kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анафора - средство выразительности речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение стилистических фигур вызывает не только интерес учащихся, но и большие трудности. Данная презентация поможет школьникам эффективнее усвоить данную тему.

 Презентация поможет создать условия для формирования знаний об анафоре как фигуре речи.

Планируемые результаты данного урока:

метапредметные: ученик учится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность;

личностные:  ученик учится вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознает эстетическую  ценность русского языка,  способен к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

предметные: умение определять признаки анафоры, находить её в тексте, выявлять роль анафоры, выявлять особенности употребления анафоры  в текстах художественной литературы, составлять собственные тексты, используя анафору как выразительную фигуру речи;

Задачи урока: способствовать формированию познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД:

- формирование познавательных УУД:  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции анализа и синтеза, подведение под понятие; умение комментировать авторский текст, выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку рассуждения;

- формирование регулятивных УУД:  умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности;

-  формирование личностных УУД:  умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них; умение выражать собственное отношение к предмету обсуждения; способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка своих знаний; умение полно и ясно выражать свои мысли; развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи.

В презентации проиллюстрированы  основные виды такой стилистической фигуры как анафора. Даны задания для закрепления изученного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анафора - средство выразительности речи»

Анафора (от др.-греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Анафора (от др.-греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Виды анафоры Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища Пушкин А. С. Медный всадник Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черноглазую девицу, Черногривого коня. Лермонтов М. Ю. Узник

Виды анафоры

Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков:

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища

Пушкин А. С. Медный всадник

Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Лермонтов М. Ю. Узник

Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Есенин С. А. Не напрасно дули ветры Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных

Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Есенин С. А. Не напрасно дули ветры

Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных

Анафора строфическая З е м л я!.. От влаги снеговой  Она ещё свежа. Она бродит сама собой  И дышит, как дежа. З е м л я!.. Она бежит, бежит  На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит  И про неё поет. З е м л я!.. Всё краше и видней  Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней  До самой смерти жить. З е м л я!.. На запад, на восток, На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук… Твардовский А. Т .

Анафора строфическая

З е м л я!..

От влаги снеговой

Она ещё свежа.

Она бродит сама собой

И дышит, как дежа.

З е м л я!..

Она бежит, бежит

На тыщи верст вперед,

Над нею жаворонок дрожит

И про неё поет.

З е м л я!..

Всё краше и видней

Она вокруг лежит.

И лучше счастья нет, — на ней

До самой смерти жить.

З е м л я!..

На запад, на восток,

На север и на юг…

Припал бы, обнял Моргунок,

Да не хватает рук…

Твардовский А. Т .

Строфико-синтаксическая анафора Пока не жаждет пулемёт  Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет  Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм  Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром  Полей золотоносным даром. Пока не скажет вражий гром  Своё вступительное слово, В полях не может быть иного  Ловца пространств, чем агроном. Тихонов Н. С.

Строфико-синтаксическая анафора

Пока не жаждет пулемёт

Распотрошить людскую гущу,

Живёт и здравствует омет

Средь мельниц, урожай жующих.

Пока не страждет командарм

Рассечь врага одним ударом,

Амбары полнятся недаром

Полей золотоносным даром.

Пока не скажет вражий гром

Своё вступительное слово,

В полях не может быть иного

Ловца пространств, чем агроном.

Тихонов Н. С.

Ритмическая анафора Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах: Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\ Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\ Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\ Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\ Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\ По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\ Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\ Ку|да /\ ду|ша пере|носится…| /\ /\ Фет А. А.

Ритмическая анафора

Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:

Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\

Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\

Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\

Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\

Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\

По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\

Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\

Ку|да /\ ду|ша пере|носится…| /\ /\

Фет А. А.

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи, например, в Эдде: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек». Ещё более важным считалось некогда совершенно одинаковое обращение к богам, чтобы не разгневать ни одного из них, или к властителям, заседающим вместе (например, на суде, военном собрании, на званом пиру): Почтеннейшим, достоуважаемым, высокоучёным и благомудрым господам бургомистрам и ратманам и почтеннейшим, именитым и предусмотрительным господам эльтерманам и старикам вместе со всем бюргерством всех трёх гильдий королевского города Ревеля, моим повелителям и всемилостивейшим государям и добрым друзьям. Бальтазар Руссов, «Хроника провинции Ливония» Анафора встречается и в прозаической речи. Формы приветствия и прощания чаще всего строятся анафорические (в подражание народному у миннезингеров, трубадуров, также и у поэтов нового времени). Интересно отметить в такой анафоре её историко-культурную подкладку.

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи, например, в Эдде: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек».

Ещё более важным считалось некогда совершенно одинаковое обращение к богам, чтобы не разгневать ни одного из них, или к властителям, заседающим вместе (например, на суде, военном собрании, на званом пиру):

Почтеннейшим, достоуважаемым, высокоучёным и благомудрым господам бургомистрам и ратманам и почтеннейшим, именитым и предусмотрительным господам эльтерманам и старикам вместе со всем бюргерством всех трёх гильдий королевского города Ревеля, моим повелителям и всемилостивейшим государям и добрым друзьям.

Бальтазар Руссов, «Хроника провинции Ливония»

Анафора встречается и в прозаической речи. Формы приветствия и прощания чаще всего строятся анафорические (в подражание народному у миннезингеров, трубадуров, также и у поэтов нового времени). Интересно отметить в такой анафоре её историко-культурную подкладку.

Практика! Задание 1 Укажите пример, где используется анафора. 1) Главные созвездия необходимо знать моряку, путешественнику, летчику, разведчику, геологу... Главные созвездия помогают находить правильный путь в незнакомой местности. 2) Мы видим каждую звезду не такой, как она есть, а какой была в прошлом. Так, письмо, дошедшее до нас через неделю после его написания, сообщает только о событиях, происшедших неделю назад. 3) В лесу всегда теплее. Ветер не любит сюда добираться. Нет ему тут воли. 4) Теперь дальние кусты и деревья на поле, на межах казались тенями волков. Только то, что я знала здесь каждый куст и каждое дерево, выручало меня. Задание 2 Какой троп или стилистическая фигура используются в предложении? Только память вы мне оставьте, Только память в последний миг. 1) синтаксический параллелизм 2) эпифора 3) градация 4) анафора

Практика!

Задание 1

Укажите пример, где используется анафора.

1) Главные созвездия необходимо знать моряку, путешественнику, летчику, разведчику, геологу... Главные созвездия помогают находить правильный путь в незнакомой местности.

2) Мы видим каждую звезду не такой, как она есть, а какой была в прошлом. Так, письмо, дошедшее до нас через неделю после его написания, сообщает только о событиях, происшедших неделю назад.

3) В лесу всегда теплее. Ветер не любит сюда добираться. Нет ему тут воли.

4) Теперь дальние кусты и деревья на поле, на межах казались тенями волков. Только то, что я знала здесь каждый куст и каждое дерево, выручало меня.

Задание 2

Какой троп или стилистическая фигура используются в предложении?

Только память вы мне оставьте,

Только память в последний миг.

1) синтаксический параллелизм

2) эпифора

3) градация

4) анафора

ЗИМНЯЯ НОЧЬ И падали два башмачка  Со стуком на пол. И воск слезами с ночника  На платье капал. И всё терялось в снежной мгле  Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна  Вздымал, как ангел, два крыла  Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело  Свеча горела на столе, Свеча горела. Мело, мело по всей земле  Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара  Летит на пламя, Слетались хлопья со двора  К оконной раме. Метель лепила на стекле  Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озарённый потолок  Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анафора - средство выразительности речи

Автор: Игнатова Юлия Александровна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-sriedstva-vyrazitiel-nosti-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446297125"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока: Художественно-изобразительные средства русского языка. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-khudozhiestvienno-izobrazitiel-nyie-sriedstva-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "143603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418562934"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  К ЗАДАНИЮ № 24   ЕГЭ   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
    ["seo_title"] => string(70) "trienirovochnyie-uprazhnieniia-k-zadaniiu-24-iege-po-russkomu-iazyku-1"
    ["file_id"] => string(6) "275160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452525390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства