Утверждена руководителем образовательного учреждения
Директор МБОУ « Лицей №1»
___________ /Туленин Н.Н./
« » _______________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курсапо литературев 10 классе Б
Составитель: учитель русского языка и литературы Волгина Т.В.
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по литературе в 10 классе Б МБОУ «Лицей №1»составлена на основе Федерального компонента Государственного на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа,2012, - 95,[1] с. – ISBN 978-5-358-06347-1, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, опубликованной в «Вестнике образования». Она основана на базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 102 часа. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Цель литературного образования:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самосознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов: поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи литературного образования:
Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
задач, которые решаются на уроках литературы:
формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.
Ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса в 10 классе дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
Общая характеристика учебного предмета:
Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса Б составлена на основе Федерального компонента Государственного на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа,2012, - 95,[1] с. – ISBN 978-5-358-06347-1, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 102 часов (3 часов в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 102 часов в 10 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
Учащиеся должны знать:
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь
Учащиеся должны уметь:
Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними
Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике
Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении
Сопоставлять героев и сюжет разных произведений
Выделять общие свойства произведений
Осмысливать роль художественной детали
Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения
Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения
Выявлять конфликт и этапы его развития
Сравнивать авторские позиции
14Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников
Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Литература»:
литература и русский язык;
литература и история;
литература и история и культура мордовского края;
литература и музыка;
литература и изобразительное искусство.
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе Б
МБОУ « Лицей №1»
Раздел программы
Количество часов
Из них
Теоретическая часть
Уроков развития речи
Контрольные работы
1.Введение ..
2
2. Русская литература первой половины XIX века
15
3. Русская литература второй половины XIX века
81
4 Зарубежная литература XIX века
4
ИТОГО
Содержание учебной дисциплины
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
Знания и умения учащихся
Виды самостоятельной работы
1
Введение (2 ч.)
Русская история и русская литература XIXв. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и, мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.
Уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать материал для таблицы.
Чтение вводной статьи «русская литература и история». Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы»
2
Русская литература первой половины XIX века (15)
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма нерусской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Знать: историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения;
Уметь: уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения.
Работа с текстом: осознанное, творческое чтение художествен. произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана.
3
Русская литература второй половины XIX века (81)
Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского национального театра.
Знать: признаки критического реализма, историческую обстановку, общую характеристику 19века.
Уметь: сопоставлять литературные исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу.
Сопоставление хронологической таблицы, викторина, работа со статьёй учебника.
4
Зарубежная литература XIX века (4ч)
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.
.
Знать: основные тенденции в развитии зарубежной литературы;
Уметь: развёрнуто обосновывать суждения; прослеживать темы зарубежной литературы в их исторических изменениях; делать выводы; отбирать необходимый материал.
Работа с текстом: осознанное, умение находить в тексте традиционные житийные мотивы, творческое чтение художественных произведений разных жанров; целенаправленный поиск информации на основе знания и понимания текста; передача содержания произведения в сжатом или развернутом виде; составление плана.
Чтение и изучение произведений – ч. Развитие речи – ч.
Тематическое планирование
программного материала по литературе в 10 классе
Учебникдля общеобразовательных учреждений «Литература.10 класс».
М. :«Дрофа» 2013 г. Авторы: Т.ФКурдюмова, С.А.Леонов, О.В.Марьина, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
Программапо литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа,2012, - 95,[1] с. – ISBN 978-5-358-06347-1, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения
Всего уроков 102
Теоретическая часть 78
Практическая часть 24
Уроков развития речи 13 (сочинений 3 дом. + 3 кл.)
Уроков внеклассного чтения 11
Тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания образовательных программ находится в «Вестнике образования России» №12, 2004 г. Тематическое планирование составлено с учётом следующих документов, определяющих содержание общего образования:
Приказ МО России от 09.02.98 г. №322 «Об утверждении БУП общеобразовательных учреждений РФ».
Приказ МО России от 19.05.98 г. №1236 «Об утверждении Обязательного минимума содержания образования основного общего образования».
Приказ МО РФ от 05.03.04 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ МО РФ от 09.03.04 г. №1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Приказ МО РМ от 19.08.05 г. №681 «О рекомендациях к республиканскому БУП для общеобразовательных учреждений РМ».
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Тип урока
Дата проведения
развитие речи
контрольная работа
планируемая
фактическая
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.Введение
-
-
1
1.1
Русская литература и русская история 19 века
1
-
-
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
2
1.2
Творчество писателей конца 18 начала 19 века
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
2. Русская литература первой половины XIX века
15
3
2.1
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества
1
Урок изучения нового материала
4
2.2
Вольнолюбивая и философская лирика Пушкина
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
5
2.3
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
6
2.4
«Вечные» темы в лирике Пушкина
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
7
2.5
Поэма «Медный всадник»
1
Урок изучения нового материала
8
2.6
Композиция поэмы
1
Урок изучения нового материала
9
2.7
«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия в русской литературе
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
10
2.8
Образ Бориса Годунова. Суд над властью.
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
11
2.9
Сочинение по творчеству А.С. Пушкина
1
Урок развития речи
12
2.10
Художественный мир М.Ю. Лермонтова
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
13
2.11
Тема Родины, поэта и поэзии в лирике Лермонтова
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
14
2.12
Мотив одиночества в поэзии Лермонтова
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
15
2.13
Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя.
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
16
2.14
Цикл «Петербургские повести».
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
17
2.15
Повесть «Невский проспект»
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний