Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» и ориентирована на учебно-методический комплект «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение. 2018
Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение предмета в 3 классе выделяется 102 ч (3 ч в неделю. 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного курса
Устное народное творчество (11 часов)
Русские народные песни. Докучные сказки. Народные промыслы. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка» Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин
Поэтическая тетрадь (8 часов)
Ф.И. Тютчев «Листья»; А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»; И.С. Никитин «Встреча зимы»; И.З. Суриков «Детство», «Зима»; Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
Великие русские писатели (19 часа)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки из романа), «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»; И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»; М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс»; Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
М. Горький «Случай с Евсейкой»; К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»; А.И. Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1 (9 часов)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черёмуха»; М.М. Пришвин «Моя Родина».
Люби живое (12 часов)
И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; В. Астафьев «Капалуха»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Поэтическая тетрадь 2 (9 часов)
С.Я Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если…»; .А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»