Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе, 9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татищевская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор ____________Е.А. Сидоренко
Приказ № _____ от____________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе, 9 класс
Всего 102часа, 3часа в неделю
(базовый уровень)
Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс «Просвещение»
Составитель Мартынова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
2018 год
Согласно учебному плану школы на2018-2019 учебном году на изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102часа.
I. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
Содержание изученных произведений;
Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения;
Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;
Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
Выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
Написать сочинение на заданную тему.
устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
П.Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
Тема
Количество часов
Тесты, к/р.
1
Литература и ее роль в духовной жизни человека
1
2
Из древнерусской литературы.
3
3
Из литературы XVIII века.
9
4
Из литературы XIХ века.
50
4 соч.
5
Из литературы XХ века.
32
1 п/р.
6
Из зарубежной литературы
7
1тест.
Всего
102
6часов
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
Дата
Тема урока
План.
Факт.
ВВЕДЕНИЕ
1
03.09.2018
Инструктаж по Т.Б.Литература и ее роль в духовной жизни человека
1
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3
04.09.2018
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
1
05.09.2018
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
1
10.09.2018
Подготовка к домашнему сочинению
1
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
9
11.09.2018
M.B. Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»
1
12.09.2018
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
1
17.09.2018
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова
1
18.09.2018
Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего
1
19.09.2018
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
1
24.09.2018
Вн.чт. Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
1
25.09.2018
Вн.чт. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
26.09.2018
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
1
01.10.2018
Н.М. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности русского сентиментализма
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
50
02.10.2018
Русская литература 19 века. Особенности развития. Обзор.
1
03.10.2018
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
1
08.10.2018
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
1
09.10.2018
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
1
10.10.2018
История создания, публикации, первых постановок комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1
15.10.2018
Смысл названия и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1
16.10.2018
Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги
1
17.10.2018
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе
1
22.10.2018
Образ фамусовской Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1
23.10.2018
Образность и афористичность языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц
1
24.10.2018
Классное сочинение-рассуждение №1 по комедии "Горе от ума". 1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»; 2) «Молчалин и Скалозуб»; 3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
1
06.11.2018
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»),
Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях А.С. Пушкина«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...»
1
13.11.2018
Слияние личных, гражданских и философских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...»
1
14.11.2018
«Евгений Онегин». История создания, особенности жанра.
1
19.11.2018
Образы главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Основная сюжетная линия и лирические отступления
1
20.11.2018
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина
1
21.11.2018
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин»
1
26.11.2018
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина в зеркале критики
1
27.11.2018
А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»
1
28.11.2018
Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
1
03.12.2018
Сочинение по творчеству А. С. Пушкина.
1
04.12.2018
М. Ю Лермонтов. Жизнь и творческий путь.
1
05.12.2018
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности
1
10.12.2018
Лермонтов «Герой нашего времени». Главные и второстепенные герои в романе.
1
11.12.2018
Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»
1
12.12.2018
Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер
1
17.12.2018
Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери
1
18.12.2018
Повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист» и ее философско-композиционное значение
1
19.12.2018
«Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского
1
24.12.2018
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно». Чувство трагического одиночества
1
25.12.2018
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.
1
26.12.2018
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы; но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Характер лирического героя лермонтовской поэзии.
1
09.01.2019
Сочинение по творчеству Лермонтова
1
14.01.2019
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.
1
15.01.2019
Обзор содержания. Сложность композиции.
1
16.01.2019
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы Мертвые и живые души
1
21.01.2019
Образы помещиков в поэме.
1
22.01.2019
Сатирическое изображение чиновников
1
23.01.2019
Сатирическое изображение чиновников
1
28.01.2019
«Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя
1
29.01.2019
Сочинение по поэме Гоголя.
1
30.01.2019
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор)
1
04.02.2019
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно склонного к несбыточным фантазиям в романе
1
05.02.2019
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского
1
06.02.2019
Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению
1
11.02.2019
А. П. Чехов. Слово о писателе.
1
12.02.2019
«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Эволюция образа «маленького человека» в литературе XIX в.
1
13.02.2019
А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
32
18.02.2019
Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе XX в.
1
19.02.2019
И.А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор)
1
20.02.2019
Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви
1
25.02.2019
А. А. Блок. Слово о поэте.
1
26.02.2019
А.А. Блок. Стихотворение «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен.
1
27.02.2019
Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина»
1
04.03.2019
С. А. Есенин. Слово о поэте.
1
05.03.2019
Тема России — главная в поэзии С.А. Есенина. Стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...»
1
06.03.2019
Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. . Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...»
1
11.03.2019
В. В. Маяковский. Слово о поэте.
1
12.03.2019
Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?». Новаторство Маяковского - поэта
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце» История создания и судьба повести.
1
19.03.2019
Смысл названия Система образов повести.
1
20.03.2019
М.А.Булгаков. «Собачье сердце» Умственная, нравственная и духовная недоразви¬тость «шариковщины» в повести. Поэтика Булгакова-сатирика
1
01.04.2019
М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»
1
02.04.2019
Особенности поэтики М.И.Цветаевой. Стихотворения «Откуда такая нежность?», «Родина», стихи о Москве
1
03.04.2019
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин». Особенности поэтики А.А. Ахматовой
1
08.04.2019
А.А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны»
1
09.04.2019
НА. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст»
Смысл названия рассказа «Судьба человека» Образ Андрея Соколова. Широта типизации.
1
17.04.2019
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака
1
22.04.2019
Приобщение вечных тем к современности в лирике Б.Л. Пастернака. Стихотворения «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво»
1
23.04.2019
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки».
1
24.04.2019
«Я убит подо Ржевом...» Широта обобщений в произведении. Глубокий патриотизм.
1
29.04.2019
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).
1
30.04.2019
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»
1
06.05.2019
Сила художественной правды в рассказе.
1
07.05.2019
Проверочная работа по русской литературе 20 века.
1
08.05.2019
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв. (обзор)
1
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7
13.05.2019
Античная лирика Гораций. Стихотворение «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.