Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература» для 8 класса составлено на основе рабочей программы курса «Литература», разработанной учителем русского языка и литературы Полухиной Татьяной Олеговной в соответствии с авторской Программой курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С. А. Зинин. -2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013г. (ФГОС. Инновационная школа). Количество часов 68, в неделю 2 часа. В связи с тем, что в программе 70 часов, внесены изменения за счет уплотнения материала в разделы «У. Шекспир» на 1 час и «М. Сервантес» на 1 час.
№ урока | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
-
| Введение Художественная литература и история. Творческий процесс. | 1 | 01.09 | |
| Из устного народного творчества | 3 | | |
-
| Исторические песни. Периоды создания русских исторических песен. «Иван Грозный молится по сыне». | 1 | 06.09 | |
-
| Исторические песни. «Возвращение Филарета». Связь с представлениями и исторической памятью | 1 | 08.09 | |
-
| Исторические песни. «Солдаты освобождают Смоленск» | 1 | 13.09 | |
| Из древнерусской литературы | 3 | | |
-
| «Житие Сергия Радонежского».Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси- основные нравственные проблемы житийной литературы. | 1 | 15.09 | |
-
| Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. «Слово о погибели русской земли» | 1 | 20.09 | |
-
| «Житие Александра Невского» (фрагмент). Глубина и сила нравственных представлений о человеке. | 1 | 22.09 | |
| Из литературы XVIII века | 5 | | |
| Г.Р. ДЕРЖАВИН | 2 | | |
-
| Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа». Тема отношений поэта и власти | 1 | 27.09 | |
-
| Г.Р. Державин «Памятник». Тема поэта и поэзии. | 1 | 29.09 | |
| Н.М. КАРАМЗИН | 3 | | |
-
| Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин | 1 | 04.10 | |
-
| Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика повести, новый тип героя, образ Лизы. | 1 | 06.10 | |
-
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» | 1 | 11.10 | |
| Из литературы XIX века | 33 | | |
-
| В.А. Жуковский. Краткие сведения о поэте. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». Художественное богатство поэтических произведений. | 1 | 13.10 | |
-
| К.Ф. Рылеев. Краткие сведения о поэте. «Иван Сусанин» | 1 | 18.10 | |
-
| К.Ф. Рылеев « Смерть Ермака». Основные темы, мотивы | 1 | 20.10 | |
| А.С. ПУШКИН | 8 | | |
-
| Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы» | 1 | 25.10 | |
-
| Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. | 1 | 27.10 | |
-
| «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). | 1 | 08.11 | |
-
| «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие) | 1 | 10.11 | |
-
| «Капитанская дочка». Система образов романа. | 1 | 15.11 | |
-
| «Капитанская дочка». Отношение автора к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. | 1 | 17.11 | |
-
| Р.Р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | 22.11 | |
-
| Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | 24.11 | |
| М.Ю. ЛЕРМОНТОВ | 3 | | |
-
| Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»: свободолюбие, гордость и сила духа – основные мотивы поэмы. | 1 | 29.11 | |
-
| Художественная идея поэмы «Мцыри» и средства ее выражения; образ - персонаж, образ- пейзаж. | 1 | 01.12 | |
-
| « Мцыри – любимый идеал Лермонтова». В. Г. Белинский) | 1 | 06.12 | |
| Н.В. ГОГОЛЬ | 6 | | |
-
| Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. | 1 | 08.12 | |
-
| Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, взяточничества | 1 | 13.12 | |
-
| Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | 1 | 15.12 | |
-
| Подготовка к классному сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | 20.12 | |
-
| Р.р. Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | 22.12 | |
-
| Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. | 1 | 10.01 | |
| И.С. ТУРГЕНЕВ | 3 | | |
-
| Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви. | 1 | 10.01 | |
-
| Повесть И.С. Тургенева «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера | 1 | 17.01 | |
-
| И.С. Тургенев «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. | 1 | 17.01 | |
| Н.А. НЕКРАСОВ | 2 | | |
-
| Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны..». | 1 | 24.01 | |
-
| Н.А. Некрасов «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | 1 | 24.01 | |
| А.А. ФЕТ | 2 | | |
-
| Краткие сведения об А.А. Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой» «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». | 1 | 31.01 | |
-
| Гармония чувств, единство с миром природы – основные мотивы лирики А.А. Фета | 1 | 31.01 | |
| А.Н. ОСТРОВСКИЙ | 3 | | |
-
| Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка». Творческая и сценическая история пьесы. | 1 | 07.02 | |
-
| «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Элементы фольклора в сказке. | 1 | 07.02 | |
-
| Образ Снегурочки. Язык персонажей | 1 | 14.02 | |
| Л. Н. ТОЛСТОЙ | 3 | | |
-
| Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести). | 1 | 14.02 | |
-
| Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | 1 | 21.02 | |
-
| Р.р. Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | 1 | 28.02 | |
| Из русской литературы XX века | | | |
| М. ГОРЬКИЙ | 3 | | |
-
| М.Горький. Основные вехи биографии писателя. | 1 | 07.03 | |
-
| Рассказ «Макар Чудра». Художественнее своеобразие ранней прозы М. Горького. Специфика песни и романтического рассказа | 1 | 07.03 | |
-
| Рассказ «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. | 1 | 07.03 | |
| В. В. МАЯКОВСКИЙ | 2 | | |
-
| Краткие сведения о поэте.«Я» и «вы». | 1 | 14.03 | |
-
| Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | 14.03 | |
| О серьезном – с улыбкой | 2 | | |
-
| Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества. «Свои и чужие» | 1 | 14.03 | |
-
| М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | 21.03 | |
| Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ | 2 | | |
-
| Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Я не ищу гармонии в природе…», « Некрасивая девочка», «Старая актриса» | 1 | 21.03 | |
-
| Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов. | 1 | 04.04 | |
| М.В. ИСАКОВСКИЙ | 2 | | |
-
| Основные вехи биографии поэта. «Катюша». Творческая история стихотворения. | 1 | 04.04 | |
-
| «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Продолжение в творчестве М. В. Исаковского традиций русской народной поэзии и лирики XIX века. | 1 | 04.04 | |
| В.П. АСТАФЬЕВ | 3 | | |
-
| Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. | 1 | 11.04 | |
-
| Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика. | 1 | 11.04 | |
-
| Р.р. Классное сочинение по рассказу «Фотография, на которой меня нет» | 1 | 18.04 | |
| А.Т. ТВАРДОВСКИЙ | 2 | | |
-
| Основные вехи биографии поэта. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы | 1 | 18.04 | |
-
| «За далью - даль». Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие. | 1 | 25.04 | |
| В.Г. РАСПУТИН | 3 | | |
-
| Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. | 1 | 25.04 | |
-
| Нравственная проблематика повести В.Г. Распутина «Уроки французского».Новое раскрытие темы детства на страницах повести. | 1 | 25.04 | |
-
| Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания. Мотивы милосердия | 1 | 16.05 | |
| Из зарубежной литературы У.Шекспир. | 2 | | |
-
| Краткие сведения об У. Шекспире. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем: жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей. | 1 | 16.05 | |
-
| Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» на русской сцене. | 1 | 23.05 | |
| М. СЕРВАНТЕС | 2 | | |
-
| Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. | 1 | 23.05 | |
-
| Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Рекомендации для летнего чтения | 1 | 23.05 | |
Сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
Сочинение должно быть основано на знании текста.
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
В сочинении необходимо показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если приводится термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что под ним понимается.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
2. Самый комический эпизод в «Ревизоре»
3. Нравственные принципы чиновников города N, ваше отношение к ним.
4. Придуманная и реальная жизнь Хлестакова.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. | Безошибочная работа или 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая |
«4» | I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок. | 2 орфографических и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 0 орфографических и 4 пунктуационные, а также 2 грамматических. |
«3» | 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок. | 4 орфографических и 4 пунктуационных, или 3 орфографическая и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. |
«2» | 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок. | 7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографическая и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационные, 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических. |
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».