Просмотр содержимого документа
«Статья "Изучение античности на уроках литературы в 6 классе"»
СТАТЬЯ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ СОШ № 264 КИРОВСКОГО РАЙОНА СПб
ШИЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ЮРЬЕВНЫ
«ИЗУЧЕНИЕ АНТИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ»
Современная жизнь все явственнее ищет опору в прошлом. Зачастую обращение к античности необходимо человеку для гармонизации отношений человека с миром. Жизнь человека в период античности не была идиллической: жизнью человека управлял Рок, который управлял жизнью и побеждал желания. Но в тяжелом поединке Человека и судьбы ощущалась тесная связь души и мира, признание законов, отличающих Космос от Хаоса.
В 6-ом классе у школьников практически нет опыта общения с античной культурой, так как знакомство с античностью исчезло из Программы 5-го класса по истории и культуре Санкт-Петербурга, а в начальной школе мифы Древнего мира редко изучаются в рамках даже дополнительной программы.
В 6-ом классе учащиеся должны познакомиться с мифологическими представлениями древних греков о сотворении мира, научиться различать олимпийских богов, героев, титанов и пр. Именно в 6-ом классе ученикам предлагается познакомиться с мифами о Геракле, Ахилле, Амуре и Психее. А также предполагается знакомство с произведениями Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Изучение темы может начаться с игры в следопытов, которую любят дети данной возрастной группы. Задание: разыскать следы античности в современной жизни – от античных терминов, которые сопровождают нас в современной речи (Атлантический океан, гигант, титан и пр.), крылатых устойчивых выражений («Авгиевы конюшни» и др.) до архитектуры, в которой античные элементы живы и поныне. Здесь стоит отметить, что следы античности присутствуют не только в языке и искусстве, но даже в психологии человека. Именно поэтому мы легко представляем себе сатиров, сирен, кентавров, сфинксов и грифонов. За каждым персонажем греческой мифологии стоит характер, яркий набор черт. Как же это использовать?
Мы можем вспомнить на уроке греческого бога (к примеру, Зевса), а потом предложить ученикам найти в характере своих друзей и знакомых античный архетип, и эта затея может увлечь школьников, так как позволит им осознать основы характера. Вспомнив о Прометее, мы можем попытаться найти среди своих знакомых человека. Похожего на него, но вряд ли найдем столь самоотверженного человека. Прометей – пример исключительной судьбы и удивительной силы характера.
Далее можно рассмотреть, как выразились характеры греческих богов и героев в античных статуях (рассмотреть репродукцию статуй Зевса в городе Афигны, пятый век до н.э., «отдыхающего Гермеса» Лисиппа и мн.др.), прочитать гимны древним богам, познакомиться со стихотворениями Сафо и подойти к изучению греческой мифологии не поверхностно или академично.
Задача учителя в этом серьезном разговоре с учениками – расширить представления школьников о культуре Античности, о интересе к ней в русском обществе (начиная с эпохи Петра Великого), о философских аспектах древней культуры.
Нужно познать греческую мифологию как волшебный мир красоты тела, сочетаемого с могуществом духа, величия свободы и принятия трагического предназначения. Древнегреческие мифы – гимн величия духа, приближение человека к Вселенной.