Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5 класса
Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва « ВЛАДОС» 2011, под редакцией В.В. Воронковой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5 класса»
Главное управление образования и науки
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрено на
заседании МО учителей
Протокол №________
«___»_____________2016г
Руководитель:
Комарова О.В
Согласовано заместитель
директора по УВР КГБ ОУ
«Петровская
общеобразовательная школа-интернат»
Комарова О.Л.
«_____»____________ 2016г.
Протокол № ____________________
Утверждено директором
КГБОУ «Петровская
общеобразовательная школа
– интернат»
_____________________
Герасимова Е.В.
Приказ №______________
от «___»_______________
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
для 5 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва « ВЛАДОС» 2011, под редакцией В.В. Воронковой.
Составитель:
Т.И.Туманова
учитель высшей
квалификационной категории
Петровка 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (чтение и развитие речи) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
3.Учебного плана образовательного учреждения.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной мере владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателя, тем более его творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они чаще всего отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведениях; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы; обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Программа рассчитана на 136 часов, по 4 часа в неделю.
Цель: создать условия для овладения учащимися навыками правильного, беглого,сознательного и выразительного чтения.
Задачи:
вырабатывать навык правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
учить быть социально адаптированным в плане общего развития и формировать нравственные качества;
воспитывать интерес к русской и зарубежной литературе.
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные содержанию тексты – самостоятельно.
Примерная тематика.
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всём мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения.
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение (уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц).
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений. Коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Основнымивидами деятельности учащихся по предмету являются:
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, самостоятельное рассуждение.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида.
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25-35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35-40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, упражнений.
К четвёртой группе относятся дети (10-15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35%-минимальный необходимый (сниженный уровень), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» -от50% до 65%, а оценку «очень хорошо» -свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
Тематическое планирование
№
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Из них:
Примечание
При
мечание
прак
тич.
работы
внеклассное чтение
экскурсии
контр.
работы
1.
Устное народное творчество.
5
5
1.1
Считалки.
1
1
1.2
Заклички-приговорки.
1
1
1.3
Потешки.
1
1
1.4
Пословицы и поговорки.
1
1
1.5
Загадки.
1
1
2.
Сказки.
17
16
1
2.1
Русская сказка «Никита Кожемяка».
1
1
промысел, неволя, убыток, борозда, беда неминучая, святое дело
2.2
Тофаларская сказка «Как наказали медведя».
1
1
не миловал, заточить
2.3
Башкирская сказка «Золотые руки».
1
1
золотые руки
2.4
Русская сказка «Морозко».
2
2
падчерица, иззябла, красная девица, бранила, голубила, неткаха-непряха, поедом ела, сживает со свету, постылая, озирается, всполошилась
2.5
Русская сказка «Два Мороза».
1
1
позабавиться, дровосек, ёжится
2.6
Татарская сказка «Три дочери».
1
1
холст, ярмарка
2.7
Внеклассное чтение В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна» (Сказка).
1
1
2.8
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1ч.
1
1
сочельник
2.9
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 2ч.
1
1
сенная девушка
2.10
А .Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 3ч.
1
1
рогатка
2.11
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 4ч.
1
1
индо, очи, молвить, воротился
2.12
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 1ч.
1
1
2.13
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 2ч.
1
1
одиночество, беззащитный, борьба шла не на жизнь, а на смерть, сонная река, душа в пятки ушла, река точно засыпала
2.14
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 3ч.
1
1
присмирела
2.15
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 4ч.
1
1
Наступившие морозы делали свое дело.
2.16
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 5ч.
1
1
опасность была на носу, Пусть её шуба с воротником вместе ещё погуляют в лесу.
3.
Картины родной природы.
15
13
2
3.1
Лето.
8
7
1
3.1.1
Г. Скребицкий «Июнь»
1
1
заря с зарёю сходится
3.1.2
Внеклассное чтение по теме: В. Бианки «Июнь».
1
1
3.1.3
А.Платонов «Июльская гроза»1ч.
1
1
безмолвие, обочина
3.1.4
А.Платонов «Июльская гроза»2ч.
1
1
настиг, пригнетал рожь,
3.1.5
А.Платонов «Июльская гроза»3ч.
1
1
прильнули, продрогли
3.1.6
А.Платонов «Июльская гроза»4ч.
1
1
кошелка, сени, горница
3.1.7
А Прокофьев «Березка».
1
1
3.1.8
Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
1
1
полуденная синь, чужбина
3.2
Осень.
7
6
1
3.2.1
По Г.Скребицкому «Сентябрь».
1
1
сони
3.2.2
По И Соколову-Микитову «Золотая осень».
1
1
золотая осень
3.2.3
К.Бальмонт «Осень».
1
1
солнце реже смеется; осень проснется и заплачет спросонья