Рабочая программа по литературе в 9 классе. Данная рабочая учебная программа рассчитана на использования учебника Литература 9 класс. Т. Ф Курдюмова. Москва «Дрофа».2012г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе в 9 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Штейнгардтовская основная общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Согласовано «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Методического совета ________________ /Черкасова СК/
МБОУ Штейнгардтовской ООШ приказ № от ___________2015г
от ___________ 2015 года №___
____________/ Мажинская ИЯ/
Рабочая программа
по литературе
Класс: 9
Количество часов: 102
Учитель: Бахмут Елена Петровна
2015 год
Пояснительная записка по литературе в 9 классе.
Данная рабочая программа составлена в соответствие с:
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ 1897 от 17 декабря 2010 (с 2014-2015 года Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N03-255)
основной образовательной программой МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год
примерной программы основного общего образования по литературе
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году;
учебным планом МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год
На основании:
статьи 28. (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) п.6 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12г № 273-ФЗ
Устава МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Положения о составлении рабочих программ учителями –предметниками МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Общая характеристика предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Место предмета «Литература» в учебном плане: В 9 классе 102 часа, 3 часа в неделю по базисному плану школы.
План 102 час, факт - час.
Данная рабочая учебная программа рассчитана на использования учебника Литература 9 класс. Т. Ф Курдюмова. Москва «Дрофа».2012г
Учебно - тематическое планирование
Периодичность и формы текущего контроля отражены в календарно-тематическом планировании.
Содержание
Кол-во часов
Сочинения
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
Литература эпохи Античности
1
Литература эпохи Средневековья
1
Литература Древней Руси
4
Особенности русской литературы XVIII века. Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление.
13
Из русской литературы ХIХ века Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Совершенство поэтического мастерства поэтов «золотого» века.
55
5
Русская литература 20 века. Богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и ее судьбы.
24
Зарубежная литература.
3
ИТОГО
102
5
Содержание учебного курса
Литература как искусство слова. Чудесная сила искусства.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Античная литература. Эсхил. «Прометей Прикованный».
Древнерусская литература.
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).
«Слово о полку Игореве».
Высокопоэтическое патриотическое произведение – первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно – поэтическая идея «Слова…». Образы русских князей. «Золотое слово Святослава». Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова…» с устным народным творчеством. Поэтические переводы. Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова…» в лирике русских поэтов.
Литература 18 века.
Идейно – художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Изучение монографических тем по творчеству М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина. Знакомство с остальными темами в обзорном порядке.
М.В.ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны.1747 года».
М.В.ломоносов – ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Жанр оды.
Г.Р.Державин. «Властителям и судиям», «Памятник». Г.Р.Державин – крупнейший поэт 18 века. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события в комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии…» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии…». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия…».
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. Совершенство языка поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А.С.Грибоедова и проза А.С.Пушкина.
Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга: черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И.А.Гончаров «Мильон терзаний»). Внесценические персонажи пьесы. Сценическая жизнь комедии.
А.С.Пушкин. Творческий путьА.С.Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения А.С.Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика А.С.Пушкина(«К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил…»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…»). Оптимизм философской лирики А.С.Пушкина. Дружба в лирике А.С.Пушкина. искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско – эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
«Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно – философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. Открытый финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А.С.Пушкин в русской критике.
М.Ю.Лермонтов. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства («Ангел», «Ужасная судьба отца и сына»). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой…»). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «я не унижусь пред тобой…»). Стихотворения «Пленный рыцарь», «На севере диком стоит одиноко…». Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Герой нашего времени». Жанр социально – психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное своеобразие языка повести. Нравственно – философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного).«Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство повествовательного и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатирическое начало в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.
Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской музы. Трехсложные стихотворные размеры.
И.С.Тургенев. «Первая любовь».И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. История любви как основа сюжета повести«Первая любовь». Психологизм и лиризм Тургенева. Образ героя – повествователя.
А.П.Чехов. «Человек в футляре». Творческий путь писателя. Художественная деталь. Речевая характеристика героя.
Русская литература 20 века.
И.А.Бунин. Поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями 19 века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. Стилистическое мастерство поэта.
А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Художественное своеобразие поэзии Блока.
С.А.Есенин. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в лирике Есенина. Народно – песенная основа стиха Есенина.
В.В.Маяковский. Поэт – публицист, поэт – новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов – образ простого и стойкого человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А.И.Солженицын «Как жаль». Слово о писателе.
Русская литература 60 – 90 годов 20 века.
Произведения различных жанров, видов, направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и анти гуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества читателя.
В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин». Образы «чудиков» в рассказе. Изображение народного характера и картин народной жизни. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В.П.Астафьев. «Царь - рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения «Царь - рыба»: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь – рыбы.
В.Г.Распутин. «Деньги для Марии». Распутин – писатель – публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А.В.Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
Б.Ш.Окуджава. Трагическое ощущение жизни, поиски доброго начала, мягкое лиричное осмысление происходящего. Тяга поэта к романтике. Тема войны и Москвы.
Е.А.Евтушенко. Сравнение человека с миром. Социальные, нравственные, эстетические проблемы, поднятые в стихотворениях. Художественные приемы, способствующие усилению эмоционального воздействия на читателя.
Результаты освоения предмета и система их оценки
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Критерии оценки качества знаний обучающихсяпо литературе:
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
^Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
^Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
^Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
^Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
^Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
^Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей, обнаруживается владение основами письменной речи; - в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
^Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение:
1. Программы по литературе 5 – 11 классов под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Составитель Л.И.Косивцева. Москв «Дрофа» 2010 г.
2. Т.Ф.Курдюмова. Учебник – хрестоматия «Литература – 9 класс» Москва «Дрофа» 2012 г.
3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе в 9 классе. Москва «ВАКО» 2007 г.
4.Литература Дона – хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга» 2005 г.
5.Л.Н.Савина. Уроки литературы в 9 классе. Волгоград «Учитель» 2006 г.
6. Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 9 класс.
Компьютер
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7.www.proshkolu.ru
8.www. uchportal.ru
Календарно–тематическое планирование по литературе 9 класс.
№
Тема урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы текущего контроля
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Введение. (1час)
1
Введение. Литература как искусство слова. Общее понятие об историко-литературном процессе.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
1
2
Литература эпохи Античности
Катулл (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.
1
3
Литература эпохи Средневековья
Данте (1 час)
Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
Устный опрос Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
I. Литература Древней Руси (4 часа)
4
Древнерусская литература.
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
1
5
«Слово о полку Игореве».
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".
1
6
Образ русской земли в «Слове».
Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
7
«Слово о полку Игореве» и устное народное творчество.
Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Проверочная работа. Анализ и интерпретация произведения.
1
II. Русская литература ХVIII века (13 часов)
8
Русская литература XVIII века как литература классицизма.
Характеристика русской литературы XVIII века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм.
1
9
M. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.
Жизнь и творчество (обзор).Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
1
10
Жанр оды в лирике Ломоносова: «Ода на день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки, просвещения.
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
11
Г. Р. Державин. Новое в жанре оды. «Властителям и судиям».
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Властителям и судиям». «Памятник»
Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина.
1
12
Г. Р. Державин. «Снегирь», «Памятник»
«Памятник». Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.
1
14
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Реалистические черты характеров героев.
Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
15
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образование и воспитание в комедии
Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
тестирование
1
16
А.Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Слово о писателе.
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
тестирование
1
17
Итоговый урок по материалам темы «Классицизм»
Итоговый урок
1
18
Н.М Карамзин. Понятие сентиментализма.
Слово о писателе.
Понятие сентиментализма. Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.
1
19
Н.М Карамзин «Бедная Лиза». Образы Лизы и Эраста
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
тестирование
1
20
Европейская литература эпохи Просвещения(1 час)
И.-В. Гете
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Жизнь и творчество (обзор)
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Устный опрос Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
1
III. Из русской литературы ХIХ века (55часа)
21
Русская литература XIX века. «Золотой век» русской поэзии (обзор)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
1
23
В.А. Жуковский «Светлана». Герои и сюжет баллады. Народные обычаи.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
тестирование
1
24
Реализм как литературное направление.
зачет
1
25
Жизненный и творческий путь А.С. Грибоедова
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова “Мильон терзаний”.
1
26
Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 1-го действия комедии.
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии.
тестирование
1
27
«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» Анализ 2-3-го действий».
Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).
Устный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
2
28
Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.
Самостоятельная работа. Анализ и интерпретация произведений.
1
29
Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.
Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей
1
30
«Мильон терзаний» Чацкого.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
Преодоление канонов классицизма в комедии.
1
31
Рр. Подготовка к сочинению по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
зачетная практическая работа. Написание сочинений по литературному произведению
1
32
Пушкин А. С. Творческий путь поэта.
Жизнь и творчество.
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути.
1
33
Любовная и дружеская лирика А. С. Пушкина.
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
34
Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.
Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
1
35
36
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
1
37
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. С. Пушкина.
зачетная практическая работа. Написание сочинений по литературным произведениям
1
38
«Моцарт и Сальери»»
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству
1
39
«Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений..
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа.
1
40
«Кто он таков? Ужель Евгений?». Автор и его герой (сравнительный анализ 1 и 8 глав)
Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе
Письменный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
41
42
Система образов романа «Евгений Онегин»: Онегин и поместное дворянство.
Онегин и Татьяна. Онегин и Ленский.
Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения.
1
1
43
Образ автора в романе «Евгений Онегин».
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
1
44
Р.р. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Зачетная практическая работа. Написание сочинения
1
45
М. Ю. Лермонтов. Урок - заочная экскурсия «В лермонтовских Тарханах».
Жизнь и творчество. (Обзор.)
1
46
«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста. Назначение поэта в лирике М. Ю. Лермонтова.
Стихотворения:
«Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору.
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение.
1
47
Тема любви и тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова
Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Пафос вольности, , поэта и поэзии.
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
48
Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Жанр социально-психологического романа.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Устный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
49
50
«История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
«История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).
Устный опрос. Анализ и интерпретация произведений.
1
1
51
Печорин и водяное общество.
Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
1
52
Р.р.Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Зачетная практическая работа. Анализ и интерпретация произведений.
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
1
55
Н. В. Гоголь. Личность и судьба писателя.
Жизнь и творчество. (Обзор)
1
56
Образ «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
1
57
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Особенности жанра, композиции, смысл заглавия. Система образов.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.
Устный опрос. Анализ и интерпретация произведений.
1
58
59
Образы помещиков. Способы и приемы типизации.
Деталь как средство создания образов.
Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче
тестирование
1
1
60
Чичиков - новый «герой» эпохи.
Место Чичикова в системе образов.
1
61
Чичиков: живая или мертвая душа.
Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
1
62
Р.р.Сочинение
по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Зачетная практическая работа. Анализ и интерпретация произведений.
1
63
64
И.С. Тургенев. Краткая биография писателя. «Первая любовь». Сюжет повести и ее герои. Нравственная проблематика.
И.С. Тургенев. Краткая биография писателя. «Первая любовь». Сюжет повести и ее герои. Нравственная проблематика.
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
1
65
Ф.И. Тютчев. Тематика и жанры лирических произведений поэта.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
66
Лирика А. А. Фета. Художественное совершенство стихов о природе.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. Художественное совершенство стихов о природе
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
67
68
Н. А. Некрасов: личность и судьба. Представления
Н. А. Некрасова о поэте и поэзии.
Н. А. Некрасов: личность и судьба. Представления
Н. А. Некрасова о поэте и поэзии.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»
Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
1
1
69
Л.Н. Толстой. Творческий путь.
Жизнь и творчество.
1
70
Толстой Л.Н. «Юность». Николенька Иртеньев среди других героев повести.
Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.
1
71
Диалектика души героев повести «Юность».
Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
1
72
Мастерство и сила нравственного воздействия автора в повести «Юность»
Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
73
74
75
А. П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
А. П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
А. П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
Истинные и ложные ценности героев рассказа.
тестирование
1
1
1
IV. Русская литература ХХ века. (24часов)
76
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
1
77
И.А. Бунин – поэт и прозаик. «Жизнь Арсеньева» - автобиографическая повесть.
Слово о писателе.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
1
78
М. Горький. Судьба известного пролетарского писателя. «Мои университеты» (главы)
1
79
Серебряный век русской поэзии.
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
80
81
А. А. Блок. Слово о поэте. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы.
Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия А. А. Блока.
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь»
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
Образ Прекрасной Дамы. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия А. А. Блока.
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Устный опрос.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
83
84
Слово о Маяковском. Новаторство Маяковского. Сатирические стихи и стихи о любви.
Слово о Маяковском. Новаторство Маяковского. Сатирические стихи и стихи о любви.
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Устный опрос
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
1
85
А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи о любви. Тема родной земли.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество».
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Устный опрос
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
1
86
Р.р. Итоговый урок по теме «Поэзия серебряного века».
Письменный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
87
Булгаков М.А. Творческий путь писателя.
Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска
1
88
89
90
Булгаков М.А. Комедия «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.
Булгаков М.А. Комедия «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.
Булгаков М.А. Комедия «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
1
1
91
М. А. Шолохов: страницы жизни и творчества.
Жизнь и творчество (обзор).
1
92
Художественные особенности рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»: пейзаж, деталь, сказовая манера повествования.
Рассказ «Судьба человека».
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации
Самостоятельная работа. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
1
93
94
Твардовский А.Т. «Василий Теркин» (главы «Два солдата», «Дед и баба»).
Твардовский А.Т. «Василий Теркин» (главы «Два солдата», «Дед и баба»).
История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.
1
1
95
В.М. Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин».
Образы «чудиков».
1
96
97
Астафьев В.П. повесть «Царь-рыба».
Астафьев В.П. повесть «Царь-рыба».
Нравственные проблемы повести «Царь-рыба».
Письменный опрос. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор» Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
1
V. Из зарубежной литературы (3 часа)
100
Жизненный и творческий путь Шекспира. Трагедия «Гамлет». Проблематика, идейное содержание, система образов.
Жизнь и творчество (обзор). Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
тестирование
1
101
литература народов России (1 час)
Р. Гамзатов
Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур.
Слово о писателе.
Стихотворения
Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.
1
102
Заключительный урок по курсу литературы за 9 класс.