kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Античная литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание античной литературы. Циклы и периодизация античной литературы, боги

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Античная литература»

Античная литература Даже Аид не сумел погасить душ ваших пылкий огонь – Стих полновесный исполнен величия, страсти. Алкей Мессенский

Античная литература

Даже Аид не сумел погасить душ ваших пылкий огонь –

Стих полновесный исполнен величия, страсти.

Алкей Мессенский

Сокровища Древней Эллады Бессоница, Гомер, тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда поднялся.  Как журавлиный клин в чужие рубежи – На головах царей божественная пена – Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?  И море, и Гомер – все движимо любовью. Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит, И море черное, витийствуя , шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. О.Мандельштам.

Сокровища Древней Эллады

Бессоница, Гомер, тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи –

На головах царей божественная пена –

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движимо любовью.

Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,

И море черное, витийствуя , шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

О.Мандельштам.

Боги Олимпа Гера Арес Аполлон Гефест Посейдон Зевс Пан Дионис Деметра Афина Афродита Артемида Гермес Аид

Боги Олимпа

Гера

Арес

Аполлон

Гефест

Посейдон

Зевс

Пан

Дионис

Деметра

Афина

Афродита

Артемида

Гермес

Аид

Античная литература -  от лат. аntiqus - древний — литература древних греков и римлян, которая развивалась на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях; опиралась на развивавшееся на протяжении веков устное народное творчество, переняв определявшую его содержание мифологичность. Манускрипт «Эклог» Вергилия

Античная литература -

от лат. аntiqus - древний — литература древних греков и римлян, которая развивалась на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях; опиралась на развивавшееся на протяжении веков устное народное творчество, переняв определявшую его содержание мифологичность.

Манускрипт «Эклог» Вергилия

Великие римляне Великие греки Гомер Эврипид Гораций Вергилий Аристотель Эсхил Овидий Катулл Платон Софокл

Великие римляне

Великие греки

Гомер

Эврипид

Гораций

Вергилий

Аристотель

Эсхил

Овидий

Катулл

Платон

Софокл

Искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившее временную гармонию человека с природой и его политическим миром.  Гегель

Искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившее временную гармонию человека с природой и его политическим миром. Гегель

Периодизация античной литературы  Архаический период - до 6 в. до н.э. Длинный ряд веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. Предания, которые лежали в основе, греки знали с детства. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр.

Периодизация античной литературы

Архаический период - до 6 в. до н.э. Длинный ряд веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. Предания, которые лежали в основе, греки знали с детства. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр.

Периодизация античной литературы  Классический или Аттический период . 5-4 вв. до н.э.  Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов. Эсхил Эврипид Софокл Аристофан

Периодизация античной литературы

Классический или Аттический период . 5-4 вв. до н.э.

Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

Эсхил

Эврипид

Софокл

Аристофан

Периодизация античной литературы   Эллинистический период - до завоевания Греции Римом возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская литература, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом.  Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII веку до н.э., римской - к III веку до.н.э. Завершение античности - V в. н.э. - падение Римской Империи.  Таким образом, античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет. Менандр

Периодизация античной литературы

Эллинистический период - до завоевания Греции Римом возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская литература, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII веку до н.э., римской - к III веку до.н.э. Завершение античности - V в. н.э. - падение Римской Империи.

Таким образом, античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет.

Менандр

1. В центре древнегреческого и древнеримского искусства находится мир материальный, постигаемый 5 чувствами. Античные художники сосредоточены на воссоздании красоты человеческого тела, форм и линий окружающих предметов, внешней стороны событий. Существует культ обнаженного тела, повышенный интерес к пластическому изображению и склонность к подробным описаниям. Особенности античной культуры Асклепий и Гигиея Ника Дискобол

1. В центре древнегреческого и древнеримского искусства находится мир материальный, постигаемый 5 чувствами. Античные художники сосредоточены на воссоздании красоты человеческого тела, форм и линий окружающих предметов, внешней стороны событий. Существует культ обнаженного тела, повышенный интерес к пластическому изображению и склонность к подробным описаниям.

Особенности античной культуры

Асклепий и Гигиея

Ника

Дискобол

Особенности античной культуры

Особенности античной культуры

  • Античная культура развивалась под знаком союза искусства и философии. Отсюда – созерцательная направленность и стремление к постижению общих законов гармонии мирового и человеческого бытия.
  • В основе античной культуры лежит мифологический фундамент.

Основные периоды развития античной литературы

Дата

Период исторического развития

VIII в. до н.э.

Период развития античной литературы

Переход от общинно-родового строя к рабовладельческому

VII-IV в. до н.э.

Конец IV в. до н.э. – V в.н.э.

Античные авторы и их произведения

Архаический период: письменной литературы не существует, бытует устная форма передачи текстов в творчестве аэдов и рапсодов

Классическая форма рабовладения. Развитие греческих полисов

Время упадка полисов, расцвет военно-монархической державы

Классический период: возникновение письменной литературы; расцвет лирики и драмы

Эпос Гомера

Лирика Сапфо, Анакреонта. Драматургия: трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, комедии Аристофана

Эллинистический период: дальнейшее развитие греческой литературы, появление римской литературы. Наступление «золотого века» римской литературы

Лирика и лирический эпос Катулла, Вергилия, Горация, Овидия

Запомните!

Аэд - в Древней Греции профессиональный исполнитель эпических песен под аккомпанемент щипкового инструмента форминги (наподобие лиры).

Рапсод – (согласно античным объяснениям термина — «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке») профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл — символ права выступать на собрании).

Мифологичность Публичность Музыкальность Стихотворная форма Традиционность Жанровость Особенности античной литературы

Мифологичность

Публичность

Музыкальность

Стихотворная форма

Традиционность

Жанровость

Особенности античной литературы

Мифологичность  Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом.

Мифологичность

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом.

Публичность  Античной литературе присущи публичные формы существования . Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определенным элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем - тетради), включая иллюстрации.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования . Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определенным элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем - тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность  Античная литература была тесно связана с музыкой. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы.

Стихотворная форма  Во всей античной литературе царила стихотворная форма. Эпос произвел традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра . Анакреон Архилох Сапфо и Алкей

Стихотворная форма

Во всей античной литературе царила стихотворная форма. Эпос произвел традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра .

Анакреон

Архилох

Сапфо и Алкей

Традиционность  Традиционность античной литературы выражалась в следующем: система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путем предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии т.д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам . Гомер-эпос Архилох - ямб Эврипид - трагедия

Традиционность

Традиционность античной литературы выражалась в следующем: система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путем предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии т.д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам .

Гомер-эпос

Архилох - ямб

Эврипид - трагедия

Жанровость  Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы. Жанры были четкими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.  Жанры делились на более древние (эпос и трагедия) и новые (идиллия и сатира); на высокие и низкие. Высокие - героический эпос и трагедия. Низкие – сатира и комедия.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы. Жанры были четкими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние (эпос и трагедия) и новые (идиллия и сатира); на высокие и низкие. Высокие - героический эпос и трагедия. Низкие – сатира и комедия.

Древнегреческая литература  Эпос - ( др.-греч . ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей  Лирика – (от греч. Lyra – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи) обозначает поэтические произведения небольшого объема, в которых выражаются чувства и мысли автора. Элегия Эпиграмма Идиллия Жанры лирики Эпиталама Ода Древнегреческая лирика (элегия, ямб, мелос) Лирический поэт Гимн

Древнегреческая литература

Эпос - ( др.-греч . ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей

Лирика – (от греч. Lyra – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи) обозначает поэтические произведения небольшого объема, в которых выражаются чувства и мысли автора.

Элегия

Эпиграмма

Идиллия

Жанры лирики

Эпиталама

Ода

Древнегреческая лирика (элегия, ямб, мелос)

Лирический поэт

Гимн

Древнегреческий театр Жанры древнегреческойдрамы:

Древнегреческий театр

Жанры древнегреческойдрамы:

  • трагедия
  • комедия
  • сатировская драма
Древнеримская литература Древнеримская литература – это литература на латинском языке, первые дошедшие до нас памятники которой относятся к III в. до н.э. «Золотой век» древнеримской литературы – I в. до н.э. К этому времени относятся высшие достижения в области поэзии (Катулл, Вергилий, Овидий, Гораций) и прозы (Цицерон, Юлий Цезарь) Публий Верглий Марон Овидий Гораций

Древнеримская литература

Древнеримская литература – это литература на латинском языке, первые дошедшие до нас памятники которой относятся к III в. до н.э.

«Золотой век» древнеримской литературы – I в. до н.э. К этому времени относятся высшие достижения в области поэзии (Катулл, Вергилий, Овидий, Гораций) и прозы (Цицерон, Юлий Цезарь)

Публий Верглий Марон

Овидий

Гораций

Значение Античность – колыбель  европейской культуры Элементы античной культуры органически присутствуют в нашем мышлении, общественной жизни, языке, художественных образах. Основой многих алфавитов стала греческая и латинская письменность. Во времена античности были созданы богатая мифология, великолепная литература, изумительный театр, танец, музыка, архитектура, скульптура, живопись. Античные ученые сформировали основы права, демократии и других форм власти, политического мышления. Античная литература содержательна: прославляет доблесть и непреклонность человека, любовь к родине, человечность. Актуальным для современности является утверждение древних греков о том, что человек должен развиваться гармонично и всесторонне.

Значение

Античность – колыбель

европейской культуры

  • Элементы античной культуры органически присутствуют в нашем мышлении, общественной жизни, языке, художественных образах.
  • Основой многих алфавитов стала греческая и латинская письменность.
  • Во времена античности были созданы богатая мифология, великолепная литература, изумительный театр, танец, музыка, архитектура, скульптура, живопись.
  • Античные ученые сформировали основы права, демократии и других форм власти, политического мышления.
  • Античная литература содержательна: прославляет доблесть и непреклонность человека, любовь к родине, человечность.
  • Актуальным для современности является утверждение древних греков о том, что человек должен развиваться гармонично и всесторонне.

Проверь себя!

Проверь себя!

  • Раскройте понятие «античность».
  • Назовите периоды, которые выделяют в античной литературе.
  • Назовите особенности античной культуры, литературы.
  • Сформулируйте, что такое роды литературы. Перечислите их.
  • Дайте определение понятиям «эпос», «лирика», «драма».
  • Назовите жанры древнегреческой лирики.
  • Что такое трагедия?
  • Назовите особенности древнегреческой трагедии.
  • Аргументируйте суждение «Античность – колыбель европейской культуры».
Подумай! 1. Перечисленные названия литературных жанров распредели на три группы: эпические жанры, лирические жанры, драматические жанры  Элегия, поэмы, ода, гимн, трагедия, идиллия, комедия  Ответ: Эпические жанры: поэма Лирические жанры: элегия, ода, гимн, идиллия Драматические жанры: трагедия, комедия

Подумай!

1. Перечисленные названия литературных жанров распредели на три группы: эпические жанры, лирические жанры, драматические жанры

Элегия, поэмы, ода, гимн, трагедия, идиллия, комедия

Ответ:

Эпические жанры: поэма

Лирические жанры: элегия, ода, гимн, идиллия

Драматические жанры: трагедия, комедия

Пишем сами! Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Друзья! Составьте синквейн на тему «Античная литература»

Пишем сами!

  • Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Друзья!

Составьте синквейн на тему «Античная литература»

Микрофон сегодня я узнал… было интересно… было трудно… урок дал мне для жизни… я научился…

Микрофон

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • урок дал мне для жизни…
  • я научился…

Список литературы 1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 2. Презентация Сотниченко М.М. 3. http://demsvet.ru/istoriya-knigi/istoriya-antichnoy-literaturyi 4. http://www.testsoch.com/kultura-epoxi-antichnosti-eyo-rol-v-razvitii-mirovoj-kultury/

Список литературы

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

2. Презентация Сотниченко М.М.

3. http://demsvet.ru/istoriya-knigi/istoriya-antichnoy-literaturyi

4. http://www.testsoch.com/kultura-epoxi-antichnosti-eyo-rol-v-razvitii-mirovoj-kultury/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Античная литература

Автор: Исхакова Наталья Анатольевна

Дата: 01.11.2023

Номер свидетельства: 639142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС  "АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА" "
    ["seo_title"] => string(39) "eliektivnyi-kurs-antichnaia-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "137250"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417309102"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) ""Античная литература и культура""
    ["seo_title"] => string(33) "antichnaia-litieratura-i-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "296335"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455979476"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Статья "Изучение античности на уроках литературы в 6 классе""
    ["seo_title"] => string(57) "statiaizuchieniieantichnostinaurokakhlitieraturyv6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "324333"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462427351"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Мифы народов мира и античная литература. Мифология."
    ["seo_title"] => string(52) "mify_narodov_mira_i_antichnaia_literatura_mifologiia"
    ["file_id"] => string(6) "485008"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1541955303"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Античная литература"
    ["seo_title"] => string(21) "antichnaia_literatura"
    ["file_id"] => string(6) "556450"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1598370227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства