Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе 5 кл»
Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится в 5 классе 0,2 часа в неделю, 7 часов в год
Цели освоения учебного предмета в 5 классе:
воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;
приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.
Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
5 класс (7часов)
Введение. (1ч)
О назначении нового предмета «Родная русская литература». Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Тематическое планирование
№ п/п
Кол-во
часов
Наименование раздела
Работа по развитию речи
1
1
введение
2
6
Устное народное творчество
1
Итого
7
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности
Виды и формы контроля
план
факт
Введение 1ч.
Предметные: определяют роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; овладевают навыками литературного чтения, используя приобретённые знания для создания творческих работ.
Познавательные: осознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
1
9.09
1.Введение. Книга в жизни человека. О роли нового курса «Родная русская литература».
1
Знать и понимать цели и задачи предмета,
Устный или письменный ответ на вопрос.
Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Отвечать на вопросы учителя.
Устное народное творчество (6 ч.)
Предметные: знакомится с малыми фольклорными жанрами, их отличительными особенностями, причинами возникновения и целью создания малых жанров фольклора; воспринимает и анализирует поэтику малых жанров фольклора; знакомится с жанровыми особенностями сказки, схемой построения волшебной сказки. Отличает виды сказок, строит рассказ о герое, характеризует героев сказки, пересказывает узловые сцены и эпизоды.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах сучетам конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
2-3
10-13.09
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
«Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика
3
Выразительное чтение сказок (в том числе и по ролям)
Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы
Различные виды пересказов
Устные и письменные ответы на вопросы
Участие в коллективном диалоге
Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.
Сопоставление вариантов сказок
Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок
Выявление в сказках разных видов художественных образов
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов
Характеристика сказочных героев и средств создания их образов
Нравственная оценка героев сказок
Устные и письменные ответы на проблемные вопросы
Устное иллюстрирование
Презентация и защита собственных иллюстраций
Работа над коллективным учебным проектом
Сочинение собственных сказок
Рассказ, беседа, художественный пересказ, Мини-размышления, дневники достижений, ответы на вопросы
4-5
16-17.09
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа
2
Рассказ, беседа, художественный пересказ Выразительное чтение сказки
Проблемные задания
6
20.09
Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках
1
Рассказ, беседа, художественный пересказ
7
23.09
Р/р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»