kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система подготовки к написанию итогового сочинения по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе представлены все этапы подготовки к написанию итогового  сочинения по литературе в 2017-18 учебном году. Когда и что нужно делать, чтобы сочинение было правильно выстроено;

 • Как грамотно составить вступление и заключение;

 • Что делать для того, чтобы не сбиться с темы и не упустить ничего важного.

 Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к написанию итогового сочинения по литературе»

«Итоговое сочинение – что это такое?»


Общие сведения об итоговом сочинении


РАСПИСАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2017-18 У/Г

6.12

7.02

16.05


ОТЛИЧИЕ ОТ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЕГЭ


критерий

Итоговое сочинение

Егэ по литературе

Основная задача

Соответствие теме

Аргументация

Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений

Тематический отбор

Деление по блокам

Одна на выбор среди 5ти предложенных

Деление по хронологическому принципу

Одна на выбор среди3х предложенных

объем

350

Мин.250

200

Мин.150

Орфография

учитывается

Не учитывается

Речь и композиция

второстепенна

Влияет на итоговый балл

оценка

Зачет/незачет

баллы

Список литературы

неофициальный

официальный


ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

КРИТЕРИИ

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение лите

3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»; 5. «Грамотность».

Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом),

а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет»

сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация.

зачет

незачет

Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы

1.сочинение написано без привлечения литературного материала,

2.в нем существенно искажено содержание произведения,


3.литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения


4. не менее 1го литер. произведения

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

«зачет»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или 6 отсутствует тезисно-доказательная часть.


Критерий № 4 «Качество письменной речи»

зачет

незачет

Речевое оформление текста сочинения Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Критерий №5 «Грамотность»

зачет

незачет

Грамотность выпускника

если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

3) Знакомство со структурой итогового сочинения

Основная часть должна составлять 2/3 всего сочинения,

вступление + заключение =1/3 сочинения. Не забывайте об этом.

Например, вступление =60 слов, заключение = 64 слова, основная часть = 248 слов, итого –372 слова


НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА 2017-18 У\Г

«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».

Когда и что нужно делать, чтобы сочинение было правильно выстроено;

• Как грамотно составить вступление и заключение;

• Что делать для того, чтобы не сбиться с темы и не упустить ничего важного.

Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.

2. Определившись с темой, подберите эпиграф.

3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:

4. аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении, – вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения, – аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения.

5. На черновике составьте план работы.

6. Подберите доказательства своих мыслей и идей: – цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их, – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения, – подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.

7. Определите стиль изложения своей авторской позиции.

8. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.

9. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.

10. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы.

11. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.

12. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.

13. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.

14. Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.

15. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы.

16. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.

17. Проверьте пунктуацию

Кроме этого, можно начать с актуальности темы, её значимости...

 В данной таблице тезис входит в состав вступления. Можно писать иначе: тезисы – в основной части.

 Тезис выделен жирным шрифтом. Его можно писать в главной части.


ВСТУПЛЕНИЕ

во вступлении можно использовать комментарий фипи


1.«Верность и измена»

СУ: Эту тему можно трактовать очень широко, начиная от любви и брака и заканчивая верностью Родине или собственным идеалам. Этика психология и философия этих проявлений волнует многих и привлекает литераторов всх времен и народов)


ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМ

Что может привести человека к измене?

Всегда ли хороша верность?

Есть ли разница между изменой и предательством?

Супружеская верность - ценность или обуза?К чему приводят измены?

Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».

Можно ли простить предательство?

Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Что толкает человека на измену?

Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля ягода»

Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»?

«Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций

Какое предательство самое страшное?

Согласны ли вы с утверждением : «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?.

Согласны ли вы с утверждением «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит»?. (Август Платен)

Может ли быть неверным благородное сердце?

Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: « Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? ?(К. Мелихан)

Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?

Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)

Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?

Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?

Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)

Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)

Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?

Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?.

ЛИТЕРАТУРА К НАПРАВЛЕНИЮ "ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА"

"Гроза"

"Анна Каренина"

"Тарас Бульба"

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин". "Капитанская дочка".

"Судьба человека"

"Сотников"

«Война и мир» (Наташа Ростова)

«Евгений Онегин» (... Но я другому отдана, / Я буду век ему верна)

В.Распутин «Живи и помни»

Л.Андреев «Иуда Искариот»

Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание". "Униженные и оскорбленные".

А.И. Куприн. "Гранатовый браслет". "Куст сирени"

М.А. Булгаков. "Мастер и Маргарита".

И.А. Бунин. "Солнечный удар".

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1.


В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.


(Примерное начало сочинения. Универсальное начало:

Жизнь часто ставит нас перед сложным выбором, и самый трудный диалог человек ведет с самим собой. .

Верность и измена...Какой выбор сделать:

быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи, лицемерия? (Из комментариев фипи: Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте).


переход к теме сочинения

формулировка

Тема

Как начать

Примеры вступлени

1. Тема дана в форме чьего-то высказывания




Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя.

Х.Джубран

Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым формулировав тезис.

Совет: тезис можно писать в основной части

Хамиль Джубран, размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: «Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис). (64 слова)

Подтвердите или опровергните высказывание Ф.Шиллера: "Верная любовь помогает переносить все тяготы"?
























А.И.Куприн "Куст сирени"

Н.В.Г. "Тарас Бульба"


формулировка


Тема


Как начать


Примеры вступлениия

2. Тема дана в форме вопроса


В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему?



Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис.

Совет: тезис можно писать в основной части

Интересно, зависит ли разумная и эмоциональная жизнь человека от возраста? Думаю, да. Дети часто живут чувствами, открыто выражая эмоции – в жизни взрослых разум занимает больше места, чем у детей. Наверное, это происходит потому, что взрослые умеют контролировать свои эмоции, они более рациональны, чем дети. (тезис) (44 слова)

Когда возникает выбор между верностью и предательством?


Что толкает человека на измену?






Л.Н.Т. "Анна Каренина"


формулировка


Тема


Как начать


Примеры вступлени

3. Тема дана в форме назывного (номинального) предложения




Содружество разума и чувств

Переделать назывное предложение, данное в качестве темы, в вопросительное, добавив цепочку вопросов.

Ответив на них, вы сформулируете тезис


Совет: тезис можно писать в основной части

Что объединяет разум и чувства? Может ли человек жить, всегда подчиняясь разуму, или его жизнь обеднеет, если в ней не будет чувств и эмоций? Мне кажется, что разум и чувство должны «дружить», а объединить их может целостность человека: если человек живет без разума, то он глуп и невыносим, а если он живет без чувств, то он робот. Только в «содружестве разума и чувства» человек является личностью. (тезис) (66 слов)

Верность и измена в сюжетах русских классиков.










формулировка


Тема


Как начать


Примеры вступлени

4. Тема дана в форме утверждения




Чувства сильнее разума...








Начните с размышления

Совет: тезис можно писать в основной части

«Чувства сильнее разума...» Спорное утверждение. Нередко разум и чувства конфликтуют. Чувства говорят: "Хочу!", разум отвечает: "Нужно". Разум утверждает: "Правильно так", чувства протестуют: "Не хочется". Как решить это противоречие? Что победит (разум или чувства), зависит от многих факторов: от воспитания, темперамента, характера, от того, кто находится рядом и помогает или мешает, от жизненной ситуации... (тезис) (53 сл.)

Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля ягода"?



Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"


АРГУМЕНТЫ

Толкование слова (понятия, явления)

Аргументы 2-3 аргумента



Из личного опыта

Из литературы


Верность и измена



Предательство- нарушение верности ком-чему-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Это отступничество, доносительство. Предательство - это измена в ответ на доверие.

Предательство во все времена считалось поступком, позорящим честь человека

Назвать, проанализировать произведение с какой-либо стороны

В качестве аргумента или аргументов можно брать примеры из художественной или публицистической как отечественной, так и зарубежной литературы.

можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!), можно остановиться на образе одного или нескольких героев, можете сопоставить героев, противопоставить их, можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения,

можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогают раскрыть тему.


Если вы берете в качестве одного из аргументов стихотворение или поэму, то произведение обязательно надо процитировать (не увлекайтесь большими цитатами!)

Если вы берёте два аргумента, то интересно их сопоставить. Другой аргумент – предательство Рыбака, героя повести «Сотников», в котором победило чувство страха за свою жизнь, разум в эту минуту молчал...


Армия генерала-лейтенанта Власова окружена, он взят в плен. Там он совершает предательство, которое заклеймило его память и его имя стало синонимом предательства. Он возглавляет Русскую освободительную армию, которая создана вермахтом сециально для борьбы с Советской власью

Иуда Искариот

В повести "Кап.дочка" Швабрин- один из персонажей предстает как предатель. Чтобы спастись от смерти, он нарушает верность присяге и переходит на сторону врага.

В повести Гоголя "Тарас Бульба" младший сын Тараса - Андрий тоже совершает предательство ( но из-за любви к полячке) и переходит на сторону врага, где сражается против отца, брата Родины, своих товарищей. Отец не прощает ему это и убивает его со словами : "Я тебя породил, я тебя и убью"

Андрей Соколов в рассказе Шолохова "Судьба человека" своими руками задушил предателя и очень переживает о том , что убил своего. Но сам же и отвечает себе: "да какой же он свой? Он хуже чужого, предатель..."

Иуда Искариот

Анна Каренина

Катерина


Андрий, едва увидев любимую прекрасную полячку, не просто совершает гуманный поступок- дает хлеб для умирающей от голода матери девушки, он изменяет мамым близким, родным, Отчизне: "Что мне отец, товарищи, отчизна! Отчизна моя- ты! Все, что есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну!" Человек без чувства родины, без верности дружбе, близким перед смертью одинок. Никто его не поддержит, не разделит последние мучения, не встанет рядом.

Андрий- предатель, он предал веру своих отцов. Он понимает это, понимает это и полячка. С т.зр. Тараса, он заслуживает смерти. Но многим из нас в душе жаль его. Он был не в силах сопротивляться огромной любви, которая его настигла. Ион сделал свой выбор, ставший для него трагедией.




РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Чем опасно равнодушие?

Трудно ли быть отзывчивым?

Согласны ли вы с утверждением А. Чехова, что равнодушие – это паралич души? Согласны ли вы с утверждением М. Горького, что равнодушие смертоносно для души человека?

Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского, что с молчаливого согласия равнодушных на земле существует предательство и ложь?

Согласны ли вы с утверждением Саади: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»?

Равнодушие - это болезнь человека или общества?

Согласны ли вы с утверждением Брижит Бордо: «Лучше быть неверной, чем верной без желания быть»?

Как вы понимаете слова М. Горького, что равнодушие смертоносно для души человека?


ПРИМЕРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Равнодушие и отзывчивость»

«Герой нашего времени» (равнодушие Печорина к людям и жизни в целом)

Обломов (его отзывчивость)

«Война и мир» (добродушие Ростовых, их отзывчивость, готовность помочь - эпизод с подводами)

«Преступление и наказание» (отзывчивость Сони Мармеладовой)

«Мастер и Маргарита» (Маргарита и Фрида)

В.Астафьев «Царь-Рыба»

В.Распутин «Уроки французского»

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Б.Екимов «Ночь исцеления»

В.Распутин «Прощание с Матерой»

И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

А.И. Солженицын. Матрёнин двор.

А.П. Чехов. Крыжовник.

В.М. Шукшин. Чудик.

К.Г. Паустовский. Телеграмма.


КОММЕНТАРИЙ ФИПИ «Равнодушие и отзывчивость» 
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). 
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 


ВСТУПЛЕНИЕ

формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры вступления

1. Тема дана в форме чьего-то высказывания




2. Тема дана в форме вопроса





формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры

3. Тема дана в форме назывного (номинального) предложения




4. Тема дана в форме утверждения






АРГУМЕНТЫ

Толкование слова (понятия, явления)


Аргументы 2-3 аргумента


Из личного опыта

Из литературы







ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства?

Какие цели важно ставить на жизненном пути?

Можно ли жить без цели?

Можно ли достичь благородную цель недостойными средствами?

Можно ли построить собственное счастье на чужом несчастье?

Целеустремленность - это навык или врожденное качество личности?

Как развить целеустремленность?

Как вы понимаете выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Человек использует средства или средства используют человека?

Как вы понимаете ассирийскую мудрость, что жизнь без цели - человек без головы? Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что человек наиболее живет в то время, когда чего-нибудь ищет?

Согласны ли вы с утверждением К. Ушинского, что цель в жизни является вершиной человеческого достоинства и человеческого счастья?

ПРИМЕРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Горе от ума» (образ Молчалина)

«Война и мир» (образ Наполеона, его цели и средства в Отечественной войне 1812 г.) → «Преступление и наказание» (теория Родиона Раскольникова)

Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо первое. Большое в малом, Письмо третье. Самое большое, Письмо шестое. Цель и самооценка)

В.Распутин «Прощание с Матерой»

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом.

М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

В.М. Шукшин. Сапожки.

В.А. Каверин. Два капитана.

КОММЕНТАРИЙ ФИПИ

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. 
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 

Мы часто слышим фразу флорентийского политического деятеля Николо Макиавелли:"Цель оправдывает средства". Неужели для достижения цели все средства хороши?Или все-таки нужно правильно соотносить цель и средство ее достижения. Думать о нравственной ее стороне?Именно об этом меня заставляет задуматься тема, предложенная для сочинения...

Я думаю, что... Хочется отметить, что во многих литературных произведениях показаны персонажи, которые специально или ошибочно выбирают безнравственные средства для достижения своих целей. Порой благая цель служит лишь прикрытием истинных планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от от требования морали

ВСТУПЛЕНИЕ

формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры вступления

1. Тема дана в форме чьего-то высказывания




2. Тема дана в форме вопроса





формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры

3. Тема дана в форме назывного (номинального) предложения




4. Тема дана в форме утверждения












АРГУМЕНТЫ

Толкование слова (понятия, явления)


Аргументы 2-3 аргумента


Из личного опыта

Из литературы





СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Какими качествами должен обладать смелый человек?

Кто такие люди, сильные духом?

Как соотносятся понятия смелости и ответственности?

Что такое истинная храбрость на войне?

Чем опасна безрассудная смелость?

Какую роль в судьбе человека может сыграть один трусливый поступок?

Что делает человека подлинно смелым?

Всегда ли на подвиг способен только от природы смелый человек?

Какой поступок вы назвали бы самым смелым?

Какой поступок вы назвали бы самым трусливым?

Как вы понимаете слова Н. М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»? Согласны ли вы с латинской поговоркой о том, что страх придает смелости?

Как вы понимаете слова Станислава Ежи Леца: «Есть трусы мозга и трусы сердца»?

Как вы понимаете слова Мишеля Монтеня: «Трусость — мать жестокости»?

ПРИМЕРНАЯ ЛИТЕРАТУРА «Смелость и трусость»

Произведения о войне (пр. «А зори здесь тихие ...»)

«Капитанская дочка»

«Война и мир»

«Судьба человека»

«Мастер и Маргарита» (трусость Пилата; «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»)

В.Закруткин «Матерь человеческая»

В.Быков «Обелиск»

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В.В. Быков. Сотников. Журавлиный крик.

Л.Н. Толстой. Война и мир.

Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие...

В.П. Аксёнов. Московская сага.

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

В.М. Гаршин. Трус.

КОММЕНТАРИЙ ФИПИ:

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. 
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 

Смелость...Трусость...Воснове данных понятий лежит сопоставление противопложных проявлений человеческого "я:готовность к решительным поступкам и стремление спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. Именно об этом меня заставляет задуматься тема, предложенная для сочинения. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли".





ВСТУПЛЕНИЕ

формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры вступления

1. Тема дана в форме чьего-то высказывания




2. Тема дана в форме вопроса





формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры

3. Тема дана в форме назывного (номинального) предложения




4. Тема дана в форме утверждения









АРГУМЕНТЫ

Толкование слова (понятия, явления)


Аргументы 2-3 аргумента


Из личного опыта

Из литературы




ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Может ли один человек противостоять всему обществу?

Когда личные интересы могут быть выше общественных?

Когда конфликт между личными и общественными интересами неизбежен?

В какие времена обостряется конфликт между личными и общественными интересами? Когда возможно согласие между личными и общественными интересами?

Хорош ли жизненный принцип «быть как все»?

Какими качествами должен обладать лидер?

В чем заключается ответственность известных людей перед обществом?

Что важнее: личная судьба или судьба общества?

Чем человек может выделиться среди других? Что значит быть «белой вороной»?

Какова судьба маленького человека в большом обществе?

Какой может быть роль личности в развитии общества?

Всегда ли толпа права?

Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»? Согласны ли вы с утверждением В.И. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?

Согласны ли вы с утверждением У. Годвина: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию»?

Почему правило «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» называют золотым?

Можно ли сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях?

Хорош ли принцип «человек человеку волк»?

Согласны ли вы с утверждением Андре Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

ПРИМЕРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.Т. Твардовский. Василий Тёркин.

«Горе от ума» (Чацкий - «лишний» человек, его связь с обществом)

«Евгений Онегин» (Как повлияло общество на судьбу главного героя?)

«Отцы и дети» (Базаров как член общества)

«Война и мир» (Мир в значении «общество», «народ», роль отдельной личности в обществе, по мнению Толстого)

«Преступление и наказание» (теория Раскольникова)

«Мастер и Маргарита» (одиночество Мастера в обществе)

Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо седьмое. Что объединяет людей?)

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

А.А. Чехов. Крыжовник. Человек в футляре. Ионыч. М.А. Шолохов. Тихий дон.

фипи «Человек и общество» Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", так в свое время сказал эти мудрые слова В.И.Ленин. Это высказывание отражает суть взаимоотношений человека и общества...Каждый из нас может как гармонично взаимодействовать с другими, так и находиться с ними в сложном противостоянии или даже вступать в непримиримый конфликт. Мы должны понимать, что должны подчиняться общественным законам, а общество, в свою очередь - учитывать интересы каждого человека. Об этом меня заставляет задуматься тема... Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации


ВСТУПЛЕНИЕ

формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры вступления

1. Тема дана в форме чьего-то высказывания




2. Тема дана в форме вопроса





формулировка темы


Тема


Как начать


Примеры

3. Тема дана в форме назывного (номинального) предложения




4. Тема дана в форме утверждения





АРГУМЕНТЫ

Толкование слова

Аргументы 2-3 аргумента


Из личного опыта

Из литературы













УНИВЕРСАЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ

Судьба человека зависит только от него самого. Нам приходится выбирать свой путь, а это значит отвечать на вопросы бытия: что является главным для меня в жизни, каким человеком я хочу стать, кого хочу видеть рядом с собой, как поступить в той или иной ситуации. При этом одним из главных вопросов для каждого мыслящего человека становится вопрос о...(исходя из темы)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1/ чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение.

2/ помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях.

3/ хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5-6 предложений, оптимально – 3-4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!)

4/ не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.

заключения

Тема

Пример

1. Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей

Разум или чувство: кто кого?

И в заключение мне бы хотелось сказать, что если человек эмоционально реагирует на ту или иную жизненную ситуацию, не сдерживая себя, то разум в такие минуты бессилен. Об этом очень точно сказал известный немецкий писатель Генрих Манн: «Когда забьется сердце — разум умолкает». (42 слов)

2. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного (-ых) положения (-ий)

Стихия чувств и холод разума...

Заканчивая своё рассуждение, я хочу, чтобы вы представили человека, которого поглотила стихия чувств и который в это же время холоден, как лёд. Согласитесь, такого быть не может... Думаю, человек в равной мере должен уметь управлять и «стихией чувств», и «холодом разума», а иначе ему будет сложно строить отношения с окружающими его людьми. (52 слова)

Совет: местоимение «ВЫ» используется, если в сочинении уже было обращение к предполагаемому собеседнику

3. Призыв Совет: при такой концовке используйте слова «давайте», давайте задумаемся...», «давайте помнить...»,«Давайте сделаем так, чтобы...»

Что правит миром –

разум или чувство?

Совет: если тема-вопрос, можно повторить данный ?, а оттолкнувшись от него, призвать ...

«Что правит миром – разум или чувство?» На этот вопрос мы искали ответ, приводили аргументы... А ответ прост: править миром надо разумно, не забывая о чувствах. И тогда не будет локальных и глобальных конфликтов, и человек будет жить в гармонии с самим собой... Давайте же помнить об этом! (48 слов)

4. Зарисовка

Чувства сильнее разума...

Итак, завершая рассуждение над темой сочинения, я вспоминаю тургеневского воробья, героя одного из стихотворений в прозе, который бросился закрывать птенца своим дрожащим тельцем, защищая его от собаки, спасая от смерти. Действительно, «чувства сильнее разума»! (34 слова)

5. Выражение надежды

Совет: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

Мольер

Подводя итог сказанному, ответив на риторический вопрос, заданный французским драматургом Жан-Бати́стом Мольером, хочется выразить надежду на то, что человек в конце концов научится управлять своими эмоциями, в то же время не забывая прислушиваться и голосу разума. И тогда в мире воцарится гармония! (42 слова)

6. Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…


Когда надо прислушаться к голосу разума?

Рассуждая над вопросом, в какие минуты жизни человеку необходимо прислушиваться к голосу разума, я подумала о том, что сказали бы классики будущего, если бы мы разучились жить, руководствуясь разумом, тогда, когда надо сберечь мир на всей земле. Уверена, они бы сказали, что мир сошёл с ума и что надо срочно исправлять положение... (52 слова)


КАК СОЕДИНИТЬ ВСЕ ЧАСТИ

Композ. часть сочинения

Примеры речевых клише и скрепы


1тезис+ осн.часть

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература (9 слов).

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис (15 слов).

Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям (произведению) художественной (публицистической) литературы.

За доказательствами обратимся (обращусь) к произведениям художественной литературы

Размышляя над тем, что … (например, дружба и вражда), не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Чтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы.

В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе

В произведении (назвать) я нашла (нашёл) отражение (подтверждение) своим мыслям...

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. (переход от одного аргумента к другому)

Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, - ...

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль о..., возьму произведение...

В качестве второго аргумента, доказывающего выдвинутый мною тезис, приведу рассказ...

Эта же тема рассматривается и в произведении…

3. осн.часть+заключение

К какому же выводу я пришёл (пришла), размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне бы хотелось сказать, что...

Завершая своё сочинение, хочу обратиться к словам известного русского писателя, который сказал: «...»

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что ...

В заключение хочется призвать людей ...

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что

Оценка качества вступления к сочинени

1. Поставлены ли во вст. проблемы, кот. будут раскрываться в гл. ч.?

2. Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения?

3. Определен ли круг пр-ний, кот.будут анализ-ся в гл.ч.?(Это возможно сделать и в начале гл.ч. соч-я.)

Оценка качества основной части сочинения:

1. Решаются ли в гл. ч.соч-я проблемы, поставленные во вст.?

2. Сформ-на ли в гл. ч. соч-я его гл.мысль?

3. Является ли гл.ч. сочинения доказ-вом его гл. мысли?

4. Можно ли выделить в гл. ч. соч-я смысл.е фрагменты, отр-щие разные аспекты доказ-ва его гл. мысли?

5. Логично ли расположение этих смысл. фрагментов в гл. ч.? Логичен ли переход от одной мысли к другой?

6. Логичны ли рассуждения внутри смысл. фрагментов: тезис, доказ-во, примеры, вывод?

7. Соразмерен ли объем гл. ч.вступлению и заключению?

8. Связана ли аргументация в смысл. фрагментах с темой соч-я, системой персонажей, проблем-й произв-я и т. д.?

Оценка качества заключения:

1. Есть ли в заключении связь со вст.?

2. Содержит ли закл. кратк. и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?


ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ (взяты из интернета)

«Равнодушие и отзывчивость».

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни? Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности.

В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации. Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя.

Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

«Верность и измена»:

Верность слову. Что есть сила духа?

Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Для меня сила духа - это воля, характер, умение держать себя в руках. А какие качества характера делают нас сильными? В моём списке это сила воли (способность делать через «не хочу», «не могу»), уважение к себе, упорство, смелость, умение держать свое слово, то есть обязательность. Научиться держать слово очень важно, хотя сложно.

Верность слову, честь, ответственность – это те качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Учиться держать слово нужно с раннего детства. Необходимо следить за тем, что мы говорим, стараться не говорить пустых слов «на ветер». Держать слово в наш «разговорчивый» век трудно. Наша память небеспредельна, поэтому невозможно удержать в голове все то, что произнесет собственный язык в течение хотя бы одного беспокойного дня. А если такие дни нескончаемой чередой тянутся из месяца в месяц? И даже из года в год? Иногда создаётся ощущение, что все только говорят. Никто не хочет слушать, и потому быть услышанным - редкая удача. Не приученный слушать, человек сам не слышит, о чём говорит. А если он не слышит собственных слов, то было бы странно, если бы он их держал. Как держать, если толком не знаешь, что? Прежде чем давать кому-то обещание, пусть даже пустяковое, нужно подумать, сможете ли вы его выполнить. Сможете ли помочь с переездом, с поиском работы, с покупкой вещи? Ведь другой человек надеется на помощь, верит, что проблема будет решена. Он наверняка заранее вам благодарен, чувствует себя обязанным. А вы не оправдаете его надежд, потому что не умеете держать слово.

Я считаю, если уж человек дал кому-то обещание, он должен и обязательно постараться выполнить это обещание. Верность слову делает человека уважаемым среди друзей и коллег, это качество внушает к нему доверие, расположение даже людей малознакомых. Умение сдержать обещание помочь постороннему человеку, несмотря ни на какие обстоятельства, означает и верность самому себе. Такой человек не только не предаст друга, не только не оставит его в беде, но и всегда сохранит чувство собственного достоинства, останется верным своим нравственным принципам и убеждениям.

Но верность слову – это не только выполнение обещаний. Это ещё и умение отстоять свои мысли, подтвердить их поступками. Случается, что в своём кругу общения мы словесно соглашаемся с общим мнением, но на самом деле думаем и поступаем иначе. Почему? Боимся осуждения. Опасаемся, что не сможем убедить других в своей правоте. Считаем лишним кому-то что-то доказывать. У каждого своя причина. Но нежелание открыто высказывать своё мнение, защищать мысли вслух – тоже в некотором смысле измена себе, пусть и не в поступках. Тема верности слову глубоко рассматривается в художественной литературе разных эпох. Так, в романе в стихах Пушкина «Евгений Онегин» главный герой в угоду свету изменил себе, изменил другу Ленскому, приняв его вызов на дуэль. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался «не мужем с честью и умом», а «мячиком предрассуждений», он испугался «мненья света», которое так презирал. Убийство друга потрясло «себялюбивую и сухую» душу Евгения, он почувствовал себя одиноким и опустошённым, потерял уважение к себе.

В повести Куприна «Поединок», описывающей все пороки российской армии начала ХХ века, главный герой подпоручик Ромашов верен себе и своему слову, хотя эта честность стала причиной его гибели. Ради карьеры своего недалёкого мужа Шурочка Николаева идёт на подлость, отговорив Ромашова от выстрела. В результате тот погибает на поединке.

В повести Кондратьева «Сашка», посвящённой Великой Отечественной войне, поднимаются глубокие нравственные проблемы. Одна из них – верность слову. Молодой солдат Сашка отказался убивать немецкого солдата. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, ведь он понимал, чем ему это грозило, герой отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты». В этом он непоколебим. И простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Боец оказался верен своему внутреннему голосу, не изменив себе.

Таким образом, верность своему слову, честность в словах и поступках перед собой и окружающими означает порядочность. Быть порядочным человеком очень нелегко, особенно в наше циничное, жестокое время. Но хочется верить, что непреходящие ценности человеческой души будут актуальными во все времена.


«Равнодушие и отзывчивость»:

«Равнодушие - это паралич души» (по рассказу А. П. Чехова «Палата №6»)

Никто до него не умел так беспощадно, но правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. М. Горький

В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов — “Палата №6” — произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии и сарказма, характерных для раннего периода; на первом плане теперь серьезные и глубокие проблемы русского общества того времени. “Палата №6” — рассказ, где и герои, и обстановка, и весь смысл очень символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном “серым больничным забором с гвоздями”, в комнате, “обезображенной железными решетками”. Такое описание условий жизни подготавливает читателя к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный герой. В центре рассказа — представитель интеллигенции доктор Рагин — “замечательный человек в своем роде”. Замечателен он тем, что в силу своего ума способен видеть зло и несправедливость мира, в котором живет, и относится к этому безразлично. Его пассивность и равнодушие возмущают автора, заставляют доктора на практике проверить свои принципы, доказать свою правоту. Антиподом Андрея Ефимыча, как ни странно, выступает сумасшедший Иван Громов — представитель интеллигенции, страдающий манией преследования. Живущий в “безнравственном учреждении, в высшей степени вредном для здоровья”, он единственный бездушно и интуитивно выступает против насилия и неправды.

Честный и благородный Иван Дмитрич привлекает Рагина своими суждениями о жизни, любви, будущем. Он говорит о себе: “Я не мудрец и не философ”, но рассуждения его более чем верны. Простые истины Громова опровергают всю ту “философию”, которой жил доктор Андрей Ефимыч, указывают на его паразитическое существование. Спор Ивана Дмитрича с доктором продолжается недолго. За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за “лень, факирство, сонную дурь”, за то, что видел “всеобщее безумие, бездарность, тупость” и принимал их.

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в то время, когда все в жизни казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным. Он стал творцом маленького рассказа, где ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажал причины социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто шла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, А. П. Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил оставаться человеком в любой ситуации.

«Цели и средства»:

Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти Рождаясь на свет, человек попадает в общество, которым движут идеи. Ради них, ради своих целей, люди совершают поступки. Поэтому с уверенностью можно сказать, что понятие цели – это основопологающий термин философии. Итак, цель – это желаемое, нечто, чего человек добивается. Но существует в языке людей и такое слово, как целеустремленность. Кого же можно назвать целеустремленным? Скорее всего, так скажут о человеке, который, поставив перед собой задачу, упорно ищет её решения, не отступая, не размениваясь на мелочи, не размышляя над надобностью и не отвлекаясь, и, главное, в итоге добивается исполнения своего желания. В обществе принято считать целеустремленность положительным качеством. Наши родители всегда поддерживают в нас какие-либо увлечения и стремления, помогая советом или делом. Целеустремленность воспитывает волю, или наоборот, но главное, что человек начинает, в конце концов, вызывать уважение у окружающих. Почему же так? Почему волевой характер так уважается людьми? Мне кажется, потому, что такое поведение в конце концов приводит к гармонии с собой. Но есть и оборотная сторона медали. Целеустремленность может повлечь за собой воспитание наглости и нахрапистости. Неслучайно существует такая поговорка: «Наглость - второе счастье». И действительно, человек становится иногда настолько зацикленным на своей идее, что перестаёт замечать и понимать, что у других тоже есть желания или потребности. Также, целеустремленность может повлечь и беспринципность. Это происходит тогда, когда овладение идеей уже настолько велико и важно, что кажется, что можно использовать любые способы для её достижения. И на этот случай существуют поговорки: «Победителей не судят»; «На войне – как на войне»; «В любви и на войне все способы хороши». Но цель не может быть ценна сама по себе. Невозможно ничего достигнуть без действия, без деятельности. Если ты боишься начинать с нуля, опасаешься риска и ошибок и поэтому ничего не делаешь, то никакая, даже самая желанная цель не будет осуществлена и останется лишь иллюзорной мечтой.

Я хочу рассмотреть двух известных персонажей, которых, наверное, не назовешь положительными. Но оба хотели достичь цели и – самое главное- шли к ней. Так, например, в романе Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» показан пример очень целеустремленного человека, характер и воспитание которого не позволяли тому отступать от намеченной еще в детстве цели. Это Павел Чичиков. В советской критике принято представлять этот персонаж как пример беспринципности и предпринимательства, как пример ужасного накопительства, которое ведет к искоренению души. Но если посмотреть на Чичикова с другой стороны, хотя бы с той, с которой он сам на себя смотрел, то выяснится, что он не только не достоин порицания, а наоборот – всяческого уважения. И действительно, Чичиков очень целеустремлен. Вся его жизнь подчинена одной единственной цели – быть богатым, а значит, уважаемым и счастливым. Он ничем не гнушается в достижении цели, и это единственная его вина, хотя у него и есть свои принципы – он никого не убивал и не грабил. Он, можно сказать, действовал в строгих рамках закона. И не его вина, что эти самые законы настолько двойственны. И не его вина, что цель его была не достаточно человеколюбива. Да, он не пытался спасти мир от войн или болезней. Но на минуту представим, что Чичиков этого бы захотел… С его жаждой деятельности, с его упорством и целеустремленностью он сделал бы очень и очень многое. И тогда перед нами был бы не подлец, а герой. Как изобретателен его план по покупке мертвых душ! Гоголь не говорит прямо о том, что даст Чичикову обладание таким «богатством», но мы понимаем, что его мифическое состояние в конце концов может превратиться в совершенно реальное. Человек, обладающий имением и достаточным количеством крепостных, считался в России хорошим женихом, а значит, мог претендовать на руку и приданое какой-нибудь именитой невесты. А ведь люди смертны, и мертвые души могли умереть еще раз… Чичикову даже не нужно менять характер, чтобы предстать перед нами в лучшем свете, ему просто надо поменять цель…

А вот другой персонаж, который так же действовал в рамках закона и вообще «уважал уголовный кодекс» - Остап Бендер из романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Остап тоже чрезвычайно настойчив. Он четко видит перед собой цель (такая же, как у Чичикова), знает, как к ней идти, и идет, никуда не сворачивая и не отступая. Деятельность и изобретательность Бендера поражает. И разве может быть иначе. Ведь он тоже очень целеустремлен! Он придумывает план по «отбиранию» денег у подпольного миллионера Корейки, он отправляется в многомесячный поход по России в поисках стула, в котором зашито целое состояние. Еще одно обстоятельство роднит оба эти образа – они не получают желаемое, хотя очень близки к нему, и они не опускают рук после, казалось бы, катастрофического поражения. Так, Чичиков в конце первого тома «Мертвых душ» уезжает из города пристыженный, но не сломленный, а Остап ограблен, но так же остался на плаву, благодаря оптимизму и изобретательности.

Таким образом, самое главное заключается в том, чтобы перед человеком стояли высокие и благородные цели. И тогда целеустремленность однозначно станет положительным качеством, безо всяких «но»!



«Смелость и трусость»:

Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года Гроза двенадцатого года Настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А. С. Пушкин.

Роман-эпопея Льва Толстого "Война и мир" — гениальное творение великого мастера. "Я старался писать историю народа", — говорил Толстой. Роман охватывает грандиозный по масштабу период жизни России. Мир до войны 1812 года, война, жизнь после Отечественной войны реалистично описаны в романе. Одно из центральных мест в романе "Война и мир" занимает тема войны. Война меняет жизнь людей. Толстой показывает народный характер битвы с Наполеоном, героизм русских солдат, офицеров, партизан. Рисуя войну, автор уделяет внимание не только ее внешней стороне, но и психологической, внутреннему миру людей, попавших в эти условия. Личность на войне показана с присущим Толстому мастерством. Из героических поступков отдельных людей складывается общая победа. Также в романе дано изображение заграничного похода русской армии. Цели этого похода неизвестны солдатам, им приходится умирать на чужбине. Армия терпит поражение, хотя Толстой подчеркивает мужество и героизм простых солдат. Во время Шенграбенского сражения храбро билась рота Тимохина, которая не отступила под огнем французов, а перешла в атаку, спасая соседние батальоны. Пример верности воинскому долгу продемонстрировала батарея капитана Тушина, которая "не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек". Но эта война была проиграна изначально, говорит Толстой. Совсем в ином ключе писатель изображает Отечественную войну 1812 года. Враг вторгся на русскую землю, и народ поднялся на защиту страны. Чувство патриотизма охватило все слои русского общества. Опасность, угрожающая Родине, объединила людей разных сословий, "французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить",— говорит князь Болконский, который добровольно идет в армию и получает в командование полк. Не остается безучастным и Пьер Безухов. Он попадает на батарею Раевского во время битвы при Бородино. Именно там Безухов увидел страшное лицо войны своими глазами, встретил простых людей, которым суждено было стать главными героями сражения. Молоденький офицер, солдаты-артиллеристы под огнем неприятеля держат оборону. Каждый из них боится смерти, но страх отступает перед сознанием воинского долга защитников Отечества. На глазах Пьера погибают один за другим батарейцы, прорываются на курган французы, и снова атака "русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею", сметает противника. Покоривший полмира Наполеон недоумевает, почему его армия не может взять "слабое, неукрепленное крыло русских". Храбрость русских полков внушает суеверный ужас французам. "Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят", — говорит Наполеону адъютант. Страшная картина поля, усеянного трупами людей, сменяется видом измотанной и обескровленной русской армии после сражения. Казалось бы, врагу осталось сделать только небольшое усилие, чтобы разбить армию Кутузова, но французы "испытывали... чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения". Армия Наполеона не могла победить в войне, которую вел весь русский народ. Солдаты дрались за русскую землю. Андрей Болконский говорит Пьеру: "...В войсках был такой дух, которого я никогда не видал... мы два дня сряду отбивали французов и... этот успех удесятерял наши силы". Русский дух победил французскую выучку и дисциплину. С армией, покорившей Европу, сражались ополченцы, отказывавшиеся от водки перед боем, партизаны, наводившие панику на завоевателей. Толстой показывает бесстрашного партизана Тихона Щербатого, который "был самым полезным и храбрым человеком" в отряде Денисова, старостиху Василису, уничтожившую сотни французов, дьячка, ставшего командиром партизанского отряда. "Партизаны уничтожили великую армию по частям", — пишет Толстой. Именно единение всего народа, ставшего на защиту родной земли, помогло одержать победу над Наполеоном. "Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят", — в этих словах ополченца передана вся суть народной войны, в которой решалась судьба России. Лев Николаевич Толстой, великий писатель земли русской, изобразил Отечественную войну 1812 года со всей силой своего реализма. "Война и мир" рисует образ народа-победителя. Героизм тысяч русских воинов, отчаянная храбрость партизан, поднявших "дубину народной войны", всеобщий патриотический подъем — вот, по мнению писателя, причины победы над Наполеоном. Ратный подвиг народа в Отечественной войне 1812 года стал одной из самых славных страниц в истории России. В романе "Война и мир" этот подвиг нашел свое правдивое изображение.

«Человек и общество»:

Обличение порока общества в рассказах А. П. Чехова Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переходный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение многие недостатки и “болезни” того времени, среди которых — чинопочитание и мещанство, пошлость и стремление оградить себя от активной жизни на благо общества. Чехов, будучи непримиримым борцом с пошлостью и мещанством, яростно сражался с этими пороками на протяжении всей своей творческой жизни. В его рассказах, как и в произведениях корифеев русской литературы, “отразился век и современный человек”. В разные периоды своей жизни писатель обращал внимание на различные недостатки современной ему действительности. Так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа. В числе этих пороков — невежество, желание человека во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и образец поведения, чинопочитание. Вспомним гениальный рассказ А. П. Чехова “Смерть чиновника”, в котором показан пример преклонения перед званиями, способного в прямом смысле уничтожить человека. Обличение этой общественной “болезни” достигло своего апогея в знаменитом рассказе “Толстый и тонкий”. В этом рассказе на борьбу с чинопочитанием Чехов поднял всю силу своей уничтожающей сатиры, применив множество доступных художественных приемов, из которых особенно хотелось бы отметить неожиданную концовку: “Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой...” В этом рассказе А. П. Чехову удалось показать процесс потери чиновником человеческих черт. Другим пороком, осмеянным Чеховым, является незнание человеком своих обязанностей. Этот недуг имеет множество выражений, начиная от незнания медицины фельдшером Курятиным из рассказа “Хирургия” и кончая унтер-офицером Пришибеевым, который везде старательно наводил порядок: “...расходись! Не толпись! По домам”. Эти темы, подобно любви, дружбе, верности долгу, к сожалению, являются вечными. И по сей день они представляют собой пищу для ума многим сатирикам и фельетонистам. Со временем рассказы А. П. Чехова перестают быть веселыми и жизнерадостными. На первый план в них начинают выходить скрытые пороки. Именно на них обрушивался всей мощью своего таланта писатель. Основой творчества позднего Чехова стала борьба с ложными ценностями. Чехов увидел, как подлинные “формы жизни” подменяются ошибочными идеями и стремлениями. Человек начинает становиться служителем идеалов, не имеющих будущего. А. П. Чехов, подобно многим передовым людям своего времени, старался указать людям на их ошибки, хотел направить общество в новый век по верной дороге. В рассказе “Попрыгунья” на примере молодоженов писателю удалось показать раскол в обществе на людей, служащих ложным идеалам, и людей, всю свою жизнь посвящающих служению Родине и науке. Ольга Ивановна ищет гениев, талантливых и душевных людей в среде мнимой творческой интеллигенции, не знающей своего назначения в жизни, неспособной двигаться в будущее, пораженной пошлостью интриг и любовных романов. Ольге Ивановне не удалось найти истин ного интеллигента, она не видела, что человек будущего, одаренный талантом и богатой душой, находится рядом с ней. Это был ее муж, доктор Дымов. В конце рассказа, только после смерти Дымова, Ольга Ивановна поняла, как много она потеряла. Она увидела, где было ее счастье, поняла свои заблуждения: “Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно...” Такой конец показывает, что ненужные идеалы уходят в прошлое, на сцене появляются идеи новой жизни, но они еще не могут одержать решительной победы, они падают перед “количеством силы старой”, что символизирует смерть доктора Дымова. Проблеме ложных идеалов посвящен также рассказ “Крыжовник”. Во многих случаях именно частная собственность способствует уничтожению в человеке всего человеческого, переводу всей его жизненной энергии на накопление имущества. Действительно, в рассказе уничтожающе показано истинное лицо капиталистическо-мещанского общества, к которому яростно стремится сегодняшняя Россия. В образе Николая Ивановича показано, что, получив возможность владеть чем-нибудь, человек превращается в свинью, стремящуюся подмять под себя все, что только возможно, забывая при этом обо всех обездоленных и обиженных, забывая даже о собственном внутреннем мире. Чехов пишет: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные...” Но “перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивает в русском человеке самомнение, самое наглое”. За стенами этого самомнения собственник, подобно улитке, чувствует себя как в футляре, замыкается на себе, теряет контакты с окружающим миром, перестает ощущать необходимость общения: “Придет к учителю, сядет и молчит... Это называлось у него [Беликова] “поддерживать добрые отношения с товарищами”...” У “футлярного” человека исчезают духовные потребности, остается только желание физического потребления. Человек из созидателя превращается в универсального потребителя. На мой взгляд, потребительство является страшнейшим пороком современности, который, к сожалению, не признается недостатком, а, наоборот, защищается всевозможными законами и указами. Рассказы Чехова, указывающие обществу на его пороки, направлены на очищение, “лечение” человека от “общественных недугов”. Чехов пошел дальше своих предшественников и учителей. Кто-то из физиков сказал: “Если мы видели дальше других, то это потому, что мы стояли на плечах гигантов”. Да, Чехову удалось с необычайной меткостью и художественной прозорливостью не только указать пороки современного ему общества, но и намекнуть на средства избавления от этих пороков. Однако человечество в массе своей никогда не прислушивается к голосам великих, оно само лучше знает, как и куда ему двигаться. А потому, к великому сожалению, рассказы Чехова не потеряли и не потеряют своей актуальности. Невозможность уничтожения мещанства и пошлости делает произведения А. П. Чехова бессмертными не только по своему художественному исполнению, но и по социальному звучанию.




8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Система подготовки к написанию итогового сочинения по литературе

Автор: Мороз Любовь Григорьевна

Дата: 16.10.2017

Номер свидетельства: 432659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справка  по результатам проведения  итогового  сочинения (изложения) в 11 классе 2014-2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(113) "spravka-po-riezul-tatam-proviedieniia-itoghovogho-sochinieniia-izlozhieniia-v-11-klassie-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "189317"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426865817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Как работать над сочинением""
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_v_11_klasse_kak_rabotat_nad_sochineniem"
    ["file_id"] => string(6) "482402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1540739720"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Подготовка к итоговой аттестации по литературе "
    ["seo_title"] => string(52) "podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229464"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441737402"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа элективного курса "Готовимся к итоговому сочинению""
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_gotovimsia_k_itogovomu_sochineniiu"
    ["file_id"] => string(6) "521054"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1569519874"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства