Програма элективного курса рассчитана на 34 учебных часа, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старше звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о возникновении и развитии античной литературы.
Просмотр содержимого документа
«Муниципальное общеобразовательное учреждение»
Просмотр содержимого документа
«античная электив»
Не будет учеников, не будет наставников, и мир погрузится во мрак…
Махабхарта. Книга третья.
Введение.
Чувство прекрасного необходимо развивать и воспитывать в каждом. Начинается это воспитание в раннем детстве в семье в процессе общения с родителями , окружающим миром, книгами и продолжается в школе.
Одной из ступенек в мир прекрасного являются уроки литературы. Литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Как показывает опыт работы, на уроках литературы изучаются произведения русской литературы, а на изучение зарубежной литературы отводится неимоверно мизерное количество часов. Поэтому возникла необходимость изучения раздела «Зарубежная литература» на факультативных и элективных занятиях.
Пояснительная записка
Программа элективного курса (курса по выбору для учащихся 9 предпрофильного класса), рассчитанного на 34 учебных часа, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о возникновении и развитии античной литературы.
Поскольку курс предлагается учащимся 9 предпрофильного класса, то его содержание может варьироваться с учетом их склонностей и интересов.
Курс является межпредметным: наряду со сведениями из истории мировой литературы в содержание курса входит знакомство с шедеврами мировой музыки и живописи.
Курс призван дать обучающимся достаточно широкую панораму сведений из истории античной культуры.
Основные принципы курса – системность, историзм.
Направленность курса – развивающая. Прежде всего он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.
Содержание элективного курса согласовано с содержанием учебных программ по истории и литературе для общеобразовательных учреждений.
Темы курса ориентируют учителя на формирование цельных представлений о духовной культуре человечества, освещение тем призвано воспитывать у обучающихся уважительное отношение к прошлому и настоящему своего народа, к культуре других стран, а также направлено на развитие у ребят культуры чувств и культуры мышления. «Кто не был знаком с творениями древних, тот прожил, не ведая красоты». Гегель.
Цель курса
выявление учащихся интересующихся данной тематикой и одаренных детей;
приобретение этими учащимися необходимого культуроформирующего блока знаний, который составляет основу гуманитарного образования.
Задачи
Познакомить обучающихся историческими сведениями, касающимися различных аспектов мировой культуры;
Познакомить с историко-биографической информацией, касающейся выдающихся деятелей античной литературы и искусства;
Обучить навыкам работы со справочной литературой, работы в Интернет (аннотирование, составление тематических картотек, таблиц, схем, рефератов);
Обучить навыкам исследовательских процедур;
Сформировать умения оценивать результаты своего труда;
Развивать творческие способности обучающихся;
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Планируемые результаты
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки, социальные компетенции, личностные качества;
Метапредметные; освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
Предметные результаты; освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Программа рассчитана на 34 недели, 34 часа в год, (1 раз в неделю).
Содержание программы
№ п/п | тема | Количество часов | Тип занятия |
1 | Эллада – средиземноморская страна | 1 | Лекция (презентация) |
2 | Цивилизация Крита и Микен | 1 | Лекция |
3 | Цивилизация Крита и Микен | 1 | Презентации уч-ся |
4 | Эллинские племена на балканском полуострове | 1 | Семинар |
5-6 | Мир богов и героев в эпосе Гомера | 2 | Практическое занятие |
7-8 | Мир богов и героев в эпосе Гесиода | 2 | Практическое занятие |
9-10 | Мифы древней Эллады | 2 | Практическое занятие |
11 | Древнегреческое изобразительное искусство: основные периоды развития | 1 | Защита презентаций |
12 | Храмы, изваяния и вазопись архаического времени | 1 | Защита презентаций |
13 | Классические постройки афинского Акрополя | 1 | Заочное путешествие |
14 | Скульптурный идеал классической Греции: канон Поликлета | 1 | Лекция |
15 | Искусство эллинизма | 1 | Защита презентации |
16 | Мудрецы Древней Греции | 1 | Лекция |
17-18 | Греческие философы в поисках первоисточника мира | 2 | Защита реферата |
19 | Философия и логика эллинских философов-сократиков: опыты самопознания и спора | 1 | Защита реферата |
20 | Мудрость и мудрец у Эпикура | 1 | Лекция |
21 | Сапфо - певица дружбы и любви | 1 | Практическое |
22 | Человек и судьба в древнегреческой трагедии. Эсхил. | 1 | Практическое |
23 | Человек и судьба в древнегреческой трагедии. Софокл. | 1 | Практическое |
24 | Человек и судьба в древнегреческой трагедии. Еврипид. | 1 | Практическое |
25 | Насмешки Аристофана | 1 | Практическое |
26 | Истоки и общие отличия италийской цивилизации | 1 | Лекция |
27 | Загадки цивилизации этрусков | 1 | Лекция |
28-29 | Религиозное представления и культы древних римлян | 2 | Лекция |
30 | Рим и христианство | 1 | Защита рефератов |
31- 32 | Мифы Древнего Рима | 2 | Практическое |
33 | Древнеримские мыслители: от Цицерона до Квинтилиана | 1 | Защита презентации |
34 | Римская литература «Золотой век» | 1 | Защита рефератов, презентаций |
Формы итогового контроля
Творческие и исследовательские работы обучающихся (создание и защита презентаций, защита рефератов).
Требования к выработке умений и навыков обучающихся.
По окончании курса обучения обучающиеся
должны знать:
Культуру Античного периода
Древнегреческих философов
Литературу Древней Греции и Древнего Рима
Основные направления развития древнегреческого искусства и литературы
должны уметь:
Использовать дополнительную литературу, рекомендуемую учителем по заданной теме;
Составлять план своего сообщения;
Привлекать наглядный материал, используя в докладе иллюстрации, фотографии;
Создавать презентации на заданную тему;
Анализировать прочитанные произведения;
Делать обобщающие выводы по теме;
Оценивать выступления соучеников;
Самостоятельно работать по заданной теме;
Использовать ресурсы Интернета.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Литература
Виргинский В.С.Очерки истории науки и техники в XVI – XIX вв.: Книга для учителя. – М., 1984.
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. – М., 1993.
Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. – М., 2002.
История открытий. – М., 1998.
Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. – М., 200
Индивидуальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1995.
Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. /Рук.проекта Дж.Холланд. – М.: ЗАО «Махаон», 2001.
Ресурсы Интернета.
5