В 1904году были впервые напечатаны  Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» 1907— 1913, цикл «Ямбы» 1907—1914)

Творчество

Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.

В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1904году были впервые напечатаны

Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» 1907— 1913, цикл «Ямбы» 1907—1914)

Последние годы жизни Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи. Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921года. Место первого захоронения Блока на василеостровском Смоленском кладбище. Могила Блока на Волковском кладбище

Последние годы жизни

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из

страны для лечения и последующее ходатайство

Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами.

После такого решения Блок отказался принимать пищу и

лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок

скончался от болезни сердца 7 августа 1921года.

Место первого захоронения Блока на василеостровском Смоленском кладбище.

Могила Блока на

Волковском кладбище

«Двенадцать» (январь 1918 года)

Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» . Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры и возражения (как слева, так и справа) в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта Михаила Савоярова, «грубоватое» творчество которого Блок высоко ценил и концерты которого посещал  десятки  раз. Если судить по поэтическому языку поэмы «Двенадцать», Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. Видимо он испытал на себе влияние человека, с которым в последние предреволюционные годы состоял в приятельских отношениях: певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать  всерьёз и только всерьёз .

Анализ поэмы «Двенадцать»

Анализ поэмы «Двенадцать»

  • Год написания – январь 1918 года.
  • История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.
  • Тема – революция.
  • Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.
  • Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.
  • Направление – символизм с реалистическими чертами.
«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп.  Сюжет  довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней. Начинается поэма с символического  образа ветра  – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая:  «Ветер на всем божьем свете» . Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»:  «барыньку в каракуле» ,  «расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.
  • «Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп.  Сюжет  довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.
  • Начинается поэма с символического  образа ветра  – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая:  «Ветер на всем божьем свете» . Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»:  «барыньку в каракуле»«расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.
Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ:  «винтовок черные ремни» ,  «в зубах цигарка» ,  «примят картуз» , и как будто  апофеоз всему –  «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее. Поэма построена на  контрасте :  «черный вечер»  и  «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом:  «Кругом огни, огни, огни…»  А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет  «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ:  «винтовок черные ремни»«в зубах цигарка»«примят картуз» , и как будто  апофеоз всему –  «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на  контрасте«черный вечер»  и  «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом:  «Кругом огни, огни, огни…»  А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет  «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это  «грустная злоба» . Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить.  Действительно, остается только грустить и скорбеть.  Образ повествователя  является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который  «был никем» , но  «станет всем» : Запирайте етажи,  Нынче будут грабежи!  Отмыкайте погреба –  Гуляет нынче голытьба!
  • И в то же время это  «грустная злоба» . Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить.  Действительно, остается только грустить и скорбеть.  Образ повествователя  является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который  «был никем» , но  «станет всем» :
  • Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба!
На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство  «толстоморденькой»  Катьки, которая  «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла» . Эта сцена –  композиционный центр  поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев.  И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично  убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь  «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой» . Есть ли будущее у тех, кто  «вдаль идет державным шагом» ? Для кого теперь  «свобода без креста» , а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они  «без имени святого» . Но в финале поэмы неожиданно возникает  образ Иисуса Христа . До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?
  • На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство  «толстоморденькой»  Катьки, которая  «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла» . Эта сцена –  композиционный центр  поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев.  И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично  убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь  «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой» .
  • Есть ли будущее у тех, кто  «вдаль идет державным шагом» ? Для кого теперь  «свобода без креста» , а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они  «без имени святого» . Но в финале поэмы неожиданно возникает  образ Иисуса Христа . До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Биография А. А. Блока

Автор: Тележкина Маргарита Вениаминовна

Дата: 16.05.2024

Номер свидетельства: 650718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "А.А.Блок биография"
    ["seo_title"] => string(20) "a_a_blok_bioghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "383032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485200577"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "А.А. Блок  "На поле Куликовом" "
    ["seo_title"] => string(27) "a-a-blok-na-polie-kulikovom"
    ["file_id"] => string(6) "162061"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422296763"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Родная природа в стихотворениях А.А Блока и С. А. Есенина» "
    ["seo_title"] => string(62) "rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-a-a-bloka-i-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "238035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444469955"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "А.А Блок «Ветхая избушка», «Сны»"
    ["seo_title"] => string(31) "a-a-blok-vietkhaia-izbushka-sny"
    ["file_id"] => string(6) "249539"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446913706"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Разработка урока «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_a_blok_dietskiie_ghody_motiv_iedinieniia_chielovieka_i_prirody_"
    ["file_id"] => string(6) "354231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478010201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства