Рабочая программа по учебному предмету "Родная русская литература" 9 кл
Рабочая программа по учебному предмету "Родная русская литература" 9 кл
Рабочая программа, тематический план, календарный план. Программа расчитана на 0.2 часа в неделю. Так как учебника нет, основывается на учебном пособии Коровиной В.Я.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Родная русская литература" 9 кл»
Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и
рекомендована к
утверждению МО
учителей предметников
Протокол
От 30.09.19 2019 № 1
Согласована
Заместитель директора
по УВР _______
Н.С.Пушкарёва
30.09.19
Утверждена
Директор ___________
Н.А.Велиц
Приказ от 31.08.19
Рабочая программа
основного общего образования по
родной русской литературе
для 9 класса на 2019-2020 учебный год
Составитель
Завьялова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
с. Нижние Бузули.
2019г
Целями обучения предмета «Родной русской литературы» в 9 классе является :
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основными задачами обучения являются:
сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;
на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;
выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;
показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;
определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;
объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;
выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;
воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;
выработать навыки грамотной устной и письменной речи;
совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;
формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Планируемые результаты освоения программы по родной русской литературе.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные со общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Родная русская литература.»
Введение (1час)
О роли курса «Родная русская литература». Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека.
Из русской прозы XX века (6ч)
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Т еория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название темы
Количество часов
Контроль
знаний
Всего
1.
Введение. О роли курса «Родная русская литература». Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека.
1
1
2.
Из русской прозы XX века (6ч)
5
1
6
Итого:
6
1
7
Календарно-тематический план
№ п/п
Название раздела, темы урока
Ко-во часов
дата
Планируемые результаты
план
факт
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Введение. (1ч)
1
Литература и её роль в духовной жизни человека
1
Личностные УУД: формировать «стартовую» мотивацию к обучению, самосовершенствованию.
Познавательные УУД: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Литература XX века (6ч)
Иван Алексеевич Бунин
3
2
И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор)
1
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Познавательные УУД: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
3
Рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви
1
Личностные УУД: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные УУД: применять метод информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.
Михаил Александрович Шолохов
1
5
М.А.Шолохов. Жизнь и творчество (обзор). Смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
1
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Александр Исаевич Солженицын
2
6
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»
1
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию.
Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Коммуникативные УУД: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.