Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" (7 класс)»
Что вы знаете о жизни Древней Руси? Кто такой был вещий Олег?
«Песнь о вещем Олеге» основана на летописном предании, приведенном Карамзиным в «Истории государства Российского». Олег - первый киевский князь из рода Рюрика, овладевший Киевом, в который перенес столицу из Новгорода, и подчинивший своей власти ряд славянских племен. После похода в 907 году на столицу Византии, Царьград, во время которого он, по сказанию летописца, прибил в знак победы свой щит на царьградских воротах, получил прозвище Вещий - чародей.
Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе.
С другой стороны, «Песнь…» - это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.
Во-первых, обращение к историческому прошлому:
Как ныне сбирается вещий Олег,
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение:
Открой мне всю правду, не бойся меня,
В награду любого возьмешь ты коня.
Во-вторых, таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя:
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.
Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
Кудесник произносит практически гимн Олегу и его коню, и заканчивает его неожиданной и страшной фразой. Горькая ирония слышится в этой фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен.
Прощание с конем - один из самых драматичных эпизодов:
Прощай мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня…
О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже «кудри их белы, как утренний снег». Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: «Могучий Олег головою поник…». Олег упрекает себя за то, что поверил кудеснику, называя его «лживым, безумным стариком».
Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти, а его чувства. Это то самое «сердце у героя». Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Проанализировав эту балладу, мы выяснили, что А.С.Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: « Волхвы не боятся могучих владык…»
Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт.