Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного «Литература» в образовательных учреждениях Новосибирской области.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля. Измерители | Домашнее задание | Дата проведения |
П | Ф |
Введение (1 ч.) |
1. | Литература как искусство слова. | 1 | Урок изучения нового материала | Введение в курс литературы 5 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 5 классе и чтению. | Знать роль литературы в духовной жизни России. Уметь использовать формы диалога в процессе обсуждения, стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать их | Самооценка | Прочитать статью с. 4-6 | | |
Мифы (4 ч.) |
2. | Мифы и мифология | 1 | Урок изучения нового материала | Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира | Знать о верованиях древних славян, понятие «миф», тематику мифов, их связь с историей народа, религией, календарём. | Беседа по вопросам | Вопросы 1-2, с. 13 | | |
3. | Календарные мифы. Масленица | 1 | Урок изучения нового материала | Связь мифов с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарём | Знать связь мифов с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарём | Беседа по вопросам | Вопросы № 1-3, с. 13-14 | | |
4. | Мифы о сотворении мира | 1 | Урок изучения нового материала | История возникновения мифов; мифы разных народов о сотворении мира: древнегреческих, китайских | Знать мифы разных народов: чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа | Беседа по вопросам | Подготовить сообщение о Геракле и его подвигах | | |
5. | Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид» | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности мифов Древней Греции, их роль в истории мировой цивилизации | Дать понятие о древнегреческих мифах, их героях, особенностях | Анализ мифа | Нарисовать иллюстрации к мифу | | |
Фольклор (15 ч.) |
6. | Фольклор - устное народное творчество. | 1 | Урок изучения нового материала | Малые жанры фольклора. Детский фольклор | Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать их жанровые особенности | Беседа по вопросам | Вопросы № 1-3, с.21 | | |
7. | Былины | 1 | Урок изучения нового материала | Своеобразие былин как фольклорного жанра | Знать жанровые особенности былины; уметь охарактеризовать героев былины | Самооценка | Вопросы № 1-3, с. 24 | | |
8. | Герои былины «Три поездки Ильи Муромца». | 1 | Урок изучения нового материала | Повторение понятия были- на. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию | Познакомить с любимым героем былин- Ильёй Муромцем; показать художественные особенности былины | Художественный пересказ и выразительное чтение былины. | Подготовить выразительное чтение отрывка былины | | |
9- 10- 11. | Русские народные сказки. «Царевна- лягушка» | 3 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Расширение представлений о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Способы построения народной сказки | Знать жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки. Уметь отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; составлять рассказ о герое | Художественный пересказ и выразительное чтение сказки. | Вопросы с.33. Подготовить пересказ эпизода сказки. Написать небольшое сочинение о любимом герое сказки | | |
12. | Р./р Творческая работа «Сочиняем сказку». | 1 | Урок развития речи | Способы построения народной сказки | Уметь составить и рассказать сказку | Сочинение | Сочинить сказку | | |
13. | Сказки народов мира. Арабские народные сказки. «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода» | 1 | Урок изучения нового материала | Единство нравственных идеалов в сказках разных народов | Знать жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки. Уметь отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; строить рассказ о герое | Беседа по вопросам | Вопросы № 1-3, с.54-55 | | |
14. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки | 1 | Урок изучения нового материала | Обобщение знаний об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях пословиц и поговорок | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь создавать письменное оригинальное произведение | Беседа по вопросам | Подобрать пословицы и поговорки по темам | | |
15. | Загадки | 1 | Урок изучения нового материала | Способы происхождения загадок. | Познакомить учеников с природой загадок; показать способы их происхождения | Самооценка | Сочинить загадку | | |
16. | Анекдоты. Сказка-анекдот | 1 | Урок изучения нового материала | Происхождение терминов , причины их возникновения | Познакомить учеников с происхождением и особенностями жанра анекдота | Самооценка | Вопросы № 1-3, с. 67-68 | | |
17. | Песни. Частушки | 1 | Урок изучения нового материала | Жанровые особенности народных песен и частушек | Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности народных песен и частушек | | Сочинить частушку | | |
18. | Народная драма «Озорник Петрушка» | 1 | Урок изучения нового материала | Жанровые особенности народной драмы | Познакомить с особенностями драматических произведений, с текстом народной драмы. | Беседа по вопросам | Подготовиться к инсценировке | | |
19. | Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах | 1 | Урок изучения нового материала | Развитие творческих способностей учеников | Подготовиться к итоговому уроку | | |
20. | Итоговый урок по теме «Фольклор» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Проверка и оценка качества знаний, полученных при изучении темы «Русский фольклор» | Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу | Тест | | | |
Литература XIX века (34 ч.) |
21. | Русская классическая литература XIX века | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о классической литературе | Подготовить учеников к восприятию классической литературы XIX века; показать её непреходящую ценность и значение для современного читателя | Беседа по вопросам | Вопросы № 1-5, с. 87 | | |
22. | И А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова | 1 | Урок изучения нового материала | История жанра басни, признаки басни | Познакомить с историей жанра басни; с биографией Крылова; выявить жанровые признаки басни | | Вопросы № 1-5, с. 87-88 | | |
23. | Басни И. Крылова «Свинья под дубом», «Осел и мужик» | 1 | Урок изучения нового материала | Языковое своеобразие басен И.А.Крылова | Раскрыть мораль басен, показать их злободневность | Анализ басни | Выучить басню наизусть | | |
24- 25. | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Особенности басен предшественников Крылова | Углубить представление о жанре басни; познакомить с предшественниками Крылова | | Сочинить басню | | |
26. | А. С.Пушкин - великий русский поэт. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 | Урок изучения нового материала | Пополнение, уточнение знаний о биографии писателя. Совершенствование навыков выразительного чтения | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; поэтические средства художественной выразительности, содержание; понимать идею поэмы «Руслан и Людмила». Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» | Анализ пролога | Вопросы с.97 | | |
27. | Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая | 1 | Урок изучения нового материала | Сюжет и герои поэмы | Познакомить сюжетом и героями поэмы; обучить элементам анализа текста | Анализ эпизода | Вопросы № 1-3 с.108 | | |
28. | Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая | 1 | Урок изучения нового материала | Роль автора - рассказчика | Помочь понять роль автора-рассказчика в поэме | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-4, с. 123 | | |
29. | Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья | 1 | Урок изучения нового материала | Сюжет и герои поэмы | Развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-3, с. 137 | | |
30. | Поэма «Руслан и Людмила». Обобщение | 1 | Урок систематизации и обобщения материала | Сюжет и герои поэмы | Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Выучит отрывок из поэмы наизусть | | |
31. | Повествование. Описание. Рассуждение | 1 | Урок изучения нового материала | Типы речи. Повествование, описание, рассуждение в литературном произведении | Знать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом. Уметь воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения и тип речи. | Беседа по вопросам | Выучить в тетради лекцию | | |
32. | А. С. Пушкин. Лирика. «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» | 1 | Урок изучения нового материала | Совершенствование навыков выразительного чтения | Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа по вопросам | Выучить наизусть стихотворение | | |
33. | Стихи и проза | 1 | Урок изучения нового материала | Различия между стихотворной и прозаической речью | Показать различия между стихотворной и прозаической речью | Беседа по вопросам | Выучить лекцию в тетради | | |
34. | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» | 1 | Урок изучения нового материала | Своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова | Познакомить учащихся с биографией поэта. Дать представление о своеобразии лирики Лермонтова. | Анализ стихотворения | Выучить стихотворение наизусть | | |
35. | Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», «Из Гёте» | 1 | Урок изучения нового материала | Средств художественной выразительности лирики М. Ю. Лермонтова | Уметь находить средств художественной выразительности | Анализ стихотворений | Вопросы № 1-2, с. 152 | | |
36 37. | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Пропавшая грамота» | 2 | Уроки изучения и обобщения нового материала | Особенности организации описания и повествования, сочетание реального и фантастического. | Познакомить с героями повести, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического. | Беседа по вопросам | Вопрос № 2, с. 171 | | |
38. | История создания рассказа И. С. Тургенева «Муму». | 1 | Урок изучения нового материала | Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века | Кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа | | Прочитать рассказ | | |
39. | Герасим в доме барыни | 1 | Урок изучения нового материала | Роль портретной характеристики и других видов характеристик. Авторская позиция и способы ее проявления | Показать роль портретной характеристики и других видов характеристик в рассказе | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Задание по группам: подготовить характеристики Татьяны, Гаврилы, Капитона | | |
40. | Герасим и Татьяна | 1 | Урок изучения нового материала | Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. | Показать, как раскрывается характер героя в отношении с другими людьми | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Подготовить пересказ эпизода «Герасим находит щенка» | | |
41. | Герасим и Муму | 1 | Урок изучения нового материала | Раскрытие духовных и нравственных качеств главного героя в отношениях с Муму | Показать, как раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму | Беседа по вопросам, анализ эпизода, пересказ | Вопросы с.197-198 | | |
42. | Богатырский поступок | 1 | Урок изучения нового материала | Авторская позиция и способы ее проявления | Выявить авторскую позицию в рассказе | Беседа по вопросам, анализ эпизода | | | |
43- 44. | Р.р Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | 2 | Уроки развития речи | Обучить написанию сочинения по плану; развивать умение высказывать свою точку зрения, навыки письменной речи учащихся | Дописать сочинение | | |
45. | Резервный урок | 1 | | | | | | | |
46. 47. | Поэтический образ Родины в лирике поэтов XIX века | 2 | Уроки изучения нового материала | Обобщение знаний по поэзии XIX в. Поэтическая красота русской природы | Научить анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение) | Анализ стихотворений | Выучить стихотворение наизусть | | |
48. | Стихотворные размеры | 1 | Урок изучения нового материала | Стихотворные размеры | Помочь ученикам понять, как организована стихотворная речь, показать особенности двусложных размеров | | Выучить в тетради | | |
49. | М.Ю.Лермонтов «Бородино». История создания, особенности повествования | 1 | Урок изучения нового материала | История создания стихотворения | Познакомить с историей создания, особенностями повествования стихотворения | Беседа по вопросам | Выучить отрывок | | |
50. | Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» | 1 | Урок закрепления изученного материала | Композиции и идея стихотворения | Показать, как композиция помогает понять идею произведения | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Написать сочинение | | |
51. 52. | Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» Отрывки из романа «Война и мир» | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Факты биографии Л.Н.Толстого, события Отечественной войны 1812 г. | Кратко познакомить учеников с фактами биографии Л.Н.Толстого, напомнить о событиях партизанской войны 1812 г., выявить тему и идею произведения | Беседа по вопросам | Прочитать эпизоды «Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке»; инд. задание: рассказ о герое Венсане Боссе, ответить на вопрос «Как к нему относились в партизанском отряде?» | | |
53. | М. А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмента романа | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание инсценировки, душевные качества героя. | Показать воплощение героической темы в драматическом произведении, связь литературы 19 и 20 веков. | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-4, с. 244 | | |
54. | Итоговый урок по литературе XIX века | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Проверить знание текстов произведений, умение определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях | Тест | | | |
Литература XX века (32 ч.) |
55. | Связь веков в поэзии XX века | 1 | Урок изучения нового материала | Преемственность литературы XIX и XX веков | Познакомить с лирикой Бунина, Ахматовой, Рождественского. Проследить, как отображена связь веков в их стихах. Обучение выразительному чтению и анализу. | Анализ стихотворений | Вопросы № 1-2, с. 8 | | |
56. | К.Г.Паустовский «Рождение сказки» | 1 | Урок изучения нового материала | Литературная сказка Знакомство с творчеством писателя. Романтическая настроенность произведений писателя | Дать понятие о литературной сказке | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы с.9 | | |
57-58. | Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Нравственное содержание рассказа, речевая характеристика героя | Показать нравственное значение рассказа, научить определять тему и идею произведения | Тест | | | |
59. | Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Силы добра и зла | 1 | Урок изучения нового материала | Своеобразие языка и стилистической манеры писателя. Значение пролога в композиции сказки | Показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя, значение пролога в композиции сказки | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-4, с. 35 № 1-5, с. 30 | | |
60. | Герда отправляется на поиски Кая | 1 | Урок изучения нового материала | Изображение различных обличий зла | Показать, как автор изображает различные обличия зла | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопрос № 2 с. 30 № 1-4 с.35 № 1-3 с.38 | | |
61. | Испытания продолжаются | 1 | Урок изучения нового материала | Идея, тема произведения, речевая характеристика героев | Развивать навыки характеристики героев | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы с. 42 | | |
62. | Победа добра и любви | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | Помочь ученикам понять идею и тему сказки | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-3, с. 42 | | |
63. | А. Платонов. Жизнь и творчество. «Волшебное кольцо» | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с особым миром платоновских героев -с былью и фантастикой, | Помочь ученикам определить фольклорные черты литературной сказки | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопрос № 2 с. 58 | | |
64. | Б. Шергин. Сказка «Волшебное кольцо» | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с главными героями сказки, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести | Помочь ученикам определить фольклорные черты литературной сказки | Беседа по вопросам, анализ эпизода | | | |
65- 66. | Джанни Родари. «Сказки по телефону» | 2 | Уроки изучения нового материала | Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя. | Показать своеобразие сказок Джанни Родари | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-2, с.62 Иллюстрации к сказкам Вопросы с.66 | | |
67. | В.В.Набоков «Аня в Стране чудес» | 1 | Урок изучения нового материала | История создания перевода книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» | Познакомить с историей создания перевода книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-3, с. 75 | | |
68. | Игра со слова в сказке «Аня в Стране чудес» | 1 | Урок закрепления изученного материала | Роль игры со словами в сказке, работа с понятием «парадокс» | Показать роль игры со словами в сказке, познакомить учеников с понятием «парадокс» | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопрос № 3, с. 82 | | |
69. | Дж. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» | 1 | Урок изучения нового материала | История написания трилогии «Властелин Колец» | Познакомить с историей написания трилогии «Властелин Колец» | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы с.103-104 | | |
70. | Особенности жанра повести Дж. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» | 1 | Урок закрепления изученного материала | Особенности жанра повести | Познакомить с особенностями жанра повести | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Подготовиться к итоговому уроку | | |
71. | Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | Закрепить изученное по теме; развивать творческие способности, познавательную активность детей | Проверочная работа | | | |
72. | И. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с творчеством писателей XX века. Характер главного героя, главная мысль произведения | Кратко познакомить с биографией И.С.Шмелева. Проанализировать образа Чехова в рассказе. Развивать навыки анализа стиля писателя. Совершенствовать навык анализа художественного произведения. | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-3, с.113 | | |
73. | Е. Замятин «Огненное А» | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Е. Замятина. Характер главного героя, главная мысль произведения | Кратко познакомить с творчеством Е.Замятина. Развивать навыки комментированного чтения | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы с. 115 | | |
74. | А. И. Куприн. Очерк «Мой полет» | 1 | Урок изучения нового материала | Очерк как жанр литературы | Познакомить с жанром очерка. Обучать аналитическому пересказу | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы с.120 | | |
75 76. | Поэтический образ Родины в лирике поэтов XX века | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Знакомство с творчеством поэтов XX века; средства художественной выразительности | Показать, как создаётся поэтический образ Родины в лирике поэтов XX века | Беседа по вопросам, анализ лирических произведений | Выучить стихотворение наизусть | | |
78. | М.М.Пришвин «Времена года» | 2 | Урок изучения нового материала | Особенности лирической прозы | Показать особенности лирической прозы М.М.Пришвина | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Описать (устно) одну из репродукций картин А.А.Пластова (вклейки учебника) | | |
79. | Мир братьев наших меньших в лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского. | 1 | Урок изучения нового материала | Изображение животных в стихотворениях | Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим через поэзию. Развивать навык выразительного чтения стихов. Обучение сопоставительному анализу стихов | Беседа по вопросам, анализ лирических произведений | Вопрос № 1, с. 141 | | |
80 81. | Героическое прошлое России в лирике поэтов XX века | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Значение поэзии в годы ВОВ | Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; развивать патриотические чувства учеников | Беседа по вопросам, анализ лирических произведений | Выучить стихотворение наизусть | | |
82. | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с личностью писателя и своеобразием его творчества. Значение картин природы в рассказе. Характеристика героя, его поступков | Кратко познакомить учеников с биографией писателя; повторить элементы композиции произведения | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Составить план рассказа Вопросы № 1-3 с. 174 | | |
83. | Герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | Урок изучения нового материала | Смысл названия рассказа | Помочь понять смысл названия рассказа; развивать навыки самостоятельной работы с текстом | Беседа по вопросам, анализ эпизода Тест | Вопросы № 3-8, с. 174 | | |
84. | Р.р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | Урок развития речи | Развивать навыки самостоятельной творческой работы, характеристики героя | Сочинение | Дописать работу | | |
85. | Туве Янссон «Последний в мире дракон» | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя. Главная мысль произведения; работа с понятием «подтекст» | Познакомить с биографией писательницы; развивать навыки аналитического и углубленного чтения; учить видеть «подтекст» в произведении | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Подготовиться к итоговому уроку | | |
86. | Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература XX века» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученных знаний | Развивать навыки самостоятельной работы с произведениями, выразительного чтения, монологической речи | | | | |
Путешествия и приключения (19 ч.) |
87 88 89. | Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» | 3 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове | Познакомить с историей создания романа; | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы с.200 Написать мини-сочинение | | |
90 91. | Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества | Познакомить с историей создания книги | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Подготовить выразительное чтение отрывка из книги (на выбор) | | |
92 93 94. | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 3 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества | Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.Твена; развивать навыки характеристики героя | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы с.214 | | |
95 96. | Детективный сюжет повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества | Кратко познакомить учеников с жизнью и творчеством А.Линдгрен; развивать навыки анализа текста | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-4, с. 224 | | |
97. | Сюжет и композиция художественного произведения | 1 | Урок изучения нового материала | Систематизирование понятий сюжет и композиция художественного произведения, обобщение изученного в 5 классе | Закрепить понятия о сюжете и композиции; учить применять теоретические понятия на практике | | Прочитать статью с. 226-240 | | |
98 99. | Синдбад-мореход в произведениях Н.С.Гумилёва и Б.Лесьмяна | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Трактовка фольклорных сюжетов и героев в произведениях писателей XX века | Показать трактовку фольклорных сюжетов и героев в произведениях Н.С.Гумилёва и Б.Лесьмяна | Беседа по вопросам, анализ эпизода | Вопросы № 1-3, с.241 | | |
100. | Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученных знаний | Повторить и закрепить изученное; развивать навыки пересказа текста | Проверочная работа | | | |
101. | М.И.Цветаева «Книги в красном переплёте» | 1 | Урок изучения нового материала | | Кратко познакомить с биографией поэтессы; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста | Беседа по вопросам | | | |
102. | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | | | | | | | |
103. | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | 1 | | | | | | | |
104. | Подведение итогов года. Книги на лето | 1 | | | | | | | |
105. | Резервный урок | 1 | | | | | | | |