№ п/п | Дата План/ факт. | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности обучающихся |
| | Введение ( 1час) |
1. | 02.09 | Введение. Роль книги в жизни человека и общества. | Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. | Путешествие в книгу, словарная работа |
| | Устное народное творчество (10 часов) |
2. | 03.09 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) | Ответы на вопросы, сочинение загадки, частушки или колыбельной песенки. |
3. | 04.09 | Сказка как вид народной прозы.Волшебная сказка «Царевна –лягушка» | Сказка как вид народной прозы. | Знакомство со сказкой, ее героями, пересказ отдельных фрагментов, создание иллюстраций |
4. | 09.09 | «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его противники и помощники. | Нравоучительный и философский характер сказок. Виды сказок.Волшебная сказка» Царевна-лягушка» | |
5. | 10.09 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | Облик волшебницы Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Иван-царевич, его помощники и противники. | Знакомство со сказкой, ее героями, пересказ отдельных фрагментов, создание иллюстраций |
6. | 11.09 | «Иван -крестьянский сын и чудо -юдо» как волшебная сказка героического содержания. | Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания. Знакомство с волшебной и героической сказкой; развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты. | Вспомнить необычные сказки, присказки, концовки. Чтение, пересказ. |
7. | 16.09 | Образ главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. | Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя, особенности сюжета. | |
8. | 17.09 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Р.р. | Эстетика волшебной сказки. Вариативность народных сказок | Работа с текстом сказок, приводят примеры сказочных формул из изученных и самостоятельно прочитанных сказок. |
9. | 18.09 | Сказка «Солдатская шинель» как образец бытовой сказки. | Народные представления о добре и зле в бытовых сказках | Осмысление сюжета сказок, ответы на во-просы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов сказочниках» |
10. | 23.09 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | Народное представление о справедливости | |
11. | 24.09 | Мои любимые русские народные сказки. Вн.чт. | Русские народные сказки. | Выразительное чтение, пересказ, пре-зентация иллюстраций |
| | Из древнерусской литературы (2 часа) |
12. | 25.09 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | Возникновение древнерусской литературы. Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи. | Слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы. |
13. | 30.09 | Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | |
| | Из литературы 18 века (2часа) |
14. | 01.10-02.10 | М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случилось два астронома в пиру». | М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение. «Случились два астронома в пиру». Знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим стихотворением | Чтение статьи о Ломоносове, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения |
| | Из русской литературы 19 века (44 часа) |
15. | 07.10 | Жанр басни в мировой литературе. Вн.чт. | Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). | Создание иллюстраций к басням, ответы на вопросы. |
16. | 08.10 | И.А.Крылов. Басня «Волк и ягненок». | Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие об аллегории и морали. | Выразительное чтение, творческая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа |
17. | 09.10 | Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица». | Истоки басенного жанра, русские басни Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение, беседа |
18. | 14.10 | Басня «Волк на псарне» - аллегорическое отражение исторических событий. | Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Обличение человеческих пороков и исторических событий в басне «Волк на псарне» | Выразительное чтение, творческая работа, тест |
19. | 15.10 | Конкурс инсценированной басни. Р.р. | Понятие об эзоповом языке. | Нарисовать иллюстрации к прочитанным басням И. А. Крылова. |
20. | 16.10 | В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка. | Сказка «Спящая царевна». Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной сказки. | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие ху-дожественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. |
21. | 21.10 | Баллада «Кубок». Благородство и жестокость ее героев. | Понятие о балладе, герои баллады. Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок». | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. |
22. | 22.10 | Детство А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | А.С.Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Комментированное чтение и обсуждение стихотворения «Няне», «Зимнее утро». | Чтение и проверка первичного восприятия. Работа с учебником. Рассказ о поэте. |
23. | 23.10 | «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | А. С. Пушкин.Сюжеты и образы народных сказок в Прологе. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов. | Работа с учебником, выступление подготовленных учащихся, выразительное чтение, словарная работа, просмотр отрывков из фильма «Руслан и Людмила» |
24. | 28.10 | Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки, система образов сказки. | Слушание сказки в исполнении народных артистов, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, иллюстрирование сказки. |
25. | 29.10 | Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | Помощники царевны. Красота внешняя и внутренняя. Королевич Елисей. Победа добра над злом. | Чтение эпизодов выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассо-циативных связей с произведениями жи-вописи |
26. | 30.10 | Сопоставление «сказки о мертвой царевне» Пушкина с народной и сказкой Жуковского «Спящая царевна». Р.р. | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | Сопоставление литературной сказки с народной, двух литературных сказок |
27. | 11.11 | Р.р. СОЧИНЕНИЕ №1: 1. В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богарырях» А.С.Пушкина? 2. Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке…»? 3. «Спящая царевна» Жуковского и «Сказка о мертвой царевне» Пушкина: общность и различие | Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему | Написание сочинения. |
28. | 12.11 | Стихи и проза. Р.р | Ритм, рифма, стопа. Способы Рифмовки. Стихотворная и прозаическая речь | Словарная работа, практическая работа, знакомство с новой терминологией |
29. | 13.11 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» | Русская литературная сказка. Сюжет сказки. | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение |
30. | 18.11 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» | Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | |
31. | 19.11 | В.М.Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Вн.чтение. | Любовь к природе, стремление к независимости, свободолюбие. Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. | Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко. |
32. | 20.11 | В.М.Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Вн.чтение. | Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения | Работа в группах, анализ эпизодов, индивидуальная творческая работа. |
33. | 25.11 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино» Историческая основа стихотворения. | Начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа произведения. | Знакомство с содержанием стихотворения «Бородино», художественный анализ текста, наблюдение над развитием сюжета и поведением героев, словарная работа |
34. | 26.11 | Патриотический пафос стихотворения Лермонтова «Бородино» | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Художественный анализ текста: особенности сюжета, композиции, образ простого солдата-труженика своеобразие поэтического языка, своеобразие в изображении батальных сцен. | Работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение наизусть Исследовательская работа по тексту |
35. | 27.11 | Представление о сравнении, гиперболе, звукописи, метафоре. Р.р. | обучение выразительному чтению наизусть | Выполнение тестовых заданий, чтение наизусть, практическая работа |
36. | 02.12 | Н.В.Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | Знакомство с детством и юностью Н.В.Гоголя, своеобразием его первого сборника, Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». История создания, художественное своеобразие. Повесть «Заколдованное место».Знакомство с героями повести. Яркость характеров. Работа над характеристикой персонажей произведения. Средства создания их образов: портрет, пейзаж, речь. | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полно-ценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями ху-дожников; чтение по ролям. |
37. | 03.12 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | Понятие о фантастике. Юмор. Сочетание реального и фантастического, трагического и комического в повести | Групповая работа с текстом, сообщение о трудных словах текста, создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению. |
38. | 04.12 | Моя любимая повесть из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вн.чт | | Пересказ текстов, нахождение реального и фантастического, комического и трагического в повестях |
39. | 09.12 | Н.А.Некрасов.Стихотворение «На Волге». | Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке | Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи; составление цитатного плана. |
40. | 10.12 | Поэтический образ русской женщины» в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос». | Поэтический образ русской женщины, мир детства в стихах Некрасова Фольклорные традиции в произведении. Голос автора в поэме. Трагическое и лирическое звучание текста. | Выразительное чтение стихотворения «На Волге», знакомство с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях», словарная работа, беседа по содержанию |
41. | 11.12 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». | Картины детства и окружающего мира. | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
42. | 16.12 | И.С.Тургенев. «Муму». | Тургенев. Страницы жизни и творчества писателя. Повесть «Муму». История создания. Реальная основа повести. Прототипы главных героев. Выразительное чтение текста произведения. | Слушание, работа с учебником, заочное путешествие, чтение рассказа. |
43. | 17.12 | Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. История отношений Герасима и Татьяны | Герасим – главный герой повести. Протест Герасима против барыни и её челяди. Работа над характеристикой героя. Средства создания его образа. | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами |
44. | 18.12 | Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. | Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства. Сравнение, гипербола. | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа. |
45. | 23.12 | Возвращение Герасима в деревню - протест против крепостничества. | Понятие о литературном герое | |
46. | 24.12 | Р.р. Сочинение №2 по рассказу Тургенева «Муму» (подготовка и написание) 1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима? 2. Друзья и враги Герасима. 3. В чем вина и беда барыни. 4. Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великоду-шие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства | Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему | Индивидуальная работа: сочинение |
47. | 25.12 | А.А.Фет. Картины русской природы в изображении поэта. «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы…» | Воплощение красоты жизни в его творчестве. Красота природы. Слово о поэте. | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение. |
48. | 30.12 | Природа и человек в стихотворениях Фета. | | |
49. | 13.01 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» — рассказ-быль | «Кавказский пленник» - рассказ-быль. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | Чтение статьи учебника о пи-сателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие. |
50. | 14.01 | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. | Обучение сравнительной характеристике героев | |
51. | 15.01 | Жилин и татары. Жилин и Дина. | Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе | Художественный пересказ, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, сравнение характеров, проведения двух литературных персонажей. |
52. | 20.01 | Краткость и выразительность языка рассказа. Творческая работа: 1. Жилин и Костылин – разные судьбы. 2. Друзья и враги пленного Жилина. 3.Почему горцы назвали Жилина джигитом? Р.р. | Рассказ как эпический жанр. Сюжет, композиция, идея произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Разные судьбы героев» | Создание творческих работ Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста. |
53. | 21.01 | А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». | Знакомство с биографией Чехова, развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира» | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией |
54. | 22.01 | Речь персонажей как средство их характеристики. Понятие о юморе. | Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. | Выступления учащихся, беседа по домашнему заданию, комментированное чтение и чтение по ролям, беседа по содержанию. |
55. | 27.01 | Рассказы Антоши Чехонте. Вн. Чтение | Сочинение-миниатюра «О чем заставили задуматься юмористические рассказы Чехова?» | Выразительное чтение, инсценирование, выразительное чтение по ролям |
Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе |
56. | 28.01 | Образы природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А.Н.Плещеев. «Весна». И.С.Никитин. «Утро». Ф.И.Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...» | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Образ лета. Образ осени. Образ зимы. | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; вырази-тельное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. |
57. | 29.01 | Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А.Н.Майков. «Ласточки». И.С.Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И.З.Суриков. «Зима» | Образы русской природы в поэзии. Лирика Ф.Тютчева, И.Никитина, А. Плещеева, А. Майкова, и др. | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; вырази-тельное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения. |
Из русской литературы 20 века (30 часов) |
58. | 03.02 | И.А.Бунин. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | Обучение анализу лирического произведения. Стихотворные размеры. | Работа с учебником, с иллюстрациями, комментированное чтение. |
59. | 04.02 | Восприятие прекрасного героями рассказа Бунина «Косцы» | «Дивная прелесть» и «очарование» песен косцов. | |
60. | 05.02 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец. | Короленко. Страницы жизни и творчества. Знакомство с произведением. Выразительное чтение текста. Вася и его отец. Развитие их отношений. Аналитический пересказ текста. | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста. |
61. | 10.02 | Жизнь семьи Тыбурция. Сюжет и композиция повести. | Взаимопонимание – основа отношений в семье. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Комментированное чтение текста. | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести. |
62. | 11.02 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | Доброта и сострадание героев повести. Путь Васи к правде и добру | Уметь характеризовать поступки героев, давать им оценку. |
63. | 12.02 | Глава «Кукла» — кульминация повести. Р.р | Повесть как эпический жанр. | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов, работа над планом характеристики героев. |
64. | 17.02 | Р.р. СОЧИНЕНИЕ №3: 1. Вася и его отец: от вражды к пониманию 2.Два отца: Тыбурций и судья 3. Маруся и Соня: два детства 4. Путь Васи к правде и добру | Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему. | Уметь письменно отвечать на вопросы по повести, |
65. | 18.02 | С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». | Есенин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Комментированное чтение и обсуждение. Образ Родины. Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. Особенности стиля поэта. | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение |
66. | 19.02 | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». | Отражение в сказе П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» народных представлений о положительном герое. Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка. Понятие о сказе, трудолюбие и талант Данилы-мастера. | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки. |
67. | 24.02 | Образ Хозяйки Медной горы. | Понятие о сказе. Отличие сказа от сказки. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе | Знать особенности прозы Бажова, жанровые особенности сказа, уметь составлять характеристику героев. |
68. | 25.02 | К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | Паустовский. Страницы жизни и творчества писателя. Рассказ «Тёплый хлеб». Выразительное комментированное чтение произведения. Сюжет и композиция произведения. Работа над составлением плана текста. Выборочный пересказ отдельных эпизодов.Роль пейзажа в тексте. Герои и их поступки в рассказе «Тёплый хлеб». Нравственная проблематика произведения. | Чтение статьи о писателе, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки. |
69. | 26.02 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | Реальные и фантастические события и персонажи сказки | Знать содержание сказок Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
70. | 03.03 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Вн.чт. | Мысль автора об ответственности человека перед природой. Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение |
71. | 04.03 | Сравнения и эпитеты в сказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» Р.р. | Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. | |
72. | 05.03 | С.Я.Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | С.Я.Маршак. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки. | Знать особенности жанра пьесы-сказки. |
73. | 10.03 | Положительные и отрицательные герои. | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» | Владеть умениями анализа текста художественного произведения. уметь давать оценку действиям героев, представлять аргументированное собственное мнение. |
74. | 11.03 | Художественные особенности пьесы-сказки. Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом | Сказки народные и литературные. | |
75. | 12.03 | Творческая работа по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: 1. Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» 2. Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» 3. Пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки. Р.р. | Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему | |
76. | 17.03 | А.Платонов. «Никита». Быль и фантастика. | Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Никита». Комментированное чтение текста. | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. |
77. | 18.03 | Душевный мир героя. Его отношения с природой. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда. | Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев. |
78. | 19.03 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | Черты характера героя и его поведение в лесу | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи |
79. | 01.04 | Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. | Черты характера главного героя и его поведение в экстремальной ситуации. Комментированное чтение и выборочный пересказ текста. | |
80. | 02.04 | Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций | Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, восприятие прочитанного. |
81. | 07.04 | Р.р. СОЧИНЕНИЕ №4: 1. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева „Васюткино озеро“)» 2. Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева) | Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему. | Совершенствование умения писать на заданную тему, высказывать свою точку зрения, аргументировать, делать выводы. |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) |
82. | 08.04 | Дети и война. К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете» | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. Сюжет в лирическом произведении. | Владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста |
83. | 09.04 | Дети и война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. | |
Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе |
84. | 14.04 | И.А.Бунин. Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. | |
85. | 15.04 | Образ Родины в стихах о природе. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов | «Родина неяркая моя» в стихотворениях И. А. Бунина, Д.Б. Кедрина, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова.Картины природы. | Владеть навыками анализа поэтического текста, уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении. Уметь определять особенности звукового оформления, рифму, определять настроение стихотворения |
86. | 16.04 | Анализ лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов ХХ века) Творческая работа: Р.р. | | |
Писатели улыбаются |
87. | 21.04 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. | Выразительное чтение по ролям. |
88. | 22.04 | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах | Игры «кавказских пленников» и «робинзонов». | Знать содержание рассказов, владеть умением анализа текста художественного произведения. |
Из зарубежной литературы (13 часов) |
89. | 23.04 | Р.Стивенсон. «Вересковый мед». | Подвиг героя баллады Стивенсона « Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в поэзии писателя. | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение. |
90. | 28.04 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни. Вн.чт. | Произведение о силе человеческого духа Комментированное чтение и обсуждение выборочных глав. Герой на острове. Устройство жизни. | Знать биографические сведения о Дефо и его творчестве, уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове, уметь пересказывать эпизоды. |
91. | 29.04 | «Робинзон Крузо» - произведение о силе духа, о неисчерпаемых возможностях человека. Вн.чт. | Черты характера главного героя: настойчивость, упорство, трудолюбие, способность преодолевать трудности. | Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. |
92. | 30.04 | X.К.Андерсен. «Снежная королева». | Близость произведения к народной сказке. | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», |
93. | 05.05 | Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | «Снежная королева». Мастер слов и сказок. Помощники Герды. Победа добра, любви и дружбы | сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне». |
94. | 06.05 | Мужество Герды в поисках Кая. | Составлять аналитический пересказ выделенных эпизодов, анализировать подтекст в произведении. Выразительно читать текст, анализировать прочитанное, составлять письменный ответ на заданный вопрос. В игровой соревновательной форме демонстрировать знание текстов сказок Андерсена, писать отзыв на прочитанное произведение. | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев |
95. | 07.05 | Наши любимые сказки Х.К.Андерсена. Вн.чт | | Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных. |
96. | 12.05 | Р.р. Творческая работа: 1. Герда против Снежной королевы. 2. Добро и зло в сказках Андерсена. 3. О чем мечтал Андерсен в своих сказках? 4. Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными? | Кай и Герда: что их связывает и в чем они противостоят друг другу. «В какой длинный путь она отправилась ради него…» Подготовка к домашнему сочинению. | Развитие творческих аналитических способностей |
97. | 13.05 | Жорж Санд. «О чем говорят цветы». | Спор героев о прекрасном. | Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; подготовка к сочинению-миниатюре. |
98. | 14.05 | Марк Твен: «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Вн.чт. | Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера». Комментированное чтение и обсуждение выборочных глав. Том и его друзья. Черты характера героев. | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ, инсценирование эпизодов, установление ассоциативных связей с произведением живописи. |
99. | 19.05 | Дружба Тома и Бекки. Вн.чт. | Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций | Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена, уметь составлять словесный портрет |
100. | 20.05 | Д Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Становление его характера | Тематика произведения. Основные черты героев Лондона. Нравственное взросление героя рассказа | Знать биографию Д.Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа, понимать и объяснять специфику «сказание», уметь охарактеризовать образ героя. |
101. | 21.05 | Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа | Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства. | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. |
102. | 26.05 | Итоговый урок «Путешествие по стране Литературии 5 класса» Что читать летом. | Итоговый урок-праздник, выявление уровня литературного развития учащихся | |