Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе (8класс)»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Первоалейская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Принята
Директор школы: Педагогическим советом
Приказ № от «___» ________ 201__г.
«____» _________ 201_г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
средняя ступень обучения (8 класс)
базовый уровень
Разработана на основефедерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 2007г.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. -М.: Просвещение,2007). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели преподавания:
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи преподавания:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах
Формы занятий
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Планируемые результаты обучения
Должны знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию
выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Чтение наизусть
«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает;
«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает без выражения;
«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
Правильная постановка логического ударения.
Соблюдение пауз.
Правильный выбор темпа.
Соблюдение нужной интонации.
Безошибочное чтение.
«5» - выполнены правильно все требования;
«4» - не соблюдены 1-2 требования;
«3» -допущены ошибки по трем требованиям;
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка контрольных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1.не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1.не более двух грубых ошибок;
2.или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3.или не более двух-трех негрубых ошибок;
4.или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
Из них:
Практические
задания
Контрольные и диагностические материалы
экскурсии
примечание
1
Введение. Русская литература и история.
1
2
Устное народное творчество
2
2.1
Народные песни: лирические и исторические. Частушка как малый песенный жанр
1
2.2
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
1
3
Из древнерусской литературы
2
3.1
«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Невского
1
3.2
Вн.чт.«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.
1
Пересказ
4
Из литературы XVIII века
2
4.1
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль».
1
4.2
Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1
Анализ эпизодов
5
Из литературы ХIХ века
33
5.1
Вн. чт. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен
1
5.2
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя, «Обоз» и их историческая основа.
1
Выразительное чтение
5.3
К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» и русская история. Т.Л. Дума
1
Выразительное чтение
5.4
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.
1
Чтение наизусть
5.5
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина
1
5.6
А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора
1
5.7
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.
1
5.8
Истоки формирования личности Гринева (анализ I и II глав)?; Гринев и Швабрин (Разбор III и V глав)
1
Анализ эпизода
5.9
Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой.
1
Анализ эпизода
5.10
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина. (Разбор VI и VIII глав)
1
Анализ эпизода
5.11
Р/р Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1
Сочинение
5.12
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.
1
5.13
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
1
Контрольная работа №1
5.14
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве
1
5.15
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.
1
5.16
Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.
1
5.17
Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
1
Сочинение
5.18
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя.
1
5.19
Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».
1
5.20
Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе
1
5.21
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».
1
5.22
Особенности композиции.
Р/р Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении»
1
Сочинение
5.23
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».
1
5.24
Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель». Образ Петербурга.
1
5.25
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города».
1
5.26
Сатирическая направленность «Истории одного города».
1
5.27
Р/р Подготовка к домашнему сочинению.
1
Сочинение
5.28
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.
1
Контрольная работа №2
5.29
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
1
5.30
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
1
5.31
Мастерство Л.Н.Толстого «После бала». Особенности композиции.
1
5.32
Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
1
5.33
Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова
1
Выразительное ичтение
6
Из литературы XX века
10
6.1
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
1
6.2
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».
1
Пересказ
6.3
А.И.Куприн. Нравственная проблема рассказа «Куст сирени».
1
6.4
«Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова ,И.А.Бунина, А.И.Куприна.
1
Сочинение
6.5
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия».
1
6.6
6.7
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.
2
6.8
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
1
6.9
6.10
Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина
Р.р Подготовка к домашнему сочинению
2
сочинение
7
Писатели улыбаются
7
7.1
Вн. чт. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». М. Зощенко «История болезни».
1
7.2
М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
1
7.3
Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.Е. Есенина
1
Контрольная работа № 3
7.4
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».
1
7.5
Василий Теркин – защитник родной страны.
1
7.6
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Авторские отступления
1
7.7
Вн. чт.А.П.Платонов. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение».
1
8
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
3
8.1
Р.р. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.
1
8.2
В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
1
8.3
Р/р Сочинение «Великая
Отечественная война в литературе ХХ века»
1
Сочинение
9
Русские поэты о Родине, родной природе.
1
9.1
Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе.
1
10
Из зарубежной литературы
7
10.1
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.
1
10.2
Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.
1
10.3
10.4
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.
2
10.5
Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
1
Пересказ
10.6
В.Скотт.«Айвенго» - исторический роман.
1
10.7
Зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». Летнее чтение
1
Тест
всего
68
УЧЕБНО _ - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-9-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс.-М.:ВАКО,2008.-512с.
Лист коррекции (изменений и дополнений в рабочую программу)