Рабочая программа по родной литературе ( русская) для 8 класса
Рабочая программа по родной литературе ( русская) для 8 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской ) для 8 класса разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе ( русская) для 8 класса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТИМИРЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ Тимирязевской СШ
_______________ /Мурзина Е. Н./
« 27» августа 2023 года
«Утверждаю»
Директор МОУ Тимирязевской СШ
________________/В. Б. Селиванова/
Приказ № 420 от 27 .08. 2023 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название предмета (курса): родная литература ( русская)
Класс (параллель): 8
Уровень общего образования: основное общее
ФИО учителя: Апряткина Валентина Павловна
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: 17
Планирование составлено на основе:
Программы: Программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). Под ред. В.Я. Коровиной. 11-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2020).
- УМК: 1. Русская родная литература. Учебник для общеобразовательных учреждений / под. ред.В.Я.Коровиной и др./- 2 изд. – М. : Просвещение, 2021
Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы
_______ /В.П.Апряткина/
подпись расшифровка
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе (русской ) для 8 класса разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования);
Основной образовательной программой СОО МОУ Тимирязевской СШ (приказ №167 от 29.05.2020 г ).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). Под ред. В.Я. Коровиной. 11-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2020).
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1. Русская родная литература. Учебник для общеобразовательных учреждений / под. ред.В.Я.Коровиной и др./- 2 изд. – М. : Просвещение, 2021
Цели изучения предмета
воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа;
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа
Задачи:
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным её произведениям;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный аспект и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного и литературного произведения
Согласно учебному плану МОУ Тимирязевской СШ в 2022-2023 учебном году на изучение родной ( русской) литературы в 8 классе отводится: в год – 17 часов, в неделю – 0,5 часа
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; ◼
осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства; ◼ формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;
формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи произведения с эпохой его написания;
владение элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;
владение навыками сопоставления произведений;
освоение техники самостоятельных творческих работ;
понимание образной природы литературы как одного из видов искусств;
понимание слова в художественном произведении в его эстетической функции;
овладение техникой написания сочинений и изложений на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;
создание рефератов на литературные и общекультурные темы.
Метапредметные результаты :
использование понятийного аппарата и научных методов познания;
умение формулировать и аргументировать свои мысли;
умение привлекать новый и изученный материал;
совершенствование устной и письменной речью;
самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;
владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;
формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.
Обучающийся научится:
пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете
Содержание учебного Курса, предмета
Введение
Устное народное творчество. (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне.
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия
Древнерусская литература.(1ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Литература 18 века.(1ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Литература 19 века.
Александр Сергеевич Пушкин (1ч)
Краткий рассказ от отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***». («Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С.Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С.Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов(1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю.Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь егроя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В.Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь), Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (Развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин( 1ч.)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образцы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (Развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в.
А.С.Пушкин «Цветы последние милей…»; М.Ю.Лермонтов «Осень»; Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»; А.А.Фет «Первый ландыш»; А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Иван Сергеевич Шмелев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).
Писатели улыбаются (1 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Т.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1ч.)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.И.Фатьянов «Соловьи»; Л.И.Ошанин «Дороги» и др.Лирические и героический песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песни сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
Виктор Петрович Астафьев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А.Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Н.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А.Бунин «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
Из зарубежной литературы (1ч)
Уилья Шекспир
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Приложение
Календарно-тематическое планирование по родной ( русской) литературе (8 класс)
№
п/п
Номер
раздела и
темы
урока
Тема урока
Количество часов
Дата
(план)
Дата
(факт)
Примечание
Причина корректировки
Раздел I. Введение (1 ч)
1
1.1
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
1
Раздел II. Устное народное творчество. (1 ч)
2
2.1
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
1
Древнерусская литература.(1ч)
3
3.1
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.
1
Литература 18 века.(1ч)
4
4.1
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены)
1
Литература 19 века.
5
5.1
А.С.Пушкин.Краткий рассказ от отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С.Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»)
1
6
6.1
Николай Васильевич Гоголь (1ч)Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В.Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе
1
7
7.1
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин( 1ч.)Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель.«История одного города» (отрывок).
1
8
8.1
Николай Семенович Лесков.Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.«Старый гений». Сатира на чиновничество
1
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (1ч)
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
1
11
11.1
Александр Иванович Куприн (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
1
12
Александр Александрович Блок (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
1
13
Иван Сергеевич Шмелев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству
1
Писатели улыбаются (1 ч)
14
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Т.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования
1
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1ч.)
15
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.И.Фатьянов «Соловьи»; Л.И.Ошанин «Дороги» и др
1
16
Виктор Петрович Астафьев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.