kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 9 классе. Данная рабочая учебная программа рассчитана на использования учебника Литература 9 класс. Т. Ф Курдюмова. Москва «Дрофа».2012г

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе в 9 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Штейнгардтовская основная общеобразовательная школа

Пролетарского района Ростовской области


Согласовано «Утверждаю»

Протокол заседания Директор МБОУ Штейнгардтовской ООШ

Методического совета ________________ /Черкасова СК/

МБОУ Штейнгардтовской ООШ приказ № от ___________2015г

от ___________ 2015 года №___

____________/ Мажинская ИЯ/


Рабочая программа

по литературе

Класс: 9


Количество часов: 102



Учитель: Бахмут Елена Петровна




2015 год









Пояснительная записка по литературе в 9 классе.

Данная рабочая программа составлена в соответствие с:

  • федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ 1897 от 17 декабря 2010 (с 2014-2015 года Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N03-255)

  • основной образовательной программой МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год

  • примерной программы основного общего образования по литературе

  • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году;

  • учебным планом МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год

На основании:

  • статьи 28. (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) п.6 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12г № 273-ФЗ

  • Устава МБОУ Штейнгардтовской ООШ

  • Положения о составлении рабочих программ учителями –предметниками МБОУ Штейнгардтовской ООШ



Общая характеристика предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.



Задачи:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Место предмета «Литература» в учебном плане: В 9 классе 102 часа, 3 часа в неделю по базисному плану школы.

План 102 час, факт - час.

Данная рабочая учебная программа рассчитана на использования учебника Литература 9 класс. Т. Ф Курдюмова. Москва «Дрофа».2012г



















Учебно - тематическое планирование

Периодичность и формы текущего контроля отражены в календарно-тематическом планировании.

Содержание

Кол-во часов

Сочинения

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1


Литература эпохи Античности


1


Литература эпохи Средневековья


1


Литература Древней Руси

4


Особенности русской литературы XVIII века. Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление.

13


Из русской литературы ХIХ века Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Совершенство поэтического мастерства поэтов «золотого» века.

55

5

Русская литература 20 века. Богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и ее судьбы.

24


Зарубежная литература.

3


ИТОГО

102

5


Содержание учебного курса

Литература как искусство слова. Чудесная сила искусства.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

Античная литература. Эсхил. «Прометей Прикованный».

Древнерусская литература.

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«Слово о полку Игореве».

 Высокопоэтическое патриотическое произведение – первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр  и композиция «Слова…».  Образ русской земли и нравственно – поэтическая идея «Слова…». Образы русских князей.  «Золотое слово Святослава». Князь Игорь.  Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова…»  с устным народным творчеством. Поэтические переводы. Роль памятника в судьбах  русской культуры. Тема «Слова…»  в лирике русских поэтов.

Литература 18 века.

Идейно – художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Изучение монографических тем по творчеству М.В.Ломоносова,  Г.Р.Державина,  Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина. Знакомство с остальными темами в обзорном порядке.

М.В.ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны.1747 года».

М.В.ломоносов – ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Жанр оды.

Г.Р.Державин. «Властителям  и судиям», «Памятник». Г.Р.Державин – крупнейший поэт 18 века. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события в комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии…». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия…».

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Лирика и проза Карамзина. Карамзин – историк.

Литература 19 века.

Человек  в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. Совершенство языка поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С.Грибоедова и проза А.С.Пушкина.

Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А.С.Пушкин как родоначальник  новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга: черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И.А.Гончаров «Мильон терзаний»). Внесценические персонажи пьесы. Сценическая жизнь комедии.

В.А.Жуковский. «Светлана». В.А.Жуковский – переводчик. Баллада. Романтическая лирика поэта.

А.С.Пушкин. Творческий путь А.С.Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения  А.С.Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика А.С.Пушкина(«К***», «На  холмах Грузии», «Я вас любил…»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…»). Оптимизм философской лирики А.С.Пушкина. Дружба в лирике А.С.Пушкина. искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско – эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

«Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно – философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. Открытый финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А.С.Пушкин в русской критике.

М.Ю.Лермонтов. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства («Ангел», «Ужасная судьба отца и сына»). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой…»). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «я не унижусь пред тобой…»). Стихотворения «Пленный рыцарь», «На севере диком стоит одиноко…». Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Герой нашего времени». Жанр социально – психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное своеобразие языка повести. Нравственно – философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы.  Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги.  Единство повествовательного и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатирическое начало в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.

Ф.И.Тютчев. Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте Любовная лирика. Философские миниатюры.

 Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской музы. Трехсложные стихотворные размеры.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. История любви как основа сюжета повести «Первая любовь». Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя – повествователя.

А.П.Чехов. «Человек в футляре». Творческий путь писателя. Художественная деталь. Речевая характеристика героя.

                 Русская литература 20 века.

И.А.Бунин. Поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями 19 века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. Стилистическое мастерство поэта.

А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Художественное своеобразие поэзии Блока.

С.А.Есенин.  Слово  о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в лирике Есенина. Народно – песенная основа стиха Есенина.

В.В.Маяковский. Поэт – публицист, поэт – новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования.  Андрей Соколов – образ простого и стойкого человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А.И.Солженицын «Как жаль». Слово о писателе.

Русская литература 60 – 90 годов 20 века.

Произведения различных жанров, видов, направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и анти гуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества читателя.

В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин». Образы «чудиков» в рассказе. Изображение народного характера и  картин народной жизни. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В.П.Астафьев. «Царь - рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения «Царь - рыба»: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и  ее богатству. Смысл противоборства человека и царь – рыбы.

В.Г.Распутин. «Деньги для Марии». Распутин – писатель – публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А.В.Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

Б.Ш.Окуджава. Трагическое ощущение жизни, поиски доброго начала, мягкое лиричное осмысление происходящего. Тяга поэта к романтике. Тема войны и Москвы.

Е.А.Евтушенко. Сравнение человека с миром. Социальные, нравственные, эстетические проблемы, поднятые в стихотворениях. Художественные приемы, способствующие усилению эмоционального воздействия на читателя.




Результаты освоения предмета и система их оценки

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.



Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.



Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.



В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;



чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;



чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.





Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитывают­ся как различные возможные толкования содержания произве­дения, так и вариативность словесного выражения.



Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).



Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.



(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)




Критерии оценки качества знаний обучающихсяпо литературе:

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1.  Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.  Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

^Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

^Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

^Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

^Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

  -  глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

  - стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

  - написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

    - допускается одна - две неточности в содержании.

^Оценка "4" ставится за сочинение:

 -  достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  - логическое и последовательное в изложении содержания;

 -  написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

 -  допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

^Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

 -  в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

 -  материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
  обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

^Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

  - не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

  - характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.




Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение:

1. Программы по литературе 5 – 11 классов под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Составитель Л.И.Косивцева. Москв «Дрофа» 2010 г.

2. Т.Ф.Курдюмова. Учебник – хрестоматия «Литература – 9 класс» Москва «Дрофа» 2012 г.

3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе в 9 классе. Москва «ВАКО» 2007 г.

4.Литература Дона – хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга» 2005 г.

5.Л.Н.Савина. Уроки литературы в 9 классе. Волгоград «Учитель» 2006 г.


6. Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 9 класс.

Компьютер



Интернет-ресурс

1. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

7.www.proshkolu.ru

8.www. uchportal.ru

















Календарно–тематическое планирование по литературе 9 класс.

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы текущего контроля

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение. (1час)

1

Введение. Литература как искусство слова. Общее понятие об историко-литературном процессе.








Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.


1



2

Литература эпохи Античности

Катулл (1 час)






Слово о поэте.

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.


1



3

Литература эпохи Средневековья

Данте (1 час)


Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Устный опрос Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



I. Литература Древней Руси (4 часа)

4

Древнерусская литература.


Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).


1



5

«Слово о полку Игореве».


Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".


1



6

Образ русской земли в «Слове».


Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



7

«Слово о полку Игореве» и устное народное творчество.

Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Проверочная работа. Анализ и интерпретация произведения.

1



II. Русская литература ХVIII века (13 часов)


8

Русская литература XVIII века как литература классицизма.


Характеристика русской литературы XVIII века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм.


1



9

M. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.


1



10

Жанр оды в лирике Ломоносова: «Ода на день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки, просвещения.

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.


1



11

Г. Р. Державин. Новое в жанре оды. «Властителям и су­диям».


Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Властителям и судиям». «Памятник»

Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина.


1



12

Г. Р. Державин. «Снегирь», «Памятник»


«Памятник». Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Устный опрос Анализ и интерпретация произведений.


1



13

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.


Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.


1



14

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Реалистические черты характеров героев.


Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



15

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образование и воспитание в комедии


Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

тестирование

1



16

А.Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).


Слово о писателе.

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

тестирование

1



17

Итоговый урок по материалам темы «Классицизм»


Итоговый урок

1



18

Н.М Карамзин. Понятие сентиментализма.


Слово о писателе.

Понятие сентиментализма. Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.


1



19

Н.М Карамзин «Бедная Лиза». Образы Лизы и Эраста


Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

тестирование

1



20

Европейская литература эпохи Просвещения(1 час)

И.-В. Гете

Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Жизнь и творчество (обзор)

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Устный опрос Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

1



III. Из русской литературы ХIХ века (55часа)


21

Русская литература XIX века. «Золотой век» русской поэзии (обзор)


Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.


1



22

В.А. Жуковский Стихотворения: “Море . Баллада«Светлана». Жанр баллады.


Жизнь и творчество (обзор).

"Невыразимое".

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.


1



23

В.А. Жуковский «Светлана». Герои и сюжет баллады. Народные обычаи.


Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

тестирование

1



24

Реализм как литературное направление.


зачет

1



25

Жизненный и творческий путь А.С. Грибоедова


Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова “Мильон терзаний”.


1



26

Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 1-го действия комедии.


Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии.

тестирование

1



27

«Век нынешний и век ми­нувший» в комедии «Горе от ума» Анализ 2-3-го дей­ствий».


Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).

Устный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

2



28

Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.


"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.

Самостоятельная работа. Анализ и интерпретация произведений.


1



29

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей


1



30

«Мильон терзаний» Чац­кого.


Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

Преодоление канонов классицизма в комедии.


1



31

Рр. Подготовка к сочине­нию по пьесе А. С. Грибое­дова «Горе от ума».



зачетная практическая работа. Написание сочинений по литературному произведению

1



32

Пушкин А. С. Творческий путь поэта.


Жизнь и творчество.

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути.


1



33

Любовная и дружеская ли­рика А. С. Пушкина.


Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.


Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

1



34

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.


Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.


1



35







36

Тема поэта и поэзии в ли­рике А. С. Пушкина.





Тема поэта и поэзии в ли­рике А. С. Пушкина.




Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

1







1



37

Р.р. Подготовка к домаш­нему сочинению по лирике А. С. Пушкина.


зачетная практическая работа. Написание сочинений по литературным произведениям

1



38

«Моцарт и Сальери»»

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству


1



39

«Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах.


«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений..

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа.


1



40

«Кто он таков? Ужель Евгений?». Автор и его герой (сравнительный анализ 1 и 8 глав)


Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе

Письменный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



41







42

Система образов романа «Евгений Онегин»: Онегин и поместное дворянство.



Онегин и Татьяна. Онегин и Ленский.

Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения.


1







1



43

Образ автора в романе «Евгений Онегин».


Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).


1



44

Р.р. Подготовка к сочине­нию по роману А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин».


Зачетная практическая работа. Написание сочинения

1



45

М. Ю. Лермонтов. Урок - заочная экскурсия «В лер­монтовских Тарханах».

Жизнь и творчество. (Обзор.)





1



46

«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста. Назначение поэта в лирике М. Ю. Лер­монтова.

Стихотворения:

«Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору.

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение.


1



47

Тема любви и тема Родины в творчестве М. Ю. Лермон­това

Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Пафос вольности, , поэта и поэзии.

Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

1



48

Роман «Герой нашего вре­мени» - первый психоло­гический роман в русской литературе.


Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Жанр социально-психологического романа.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Устный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



49









50

«История души человече­ской» в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени».



«История души человече­ской» в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени».


Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).

Устный опрос. Анализ и интерпретация произведений.


1











1



51

Печорин и водяное общество.


Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.


1



52

Р.р. Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».



Зачетная практическая работа. Анализ и интерпретация произведений.

1



53







54

Поэты пушкинской поры







Поэты пушкинской поры


Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.

Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

Кольцов Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» .

Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А. Баратынский) Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.

Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.


1







1



55

Н. В. Гоголь. Личность и судьба писателя.

Жизнь и творчество. (Обзор)


1



56

Образ «маленького чело­века» в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Го­голя.



1



57

Н. В. Гоголь «Мертвые души». Особенности жан­ра, композиции, смысл за­главия. Система образов.


Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.

Устный опрос. Анализ и интерпретация произведений.


1



58





59

Образы помещиков. Спо­собы и приемы типизации.



Деталь как средство создания образов.

Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче

тестирование

1





1



60

Чичиков - новый «герой» эпохи.

Место Чичикова в системе образов.


1



61

Чичиков: живая или мертвая душа.


Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.


1



62

Р.р. Сочинение

по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».



Зачетная практическая работа. Анализ и интерпретация произведений.

1



63











64

И.С. Тургенев. Краткая биография писателя. «Первая любовь». Сюжет повести и ее герои. Нравственная проблематика.



И.С. Тургенев. Краткая биография писателя. «Первая любовь». Сюжет повести и ее герои. Нравственная проблематика.



Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1











1



65

Ф.И. Тютчев. Тематика и жанры лирических произведений поэта.


Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

1



66

Лирика А. А. Фета. Худо­жественное совершенство стихов о природе.


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. Худо­жественное совершенство стихов о природе

Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.


1



67









68

Н. А. Некрасов: личность и судьба. Представления

Н. А. Некрасова о поэте и поэзии.



Н. А. Некрасов: личность и судьба. Представления

Н. А. Некрасова о поэте и поэзии.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»

Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.


1







1



69

Л.Н. Толстой. Творческий путь.

Жизнь и творчество.


1



70

Толстой Л.Н. «Юность». Николенька Иртеньев среди других героев повести.


Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.



1



71

Диалектика души героев повести «Юность».


Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.


1



72

Мастерство и сила нравственного воздействия автора в повести «Юность»


Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



73











74











75

А. П. Чехов: страницы жиз­ни и творчества. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

А. П. Чехов: страницы жиз­ни и творчества. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)



А. П. Чехов: страницы жиз­ни и творчества. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Истинные и ложные ценности героев рассказа.


тестирование

1









1









1



IV. Русская литература ХХ века. (24часов)

76

Русская литература XX века: многообразие жанров и на­правлений.


Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.


1



77

И.А. Бунин – поэт и прозаик. «Жизнь Арсеньева» - автобиографическая повесть.

Слово о писателе.

«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.


1



78

М. Горький. Судьба известного пролетарского писателя. «Мои университеты» (главы)



1



79

Серебряный век русской поэзии.



Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



80













81

А. А. Блок. Слово о поэте. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы.









Трагедия лирического героя в «страш­ном мире». Патриотическая поэзия А. А. Блока.


Слово о поэте.

Стихотворение «Русь»

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

Образ Прекрасной Дамы. Трагедия лирического героя в «страш­ном мире». Патриотическая поэзия А. А. Блока.

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Устный опрос, Заучивание наизусть стихотворных текстов.




1

















1



82

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта.


Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Устный опрос.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.


1



83







84

Слово о Маяковском. Новаторство Маяковского. Сатирические стихи и стихи о любви.

Слово о Маяковском. Новаторство Маяковского. Сатирические стихи и стихи о любви.

Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.


Устный опрос

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

1







1



85

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи о любви. Тема родной земли.


Слово о поэте.

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество».

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Устный опрос

Заучивание наизусть стихотворных текстов.


1



86

Р.р. Итоговый урок по теме «Поэзия серебряного века».



Письменный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1



87

Булгаков М.А. Творческий путь писателя.

Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска


1



88









89









90

Булгаков М.А. Комедия «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.



Булгаков М.А. Комедия «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.



Булгаков М.А. Комедия «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.


Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1









1









1



91

М. А. Шолохов: страницы жизни и творчества.

Жизнь и творчество (обзор).



1



92

Художественные особенно­сти рассказа М. А. Шоло­хова «Судьба человека»: пейзаж, деталь, сказовая манера повествования.

Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.


1



93











94

Твардовский А.Т. «Василий Теркин» (главы «Два солдата», «Дед и баба»).







Твардовский А.Т. «Василий Теркин» (главы «Два солдата», «Дед и баба»).


Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок».

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.


1











1



95

В.М. Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин».

Образы «чудиков».


1



96





97

Астафьев В.П. повесть «Царь-рыба».



Астафьев В.П. повесть «Царь-рыба».


Нравственные проблемы повести «Царь-рыба».


Письменный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

1







1



98

Распутин В.Г. «Деньги для Марии».

Противопоставление жизненных принципов персонажей.


1



99

А.И. Солженицын

Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.


Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор» Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.


1



V. Из зарубежной литературы (3 часа)

100

Жизненный и творческий путь Шекспира. Трагедия «Гамлет». Проблематика, идейное содержание, система образов.






















Жизнь и творчество (обзор). Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

Трагедия «Гамлет».

Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

тестирование

1



101

литература народов России (1 час)

Р. Гамзатов

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур.

Слово о писателе.

Стихотворения

Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.


1



102

Заключительный урок по курсу литературы за 9 класс.



1






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
рабочая программа по литературе в 9 классе

Автор: Бахмут Елена Петровна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства