№ | Название разделов и тем | Количество часов по теме | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Основное содержание. Цели | Сроки |
1 | Введение . Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы. А.С. Пушкин «Медный всадник» | 1 | Групповая: вспомнить и назвать наиболее значимые произведения. Индивидуальная: составить таблицу «Периоды. События и изменения в литературе» Рассказ, работа с книгой, опорные записи, демонстрация | Познакомить с целями и задачами предмета, обзорно раскрыть основные темы и проблемы русской литературы 20 века; подчеркнуть значение русской литературы 20 века в развитии русского и мирового литературного процесса. | |
2 | И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». «Лёгкое дыхание». Поэтика рассказа | 1 | Коллективная. Групповая Рассказ, работа с книгой, опорные записи, демонстрация | Раскрыть философское содержание рассказа Бунина. | |
3 | «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа | 1 | Коллективная. Групповая | | |
4 | Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». | 1 | Коллективная. Групповая | Показать своеобразие рассказа, новизну в изображении психологического состояния человека; вызвать желание обсудить прочитанное; увидеть неоднозначность трактовок. | |
5 | «Тёмные аллеи» Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | 1 | Коллективная. Групповая | |
6 | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. | 1 | Коллективная. Групповая | | |
7 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество | 1 | Коллективная. индивидуальная | Дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся» и «Поединок» | |
8 | Идея и художественные особенности повестей «Олеся» и «Поединок» | 1 | Коллективная. индивидуальная | |
9 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» . | 1 | Коллективная. индивидуальная | Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; обозначить роль детали в рассказе | |
10-11 | Л.Андреев «Иуда Искариот» | | | | |
12 | М.Горький. Жизнь и творчество. | 1 | Коллективная, индивидуальная | Познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького | |
13 | Ранние романтические рассказы. «Макар Чудра». Проблематика и особенности композиции рассказа | 1 | Коллективная, индивидуальная | Раскрыть особенности романтических рассказов. | |
14 | Романтический пафос и суровая правда в рассказе «Старуха Изергиль» | | | | |
15 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 1 | Коллективная, индивидуальная | Показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. | |
16 | Три правды в пьесе «На дне». | 1 | Коллективная, индивидуальная | Создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки. | |
17 | Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы. | 1 | Коллективная, групповая, индивидуальная | | |
18 | «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии | 1 | Анализ поэтического текста | Раскрыть особенности русского символизма | |
19 | Особенности русского символизма. Брюсов как основоположник русского символизма | 1 | Рассмотреть своеобразие звучания сквозных тем поэзии Брюсова | |
20 | Акмеизм как литературное течение. Истоки акмеизма | 1 | Анализ поэтического текста | Дать понятие об акмеизме как литературном течении, определить роль поэтов Ахматовой, Гумилева, Мандельштама в развитии русского акмеизма | |
21 | Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева | 1 | Анализ поэтического текста | Познакомить с жизнью и творчеством поэта, отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева | |
22 | Футуризм как литературное направление.Русские футуристы | 1 | Анализ поэтического текста | Отметить характерные черты русского футуризма | |
| | | | | |
23 | Слово о поэте. Блок как основоположник русского символизма. «Стихи о прекрасной даме» | 1 | Коллективная, групповая | Показать значение творчества Блока для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова. Продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Блока, продолжить развитие понятия образ-символ Проследить , как тема России звучит в поэзии Блока, углубить понятия образ-символ | |
24 | Тема «страшного мира» в лирике А.Блока | 1 | |
25 | Тема России в поэзии Блока. Цикл «На поле Куликовом..» | 1 | |
26 | Поэт и революция. «Двенадцать». Проблематика и поэтика | 1 | |
27 | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. | 1 | Коллективная, групповая, индивидуальная | Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности. | |
28 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери» | 1 | Коллективная, групповая | Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.Есенина; проследить эволюцию темы. | |
29 | Тема России в лирике С.А.Есенина. «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская», «Пушкину» | 1 | Коллективная, групповая | Показать народность творчества С.Есенина; проследить эволюцию темы. | |
28 | Любовная тема в лирике С.Есенина. «Мы теперь уходим понемногу», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», Не желаю, не зову, не плачу…» | 1 | Коллективная, групповая | Познакомить учащихся с любовной лирикой поэта; показать динамику ее развития. | |
29 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Отговорила роща золотая», «Сорокоуст» (отрывок). | 1 | Индивидуальная | Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия; выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль; передавать информацию адекватно поставленной цели. | |
30- | Обзор русской литературы 20-ых годов. | 1 | Коллективная. групповая | | |
31 | Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-ых годов. | 1 | | | |
32 | Поэзия 20-ых годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. | 1 | Коллективная. групповая | | |
33 | Русская эмигрантская сатира | 1 | | | |
34 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. | 1 | Коллективная. групповая | Дать представления о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере и бунтарском духе; познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта; разобраться, что является в них объектом сатиры, какими художественными средствами добивается поэт сатирического эффекта в своих произведениях. Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; сатирические произведения | |
35 | Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» | 1 | | |
36 | Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» | 1 | Коллективная. групповая | Познакомить учащихся с любовной лирикой поэта; показать динамику ее развития. | |
37 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Письмо Татьяны Яковлевой», «Разговор с фининспектором о поэзии» | 1 | Индивидуальная | дать представление о значении его произведений, его новаторском характере и бунтарском духе | |
38 | Сочинение по творчеству С.А.Есенина и В.В. Маяковского. | 1 | Коллективная. Групповая, индивидуальная | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его; писать сочинение различных жанров; составлять письменный текст на заданную тему. | |
39 | Литература 30-ых годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-ые годы | 1 | Коллективная. Групповая, индивидуальная | | |
40 | Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» | 1 | Коллективная, групповая | Знать биографию писателя, историю создания романа и пьесы. Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему. | |
41 | Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»:особенности композиции и проблематика. | 1 | Коллективная, групповая | Знать историю создания и публикацию романа «Мастер и Маргарита» | |
42 | Понтий Пилат и Га –Ноцри в романе | 1 | | Определять авторскую позицию по отношению к героям произведения | |
43 | Сатирический и фантастический пласты романа Булгакова | 1 | | Рассмотреть авторские приемы раскрытия пластов в романе, определить значение образа Воланда | |
44 | Апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака | 1 | Характеристика литературного героя | Проследить эволюцию образов героев, определить авторские приемы раскрытия темы творчества ии любви | |
45-46 | Сочинение по творчеству Булгакова | 2 | Коллективная, групповая | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его; писать сочинение различных жанров; составлять письменный текст на заданную тему | |
47 | «Механизированное» общество в романе Е Замятина «Мы» | 1 | Исследование | | |
48 | Мир Заболоцкого Н.А. | 1 | Анализ поэтического текста | | |
50 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» | 1 | Коллективная, индивидуальная Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа и систематизировать ее. | Знать основные вехи жизненного и творческого пути А.А.Ахматовой; особенности ее стиха. Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой. | |
51 | Жизнь и творчество А.П.Платонова | 1 | | | |
52 | Необычность языка и стиля повести Платонова «Котлован» | 1 | | Раскрытие утопических идей общей жизни, углубить понятие стиля писателя | |
53 | Жизнь и творчество А.А.Ахматовой | 1 | | Познакомить с основными этапами творчества Ахматовой | |
54 | Художественное своеобразие и поэтическое мастерство А.Ахматовой | 1 | | Искренность интонаций ,Музыкальность стиха, Психологизм лирики | |
55 | Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 | Коллективная. индивидуальная | Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Познакомить учащихся с историей создания поэмы; показать особенности композиционного строения и их роль в раскрытии идейного содержания; углубить представления о патриотизме и гражданственности лирики Ахматовой. | |
56 | О.Э.Мандельштам. «Notre Dame”, Бессоница.Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Давно мне тело- что мне делать с ним…», «Петербургские строфы», «Век». | 1 | Индивидуальная Владеть навыками работы с различными источниками информации | Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. Цель: познакомить с личностью и творчеством поэта; показать особенную манеру поэтического письма; определить истоки художественных образов произведений. | |
57 | Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля.. | 1 | Коллективная. Индивидуальная Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой или О.Э.Мандельштама | Знать основные мотивы лирики М.Цветаевой. Обозначить основные темы и мотивы цветаевской лирики; разобраться в особенностях поэтического текста, увидеть своеобразие лирической героини произведений. | Знать основные мотивы лирики М.Цветаевой; Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели |
58 | М.А.Шолохов. Судьба и творчество. «Тихий Дон». темы произведения | 1 | Коллективная. индивидуальная | Знать биографию писателя; историю создания и замысел «Донских рассказов». Уметь выступать с устным сообщением. Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова, дать представление о значении его произведений, о полемике вокруг авторства, представить широту эпического повествования, систему образов, основные темы произведения | |
59 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 1 | Коллективная. индивидуальная | Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности, главных героев, основные сюжетные линии. Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения; проследить творческую судьбу романа; представить широту эпического повествования, систему образов, основные темы; показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и ее влияние на человека | |
60 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» этой трагедии с судьбой общества. | 1 | Коллективная | отметить гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшего о гражданской войне как о трагедии народа; показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. | |
61 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | 1 | Коллективная | Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме. показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь | . |
62 | Р.р. Сочинение по творчеству М.А. Шолохова. | 1 | Коллективная | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. | |
63 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. | 1 | Коллективная | показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров. | |
64 | Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в военной прозе. К.Воробьев «Убиты под Москвой» | 1 | | | |
65 | Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-ых годов. | 1 | Коллективная | дать общую характеристику литературного процесса второй половины 20 века; ввести понятия «деревенская» проза, «городская» проза, «лагерная» тема; показать роль литературы в духовном обновлении общества. Знать основные сюжетные линии, главных героев, смысл названия | |
66 | Образ России в лирике Н. Рубцова. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Звезда полей», «Тихая моя Родина» | 1 | Выразительное чтение наизусть | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении | |
67 | «Деревенская» тема в рассказах Шукшина | 1 | Анализ текста, групповая | Раскрыть понятие «деревенская проза», продолжать развитие навыков анализа текста | |
68 | «Городская» проза в современной литературе. Ю.Трифонов «Дом на набережной» | 1 | Анализ текста | Раскрыть понятие «городская проза», рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта | |
69- 70 | В.С. Розов «Вечно живые», | 1 | | Знать биографию писателя, историю создания произведения, его проблематику. Уметь выступать с устным сообщением | |
А.В. Вампилов «Утиная охота» Гражданский долг и любовь к Родине. | 1 |
71 | Жизнь и творчество А.Т.Твардовского. | 1 | Коллективная, индивидуальная | Знать основные мотивы лирики А.Т.Твардовского. Уметь выступать с устным сообщением; выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте; передавать информацию адекватно поставленной цели | |
72 | Память войны в поэзии Твардовского: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Память матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента», «Я убит подо Ржевом…», «Жить бы мне век соловьём-одиночкой…», «Ты дурра, смерть: грозишься людям» | 1 |
73 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. | | Коллективная, индивидуальная | познакомить учащихся с биографией писателя, разнообразием дарований его творческой натуры; дать представление о творчестве Пастернака- поэта. Знать основные этапы жизни и творчества Б.Л.Пастернака; основные мотивы лирики Пастернака. Уметь анализировать лирическое произведение. | |
74 | Философская глубина раздумий в стихотворении поэта | 1 |
75-76 | Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции. | 2 | Коллективная, индивидуальная | познакомить учащихся с судьбой романа; дать представления о взглядах Пастернака на проблему места и роли человека в истории; показать гуманизм этих взглядов. Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения | |
77 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. | 1 | Коллективная, индивидуальная | показать публицистичность рассказа, обращение к читателю; вызывать эмоциональный отклик при анализе рассказа. Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией | |
78 | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | 1 |
79 | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. История создания книги «Колымские рассказы» | 1 | Коллективная, индивидуальная | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь выделять в тексте нравственно- идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним. | |
80 | Основные темы творчества В.Астафьева | 1 | Коллективная | показать нравственные идеалы писателя, раскрыть философский смысл цикла «Царь- рыба. | |
81 | Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь- рыба». | 1 |
82 | Народ и его земля в повести В.Г.Распутина «Пожар» | 1 | Коллективная | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. | |
83 | Проблемно-тематический диапозон поэзии И.А. Бродского «Ни страны, ни погоста…», «Прощай, позабудь…», «Сретенье», «Рождественская звезда» | 1 | Коллективная | Знать основные темы лирики поэта Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | |
84 | Особенности звучания современной авторской песни | 1 | Коллективная | Выявить особенности творчества Б.Окуджавы, В.Высоцкого | |
85 | Основные направления и темы литературы русского зарубежья | 1 | | Дать понятия о литературе этого периода, определить особенности творчества русских авторов-эмигрантов | |
86 | Литература конца ХХ-начала ХХI веков | 1 | Индивидуальная, рецензия | Выявить особенности литературы этого периода | |
87 | Вечные темы мировой литературы: Э.Хемингуэй, | 1 | | | |
88 | Литература последнего десятилетия. (обзор) | 1 | | Знать основные вехи жизни и творчества писателей. Знать особенности языка, стиля писателя | |
89 | Литература последнего десятилетия. (обзор) | 1 | | Уметь отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. Уметь самостоятельно редактировать сочинение | |
90-102 | Резервные уроки | 12 | | | |