Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе примерной программы и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2009 год, Федерального государственного стандарта общего образования по литературе 2004 г. применительно к учебнику литературы 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2019г.
На предмет в учебном плане отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе примерной программы и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2009 год, Федерального государственного стандарта общего образования по литературе 2004 г. применительно к учебнику литературы 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2019г.
На предмет в учебном плане отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения литературе:
- воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
- формирование читательской культуры, эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
- освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственно-эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских и зарубежных писателей, их жизни и творчестве;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Теория литературы в 8 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, средства создания образа в литературе.), о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле. Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ художественных произведений.
. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Для оценивания и контроля знаний учащихся предусмотрено проведение 4 контрольных работ, на развитие речи 6 ч.
В результате изучения литературы в 8 классе
ученик научится:
- анализироватьсодержание изученных литературных произведений;
- сообщать основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;
- определять теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; композиция;
ученик получит возможность научиться:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
Введение (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (3 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне:«В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века (34 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш», А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин.«Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими РодинеН. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (4 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Виды контрольно – измерительных материалов:
1.Выразительное чтение отрывка из художественного произведения.
2.Чтение стихотворения наизусть.
3.Контрольное чтение.
4.Тестовая работа по изученной теме.
5.Сочинение по прочитанному произведению.
6.Художественный пересказ
№
Раздел
Количество часов
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
3
3
Древнерусская литература
2
4
Русская литература 18 века
3
5
Русская литература 19 века
34
6
Литература 20 века
19
7
Зарубежная литература
4
8
Повторение изученного
2
Итого
68
Тесты
4
Сочинения
4
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Тема урока
1
№1. Введение. Литература и история
Устное народное творчество (3 часа)
2
№1. Исторические народные песни
3
№2. Частушки как малый жанр. Поэтика частушек
4
№3. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
Древнерусская литература (2 часа)
5
№1. Житие как жанр. «Житие А.Невского»
6
№2. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века
Русская литература 18 века (3 часа)
7
№1. Д.И. Фонвизин. Сатиры смелый властелин. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения
8
№2. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического
9
№3. Проблема воспитания в пьесе
Русская литература 19-начала 20в. (34 часа)
10
№1. И.А. Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
11
№2. К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тест
12
№3. А.С.Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка». «История Пугачева»
13
№4. Формирование характера Петра Гринева (1-2гл) Нравственная оценка его личности
14
№5. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести (3-5гл). Гринев и Швабрин
15
№6. Падение Белогорской крепости (6-7гл)
16
№7. (8-12гл). Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.Тест
17
№8. Образ Пугачева
18
№9. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
19-20
№10-11 Сочинение по повести
21
№12. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба.
22
№13. Тюрьма в лирике поэта. («Пленный рыцарь», «Сосед»)
23
№14. История создания поэмы «Мцыри». Тема, идея, композиция.
24
№15. Образ Мцыри в поэме.
25
№16. Своеобразие поэмы. «Мцыри» как романтическая поэма.
26
№17. Р.р Чтение наизусть «Бой с барсом».
27
№18. Творчество Н.В.Гоголя.Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.
28
№19. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»
29
№20. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества
30
№21. Хлес.таков и хлестаковщина.
31
№22. Чиновники на приеме у ревизора. (4действие)
32
№23. Финал комедии и его идейно-композиционное значение
33
№24. Практическая работа по комедии. Тест.
34
№25. М.Е. Салтыков-Щедрин.Отношение писателя к современной ему действительности.
35
№26. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки
36
№27. Н.С. Лесков.Слово о писателе.
37
№28. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
38
№29. Творчество Л. Н. Толстого. Личность и судьба писателя.
39
№30. «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа
40
№31. Автор и рассказчик в произведении
41
№32. Сочинение по творчеству Толстого
42
№33. Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А. А. Фет. Анализ лирического произведения
43
№34. А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви».
Литература 20 века (19 часов)
44
№1. И.А.Бунин.Рассказ«Кавказ»
45
№2. А.И.Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени»
46
№3. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
47
№4. А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве
48
№5. С.А.Есенин. Отрывок из поэмы «Пугачев».
49
№6. М. А. Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне».
50
№7. И.С.Шмелев Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем».
51
№8. Журнал «Сатирикон». Писатели улыбаются. Тэффи « Жизнь и воротник»
52
№9. М.Зощенко «История болезни». Тест.
53
№10. Творчество А.Т.Твардовского. А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»
54
№11. Василий Теркин - защитник родной страны.Главы «Переправа», «О войне», «Теркин ранен», «О награде»
55
№12. Главы «Гармонь»,«Кто стрелял?», «Два солдата».
56
№13. «Василий Теркин»-лироэпическая поэма. Образ автора. Сюжет и композиция.
57
№14. Р.р. «Теркин- кто же он такой?». Лирическая и героическая песня в годы ВОв. Сочинение - рассуждение о прочитанном
58
№15. А.П.Платонов. «Возвращение».
59
№16. В.П.Астафьев.«Фотография, на которой меня нет»-рассказ из книги «Последний поклон»
60-61
№17-18. Лирика поэтов XX века. Анализ одного из стихотворений
62
№19. Стихи и песни о ВОВ
Зарубежная литература (4 часа)
63-64
№1-2. Шекспир и его время Трагедия «Ромео и Джульетта». Образы влюбленных.
65
№3. Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира государственного устройства общества
66
№4. Вальтер Скотт «Айвенго».Романтический герой В.Скотта
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе (2 часа)
5.Кого высмеивает древнерусская повесть «Шемякин суд»
6.Перечислите отрицательных героев произведения «Недоросль».
7.Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Обоз»?
8.Соотнесите фамилию писателя с его произведением:
1) Пушкин А.С. а) «Шинель»
2) Крылов И.А. б) «История одного города»
3) Салтыков-Щедрин М.Е. в) «Пиковая дама»
4) Гоголь Н.В. г) «Левша»
5) Фонвизин Д.И. д) «Квартет»
6) Лесков Н.С. е) «Недоросль»
9.Укажите жанры литературных произведений:
Н.В.Гоголь «Ревизор» -
С.Н.Лесков «Старый гений» -
И.А.Крылов «Слон и Моська» -
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» -
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» -
10.К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?
На зеркале неча пенять, коли рожа крива.
Береги честь смолоду.
Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.
Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.
11.Перечислите положительных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка».
12.Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»?
13.Кто подсказал Гоголю Н.В. сюжет комедии «Ревизор»?
14.Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?
-«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».
-«Человек, прочитавший пять или шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не ходит».
-«Один из тех людей, которых называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».
-«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при этом проныра и плут».
15.Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» говорит:
-«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
-«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»
-«Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы».
-«Один раз меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьём».
16.Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:
Простаковы –
Митрофанушка –
Савельич –
Маша Миронова-
Добчинский -
Акакий Акакиевич Башмачкин –
Вор-новатор -
17.Что обозначают литературоведческие термины?
Антитеза –Аннотация –
Басня –Гротеск –
Диалог –
Тема –Композиция –
Летопись –
Олицетворение –Псевдоним –
Хорей –
1. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица
А) автора Б) повествователя В) Маши Мироновой
Г) Петра Гринева Д) Пугачева
2. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова –
А) единственный женский персонаж повести
Б) идейный и художественный центр повести
В) возлюбленная Петра Гринева
Г) дочь погибшего русского офицера
3. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
А) проблема любвиБ) проблема чести, долга и милосердия
В) проблема роли народа в развитии общества
Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства
4. Чей это портрет?«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легка улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
А) Марии Мироновой Б) Василисы Егоровны
В) Екатерины II Г) Авдотьи Васильевны
5. Гринева и Швабрина объединяет:
А) служба у Пугачева Б) презрительное отношение к людям
В) общественное и служебное положение
6.«Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок» - это портрет:
А) Гринева Б) Пугачева В) Швабрина
7. Местом действия в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри» избран Кавказ, потому что:А) поэт любуется красотой Кавказа
15. Как можно объяснить смысл названия комедии «Недоросль»?
А) ленивый, ограниченный, невежественный человек
Б) главный герой комедии
В) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться
Г) подросток 15-17 лет
16. Раскрытию идеи произведения Л.Н. Толстого «После бала» помогает:
А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение
17. Произведение заставляет задуматься о:
А) судьбе полковника Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича
Контрольная работа по литературе
1.Соотнесите фамилию писателя с его именем:
1) Гоголь а) Михаил Евграфович
2) Блок б) Михаил Александрович
3)Куприн в) Иван Андреевич
4) Крылов г) Антон Павлович
5) Булгаков д) Александр Александрович
6) Салтыков-Щедрин е) Лев Николаевич
7) Толстой ж) Александр Иванович
8) Чехов з) Николай Васильевич
1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)- 7)- 8)-
2. Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:
1)Головотяпы-
2) Варенька -
3) Николай Евграфович Алмазов -
4) Иван Александрович Хлестаков -
5) Филипп Филиппович Преображенский –
6) Акакий Акакиевич Башмачкин –
3.Соотнесите фамилию писателя с его произведением:
1)Бунин а) «Мцыри»
2) Куприн б)«Старый гений»
3) Толстой в) «Кавказ»
4) Лесков г) «Собачье сердце»
5) Булгаков . д) «После бала»
6) Лермонтов е) «Белые ночи»
7) Достоевский е) «Куст сирени»
1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)- 7)-
4. К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) относятся произведения:
- «Недоросль»Фонвизина –
- «Бедная Лиза» Карамзина -
- «Мцыри»Лермонтова –
- «Капитанская дочка»Пушкина –
5.Кто из писателей получил медицинское образование?
6.Почему Блок свои стихи «На поле Куликовом» назвал циклом?
7.Что обозначают литературоведческие термины?
Антитеза – Гротеск –
Деталь – Интерпретация -
8.Указать (подчеркнуть или обвести), в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы: