Рабочая программа по литературному чтению соответствует ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению соответствует ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 4класс соотвествует ФГОС по авторской программе "Начальная школа 21века". Программа курса "Литературное чтение" реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению соответствует ФГОС»
«РАССМОТРЕНО»
Руководителем методического
совета
МБОУ СОШ с.Варфоломеевка
____________ Ситкиреева А.С.
Протокол № __ от ______2015г
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по
УВР МБОУ СОШ с.Варфоломеевка
____________Ситкиреева А.С.
Протокол № __ от ______2015г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ с.Варфоломеевка
__________Ахметова Г.Ж.
Приказ № _______ от ____________________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению класс 4 учитель начальных классов Жумалиева Венера Юрьевна
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание литературного чтения в 4 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения.
Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
З. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с
окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курсалитературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса«Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.
Говорение (культураречевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.
Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 36 часов (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;0умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
4 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.Создание условий для полноценного восприятия произведений в единствесодержания и формы, в единстве образного, логического и эмоциональногоначал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературногопроизведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторскойточки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценкаэмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков.Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к нимавтора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственныхсуждений текстом произведения.Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения,запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения,создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описанияприроды, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.
Чтение.Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Круг чтения Произведения устного народного творчества русского народа инародов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущиеидеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, спецификахудожественной формы разных произведений словесного творчества.Отрывки из Библии, из летописи.Стихотворные и прозаические произведения отечественных изарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизнидетей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научныхоткрытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие.Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение: работа с информациейРабота с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации,содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора,заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ееназванию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема,структура).Использование информации из готовых таблиц для характеристикигероев. Работа с таблицами, схемами, моделями.Использование поискового, ознакомительного, изучающего ипросмотрового видов чтения для получения информации.Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач.Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки)решения учебной задачи.Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
- с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4-ОМ КЛАССЕ
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
- понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
- осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
- проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
- пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
- читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
- пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
- различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
- ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
- работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
- понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;
- передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
- различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
- составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
- сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
- работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
- сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
- использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
- практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
- подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
- находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
- различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
- создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
- выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
- писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
- пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
- писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию в тексте произведения;
- прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
- работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
- использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
- находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
- находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
- собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литература для учителя
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2009.
Литература для учащихся и родителей
Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 – 4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Дополнительная:
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)
Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.
Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.
Литературное чтение (1 – 4): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007
Литературное чтение (1 – 4): учим младших школьников понимать художественный текст: Меиодмческие разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.
Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2005.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во ч
УУД
Дата
Примечание
План
Факт
1
Малые жанры фольклора
1
Определять: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения;
– называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки;
– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;
– сравнивать сказки (былины, легенды) разных народов;
– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя;
– использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией.
01.09.
2
Рус.нар.ск. «Иван-царевич и Серый волк»
1
02.09.
3
Рус.нар.ск. «Марья Моревна»
1
03.09.
4
Былина «Волх Всеславович»
1
07.09.
5
Былины «Вольга Святославич», «Святогор»
1
08.09.
6
Народные легенды
1
09.09.
7
Шотландская легенда, библейские предания
1
10.09.
8
Народные песни
1
14.09.
9
Народные, героические песни
1
15.09.
10
Подготовка к итоговому мониторингу
1
16.09.
11
Басни И.А. Крылова,
И. И. Хемницера, Л.Н. Толстого
1
Раскрывать единство формы и содержания басни. Сравнивать басни и их героев. Работать с басней: правильно называть; выделять вступление, читать выразительно каждую часть басни, работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией. Характеризовать литературоведческие понятия: басня, мораль. Называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен, выразительно читать басни с листа и наизусть; определять жанр произведения; - находить в басне «мораль», «вступление»;
- характеризовать героев и их поступки; - осмысливать и определять понятия «олицетворение», «сравнение», «ирония», находить их в тексте произведения; - читать детские журналы.
17.09.
12
Слушание и работа с книгами басен
1
21.09.
13
Басни А.Е. Измайлова
1
22.09.
14
Очерк С. В. Михалкова«Слово о Крылове»
1
23.09.
15
И. И. Дмитриев.
Работа с детскими журналами
1
24.09.
16
Подготовка к итоговому мониторингу.
1
28.09.
17
18
Произведения В.А. Жуковского
2
Различать жанры произведений;
- характеризовать тему, главных героев;
- находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения;
- анализировать поступки героев и на основе этого делить героев на положительных и отрицательных.
29.09. 30.09.
19
20
В.А Жуковский.
«Спящая царевна»
2
01.10. 05.10.
21
Работа с книгами В. А. Жуковского
1
06.10.
22
Подготовка к итоговому мониторингу
1
07.10.
23
Повторение изученных произведений А.С. Пушкина
1
Объяснять литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм. Ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Показывать свое отношение к произведению, героям, автору, - работать в малых группах, вести диалог. Выполнять советы учителя на совместное выполнение учебной задачи. Выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке. Сочинять двустишия или четырёхстишия по заданным рифмам. Ориентироваться в детских журналах, находить нужный материал.
08.10.
24
А. С. Пушкин. «И.И. Пущину». И. И. Пущин. «Записки о Пушкине»
1
12.10.
25
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»
1
13.10.
26
«Из воспоминаний В.И. Даля». По страницам детских журналов
1
14.10.
27
Фольклор, летописи и произведения А.С. Пушкина
1
15.10.
28
Проект «Наш Пушкин»
1
19.10.
29
М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»
1
Объяснять литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм. Ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Показывать свое отношение к произведению, героям, автору, - работать в малых группах, вести диалог. Выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке.
20.10.
30
М.Ю. Лермонтов «Парус»
1
21.10.
31
Стихи о природе М.Ю. Лермонтова
1
22.10.
32
Книги-справочники о М.Ю. Лермонтове
1
26.10.
33
34
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»
2
Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки. Наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать
27.10. 28.10.
35
П.П.Ершов Стихотворение «Кто он?»
1
29.10.
36
Подготовка к итоговому мониторингу
1
09.11.
37
38
В.М.Гаршина«Лягушка-путешественница»
2
Характеризовать понятие легенда. Выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды, делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану анализировать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение.
10.11. 11.11.
39
Работа с детской книгой. Тест
1
12.11.
40
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
1
16.11.
41
Урок-обобщение по разделу.
1
17.11.
42
43
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Старый колодезь»
2
Знать некоторые произведения детских авторов, слушать, работать с текстом каждой главы, определять и характеризовать структурные единицы произведения.
Характеризовать и анализировать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь), называть детских писателей.
18.11. 19.11.
44
К.М. Станюкович. «Максимка»
1
23.11.
45
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»
1
24.11.
46
Произведения русских писателей о детях.
1
25.11.
47
48
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»
2
Знать некоторые произведения зарубежных авторов, слушать, работать с текстом каждой главы, определять и характеризовать структурные единицы произведения.
Характеризовать и анализировать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь), называть зарубежных писателей.
Работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях, анализировать изученные произведения Х. К. Андерсена называть, выразительно читатьпроизведения Х. К. Андерсена, работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу
26.11. 30.11.
49
50
Работа с книгами М. Твена
2
01.12. 02.12.
51
В. Гюго «Козетта»
3
03.12.
52
53
Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди»
07.12. 08.12.
54
Х.-К. Андерсен. «Самое невероятное»
1
09.12.
55
Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года»
1
10.12.
56
Х.-К. Андерсен. «Девочка со спичками».
1
14.12.
57
К. Г. Паустовский. «Великий сказочник»
1
15.12.
58
Комплексная контрольная работа
1
16.12.
59
Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»
1
Понятие о мифе. Анализировать и характеризовать особенности древнегреческих, славянских, древнеиндийских и древнекитайских мифов (язык, герои). Определять главную мысль мифа. Характеризовать героев мифов. Работать с текстом. Составлять план, пересказ по плану, рассказывание отдельных эпизодов. Выполнять задания в учебнике и в тетради
17.12.
60
Славянские и древнеиндийские мифы
1
21.12.
61
Мифы народов мира.
1
22.12.
62
Книги Древней Руси.
1
Работать с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Объяснять понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Составлять словарь древнерусских слов. Определять главную мысль. Сравнивать «Повести о Никите Кожемяке» с былиной «Никита Кожемяка» и былиной в пересказе Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь». Знакомство с первым русским алфавитом — кириллицей, именами просветителей — Константином (Кириллом) и Мефодием. Самостоятельно читать, составлять наставления для себя (творческая работа). Находить произведения фольклора в детских журналах объяснять понятие «Поучение — жанр древнерусской литературы». Характеризовать особенность повествования (тон, темп).
23.12.
63
Отрывки из «Повести временных лет»
1
24.12.
64
Подготовка к итоговому мониторингу
1
28.12.
65
«Воспоминания Л.Н. Толстого»
1
Повторять произведения Л.Н. Толстого. Определять темы и жанры (рассказ, басня, былина, сказка, быль). Характеризовать героев произведений. Находить справочный материал о писателе из детских книг и энциклопедий. Анализировать сюжет, кульминации произведения. Описывать характеры и поведение героев Объяснять понятия о басне. Работать с басней: деление на части, определение морали. Выразительное читать басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Сравнивать художественные и научно-познавательные рассказы. Находить элементы описания, особенности лексики. Характеризовать понятие «быль» (рассказ о реальных событиях). Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционного треугольника. Выполнять задание в тетради.
29.12.
66
Л.Н. Толстой «Акула»
1
11.01.
67
Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата»
1
12.01.
68
Л.Н. Толстой. Басня «Мужик и Водяной»
1
13.01.
69
Л.Н. Толстой «Черепаха»
1
14.01.
70
Л.Н. Толстой «Русак»
1
18.01.
71
Л.Н. Толстой. Былина «Святогор-богатырь»
1
19.01.
72
73
Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
2
20.01. 21.01.
74
Подготовка к итоговому мониторингу
1
25.01.
75
А. А. Блок. Стихи о Родине
1
Определять темы стихов, комментировать заглавия. Определять тон, темп, ритм, выразительно читать, выполнять задания в тетради, заучивать наизусть, работать со стихотворением, определять позиции поэта. Определять интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть Работать с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе).
26.01.
76
А. А. Блок «Россия»
1
27.01.
77
А. А. Блок «Рождество»
1
28.01.
78
А. А. Блок. «На поле Куликовом»
1
01.02.
79
К.Д. Бальмонт «Россия»
1
Определять темы стихов. Комментировать заголовки, характеризовать понятия: рифма, строка, строфа. Упражняться в выразительном чтении. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Находить логическое ударение. Анализировать особенность сказочных стихов: определять интонационный рисунок и позиции автора. Заучивать наизусть одного стихотворения. Работать с книгами стихов русских поэтов.
02.02.
80
К.Д. Бальмонт «К зиме»
1
03.02.
81
К.Д. Бальмонт «Снежинка»
1
04.02.
82
К.Д. Бальмонт «Камыши»
1
08.02.
83
К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи.
1
09.02.
84
К.Д. Бальмонт. «Русский язык», «Золотая рыбка»
1
10.02.
85
86
А.И. Куприн «Скворцы»
2
Объяснять заголовок, выделять повторы, устойчивые эпитеты, описание героев. Выполнять задания в учебнике и тетради, характеризовать особенности жанра (документальность, сходство с рассказом). Выполнять аннотацию к «своей» книге. Сравнивать легенд В.В. Вересаева с легендой А.И. Куприна «Четверо нищих». Работать с книгами о животных: титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, справка об авторе. Самостоятельно читать, составлять отзыв.
Э. Сетон-Томпсон. «Виннипег- ский волк». В.М. Песков. «В гостях у Сетон-Томпсона»
1
18.02.
90
Урок-обобщение. Тест
1
22.02.
91
И. А. Бунин. Стихи
1
Сравнивать стихотворения, определять тему, интонационные рисунки. Овладеть навыками выразительного чтения (тон, темп, ритм). Заучивать наизусть, Работать над выразительностью чтения. Характеризовать понятия: «эпитет», «сравнение», «олицетворение». Повторять стихи русских поэтов. Слушание стихотворения Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин». Выделять главную мысль.
23.02.
92
И.А. Бунин. «Листопад» (отрывок)
1
24.02.
93
Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин». К. И. Чуковский. «Н.А. Некрасов»
1
25.02.
94
Подготовка к мониторингу
1
29.02.
95
Стихи С.Я. Маршака
1
Повторять произведения С.Я. Маршака (1—3 кл.). Называть жанры произведений С.Я. Маршака (загадки, стихи, сказки). Работать со стихотворениями С.Я. Маршака.
Характеризовать понятия: «пьеса», «действия», «картины», «действующие лица», «диалог», «реплика», «ремарка» (пояснение автора). Работать с пьесой по действиям (картинам): беседовать по содержанию, выделять реплики и ремарки, инсценирование отдельных картин. Читать пьесы-сказки по действиям. Инсценировать отдельные эпизоды. Находить справки об авторе (работать со справочной литературой).
01.03.
96
С.Я. Маршак «Словарь»
1
02.03.
97
98
99
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
3
03.03. 07.03. 08.03.
100
С.Я. Маршак «Сказка про козла»
1
09.03.
101
С.Я. Маршак — переводчик.
1
10.03.
102
С.Я. Маршака. «Ледяной остров»
1
14.03.
103
Проверка начитанности. Тест
1
15.03.
104
Проект «Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик»
1
16.03.
105
Н.А. Заболоцкий «Детство»
1
Работать с текстом стихотворения. Выразительно читать стихи. Сравнивать стихотворения Н.А. Заболоцкого и И.З. Сурикова (строф, тем, главная мысль). Работать с книгами стихов (по группам): отбор стихов по темам, по авторам. Составлять списки фамилий русских поэтов.
17.03.
106
Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
1
21.03.
107
Проект «Моя любимая книга»
1
22.04.
108
В. П. Катаев. «Сын полка»
1
Читать книги, где герой произведения — ребёнок. Пересказывать произведение или эпизод. Рассказывать о любимом литературном герое (ребёнке). Оформлять книги-самоделки «Герои любимых книг».
23.03.
109
К.М. Симонова «Сын артиллериста»
1
24.03.
110
Стихи о родной природе.
«Берёзы»
1
Работать с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание берёз. Анализировать точку зрения автора, определять отношения к стихотворению. Выразительно читать, ставить задачи (что хочу выразить?), определять тон, темп. Заучивать наизусть стихи. Сравнивать стихотворения С.А. Есенина и Н.М. Рубцова Определять главную мысль. Выделять эпитеты, сравнения.
04.04.
111
Стихи о Родине. «Тихая моя родина».
1
05.04.
112
А. П. Платонов. Сказки-были
1
06.04.
113
Подготовка к итоговому мониторингу
1
07.04.
114
С.В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».
1
Повторять произведения С.В. Михалкова. Читать стихотворения, выполнять задания в учебнике и в тетради. Заучивать наизусть одного стихотворения. Характеризовать и объяснять понятия: «басня», «вступление», «рассказ» (развитие действия), «мораль», «олицетворение». Заучивать одной басни наизусть, определять тему и жанр произведения.
С.В. Михалков «Как старик корову продавал», «Дым без огня»
1
18.04.
119
Итоговый мониторинг
1
19.04.
120
Юмористические рассказы о детях и для детей
1
Читать рассказы о детях Н.Н. Носова, Л. Пантелеева, В.Ю. Драгунского. Объяснять понятия: «юмор», «ирония». Определять и комментировать отношения автора.
20.04.
121
Юмористические стихи
1
21.04.
122
Детские журналы и газеты.
1
25.04.
123
Очерки о Родине.
1
Объяснять понятия: «очерк», «герой очерка», «тема очерка». Анализировать очерки, сравнивать, определять темы и авторскую позицию. Работать с очерками, выделять их особенности (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике
Написать очерк «Мой любимый писатель»
26.04.
124
Очерки о людях.
1
27.04.
125
Р. Сеф. «О стихах Джона Чиарди»
1
28.04.
126
Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»
1
02.05.
127
Проект. Писатели о писателях
1
03.05.
128
Н.П. Вагнер «Фея Фантаста»
1
Работать с произведениями, выполнять задания в учебнике и в тетради. Сравнивать сказки.
Характеризовать образ героев (внешний вид, отношение к людям).