Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (8 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №68
Утверждено
приказом №
от «___»_____2015 г.
директор
МБОУ СОШ №68
_________С.В.Филатова
Принято педагогическим
советом МБОУ СОШ №68
протокол №
от «___»_______2015 г
Согласовано с
зам.директора по УВР
______________
И.В. Кушнир
«____»____2015 г.
Рассмотрено на заседании рабочей группы
протокол №
от «___»________2015 г.
Рабочая программа
по литературе
8 класс
Составитель: Иващенко О.В.
учитель русского языка и литературы
Хабаровск
2014 г
Рабочая программа
по литературе
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 8 класса МБОУСОШ №68 на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 в., знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе .
Цели программы:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; воспитание высокого эстетического вкуса;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
воспитание речевой культуры учащихся.
Задачи курса литературы 8 класса:
формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности;
формирование умений видеть текст и подтекст; особенности создания художественного образа;
освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений: умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства;
формирование умения анализировать и высказывать свое отношение к прочитанному.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие методы организации учебного процесса, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу
Программный материал, предложенный авторами, распределен на 68 тем, что соответствует 68 часам учебного времени (по 2 учебных часа в неделю в течение 34 учебных недель).
Изучение литературы ведется на базовом уровне
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов в год
(по 2 учебных часа в неделю).
Формы контроля:
- индивидуальный устный опрос; - фронтальный опрос; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); - чтение наизусть; - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);
- терминологические диктанты; - различные виды пересказа; - тестирование; - написание сочинений.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
в 8 классе
1.Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе предполагаются следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические
и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические
и 4 пунктуационные ошибки,
или 3 орфографические ошибки
и 5 пунктуационных ошибок,
или 7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок,
а также 4 грамматические ошибки.
«2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических
и 7 пунктуационных ошибок,
или 6 орфографических
и 8 пунктуационных ошибок,
5 орфографических
и 9 пунктуационных ошибок,
8 орфографических и
6 пунктуационных ошибок,
а также 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
1.Текст художественного произведения.
2.Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
1.Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
2.Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
3.Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
4.Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
5.Различать эпические и лирические произведения.
6.Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
7.Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
8.Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
9.Уметь обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении.
10.Уметь выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения.
11.Уметь составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.
12.Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
13.Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
14. Пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.
15.Владеть монологической и диалогической речью, подготовить сообщение, доклад, реферат.
16. Письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы.
17.Выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения.
18. Высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Учебно-тематический план
Общее количество часов – 68
Количество часов в неделю – 2
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Введение
1
2
Из устного народного творчества
2
3
Из древнерусской литературы
4
4
Из литературы 18 века
4
5
Из литературы 19 века
36
6
Из литературы 20 века
17
10
Из зарубежной литературы
4
ИТОГО:
68
Содержание курса литературы в 8 классе
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устногонародноготворчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусскойлитературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературыXVIII века
Г. Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы 19 века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С.ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песнио Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал
Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин иН.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)
Н.А.НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И. Г и е д и ч. «Осень»; П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н. П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературыXX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»
В.В..МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
II. Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В.Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В.Исаковского традиций народной поэзии в русской лирике 19 века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;
М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский. «Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежнойлитературы
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М.СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Контроль уровня обученности
Терминологический диктант – 4
Контрольное сочинение – 2
Контрольное тестирование – 2
Контрольное домашнее сочинение -3
Наизусть -12 произведений
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе Г.С.Меркина
№ урока п/п
Дата проведения
Тема урока
Теория литературы
Развитие речи
Связь с другими искусствами
Основные виды деятельности учителя и
учащихся
Примечание
1
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Беседа, работа с учебником
2
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие
исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной
из исторических песен, анализ исторической песни.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Лекция. Беседа.
Анализ исторической песни.
3
«Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Средства выразительности в исторической песне; песни-плачи, нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Практикум
Анализ исторической песни.
4
Из древнерусской литературы
«Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении). Тема добра и зла в произведениях русской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Беседа, пересказ, ответы на вопросы, устное словесное рисование
Выразительное чтение, работа с текстом, ответы на вопросы
5
.«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Основные нравственные проблемы житийной литературы.
Выразительное чтение, работа с текстом, ответы на вопросы
6
«Слово о погибели Русской земли».
7
Из «Жития Александра Невского».
Готовность к подвигу во имя Руси. Тематическое многообразие древнерусской литературы.
Беседа. Пересказ.
8
Из литературы XVIII века
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Для заучивания наизусть
Г.Р.Державин. «Памятник»(1)
Выразительное чтение, анализ, работа со статьей учебника
9
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов.
Характеристика героев, пересказ, работа с худ.текстом, беседа по вопросам
10
Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
11
Контрольный тестпо теме «Древнерусская литература. Литература 18 века» (1)
12
Из литературы XIX века
В.А. Жуковский. Краткие сведения о поэте. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе.
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Для заучивания наизусть
В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (2)(отрывок).
Н.М. Языков. «Пловец»(3)
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Рассказ учителя, беседа Выразительное чтение, анализ стихотворений
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Выразительное чтение, анализ стихотворений
13
14
15
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и
в дикости лесов...», «Мой гений». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Художественное богатство поэтических произведений.
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня), «Романс», «Идиллия». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Художественное богатство поэтических произведений.
Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».
Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Художественное богатство поэтических произведений.
Терминологический диктант (1)
16-17
18
19
20
21-22
23
А.С. ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.
«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история).
Система образов романа.
Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину»(4)
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Лекция, инд. сообщения уч-ся
Беседа, тезисный план статьи
Беседа, работа с худ.текстом
24
Р.речи. Подготовка к домашнему сочинениюпо произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (1)
Подготовка к написанию сочинения
25
26
27
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве.
Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы.
Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Терминологический диктант (2)
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»(5)
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Лекция, инд. сообщения уч-ся
Работа с худ. текстом, характеристика героя
28
29-31
32
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.
Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.
Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Сост. плана статьи учебника, пересказ
Работа с текстом комедии, характеристика персонажей пьесы, работа с иллюстрациями
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Для заучивания наизусть
Н.А. Некрасов. «Тройка»(6)
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
Выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристи-ки лирического персонажа.
40
А.А. ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Для заучивания наизусть
А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...»(7)
Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос
41
42
43
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка».
Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Чтение по ролям, работа со статьей учебника, тезисы
Характеристика Снегурочки, Леля, Мизгиря
44
45
46
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).
Терминологический диктант (3)
Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.
Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связьс другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Тезисный план статьи о писателе
Различные виды пересказа, работа с иллюстра-
циями
Пересказ, беседа
47
Р.речи Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (3)
Подготовка к написанию сочинения
48
49
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра».
Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Чтение и пересказ
цитатный план, работа с иллюстра
циями
50
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизусть
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору(8)
С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная...»(9)
Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти...»(10)
Выразительное чтение, чтение наизусть
51
52
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Чтение и пересказ, составление словаря лексики персонажа.
53
54
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
М.В.Исаковский.
Основные вехи биографии поэта. Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В.Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики 19 века.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Для заучивания наизусть
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору(11)
Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворе-
ния
55
56
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Различные виды чтения, пересказ
Рассказ о героях
57
58
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы.
Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Терминологический диктант (4)
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Для заучивания наизусть
А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок) (12)
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».
Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.
Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Тезисный план, чтение и комментарий
Пересказ, устное рисование, чтение эпизодов, рисунки детей.
Беседа, диспут, составление словаря понятий
62-63
Р.речи. Контрольное классное сочинение (2) по повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
Написание сочинения
64
Контрольный тест по теме «Литература 20 века» (2)
65
66
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».
Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
Сообщения учащихся.
Чтение по ролям, беседа, устное словесное рисование
67
68
М. СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа.
Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Сообщения учащихся.
Дискуссия, различные формы пересказа
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа по литературе для 5- 11 классов общеобразовательной школы, допущенная Министерством образования Российской Федерации, авторы- составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев,- М., «Русское слово», 2010 г.
2. Учебник «Литература, 8 кл.», в 3-х частях, 4-е издание / Геннадий Меркин. - М., «Русское слово», 2009г.
3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.8 класс», в 2-х частях./ Ф.Е.Соловьева. -М., «Русское слово»,2011.
4. СОЛОВЬЕВА Ф.Е. УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ. К УЧЕБНИКУ "ЛИТЕРАТУРА. 8 КЛАСС". М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
5. СОЛОВЬЕВА Ф.Е.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЛИТЕРАТУРА 8КЛ. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
6. Поурочные разработки по литературе для 7 класса (универсальное издание), 3-е издание./ И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. - М., «Вако», 2009.