Необходимо сделать текст содержательным, решающим эстетическую задачу. Здесь может помочь приём «раскадровки» текста для кинофильма – перевод одного вида искусства в другой. Эта задача делает составление плана и пересказ необходимыми средствами для другой, более сложной и содержательной работы. Начинается эта работа с составления сценария, выявления эпизодов предполагаемой съёмки. На этом этапе возникают сложные вопросы. Можно ли всё написанное передать средствами другого вида искусства? Необходимо ли целиком убирать речь рассказчика? Что при этом теряется? Следует ли вводить «голос за кадром», озвучивающий рассказчика? И т.д. Как правило, киносценарий выглядит следующим образом: кадр/картинка | звук | длительность | особые условия | | | | | Графа «кадр/картинка» подразумевает графическое изображение происходящего в фильме, то есть, то, что мы увидим (с учётом планов изображения). Графа «звук» - то, что мы услышим (речь героев, музыка). Таким образом, киносценарий включает в себя раскадровку. Работа над составлением киносценария усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого. В процессе составления киносценария убеждимся в том, что не всё в литературном тексте можно перенести на экран, что есть вещи, не переводимые на язык кино. Сталкиваясь с претворением литературного текста в киноизображение, начинаем понимать, что каждый вид искусства неповторим и незаменим. Сценарий литературный. Это, скажем так, самый настоящий и полновесный сценарий. Его задача – в художественной форме пересказать фабулу будущего фильма. Пишется он так же, как пишется любое литературное произведение. Вот почему так легко выпустить книгу по фильму. Она ведь практически готова! Иногда упоминают об отличии в диалогах: сценарные реплики обязаны быть живыми, в отличие от правильных литературных диалогов в художественной литературе. Но в последнее время писатели всех мастей тоже вовсю используют разговорный стиль. Пример литературного сценария: Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы. Или вот так: Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним. И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий – это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма. При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса. Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.
Приложение 2.
Как создать исследование. Поставьте проблемный вопрос (что вы будете исследовать); Определите цели и задачи исследования; Распланируйте ход работы; Во время исследования постарайтесь не упустить детали; Проанализируйте полученные результаты; Сделайте выводы (они должны соответствовать цели).
Приложение 3.
Как создать дневник. Дневник как литературный жанр Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например. (Д.С. Лихачёв) Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное: “Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия). Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации. История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания. Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды. 1. Дохристианская Русь. В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных. 2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...». 3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников. 4. XVIII — начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»;Вяземский П. «Из старой записной книжки»). 5. XIX — начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника. 6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет — «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского). Следует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе. Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн. Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать. Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём. Дневник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе. Попробуйте поставить себя на место героини и от её имени написать дневник.
|