Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения и Программы по литературе Ланина Б.А, Устиновой Л.Ю. (М.: Вентана-Граф, 2012).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
от «___» __________ 20____г. Приказ № ____ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 5 класс
базовый уровень
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Соколова Таисия Олеговна,
учитель русского языка и литературы
первая категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса МОУ «СОШ п. Садовый» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения и Программы по литературе Ланина Б.А, Устиновой Л.Ю. (М.: Вентана-Граф, 2012). Авторская программа адаптирована для 5 класса МОУ «СОШ п. Садовый» с учетом среднего уровня развития учащихся.
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявления в произведениях общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта: Обучение ведётся по учебнику «Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова ; под ред. проф. Б.А. Ланина. – 20-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.; приложение к учебнику: учебные словари, учебные инструкции, проектные задания.
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа курса литературы в 5 классе рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы МОУ «СОШ п. Садовый» на 2015 - 2016 учебный год.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тематический блок
Количество
часов
1
Повторение. Вводные уроки
2
2
Истоки литературы. Фольклор
9
3
Мифы
5
4
Басня
6
5
Литературная сказка
22
6
От сказки – к фантастике
2
7
Завершение разделов
4
8
Среди ровесников
35
9
Наедине с поэтом
12
10
Уроки повторения и обобщения
5
11
Резервные уроки
3
Итого
105 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 5 класс
105 часов
№
п/п
Название раздела, общее количество часов
Вид урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечания
план
факт
Повторение. Вводные уроки (2ч.)
1
Урок повторения
Повторение
1
2.09
2
Вводный урок
Вводный урок
1
4.09
Истоки литературы. Фольклор (9ч.)
3
Урок изучения новых понятий
Проект «Фольклор». Понятие о сказке и ее особенностях. Сказка «Царевна – лягушка»
1
5.09
4
Урок-беседа
Сказка «Каша из топора»
1
9.09
5
Урок-беседа
Сказка «Кот и лиса»
1
11.09
6
Урок изучения новых понятий
Внеклассное чтение. Сказки о животных. Бытовые сказки
1
12.09
7-8
Урок развития речи
Развитие речи. Подготовка к сочинению сказки
2
16.09
18.09
9-10
Урок-беседа
Пословицы и поговорки
2
19.09
23.09
11
Урок-игра
Загадки
1
25.09
Мифы (5ч.)
12
Урок изучения новых понятий
Проект «Мифы». Понятие о мифах. Мифы Древней Греции
1
26.09
13
Урок путешествия и знакомства
Дельфы
1
30.09
14
Урок путешествия и знакомства
Боги свои и боги чужие
1
2.10
15
Урок-контроля
Урок-зачет
1
3.10
16
Урок-контроля
Защита проектов
1
7.10
Басня (6ч.)
17
Урок путешествия и знакомства
Проект «Басня». О жизни и творчестве И.А.Крылова
1
9.10
18
Урок-театр
Басня «Волк на псарне»
1
10.10
19
Урок-театр
Басня «Демьянова уха»
1
14.10
20
Урок-театр
Басня «Свинья под дубом»
1
16.10
21
Урок развития речи
Развитие речи. Инсценирование
1
17.10
22
Урок-контроля
Защита проектов
1
21.10
Литературная сказка (22ч.)
23
Урок изучения новых понятий
Проект «Литературная сказка». О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»
1
23.10
24
Урок развития речи
Развитие речи. Чтение фрагментов наизусть
1
24.10
25
Комбинированный урок
Песнь первая. Образы богатырей
1
28.10
26
Комбинированный урок
Песнь вторая, песнь третья. Образ Людмилы
1
30.10
27
Комбинированный урок
Песнь третья. Встреча витязя с головой
1
11.11
28
Урок развития речи
Развитие речи. Анализ текста
1
13.11
29
Комбинированный урок
Песни четвертая, пятая, шестая.
1
14.11
30
Урок-анализ
Финал поэмы. Поэма и сказка.
1
18.11
31-32
Урок развития речи
Развитие речи. Характеристика героя
2
20.11
21.11
33
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве П.П.Бажова. Сказ «Синюшкин колодец»
1
25.11
34
Композиция сказа. Образ Синюшки
1
27.11
35
Урок-анализ
Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа
О жизни и творчестве Н.А.Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети».
1
20.01
52
Урок-анализ
Анализ стихотворения.
1
22.01
53
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве С.П.Алексеева.
1
23.01
54
Комбинированный урок
Повесть «История крепостного мальчика»
1
27.01
55
Урок-анализ
Анализ произведения
1
29.01
56
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве В.Г.Короленко. Повесть «Слепой музыкант»
1
30.01
57
Комбинированный урок
Мальчик и природа
1
3.02
58
Комбинированный урок
Мальчик и музыка
1
5.02
59
Комбинированный урок
Дружба Петруся с Эвелиной
1
6.02
60-61
Урок развития речи
Развитие речи. Сочинение
2
10.02
12.02
62
Урок-контроля
Защита проектов
1
13.02
63
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве Марка Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера»
1
17.02
64
Урок-беседа
Герои повести
1
19.02
65
Урок-беседа
Что значит дружба
1
20.02
66
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве И.С.Шмелева. Роман «Лето Господне». Глава «Чистый понедельник»
1
24.02
67
Комбинированный урок
Глава «Благовещение»
1
26.02
68
Комбинированный урок
Глава «Пасха»
1
27.02
69
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве Л.А.Кассиля.
1
2.03
70
Комбинированный урок
Повесть «Кондуит и Швамбрания»
1
4.03
71
Урок-анализ
Герои повести. Анализ
1
5.03
72
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве Мустая Карима. Повесть «радость нашего дома»
1
9.03
73
Комбинированный урок
Герои повести. Ямиль и Оксана
1
11.03
74
Урок развития речи
Развитие речи. Сочинение
1
12.03
75
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве Ю.П.Казакова. Рассказ «Тихое утро»
1
16.03
76
Комбинированный урок
Герои рассказа. Володя и Яшка
1
18.03
77
Урок развития речи
Развитие речи. Работа с текстом.
1
23.03
78
Урок путешествия и знакомства
Внеклассное чтение. В.Крапивин. Повесть «Оранжевый портрет с крапинками»
1
25.03
79
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве В.П.Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро»
1
6.04
80
Урок-беседа
Главный герой рассказа.
1
8.04
81
Урок-беседа
Человек и природа
1
9.04
82
Урок путешествия и знакомства
О жизни и творчестве Ф.Искандера. Рассказ «Мальчик и война»
1
13.04
83
Урок повторения
Завершение раздела «Среди ровесников»
1
15.04
84
Урок развития речи
Развитие речи. Сочинение
1
20.04
85
Урок-контроля
Защита проектов
1
22.04
Наедине с поэтом (12ч.)
86
Урок-поэзии
А .С. Пушкин «Зимний вечер»
1
23.04
87
Урок развития речи
Развитие речи. Чтение лирического произведения
1
27.04
88
Урок-поэзии
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
1
29.04
89
Урок-поэзии
Лирика 19 века. Ф.И. Тютчев
1
30.04
90
Урок-поэзии
А.А. Фет
1
4.05
91
Урок-поэзии
Лирика 20 века. С.А. Есенин
1
6.05
92
Урок-поэзии
О.Э. Мандельштам, Н.А. Заболоцкий
1
7.05
93
Урок-поэзии
Б.Л. Пастернак, Н.М. Рубцов
1
11.05
94
Урок читательского искусства
Внеклассное чтение. Пейзажная лирика
1
13.05
95
Урок читательского искусства
Урок читательского искусства
1
14.05
96-97
Урок-контроля
Защита проектов
1
18.05
Уроки повторения и обобщения (5ч.)
98
Урок повторения
Повторение
1
20.05
99
Урок повторения
Повторение
1
21.05
100
Урок повторения
Повторение
1
25.05
101-102
Урок-обзор
Урок – праздник «Творчество любимого писателя»
1
27.05
103-105
Резервные уроки
2
28.05
30.05
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса
К концу учебного года пятиклассники должны научиться:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; устанавливать «поле читательских ассоциаций»;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений;
анализировать произведения разных жанров, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического характера;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;
выбирать путь анализа произведения;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя),
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах.
Список литературы
Для учащихся:
1. «Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2
ч.»/ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова ; под ред. проф. Б.А.
Ланина. – 20-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.; приложение к