Просмотр содержимого документа
«Активные стратегии обучения на уроках литературы в 10 классе.»
Тема: Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности школьников»
(на примере моделирования урока по теме А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Выполнили:
Жаманбаева Ш.А
Актуальность проекта
Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике
Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны на прямую с определенными учебными областям
Цель проекта:
Предложить эффективные стратегии обучения при работе с текстами на уроках литературы в контексте новых требований к развитию читательской грамотности школьников.
Вовлечь учащихся в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни на примере комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Задачи проекта:
Анализ реальных результатов, полученных в ходе урока русской литературы.
Наша задача - не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и умение использовать прочитанное для осуществления жизненных целей.
Ожидаемые результаты
Выполняя работу в коллаборативной среде, учащиеся могут сравнить различную изложенную информацию в произведении, обнаружить в нём доводы в подтверждении выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных мыслей автора, уловить суть текста, оценить утверждения , сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, привести доводы в защиту своей точки зрения.
Содержательный аспект
Читательская грамотность (по PISA и PIRLS) определяется по уровню сформированности трёх читательских умений: вызов, осмысление, рефлексия.
КРИТЕРИИ УРОВНЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:
• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла(определение главной темы, обшей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т. д.);
• нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);
• интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
• рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся)
6 шляп мышления
Ученики должны как бы надеть свою мыслительную шляпу, т.е. призадуматься, поразмыслить шестью различными способами в зависимости от цвета шляпы. Сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном цвете, представляет оценку и восприятие анализируемого произведения со всех сторон.
Учебно-организационные роли, функции в группе: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор.
МЕТОД ЖИГСО
Так, чтобы ознакомить учащихся с текстом по литературе, предлагаем разделить содержание комедии «Горе от ума» на 5 отрывков, несколько сократив их , но так, чтобы смысл остался ясен.
Задача : за 45 минут работы вызвать у учащихся живой интерес к произведению, организовать взаимообучение в группах, научить выбирать главное в прочитанном, передавать знания другим.
Метод Жигсо критического мышления- решение . После ознакомления с текстом предложено творческое задание – нарисовать рекламу постановки комедии. Ребята, взаимодействуя в группе, за 10 минут создали красочные рекламы.
Приёмы по развитию навыков составления вопросов
Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Выводы
1. Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений
2.Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РК:
- она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, отмеченного в седьмом пункте 41 статьи Закона «Об образовании»
3. Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).
Использованная литература
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли./М., Просвещение,2011.