Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Родная литература составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родная литература"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.11 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Специальность 43.02.13 Технология парикмахерского искусства
Вологда
2019
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.11 Родная литература разработана в соответствии:
приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», в редакции приказа от 29.06.2017 № 613;
Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р);
письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
письмом Минпросвещения России от 20 декабря 2018г. № 03-510 «О направлении информации» с рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках;
письмом Федерального государственного автономного учреждения Федеральный институт развития образования «Об уточнении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259);
информационно-методическим письмом об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования ФГАУ «ФИРО» от 11 октября 2017 г. за № 01-00-05/925 «Разъяснения по формированию общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и программно-методическому сопровождению изучения общеобразовательных дисциплин»;
примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 (с последующими изменениями);
примерной основной образовательной программой среднего общего образования //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
25
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОУДБ.11 Родная литература
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУДБ.11 Родная литература составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место общеобразовательной учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная учебная дисциплина ОУДБ.11 Родная литература относится к учебным дисциплинам по выбору из обязательных предметных областей общеобразовательного учебного цикла и относится к обязательным предметным областям «Родной язык и литература» ФГОС СОО.
1.3. Цель и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Изучение общеобразовательной учебной дисциплиныОУДБ.11 Родная литература направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Задачи учебной дисциплины:
в направлении личностного развития
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -эстетическое отношение к миру; - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
в метапредметном направлении
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
в предметном направлении
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
-сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
- осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины ОУДБ.11Родная литература
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины личностным, включающим
- формирование основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- формирование способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- развитие стремления к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
формирование эстетического отношения к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов
Личностные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины должны отражать:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины метапредметным, включающим
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Метапредметные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины должны отражать:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины предметным, включающим
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях литературы;
овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
Предметные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины должны отражать:
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Индивидуальный проект обучающегося по общеобразовательной учебной дисциплине ОУДБ.11. Родная литература
Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, предусматривающей получение среднего общего образования и специальности.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности студента (учебное исследование или учебный проект) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Цели организации работы над индивидуальным проектом
создание условий для формирования учебно-профессиональной самостоятельности обучающегося – будущего специалиста;
развитие творческого потенциала обучающегося, активизация его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося);
развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося;
предоставление возможности обучающемуся продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
формирование умения осуществлять поэтапное планирование деятельности (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (умений выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
сформировать позитивное отношение у обучающегося к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии в установленным планом).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Требования к подготовке индивидуального проекта
индивидуальный проект по учебной дисциплине выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение всего курса изучения учебной дисциплины в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, и должен быть представлен в виде завершённого продукта-результата: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУДБ.11Родная литература
Объем образовательной программы составляет 46 часов, в том числе:
работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем– 46 часов
1.5. Основные образовательные технологии
При реализации рабочей программы используются следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии, проблемного обучения, учебного проектирования (метод проектов), технология личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Структура и содержание учебной дисциплины
ОУДБ.11 Родная литература
Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
46
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
46
в том числе:
практические работы
8
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДБ.11 Родная литература
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа, проект (если предусмотрено)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
Роль художественной словесности в культурной жизни Вологодского края. Знаменитые писатели- вологжане. Богатство литературной жизни на территории Вологодского края. Литературные достопримечательности Вологодчины. Образ Вологодского края в литературе.
1
1
Раздел 1. Устное народное творчество
Тема 1.1
2
Вологодский край – центр собирания устного народного творчества. Выдающиеся фольклористы, работавшие на его территории. Издание памятников вологодского фольклора. Основные принципы собирания произведений фольклора. Многообразие жанров, использование традиционных сюжетов, мотивов и художественных средств в народном творчестве Вологодского края.
1
1
Тема 1.2
3
Для чтения и изучения. Сказки, легенды и предания, записанные на территории края.
(По одному тексту каждого жанра по выбору).
1
2
Раздел 2 Древнерусская словесность
Тема 2.1
Тема 2.2
4
5
Вологодский край – один из культурных центров Древней Руси. Монастыри и города – центры древнерусской книжности Вологодского края.
Древнерусские сюжеты в творчестве вологодских писателей.
Для чтения и изучения. Жития Кирилла Белозерского, Стефана Пермского, Дмитрия Прилуцкого. Жития вологодских святых, их соответствие жанровому канону, воплощение в них христианского мировоззрения, высоких нравственных идеалов. ( Одно житие по выбору).
1
1
1
2
Раздел 3 Литература XIX века
Тема 3.1
6
К. Н. Батюшков– выдающийся поэт начала 19 века. Основные вехи его жизни и творчества, роль в истории русской литературы, влияние на становление таланта А.С. Пушкина. Памятные места Вологодчины, связанные с именем К. Батюшкова. Чистота, блеск и образность языка Батюшкова. В.Г. Белинский о К. Батюшкове.
Для чтения и изучения. Стихотворения «Счастливец», «Беседка муз», «К Дашкову», «Переход русских войск через Неман...», «Песнь Гаральда Смелого», «Мой гений». Идейно-художественное своеобразие поэзии Батюшкова. (2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
2
7
Практическое занятие 1
Анализ стихотворения К. Н. Батюшкова
1
3
Тема 3.2.
8
П. В. Засодимский. Страницы жизни и творчества. П. Засодимский-русский писатель-народник, поэт, философ, критик и публицист, продолжатель традиций критического реализма в литературе.
1
2
9
Для чтения и изучения. П. В. Засодимский. «Перед потухшим камельком». Идейная направленность рассказа, обличение буржуазного эгоизма, проявление авторской позиции. Своеобразие построения рассказа, образный смысл заглавия. Драматизм судьбы Леночки Неведовой. Оценка рассказа Л. Толстым.
1
3
Тема 3.3.
10
А. В. Круглов. Страницы жизни и творчества.
Для чтения и изучения. Стихотворения : «А из рощи, рощи темной», «В борьбе», «Космополиту», « На родине», «Настанет день, последний день расплаты».
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики. (2-3 стихотворения по выбору).
1
2
11
А. В. Круглов. Соединение в рассказе черт художественного произведения и этнографического очерка. Подробное изображение картин суровой северной природы, образа жизни зырянских охотников.
Для чтения и изучения.. Рассказ «Отверженный». Простота чувств и нравственная требовательность обитателей северных лесов. Смелость, самоотверженность и верность – наиболее ценимые ими качества. Проступок Абрама и его трагические последствия. Нравственная проблематика рассказа. Сходство сюжетов рассказа А. В. Круглова «Отверженный» и поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец», черты различия между произведениями
1
3
Тема 3.4.
12
В. А. Гиляровский. «Жизнь и книги дяди Гиляя». Творческая эволюция писателя- репортера
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Прометей», «Владимирка – большая дорога», «Стенька Разин», «Все-то мне грезится Волга широкая», «На севере». Тематика и образы стихотворений. Художественные особенности лирики. (2-3 стихотворения по выбору).
1
2
13
Для чтения и изучения. В. А. Гиляровский. Повесть «Мои скитания» (фрагменты).Язык,стиль,композиция.Жанровое своеобразие. В. А. Гиляровский. «Мои скитания» (фрагменты).Язык,стиль,композиция.Жанровое своеобразие.
1
3
Раздел 4 Литература XX века
Тема 4.1.
Тема 4.2
14
15
Н. А. Клюев. Страницы жизни и творчества.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Старуха», «Не в смерть, а в жизнь введи меня...», «Уже хоронится от слежки...», «Рожество избы», «Слезный плат».
Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. Своеобразие поэтического стиля. (2-3 стихотворения по выбору).
И. Северянин. Страницы жизни и творчества.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Весенний день», «Хвала полям», «Запевка», «Сияет даль», «Роса оранжевого часа», «Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду…», «Соловьи монастырского сада», «Двусмысленная слава».
Основные темы и мотивы лирики. Оригинальность словотворчества. (2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
1
2
3
16
Практическое занятие 2. Анализ стихотворения И. Северянина.
1
3
Тема 4.3
17
А. А. Ганин. Страницы жизни и творчества.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Где в лесные купели-затоны...», «Ушла слепая ночь, а день еще далеко...», «Покос», «Памяти деда», «Заря в грозе. Помедли, путник смелый», «Взманила мечтами дорога».Основные темы и мотивы лирики. (2-3 стихотворения по выбору).
1
2
Тема 4.4
18
В. Т. Шаламов. Страницы жизни и творчества.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Я забыл погоду детства...», «Сосны срубленные», «Аввакум в Пустозерске», «Я жив не единым хлебом», «Меня застрелят на границе». Основные мотивы и образы лирики. (2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
2
19
В. Т. Шаламов. Тема путешествия в мир детства и юности. Возвращение к истокам жизни, истории семьи и рода.
Для чтения и изучения. Повесть-исповедь «Четвертая Вологда» (фрагменты).
1
1
Тема 4.5
20
А. Я. Яшин. Страницы жизни и творчества. Связь человека и природы в лирике поэта. Тема любви: глубина, яркость переживаний поэта.
Для чтения и изучения. Стихотворения : «Деревня Блудново», «Москва – Вологда», «Родные слова», «Я давно на родине не был», «Босиком по земле», «О безответной любви», «Назови меня именем светлым», «Скорые поезда».. (2-3 стихотворения по выбору). Рассказ «Угощаю рябиной».
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
3
21
Практическое занятие 3. Анализ стихотворения А. Я. Яшина.
1
3
Тема 4.6
22
В. Ф. Тендряков. Страницы жизни и творчества.
Для чтения и изучения. «Ночь после выпуска». Нравственная проблематика повести. Рассказ «Хлеб для собаки».
1
2
Тема 4.7
23
С. С. Орлов. Страницы жизни и творчества.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Его зарыли в шар земной...», «У сгоревшего танка», «Утрами травы розовеют в росах...», «Монолог воина с поля Куликова», «Учила жизнь сама меня», «И если я тебя не встречу», «Я своих фотографий тебе не дарил», «Экзамен». Основные темы и мотивы лирики. (2-3 стихотворения по выбору).
Для чтения и обсуждения. Киносценарий как литературный жанр. «Кинобаллада «Жаворонок». Воплощение в образах Ивана, Алёши и Петра черт идеала русского солдата. Эмоционально-смысловая нагрузка образа жаворонка.
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
2
24
Практическое занятие 4. Анализ стихотворения С. С. Орлова
1
3
25
Практическое занятие 5. Анализ стихотворения С. С. Орлова
1
3
Тема 4.8
26
В. П. Астафьев. Страницы биографии. Важнейшие темы творчества. Своеобразие писательской манеры.
Для чтения и изучения. Повесть В.П. Астафьева "Звездопад". Тема войны и любви в повести. Психологическая глубина изображения характеров. Рассказ «Людочка».
1
2
27
Практическое занятие 6. Анализ рассказа В. П. Астафьева «Людочка».( «История, которая «жжёт сердце…»).
1
3
Тема 4.9
28
И. Д. Полуянов. Страницы жизни и творчества. Темы творчества
1
29
И. Д. Полуянов. Своеобразие писательской манеры.
Для чтения и изучения. Произведения: «Месяцеслов», «Рябой», «Последний круг», «Между росами». Любовь и бережное отношение к природе, к отчей земле. (Одно произведение по выбору).
1
2
Тема 4.10
30
В. И. Белов. Страницы биографии. «Деревенская проза» В. И. Белова
1
2
31
В. И. Белов. Темы творчества. Для чтения и изучения. «Бухтины вологодские», (фрагменты). «Рассказы о всякой живности», (фрагменты). «Лад» (фрагменты).
1
32
Духовные ценности русского человека в произведениях писателя. (Одно произведение по выбору). Повесть В. И. Белова «За тремя волоками».
1
Тема 4.11
33
Н. М. Рубцов. Страницы жизни и творчества.
1
2
34
Н. М. Рубцов. Лирика. Своеобразие поэтического мира. Тема родного дома и малой родины в творчестве поэта
Для чтения и изучения Стихотворения: «Русский огонек», «Душа хранит», «Привет, Россия», «Ночь на родине», «Ферапонтово», «Звезда полей», «Чудный месяц плывет над рекою». Социальная и нравственная значимость этой темы. (2-3 стихотворения по выбору).Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
35
Практическое занятие 7. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова.
1
3
Тема 4.12
36
В.В. Коротаев. Страницы жизни и творчества.
1
2
37
В.В. Коротаев. Любовь к Родине, чувство неразрывного единства с миром деревни, с родной землей и людьми. Особенности поэтического языка.
Для чтения и изучения Стихотворения: «Прекрасно однажды в России родиться», «Русь», «Матери рожают не солдат», «Братские могилы», «Счастлив я в своём добре и худе», «Совесть», «Пока звезда не закатилась», «Я не заживусь на этом свете». (2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
2
Тема 4.13
38
А. А. Романов. Страницы жизни и творчества.
1
39
А. А. Романов. Основные темы и мотивы лирики. Для чтения и изучения. Стихотворения : «Как мало все-таки ценим», « Земля отцов и дедов», «Умываюсь туманами севера», «И было то, и было это», «Смотрю опять...», «Тетерев», «Русский язык», «Герасим», «За окном всю ночь кипело...». (2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть.Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
2
Тема 4.14
40
О. А. Фокина. Страницы жизни и творчества.
1
2
41
Выражение в стихотворениях любви к России, к родным местам, к северной природе, к землякам Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вологде», «Как же ты пахнешь, сырая земля!», «Большая Родина без малой», «Простые звуки родины моей...», «Оратай», «Родник», «Храни огонь родного очага...», «Несу добро в ладошках», « Песни у людей разные», «Шорох ветра, рокот грома». (2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
1
42
Практическое занятие 8 . Анализ стихотворения О. А. Фокиной.
1
3
Тема 4.15
43
Поэты Вологодского края (XX век). Для чтения и изучения: С.Викулов, Ю, Леднев, Н. Груздева, Н. Сидорова, С. Чухин. Вологодская земля, нравы и обычаи ее людей.
1
2
44
Поэты Вологодского края (XX век). Для чтения и изучения: Н. Груздева, Н. Сидорова, С. Чухин. Вологодская земля, нравы и обычаи ее людей, родная природа в творчестве поэтов. ( 2-3 поэта по выбору).
1
45
46
Дифференцированный зачёт.
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий
Наименование разделов
Характеристика основных видов учебной деятельности
Предметные
Метапредметные
Личностные
1
2
3
4
Введение.
Роль художественной словесности в культурной жизни Вологодского края.
Знать содержание произведений русской, родной классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- формировать устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.
Анализировать и осмысливать в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
− работать с разными источниками информации, находить информацию, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях;
− анализировать художественные произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики
Анализировать и осмысливать в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; эстетическое отношение к миру;
−обладать способностью речевого самоконтроля; оценивания устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− самостоятельно планировать творческую деятельность;
формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также осознание своего места в поликультурном мире;
−формировать самооценку на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
Раздел 2 Древнерусская словесность
Применять навыки различных видов анализа литературных произведений;
-применять умения анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−использовать умения представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-знать содержание произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
− работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
Защищать проект;
-самостоятельно использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсами др.)
- самостоятельно планировать творческую деятельность;
выступать с докладом;
- способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
− работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
Защищать проект;
-самостоятельно использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.)
- самостоятельно планировать творческую деятельность;
выступать с докладом;
- способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Раздел 4 Литература ХХ
Использовать навыки анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики;
-знать содержание произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Сознательное отношение к совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, культурам других народов;
− сознательно использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.); -способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3. Условия реализации учебной дисциплиныОУДБ.11 Родная литература
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оснащение учебного кабинета русского языка и литературы обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, информационными средствами и техническими средствами обучения.
Оборудование учебного кабинета:
- учебная доска;
-учебная мебель (ученические стулья и столы, рабочее место преподавателя);
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- планшетный компьютер.
Информационные средства обучения:
- презентации по разделам курса литературы;
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. 11 класс. В 2-х частях. – М.: Русское слово, 2018.
Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Часть 1. – М.: Просвещение, 2016.
Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Часть 2. – М.: Просвещение, 2016
Дополнительные источники
Русская и зарубежная литература. Учебник под ред. профессора В.К.Сигова. -М.:ИНФРА,2018.
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплиныОУДБ.11 Родная литература
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан комплект оценочных средств (КОС). КОС включает в себя материалы текущего контроля и материалы к промежуточной аттестации предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
У1. воспроизводить содержание литературного произведения
Аналитическая работа с текстом, комментированный пересказ, тестирование
У2.анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
Аналитическая работа с текстом, комментированный пересказ, тестирование, практические занятия, доклад, индивидуальное домашнее задание, дискуссия.
У3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
Аналитическая работа с текстом, комментированный пересказ, тестирование, практические занятия, доклад, индивидуальное домашнее задание,дискуссия.
У4. определять род и жанр произведения;
практические занятия
У5. выявлять авторскую позицию;
Аналитическая работа с текстом
У6. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
З4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Доклад
З5. основные теоретико- литературные понятия;
Тестирование, аналитическая работа с текстом
Учебная дисциплинаОУДБ.11 Родная литература
Личностные
Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать:
уважение к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
уважительное отношение к русской литературе, культурам других народов;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Метапредметные
Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения:
владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Основным критерием сформированностикоммуникативных учебных универсальных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя:
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать,
умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе;
умение задавать вопросы с целью получения нужной информации;
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
отслеживать цель учебной деятельности и внеучебной (проектная деятельность);
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм литературного языка;
адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их;
оценивать собственные успехи;
планировать шаги по устранению пробелов.
Предметные
Введение
Роль художественной словесности в культурной жизни Вологодского края.
Обучающиеся должны знать:
особенности литературной жизни на территории Вологодского края.
Обучающиеся должны уметь:
работать с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), отвечать на вопросы;
анализировать работу с текстами художественных произведений; готовить доклады и сообщения.
Устное народное творчество
Обучающиеся должны знать:
Сказки, легенды и предания, записанные на территории края. Произведения русского устного народного творчества в обработке вологодских писателей
Для чтения и изучения. Сказки, легенды и предания, записанные на территории края. Произведения русского устного народного творчества в обработке вологодских писателей
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме.
Раздел 2
Древнерусская словесность
Обучающиеся должны знать:
Вологодский край – один из культурных центров Древней Руси. Монастыри и города – центры древнерусской книжности Вологодского края. Древнерусские сюжеты в творчестве вологодских писателей.
Для чтения и изучения. Жития Кирилла Белозерского, Стефана Пермского, Дмитрия Прилуцкого. Жития вологодских святых, их соответствие жанровому канону, воплощение в них христианского мировоззрения, высоких нравственных идеалов. ( Одно житие по выбору).основные этапы жизненного и творческого пути М.Ю. Лермонтова;
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме.
Раздел 3
Литература XIX
К. Н. Батюшков– выдающийся поэт начала 19 века.
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути К. Батюшкова
особенности драматургии А.Н. Островского;
значение творчества К. Батюшкова в русской литературе;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения «Счастливец», «Беседка муз», «К Дашкову», «Переход русских войск через Неман...», «Песнь Гаральда Смелого», «Мой гений». Идейно-художественное своеобразие поэзии Батюшкова. (2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исседовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
П. В. Засодимский.
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути. П. В. Засодимского.
значение творчества П. В. Засодимского. в русской литературе;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. П. В. Засодимский. «Перед потухшим камельком». Идейная направленность рассказа, обличение буржуазного эгоизма, проявление авторской позиции. Своеобразие построения рассказа, образный смысл заглавия. Драматизм судьбы Леночки Неведовой. Оценка рассказа
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений; -готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
А. В. Круглов
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути А. В. Круглова
своеобразие художественной манеры
значение творчества А. В. Круглова в русской литературе;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения : «А из рощи, рощи темной», «В борьбе», «Космополиту», « На родине», «Настанет день, последний день расплаты». Рассказ «Отверженный». Соединение в рассказе черт художественного произведения и этнографического очерка. Подробное изображение картин суровой северной природы, образа жизни зырянских охотников. Простота чувств и нравственная требовательность обитателей северных лесов. Смелость, самоотверженность и верность – наиболее ценимые ими качества. Проступок Абрама и его трагические последствия. Нравственная проблематика рассказа. Сходство сюжетов рассказа А. В. Круглова «Отверженный» и поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец», черты различия между произве
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений; готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
В. А. Гиляровский
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого путиВ. А. Гиляровского;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Прометей», «Владимирка – большая дорога», «Стенька Разин», «Все-то мне грезится Волга широкая», «На севере». Тематика и образы стихотворений. Художественные особенности лирики. (2-3 стихотворения по выбору).
Повесть «Мои скитания» (фрагменты).Язык,стиль,композиция.Жанровое своеобразие. В. А. Гиляровский. «Мои скитания» (фрагменты
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
Раздел 4
Литература XX
Н. А. Клюев
Обучающиеся должны знать:
основные этапы биографии Н. А. Клюева.
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Старуха», «Не в смерть, а в жизнь введи меня...», «Уже хоронится от слежки...», «Рожество избы», «Слезный плат».
Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. Своеобразие поэтического стиля. (2-3 стихотворения по выбору).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи; составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
И. Северянин
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути И. Северянина
основные темы и мотивы лирики. оригинальность словотворчества.
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Весенний день», «Хвала полям», «Запевка», «Сияет даль», «Роса оранжевого часа», «Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду…», «Соловьи монастырского сада», «Двусмысленная слава».
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
А. А. Ганин
Обучающиеся должны знать:
-основные этапы жизненного и творческого пути А. А. Ганина
-основные темы и мотивы лирики.
-тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Где в лесные купели-затоны...», «Ушла слепая ночь, а день еще далеко...», «Покос», «Памяти деда», «Заря в грозе. Помедли, путник смелый», «Взманила мечтами дорога». (2-3 стихотворения по выбору).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
В. Т. Шаламов.
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути В. Т. Шаламова.
тексты следующих произведений:
основные мотивы и образы лирики
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Я забыл погоду детства...», «Сосны срубленные», «Аввакум в Пустозерске», «Я жив не единым хлебом», «Меня застрелят на границе». . (2-3 стихотворения по выбору).Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Повесть-исповедь «Четвертая Вологда» (фрагменты). Тема путешествия в мир детства и юности. Возвращение к истокам жизни, истории семьи и рода.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
А. Я. Яшин.
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути А. Я. Яшина.
особенности изображения темы любви:;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения : «Деревня Блудново», «Москва – Вологда», «Родные слова», «Я давно на родине не был», «Босиком по земле», «О безответной любви», «Назови меня именем светлым», «Скорые поезда». рассказ А. Я. Яшина «Угощаю рябиной
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом
В. Ф. Тендряков
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути В. Ф. Тендрякова
значение творчества В. Ф. Тендрякова в русской литературе;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. «Ночь после выпуска». Нравственная проблематика повести. Рассказ «Хлеб для собаки».
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
С. С. Орлов
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути С. С. Орлова;
эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики значение творчества С. С. Орлова в русской литературе;
темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета
тексты следующих произведений:
. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Его зарыли в шар земной...», «У сгоревшего танка», «Утрами травы розовеют в росах...», «Монолог воина с поля Куликова», «Учила жизнь сама меня», «И если я тебя не встречу», «Я своих фотографий тебе не дарил», «Экзамен». Основные темы и мотивы лирики. (2-3 стихотворения по выбору).
Киносценарий как литературный жанр. «Кинобаллада «Жаворонок». Воплощение в образах Ивана, Алёши и Петра черт идеала русского солдата. Эмоционально-смысловая нагрузка образа жаворонка.
Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;-осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
В. П. Астафьев.
Обучающиеся должны знать:
основные этапы жизненного и творческого пути В. П. Астафьева
значение творчества В. П. Астафьева в русской литературе;
своеобразие писательской манеры.
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Повесть В.П. Астафьева "Звездопад". Тема войны и любви в повести. Психологическая глубина изображения характеров. Рассказ «Людочка».
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;-осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
И. Д. Полуянов
Обучающиеся должны знать:
жизненный и творческий путь И. Д. Полуянова;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Произведения: «Месяцеслов», «Рябой», «Последний круг», «Между росами». Любовь и бережное отношение к природе, к отчей земле. (Одно произведение по выбору).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
В. И. Белов
Обучающиеся должны знать:
-сведения из биографии писателя;
-тексты следующих произведений:
- духовные ценности русского человека в произведениях писателя.
Для чтения и изучения. «Бухтины вологодские», (фрагменты). «Рассказы о всякой живности», (фрагменты). «Лад» (фрагменты).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом.
Н. М. Рубцов
Обучающиеся должны знать:
сведения из биографии писателя;
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения Стихотворения: «Русский огонек», «Душа хранит», «Привет, Россия», «Ночь на родине», «Ферапонтово», «Звезда полей», «Чудный месяц плывет над рекою». Тема родного дома и малой родины в творчестве поэта. Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения; -самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
-выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом
В.В. Коротаев
Обучающиеся должны знать:
сведения из биографии В.В. Коротаева
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения Стихотворения: «Прекрасно однажды в России родиться», «Русь», «Матери рожают не солдат», «Братские могилы», «Счастлив я в своём добре и худе», «Совесть», «Пока звезда не закатилась», «Я не заживусь на этом свете».. (2-3 стихотворения по выбору).Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре; -выразительно читать стихотворения наизусть;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
А. А. Романов
Обучающиеся должны знать:
сведения из биографии (с обобщением ранее изученного);
основные темы и мотивы лирики:
тексты следующих произведений
Для чтения и изучения. Стихотворения : «Как мало все-таки ценим», « Земля отцов и дедов», «Умываюсь туманами севера», «И было то, и было это», «Смотрю опять...», «Тетерев», «Русский язык», «Герасим», «За окном всю ночь кипело...»..(2-3 стихотворения по выбору).
Наизусть.Одно стихотворение (по выбору студентов).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
О. А. Фокина
Обучающиеся должны знать:
сведения из биографии поэта О. А. Фокиной
поэтическая новизна лирики:
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вологде», «Как же ты пахнешь, сырая земля!»,«Большая Родина без малой», «Простые звуки родины моей...», «Оратай», «Родник», «Храни огонь родного очага...», «Несу добро в ладошках», « Песни у людей разные», «Шорох ветра, рокот грома». Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре; -выразительно читать стихотворения наизусть;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом
Поэты Вологодского края (XX век)
Обучающиеся должны знать:
сведения из биографии;
художественное своеобразие творчества
тексты следующих произведений:
Для чтения и изучения : С.Викулов, Ю, Леднев, Н. Груздева, Н. Сидорова, С. Чухин. Вологодская земля, нравы и обычаи ее людей, родная природа в творчестве поэтов. ( 2-3 поэта по выбору).
Обучающиеся должны уметь:
анализировать тексты художественных произведений;
готовить доклады и сообщения;
самостоятельно работать по заданиям учебника; готовиться к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступать на семинаре;
выразительно читать стихотворения наизусть;
конспектировать критические статьи;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме;
осуществлять проектную и учебно-исследовательскую работу;
составлять различные виды планов;
работать с иллюстративным материалом
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой, представленной в таблице: