Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «литература» 6 класс»
СОГЛАСОВАНО:
_____________
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Левчук М.В./Синяговская Т.В.
УТВЕРЖДАЮ:
____________
Директор
Макеевского лицея №2 «Престиж»
Юрьева Ю.Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«литература»
на 1 семестр 2016/2017 учебного года
учитель Маховская Александра Анатольевна
6-А, Г класс ( 34 часа)
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры филологии
Протокол № ___ от «___» ___________ 2016 г.
Руководитель кафедры
филологии
____________________ Хомяк И.А.
№ урока
Тема урока
Основные вопросы содержательного компонента урока
Дата урока (план)
Дата урока (факт)
Домашнее задание
Рабочие примечания
Изменение содержательного
компонента урока
Другое
ВВЕДЕНИЕ 1ч.
1
Писатели — создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе.
Обучающийся:
рассказывает о роли художественной литературы в развитии культуры человека;
обосновывает, чем литература отличается от других видов искусств;
рассуждает о взаимоотношениях писателя, его произведения и читателя; высказывает собственное мнение о пользе чтения;
01.09
С.3-5
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2ч.
2
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Теория литературы Обрядовый фольклор (начальные представления).
раскрывает содержание произведений обрядового фольклора, определяет его эстетическое значение;
обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка для создания настроения произведения;
01.09
С.6-12, наизусть
обрядовые песни (по выбору учащихся
3
Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии.
Теория литературы. Пословицы и поговорки (развитие представления).
приводит примеры пословиц, поговорок и загадок на заданную тему;
объясняет, чем пословица отличается от поговорки;
комментирует суть прочитанных пословиц и поговорок, использует их в речи;
сравнивает пословицы и поговорки разных народов;
08.09
С.13-17
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1ч.
4
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
имеет представление о многообразии литературных жанров;
осознает, что летопись не только исторический документ, но и литературное произведение;
знает историю возникновения первых летописей, умеет показать, как отразились в них подлинные исторические события, героизм и патриотизм русского народа;
высказывает собственное отношение к прочитанному;
08.09
С.18-25
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА 3ч.
5
Русские басни.
Жанр басни. История русской басни.
Иван Иванович ДМИТРИЕВ (1760 — 1837) Краткий рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
выразительно читает басню И.И.Дмитриева;
ведет беседу на тему басни;
определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в басне;
раскрывает афористичность языка басни;
объясняет понятие аллегория;
приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл;
обогащает свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басни И.И. Дмитриева;
15.09
С.26-30
6
Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844)
«Осел и Соловей», Краткие сведения об авторе. Мастерство И.А. Крылова-баснописца.
выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А. Крылова;
ведет беседу на тему басни;
определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях;
15.09
С.31-37 Наизусть одна басня (по выбору учителя)
7
И.А. КРЫЛОВ «Листы и Корни», «Ларчик». Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен.
Теория литературы. Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне.
раскрывает афористичность языка басен;
объясняет понятие аллегория; приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл;
обогащает свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басен И.А.Крылова;
22.09
С37-44
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
8
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 — 1837) Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
рассказывает о лицейских годах поэта;
выразительно читает произведения А.С. Пушкина, в том числе и наизусть;
22.09
С45-51
9
А.С. ПУШКИН «И.И.Пущину».Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях;
29.09
С51-53
Наизусть
«И.И.Пущину»
10
А. С. ПУШКИН «Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, сравнений и метафор) для создания настроения произведения;
29.09
С. 53-55
Наизусть
«Узник»
11
А. С. ПУШКИН «Зимнее утро».Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).
раскрывает понятие строфа, объясняет, какие стихотворные размеры называют двусложными;
определяет мысли и чувства автора, запечатленные в стихотворениях, передает их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст; формулирует главную мысль стихотворений;
06.10
С. 55-59
Наизусть «Зимнее утро»
12
А. С. ПУШКИН «Дубровский».Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
знает содержание повести, выразительно читает ее отрывки; характеризует героев повести, дает собственную оценку их поступкам и поведению;
06.10
С.59-63
13
А. С. ПУШКИН «Дубровский».Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
характеризует героев повести, дает собственную оценку их поступкам и поведению;
13.10
С.63-96
14
А. С. ПУШКИН «Дубровский».Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
характеризует героев повести, дает собственную оценку их поступкам и поведению;
13.10
С. 96-120
15
А. С. ПУШКИН «Дубровский».Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
определяет отношение автора к изображаемым героям; оценивает достоинства прозы Пушкина;
знает содержание повести, выразительно читает ее отрывки; характеризует героев повести, дает собственную оценку их поступкам и поведению; определяет отношение автора к изображаемым героям; оценивает достоинства прозы Пушкина;
27.10
С.143-145
18
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 — 1841) Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Парус». Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.
рассказывает о детских и юношеских годах поэта;
выказывает свои чувства и переживания, вызванные прочитанными
произведениями;
27.10
Наизусть
«Парус», «Тучи»
19
«Три пальмы».Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении. Трагический финал произведения.
«Листок».Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
«Утес».Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
выразительно читает, в том числе и наизусть, стихотворения М.Ю.Лермонтова;
раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях, оперирует понятиями эпитет, сравнение и метафора, антитеза, размер стиха;
10.11
20
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 - 1883) Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг».Сочувственное отношение к крестьянским детям.
раскрывает художественную ценность рассказа;
описывает обстановку жизни крепостнического общества, видит духовную красоту крестьянских детей;
даёт групповую и сравнительную характеристику героев;
10.11
С.161-164
21
И.С. ТУРГЕНЕВ «Бежин луг».Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир
раскрывает поэтический мир народных поверий в ночных рассказах мальчиков;
И.С. ТУРГЕНЕВ «Бежин луг».Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.
сравнивает иллюстрации художников к рассказу с собственным представлением;
высказывает собственное мнение о прочитанном произведении;
показывает истинную глубину в раскрытии народных характеров;
17.11
171-189
23
Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803 - 1873) Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях;
отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль,
определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка;
передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений;
24.11
С. 193-195, 197-200
Наизусть одно стихотворение Ф.И.Тютчева.
24
Урок Р/Р
24.11
25
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 - 1892) Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики);
выразительно читает стихотворения, передавая средствами выразительного чтения авторское отношение к изображаемому (темп чтения, логические паузы и ударения, стиховые переносы, интонация, ритмика);
01.12
С. 201-209
Наизусть одно стихотворение А.А.Фета
26
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 - 1877) Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа.
Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия).Трехсложные размеры стиха. Диалог. Строфа (начальные представления). Понятие о сравнении. Развитие понятия об эпитете.
раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях, отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль, определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка;
объясняет понятие жанра литературного произведения, приводит примеры произведений разных жанров;
передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики);
выразительно читает стихотворения;
01.12
С. 210-223 Наизусть «Железная дорога» (отрывок).
27
Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831 - 1895) - Выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова.
высказывает свое отношение к прочитанному;
08.12
С. 224-226
28
Н. С. ЛЕСКОВ «Левша».Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления)..
знает содержание рассказа;
умеет раскрыть его патриотический характер, яркость и самобытность героев, веру писателя в талантливость русского народа;
08.12
С. 226-247
29
Н.С. ЛЕСКОВ «Левша». Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Ирония (начальные представления).
определяет авторское отношение к изображенному в произведении;
Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 - 1904) Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
рассказывает о писателе;
знает содержание прочитанного рассказа;
выразительно читает в лицах и комментирует диалоги;
характеризует главных героев;
определяет роль художественной детали;
называет и раскрывает средства создания комического в прочитанном рассказе;
15.12
С. 272-281
31
Тестовая контрольная работа №1
22.12
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА 1ч.
32
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...».
Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...».
А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления)
выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть;
рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного;
на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы, оперирует понятием эпитет, приводит примеры;
сопоставляет пейзажные образы в поэзии с такими же образами в других видах искусств;
высказывает свое мнение о
прочитанном произведении;
22.12
С. 282-288 Наизусть одно стихотворение по выбору учащихся
33
Литература родного края.
Творчество писателей Донбасса
29.12
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА
34
Александр Иванович КУПРИН (1870 — 1938) Краткий рассказ о писателе.