kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные стратегии обучения на уроках литературы в 10 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная презентация показывает на примерах, как можно заинтересовать учащихся на уроках при изучении литературных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Активные стратегии обучения на уроках литературы в 10 классе.»

Тема: Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности школьников» (на примере моделирования урока по теме А.С.Грибоедова «Горе от ума»)  Выполнили:  Жаманбаева Ш.А

Тема: Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности школьников»

(на примере моделирования урока по теме А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Выполнили:

Жаманбаева Ш.А

Актуальность проекта  Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность.  Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике  Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны на прямую с определенными учебными областям

Актуальность проекта

Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность. 

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике

Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны на прямую с определенными учебными областям

Цель проекта:  Предложить эффективные стратегии обучения при работе с текстами на уроках литературы в контексте новых требований к развитию читательской грамотности школьников.  Вовлечь учащихся в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни на примере комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».  Задачи проекта:  Анализ реальных результатов, полученных в ходе урока русской литературы.  Наша задача - не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и умение использовать прочитанное для осуществления жизненных целей.

Цель проекта:

Предложить эффективные стратегии обучения при работе с текстами на уроках литературы в контексте новых требований к развитию читательской грамотности школьников.

Вовлечь учащихся в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни на примере комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Задачи проекта:

Анализ реальных результатов, полученных в ходе урока русской литературы.

Наша задача - не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и умение использовать прочитанное для осуществления жизненных целей.

Ожидаемые результаты Выполняя работу в коллаборативной среде, учащиеся могут сравнить различную изложенную информацию в произведении, обнаружить в нём доводы в подтверждении выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных мыслей автора, уловить суть текста, оценить утверждения , сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, привести доводы в защиту своей  точки зрения.

Ожидаемые результаты

Выполняя работу в коллаборативной среде, учащиеся могут сравнить различную изложенную информацию в произведении, обнаружить в нём доводы в подтверждении выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных мыслей автора, уловить суть текста, оценить утверждения , сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, привести доводы в защиту своей точки зрения.

Содержательный аспект  Читательская грамотность (по PISA и PIRLS) определяется по уровню сформированности трёх читательских умений: вызов, осмысление, рефлексия.

Содержательный аспект

Читательская грамотность (по PISA и PIRLS) определяется по уровню сформированности трёх читательских умений: вызов, осмысление, рефлексия.

КРИТЕРИИ УРОВНЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла(определение главной темы, обшей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т. д.);

• нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

• интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

• рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся)

6 шляп мышления Ученики должны как бы надеть свою мыслительную шляпу, т.е. призадуматься, поразмыслить шестью различными способами в зависимости от цвета шляпы. Сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном цвете, представляет оценку и восприятие анализируемого произведения со всех сторон.  Учебно-организационные роли, функции в группе: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор.

6 шляп мышления

Ученики должны как бы надеть свою мыслительную шляпу, т.е. призадуматься, поразмыслить шестью различными способами в зависимости от цвета шляпы. Сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном цвете, представляет оценку и восприятие анализируемого произведения со всех сторон.

Учебно-организационные роли, функции в группе: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор.

МЕТОД ЖИГСО Так, чтобы ознакомить учащихся с текстом по литературе, предлагаем разделить содержание комедии «Горе от ума» на 5 отрывков, несколько сократив их , но так, чтобы смысл остался ясен. Задача : за 45 минут работы вызвать у учащихся живой интерес к произведению, организовать взаимообучение  в группах, научить  выбирать главное в прочитанном,  передавать знания другим. Метод Жигсо критического мышления- решение . После ознакомления с текстом предложено  творческое задание – нарисовать рекламу постановки комедии. Ребята, взаимодействуя в группе, за 10 минут создали красочные рекламы.

МЕТОД ЖИГСО

Так, чтобы ознакомить учащихся с текстом по литературе, предлагаем разделить содержание комедии «Горе от ума» на 5 отрывков, несколько сократив их , но так, чтобы смысл остался ясен.

Задача : за 45 минут работы вызвать у учащихся живой интерес к произведению, организовать взаимообучение  в группах, научить  выбирать главное в прочитанном,  передавать знания другим.

Метод Жигсо критического мышления- решение . После ознакомления с текстом предложено  творческое задание – нарисовать рекламу постановки комедии. Ребята, взаимодействуя в группе, за 10 минут создали красочные рекламы.

Приёмы по развитию навыков составления вопросов

Приёмы по развитию навыков составления вопросов

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Таблица Донны Огл

«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Выводы 1. Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений  2.Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РК:  - она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, отмеченного в седьмом пункте 41 статьи Закона «Об образовании»  3. Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

Выводы

1. Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений

2.Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РК: 

- она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, отмеченного в седьмом пункте 41 статьи Закона «Об образовании»

3. Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

Использованная литература

Использованная литература

  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли./М., Просвещение,2011.
  • Материалы лекций по теме.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активные стратегии обучения на уроках литературы в 10 классе.

Автор: Жаманбаева Шолпан Аталыковна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Статья.  «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». "
    ["seo_title"] => string(145) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-siemi-moduliei-proghrammy-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "119526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413455561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Обучение через диалог на уроках литературы в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(72) "obuchieniie-chieriez-dialogh-na-urokakh-litieratury-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "207674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430585656"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Новые подходы в преподавании. Диалоговое обучение. "
    ["seo_title"] => string(56) "novyie-podkhody-v-priepodavanii-dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "171474"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423673666"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по русскому языку в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(96) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417970030"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства