kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

      - федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

     - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

     - письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного  «Литература» в образовательных учреждениях Новосибирской области.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

ЗАДАЧИ

литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс »

Пояснительная записка

 Статус документа

  Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

      - федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

     - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

     - письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного «Литература» в образовательных учреждениях Новосибирской области.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

ЗАДАЧИ

литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

 Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 5классе - 105 часов;

в 6 классе – 70 часов;

в 7 классе – 70 часов

в 8 классе – 72 часа

в 9 классе – 102 часа;












Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Мифы

4

Фольклор

15

Литература XIX века

34

Русская литература XX века

32

Путешествия и приключения

19

ИТОГО

105
















Календарно-тематическое планирование. 5 класс


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения


П

Ф

Введение (1 ч.)

1.

Литература

как искусство

слова.

1

Урок изучения нового материала



Введение в курс литературы 5 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 5 классе и чтению.


Знать роль литературы в духовной жизни России.

Уметь использовать формы диалога в процессе обсужде­ния, стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, самостоятельно формулиро­вать их

Самооценка


Прочитать статью с. 4-6



Мифы (4 ч.)

2.

Мифы и мифология

1

Урок изучения нового материала


Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира

Знать о верованиях древних славян, понятие «миф», тематику мифов, их связь с историей народа, религией, календарём.



Беседа по вопросам

Вопросы 1-2,

с. 13



3.

Календарные мифы. Масленица

1

Урок изучения нового материала


Связь мифов с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарём

Знать связь мифов с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарём

Беседа по вопросам

Вопросы

№ 1-3, с. 13-14



4.

Мифы о сотворении мира

1

Урок изучения нового материала


История возникновения

мифов; мифы разных народов о сотворении мира: древнегреческих, китайских

Знать мифы разных народов: чем миф отличается

от сказки, легенды и былины;

как он связан с историей народа

Беседа по вопросам

Подготовить сообщение о Геракле и его подвигах



5.

Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид»

1

Урок изучения нового материала


Особенности мифов Древней Греции, их роль в истории мировой цивилизации

Дать понятие о древнегреческих мифах, их героях, особенностях

Анализ мифа

Нарисовать иллюстрации к мифу



Фольклор (15 ч.)

6.

Фольклор -

устное народное творчество.

1

Урок изучения нового материала


Малые жанры фольклора.

Детский фольклор


Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать их жанровые особенности

Беседа по вопросам

Вопросы

№ 1-3, с.21



7.

Былины

1

Урок изучения нового материала


Своеоб­разие былин как фольк­лорного жанра

Знать жанровые особенности былины; уметь охарактеризовать героев былины

Самооценка

Вопросы

№ 1-3, с. 24



8.

Герои былины «Три поездки Ильи Муромца».

1

Урок изучения нового материала


Повторение понятия были-

на. Знакомство с особенностями композиции, вы­разительное чтение, беседа по содержанию

Познакомить с любимым героем былин- Ильёй Муромцем; показать художественные особенности былины

Художественный пересказ и выразительное чтение былины.

Подготовить выразительное чтение отрывка былины



9-

10-

11.

Русские народные сказки.

«Царевна-

лягушка»

3

Уроки изучения и закрепления нового материала


Расширение представлений о мире сказок, сказочных жанрах и элементах.

Способы построения на­родной сказки

Знать жанровые особенности сказки; схему построения

волшебной сказки.

Уметь отличать виды ска­зок; охарактеризовать героев сказки; составлять рассказ о герое

Художественный пересказ и выразительное чтение сказки.

Вопросы с.33.

Подготовить пересказ эпизода сказки.

Написать небольшое сочинение о любимом герое сказки



12.

Р./р

Творческая работа

«Сочиняем сказку».


1

Урок развития речи

Способы построения на­родной сказки

Уметь составить и рассказать сказку

Сочинение

Сочинить сказку



13.

Сказки наро­дов мира. Арабские на­родные сказки. «Рассказ о пер­вом путешест­вии Синдбада-морехода»

1

Урок изучения нового материала


Единство нравственных идеалов в сказках разных народов

Знать жанровые особенно­сти сказки; схему построения волшебной сказки. Уметь отличать виды ска­зок; охарактеризовать героев сказки; строить рассказ о ге­рое

Беседа по вопросам

Вопросы

№ 1-3, с.54-55



14.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

1

Урок изучения нового материала


Обобщение знаний об из­вестных фольклорных жанрах, жанровых особен­ностях пословиц и погово­рок

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины воз­никновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь создавать письмен­ное оригинальное произведе­ние

Беседа по вопросам

Подобрать пословицы и поговорки по темам



15.

Загадки

1

Урок изучения нового материала


Способы происхождения загадок.

Познакомить учеников с природой загадок; показать способы их происхождения

Самооценка

Сочинить загадку



16.

Анекдоты. Сказка-анекдот

1

Урок изучения нового материала


Происхождение терминов , причины их возникновения

Познакомить учеников с происхождением и особенностями жанра анекдота

Самооценка

Вопросы

№ 1-3, с. 67-68



17.

Песни. Час­тушки

1

Урок изучения нового материала


Жанро­вые особенности народных песен и частушек

Обобщить знания об из­вестных фольклорных жанрах, показать жанро­вые особенности народных песен и частушек


Сочинить частушку



18.

Народная дра­ма «Озорник Петрушка»

1

Урок изучения нового материала


Жанро­вые особенности народной драмы

Познакомить с особенностями драматических произведений, с текстом народной драмы.

Беседа по вопросам

Подготовиться к инсценировке



19.

Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах

1

Урок изучения нового материала


Развитие творческих способностей учеников

Подготовиться к итоговому уроку



20.

Итоговый урок по теме «Фольклор»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка и оценка качест­ва знаний, полученных при изучении темы «Русский фольклор»

Владеть знаниями, умения­ми и навыками по изученно­му разделу

Тест




Литература XIX века (34 ч.)

21.

Русская классическая литература XIX века

1

Урок изучения нового материала


Понятие о классической литературе

Подготовить учеников к восприятию классической литературы XIX века; показать её непреходящую ценность и значение для современного читателя

Беседа по вопросам

Вопросы

№ 1-5, с. 87



22.

И А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова

1

Урок изучения нового материала


История жанра басни, признаки басни

Познакомить с историей жанра басни; с биографией Крылова; выявить жанровые признаки басни


Вопросы

№ 1-5, с. 87-88



23.

Басни И. Крылова «Свинья под дубом», «Осел и му­жик»

1

Урок изучения нового материала


Языковое своеобразие басен И.А.Крылова

Раскрыть мораль басен, показать их злободневность

Анализ басни

Выучить басню наизусть



24-

25.

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе

2

Уроки изучения и закрепления нового материала


Особенности басен предшественников Крылова

Углубить представление о жанре басни; познакомить с предшественниками Крылова


Сочинить басню



26.

А. С.Пушкин - великий рус­ский поэт. Поэма «Руслан и Людмила».

1

Урок изучения нового материала


Пополнение, уточнение знаний о биографии писа­теля. Совершенствование навыков выразительного чтения

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; поэти­ческие средства художествен­ной выразительности, содер­жание; понимать идею поэмы «Руслан и Людмила». Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Люд­мила»

Анализ пролога

Вопросы с.97



27.

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая

1

Урок изучения нового материала


Сюжет и герои поэмы

Познакомить сюжетом и героями поэмы; обучить элементам анализа текста

Анализ эпизода

Вопросы

№ 1-3 с.108



28.

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая

1

Урок изучения нового материала


Роль автора - рассказчика

Помочь понять роль автора-рассказчика в поэме

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-4, с. 123



29.

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья

1

Урок изучения нового материала


Сюжет и герои поэмы

Развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-3, с. 137



30.

Поэма «Руслан и Людмила». Обобщение

1

Урок систематизации и обобщения материала


Сюжет и герои поэмы

Знать содержание прочи­танного произведения. Уметь воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Выучит отрывок из поэмы наизусть



31.

Пове­ствование. Описание. Рассуждение

1

Урок изучения нового материала


Типы речи. Повествова­ние, описание, рассужде­ние в литературном произ­ведении

Знать основные теоретиче­ские понятия, связанные с сюжетом.

Уметь воспринимать и ана­лизировать текст; определять жанр литературного произве­дения и тип речи.

Беседа по вопросам

Выучить в тетради лекцию



32.

А. С. Пушкин. Лирика. «Ня­не», «Зимний вечер», «Зим­няя дорога»

1

Урок изучения нового материала


Совершенство­вание навыков вырази­тельного чтения

Уметь анализировать и ин­терпретировать художествен­ное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по вопросам

Выучить наизусть стихотворение



33.

Стихи и проза

1

Урок изучения нового материала


Различия между стихотворной и прозаической речью

Показать различия между стихотворной и прозаической речью

Беседа по вопросам

Выучить лекцию в тетради



34.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»

1

Урок изучения нового материала


Своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова

Познакомить учащихся с биографией поэта. Дать представление о своеобразии лирики Лермонтова.

Анализ стихотворения

Выучить стихотворение наизусть



35.

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», «Из Гёте»

1

Урок изучения нового материала


Средств художе­ственной выразительности лирики М. Ю. Лермонтова

Уметь находить средств художе­ственной выразительности

Анализ стихотворений

Вопросы

№ 1-2, с. 152



36

37.

Н. В. Гоголь. Жизнь и твор­чество. «Пропавшая грамота»

2

Уроки изучения и обобщения нового материала


Особенности организации описания и повествования, сочетание реального и фантастического.

Познакомить с героями повести, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического.

Беседа по вопросам

Вопрос

№ 2, с. 171



38.

История создания рассказа И. С. Тургенева «Муму».

1

Урок изучения нового материала


Отраже­ние в рассказе социально­го, бытового и культурно­го уклада русской жизни начала XIX века

Кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа


Прочитать рассказ



39.

Герасим в доме барыни

1

Урок изучения нового материала


Роль портретной характеристики и других видов характеристик. Автор­ская позиция и способы ее проявления

Показать роль портретной характеристики и других видов характеристик в рассказе

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Задание по группам: подготовить характеристики Татьяны, Гаврилы, Капитона



40.

Герасим и Татьяна

1

Урок изучения нового материала


Нравственное преображе­ние Герасима. Сострада­ние и жестокость.

Показать, как раскрывается характер героя в отношении с другими людьми

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Подготовить пересказ эпизода «Герасим находит щенка»



41.

Герасим и Муму

1

Урок изучения нового материала


Раскрытие духовных и нравственных качеств главного героя в отношениях с Муму

Показать, как раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму

Беседа по вопросам, анализ эпизода, пересказ

Вопросы

с.197-198



42.

Богатырский поступок

1

Урок изучения нового материала


Автор­ская позиция и способы ее проявления

Выявить авторскую позицию в рассказе

Беседа по вопросам, анализ эпизода




43-

44.

Р.р

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

2

Уроки развития речи

Обучить написанию сочинения по плану; развивать умение высказывать свою точку зрения, навыки письменной речи учащихся

Дописать сочинение



45.

Резервный урок


1








46.

47.

Поэтический образ Родины в лирике по­этов XIX века

2

Уроки изучения нового материала


Обобщение знаний по по­эзии XIX в. Поэтическая красота русской природы

Научить анализировать по­этическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, нахо­дить средства художест­венной выразительности, понимать их роль в стихо­творении, особенность зву­кового оформления, рифму, определять настроение, ко­торым проникнуто стихо­творение)

Анализ стихотворений

Выучить стихотворение наизусть



48.

Стихотворные размеры

1

Урок изучения нового материала


Стихотворные размеры

Помочь ученикам понять, как организована стихотворная речь, показать особенности двусложных размеров


Выучить в тетради



49.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». История создания, особенности повествования

1

Урок изучения нового материала


История создания стихотворения

Познакомить с историей создания, особенностями повествования стихотворения

Беседа по вопросам

Выучить отрывок



50.

Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

1

Урок закрепления изученного материала


Композиции и идея стихотворения

Показать, как композиция помогает понять идею произведения

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Написать сочинение



51.

52.

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» Отрывки из романа «Война и мир»

2

Уроки изучения и закрепления нового материала


Факты биографии Л.Н.Толстого, события Отечественной войны 1812 г.

Кратко познакомить учеников с фактами биографии Л.Н.Толстого, напомнить о событиях партизанской войны 1812 г., выявить тему и идею произведения

Беседа по вопросам

Прочитать эпизоды «Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке»; инд. задание: рассказ о герое Венсане Боссе, ответить на вопрос «Как к нему относились в партизанском отряде?»





53.

М. А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмента романа

1

Урок изучения нового материала


Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание инсценировки, душевные качества героя.

Показать воплощение героической темы в драматическом произведении, связь литературы 19 и 20 веков.

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-4, с. 244



54.

Итоговый урок по литературе XIX века

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверить знание текстов произведений, умение определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях

Тест




Литература XX века (32 ч.)

55.

Связь веков в поэзии XX века

1

Урок изучения нового материала


Преемственность литературы XIX и XX веков

Познакомить с лирикой Бунина, Ахматовой, Рождественского. Проследить, как отображена связь веков в их стихах. Обучение выразительному чтению и анализу.

Анализ стихотворений

Вопросы

№ 1-2, с. 8



56.

К.Г.Паустовский «Рождение сказки»

1

Урок изучения нового материала


Литературная сказка Знакомство с творчеством писателя. Романтическая настроен­ность произведений писа­теля

Дать понятие о литературной сказке

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы с.9



57-58.

Внеклассное чтение.

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»

2

Уроки изучения и закрепления нового материала


Нравственное содержание рассказа, речевая характеристика героя

Показать нравственное значение рассказа, научить определять тему и идею произведения

Тест




59.

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Силы добра и зла

1

Урок изучения нового материала


Своеобразие языка и стилистической манеры писателя. Значение пролога в композиции сказки

Показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя, значение пролога в композиции сказки

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-4, с. 35

№ 1-5, с. 30



60.

Герда отправляется на поиски Кая

1

Урок изучения нового материала


Изображение различных обличий зла

Показать, как автор изображает различные обличия зла

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопрос

№ 2 с. 30

№ 1-4 с.35

№ 1-3 с.38



61.

Испытания продолжаются

1

Урок изучения нового материала


Идея, тема произведения, речевая характеристика героев

Развивать навыки характеристики героев

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы с. 42



62.

Победа добра и любви

1

Урок обобщения и систематизации изученного материала


Помочь ученикам понять идею и тему сказки

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-3, с. 42



63.

А. Платонов. Жизнь и твор­чество. «Вол­шебное кольцо»

1

Урок изучения нового материала


Знакомство с особым ми­ром платоновских героев -с былью и фантастикой,

Помочь ученикам определить фольклорные черты литературной сказки

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопрос

№ 2 с. 58



64.

Б. Шергин. Сказка

«Волшебное

кольцо»

1

Урок изучения нового материала


Знакомство с главными ге­роями сказки, ролью порт­ретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

Помочь ученикам определить фольклорные черты литературной сказки

Беседа по вопросам, анализ эпизода




65-

66.

Джанни Родари.

«Сказки по телефону»


2

Уроки изучения нового материала


Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя.

Показать своеобразие сказок Джанни Родари

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-2, с.62

Иллюстрации к сказкам

Вопросы с.66



67.

В.В.Набоков «Аня в Стране чудес»

1

Урок изучения нового материала


История создания перевода книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Познакомить с историей создания перевода книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-3, с. 75



68.

Игра со слова в сказке «Аня в Стране чудес»

1

Урок закрепления изученного материала

Роль игры со словами в сказке, работа с понятием «парадокс»

Показать роль игры со словами в сказке, познакомить учеников с понятием «парадокс»

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопрос

№ 3, с. 82



69.

Дж. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

1

Урок изучения нового материала


История написания трилогии «Властелин Колец»

Познакомить с историей написания трилогии «Властелин Колец»

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

с.103-104



70.

Особенности жанра повести Дж. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»

1

Урок закрепления изученного материала

Особенности жанра повести

Познакомить с особенностями жанра повести

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Подготовиться к итоговому уроку



71.

Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века»

1

Урок обобщения и систематизации изученного материала

Закрепить изученное по теме; развивать творческие способности, познавательную активность детей

Проверочная работа




72.

И. Шмелев «Как я встре­чался с Чехо­вым. За ка­расями»

1

Урок изучения нового материала


Знакомство с творчеством писателей XX века. Харак­тер главного героя, глав­ная мысль произведения

Кратко познакомить с биографией И.С.Шмелева. Проанализировать образа Чехова в рассказе. Развивать навыки анализа стиля писателя. Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы

№ 1-3, с.113



73.

Е. Замятин «Огненное А»

1

Урок изучения нового материала


Знакомство с основны­ми этапами жизненного и творческого пути Е. За­мятина. Характер главного героя, главная мысль про­изведения

Кратко познакомить с творчеством Е.Замятина. Развивать навыки комментированного чтения

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы с. 115



74.

А. И. Куприн. Очерк «Мой полет»

1

Урок изучения нового материала


Очерк как жанр литературы

Познакомить с жанром очерка. Обучать аналитическому пересказу

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Вопросы с.120



75

76.

Поэтический образ Родины в лирике по­этов XX века

2

Уроки изучения и закрепления нового материала

Знакомство с творчеством поэтов XX века; средства художественной выразительности

Показать, как создаётся поэтический образ Родины в лирике по­этов XX века

Беседа по вопросам, анализ лирических произведений

Выучить стихотворение наизусть



78.

М.М.Пришвин «Времена года»

2

Урок изучения нового материала


Особенности лирической прозы

Показать особенности лирической прозы М.М.Пришвина

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Описать (устно) одну из репродукций картин А.А.Пластова (вклейки учебника)



79.

Мир братьев наших меньших в лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

1

Урок изучения нового материала


Изображение животных в стихотворениях

Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим через поэзию. Развивать навык выразительного чтения стихов. Обучение сопоставительному анализу стихов

Беседа по вопросам, анализ лирических произведений

Вопрос

№ 1, с. 141



80

81.

Героическое прошлое Рос­сии в лирике поэтов XX века

2

Уроки изучения и закрепления нового материала


Значение поэзии в годы ВОВ

Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; развивать патриотические чувства учеников

Беседа по вопросам, анализ лирических произведений

Выучить стихотворение наизусть



82.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

1

Урок изучения нового материала


Знакомство с личностью писателя и своеобразием его творчества. Значение картин природы в расска­зе. Характеристика героя, его поступков

Кратко познакомить учеников с биографией писателя; повторить элементы композиции произведения

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Составить план рассказа

Вопросы

№ 1-3 с. 174



83.

Герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1

Урок изучения нового материала


Смысл названия рассказа

Помочь понять смысл названия рассказа; развивать навыки самостоятельной работы с текстом

Беседа по вопросам, анализ эпизода

Тест

Вопросы

№ 3-8, с. 174



84.

Р.р.

Сочинение по рассказу В.П.Астафьева

«Васюткино озеро»

1

Урок развития речи

Развивать навыки самостоятельной творческой работы, характеристики героя

Сочинение

Дописать работу



85.

Туве Янссон «Последний в мире дракон»

1

Урок изучения нового материала


Знакомство с творчеством писателя. Характер глав­ного героя. Главная мысль произведения; работа с понятием «подтекст»

Познакомить с биографией писательницы; развивать навыки аналитического и углубленного чтения; учить видеть «подтекст» в произведении

Беседа по вопросам, анализ эпизода


Подготовиться к итоговому уроку



86.

Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература XX века»

1

Урок обобщения и систематизации изученных знаний

Развивать навыки самостоятельной работы с произведениями, выразительного чтения, монологической речи





Путешествия и приключения (19 ч.)

87

88

89.

Д. Дефо. Роман «Ро­бинзон Крузо»

3

Уроки изучения и закрепления нового материала


Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравст­венные качества, которые помогли выжить на остро­ве

Познакомить с историей создания романа;

Беседа по вопросам, анализ эпизода


Вопросы с.200

Написать мини-сочинение



90

91.

Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»


2

Уроки изучения и закрепления нового материала


Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравст­венные качества

Познакомить с историей создания книги

Беседа по вопросам, анализ эпизода


Подготовить выразительное чтение отрывка из книги (на выбор)



92

93

94.

М. Твен «При­ключения То­ма Сойера»

3

Уроки изучения и закрепления нового материала


Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравст­венные качества

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.Твена; развивать навыки характеристики героя

Беседа по вопросам, анализ эпизода


Вопросы с.214




95

96.

Детективный сюжет повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

2

Уроки изучения и закрепления нового материала


Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравст­венные качества

Кратко познакомить учеников с жизнью и творчеством А.Линдгрен; развивать навыки анализа текста

Беседа по вопросам, анализ эпизода


Вопросы

№ 1-4, с. 224



97.

Сюжет и композиция художественного произведения

1

Урок изучения нового материала


Систематизирование поня­тий сюжет и композиция художественного произ­ведения, обобщение изу­ченного в 5 классе

Закрепить понятия о сюжете и композиции; учить применять теоретические понятия на практике


Прочитать статью

с. 226-240



98

99.

Синдбад-мореход в произведениях Н.С.Гумилёва и Б.Лесьмяна

2

Уроки изучения и закрепления нового материала


Трактовка фольклорных сюжетов и героев в произведениях писателей XX века

Показать трактовку фольклорных сюжетов и героев в произведениях Н.С.Гумилёва и Б.Лесьмяна

Беседа по вопросам, анализ эпизода


Вопросы

№ 1-3, с.241



100.

Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения»

1

Урок обобщения и систематизации изученных знаний

Повторить и закрепить изученное; развивать навыки пересказа текста

Проверочная работа




101.

М.И.Цветаева «Книги в красном переплёте»

1

Урок изучения нового материала



Кратко познакомить с биографией поэтессы; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста

Беседа по вопросам




102.

Подготовка к итоговой контрольной работе

1








103.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

1








104.

Подведение итогов года. Книги на лето

1








105.

Резервный урок

1










9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе 5 класс

Автор: Кожевникова Алёна Алексеевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства