Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, а также произведения для заучивания наизусть.
Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
№ | Тема урока | Всего часов | Из них на выполнение практической части программы | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата |
план | факт |
| 1 четверть | | | | | | | |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | Русская литература и история | 1 | | Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя | Знать: понятие «художественная литература»; понимать характерные черты русской литературы, Интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа) |
2 | Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» | 1 | | Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие Песен | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни; | Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре; уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств | | |
3 | Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...» Народные песни Русского Севера | 1 | РК | Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен. | Знать виды народных песен, их тематику; уметь объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра частушки, роль народных песен в художественной литературе, | | |
4 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 | РК | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений) | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа | Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности; уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное | | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час + 1 РР) |
5 | «Житие Александра Невского» | 1 | | История написания «Жития...». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литературы (начальные представления) | комментированное чтение, беседа | Знать: определения понятий: «летопись» , .«житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие ...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией | | |
6 | Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века | 1 | 1 В/Чт | Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление) | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа | Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности; уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа +1 час РР)) |
7 | Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии | 1 | | Слово о писателе. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с комедией | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы и ее сценическую судьбу, определение понятия «классицизм»; Действующих лиц, сюжет комедии; уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма (единство места, времени, действия, «говорящие» фамилии, резкое разграничение героев на «положительных» и «отрицательных») | | |
8 | Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? | 1 | | Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего | комментированное чтение, беседа, дискуссия | Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский взгляд писателя на человека | | |
9 | Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | 1 РР | Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Бессмертие комедии Фонвизина | Написание сочинения | Уметь; объяснять новаторство Д.И. Фонвизина – драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций классицизма, объяснять причину нравственного краха Простаковой, победу реализма в ее изображении, уметь анализировать ключевые сцены комедии | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч + 5 РР + 1 К/р + 1 Вн/ч) |
10 | И.А.Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | 1 | | | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию. | Уметь: выразительно читать басни Знать: историческую основу басни, формулировать мораль | | |
11 | Любовная лирика А.С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...») | 1 | | Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с лирикой | Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «поединки», использование антитезы, словесной детали) | | |
12 | Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») | 1 | | История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству | словарная работа, знакомство с лирикой, анализ стихотворений | Знать: историю создания стихотворения; уметь определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художественно-выразительных средств, выразительно читать | | |
13 | Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча» | 1 | | Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных | словарная работа, знакомство с лирикой, анализ стихотворений | Знать: факты жизни поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка), понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству», скрепленному «лицейским духом»; уметь наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и построением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать | | |
14 | Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка» | 1 | | Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. | Уметь: объяснять причину появления стихотворения «Туча» в трагические годы жизни поэта (1834-1835), объяснять его скрытый символический смыслы, композицию, прослеживать смену интонаций; уметь выразительно читать | | |
15 | Формирование характера Петра Гринева | 1 | | Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. | Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II; уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева» | | |
16 | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе АС. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | | Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. | Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям | | |
17 | Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина | 1 | | Семья капитана Миронова, Маша Миронова – милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. | Понимать, что самостоятельная жизнь Гринёва - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира; уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям | | |
18 | Тема «русского бунта» и образ Пугачева | 1 | | Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. | Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине; уметь анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способности к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа | | |
| 2 четверть | | | | | | | |
19 | «Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы | 1 | | Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные Представления) | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа. | Уметь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора | | |
20- 21 | Урок развития речи. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 2 | 2 РР | Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях | Написание сочинения | Знать, почему роман «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел; понимать: особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях; уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета | | |
22 | Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы | 1 | | Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа. | Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка | | |
23 | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри» | 1 | | Слово о поэте. История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский СМЫСЛ эпиграфа. Композиция поэмы | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение поэмы. | Знать: историю создания повести, понимать: ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя, уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп повествования), различие в музыкальной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью исполнителя от своего времени | | |
24 | Судьба свободолюбивой личности в поэме | 1 | | Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта; Лермонтова-офицера; знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения; уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя | | |
25 | Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы | 1 | | Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри» | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах. | Знать: черты романтизма как литературного направления, определение понятия; уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер | | |
26 | Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | | Эпизод «Исповедь Мцыри» | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. | Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде | | |
27 | Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки | 1 | | Н.В.Гоголь -писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор», «Ревизор» в театре | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа. | Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н.В.Гоголя | | |
28 | «Ревизор» как социальная комедия | 1 | | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках | Работа над содержанием 1,2 действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | Знать: содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России первой половины 19 века, обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке; уметь подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определять завязку действия комедии | | |
29 | Хлестаков и хлестаковщина | 1 | | Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление | Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа. | Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношения с другими персонажами; объяснять роль пятого действия в раскрытии истинного лица Хлестакова; уметь сопоставлять разноречивые оценки Хлестакова, высказывать свою точку зрения; понимать, что такое хлестаковщина | | |
30 | Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения | 1 | | Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа | Работа над 4-м действием комедии. | Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «миражной интриги», называть средства создания образа Петербурга («страхоточивого города), объяснять значение «немой сцены», ее символический смысл, композиционную роль, сочетание комического с драматическим; оценивать язык комедии, авторское отношение к изображаемому; использовать в своей речи выражения, ставшие «крылатыми» | | |
31 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии | 1 | | Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе | Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы. | Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять: конфликт и сюжет художественного произведения, как в действии драматического произведения обнаруживаются особенности характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им жизни; сравнивать сюжеты драматического и эпического произведений, определять композиционные элементы комедии, наблюдать над речью действующих лиц, выделять слова и выражения персонажей, характеризующие их, определять роль ремарок в пьесе. | | |
32 | Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю, Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | 1 К/Р | Содержание изученных произведений. Проблемы произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, N.B. Гоголя. Теоретико-литературные понятия, изученные в первом полугодии | Ответы на предложенные вопросы и задания. | Знать: содержание изученных произведений, теоретико-литературные понятия; уметь: узнавать героя по портрету, интерьеру, детали, характеристике, реплике; анализировать прочитанные произведения, оценивать поступки героев, их речь; создавать собственное высказывание по конкретной речевой ситуации | | |
| 3 четверть | | | | | | | |
33 | «Шинель» - одна из петербургских повестей | 1 | | Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям | комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | Знать: обстоятельства жизни Н.В. Гооля в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, её сюжет; уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника» в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей, при выразительном чтении отразить стилистические полюсы смешного и страшного | | |
34 | Гуманистический смысл повести «Шинель» | 1 | | Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Роль фантастики в художественном произведении | | Уметь: анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении Башмачкина с появлением шинели; оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича, роль художественной детали и фантастики в повести; сопоставлять литературные произведения, выявлять общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них; уметь выражать свое отношение к героям и событиям | | |
35 | Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | | Слово о писателе. Изображение психологи-ческого состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чи новничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | Сообщение о писателе, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | Знать: автора, содержание рассказа; уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа | | |
36 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | | Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. | Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; понимать жизненную | | |
37 | Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении | 1 | | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа. | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест. | Знать: тему и идею рассказа; уметь: определять раскрытия жизненных противоречий и позиций писателя, значение элементов сюжета композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики Героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа; выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении) | | |
38 | Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество» | 1 | 1 В/Чт | Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести | комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять художественные средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окружающему миру; уметь объяснять истоки гуманизма Л.Н.Толстого (становление внутреннего духовного мира человека, развитие его души) | | |
39 | Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И. Тютчев, А.А Фет | 1 | | Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А. Фета («Последний ландыш») | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ. | Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно- выразительных средств в раскрытии идеи произведения | | |
40 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | | Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений) | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему; уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и Любовью; выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе | | |
41 | И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ» | 1 | | И.А. Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя | Запись основных положений лекции, работа с учебником, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь: определять тему рассказа, оценивать особенности бунинской прозы и бунинского историзма; объяснять роль пейзажа произведения, его связь с настроением героев, сопоставлять произведения, раскрывающие одну проблему | | |
42 | А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст | 1 | | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле | Аналитическая беседа, лексическая работа. | Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравственные проблемы произведения, определять его художественную идею; уметь давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора | | |
43 | Урок развития речи Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 | 1 РР | Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна | творческая работа. | Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать тему, идею рассказа, смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой; каким представляется автору счастье; уметь давать сравнительную характеристику главным героям, определять, что роднит героев при всем несходстве характеров, что отличает друг от друга, определять роль композиции и пейзажа в раскрытии характеров героев, их поступков и настроения, находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (9ч + 5 Вн/ч +1 РР) |
44 | С.А. Есенин «Пугачев» - поэма на историческую тему | 1 | | Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление) | Запись основных положений лекции, работа с учебником. | Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным; уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы, сопоставлять образ предводителя восстания в разных произведениях | | |
45 | И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» | 1 | | Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. | Сопоставление художественного произведений с документально -биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники) | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; понимать сложный путь творчества писателя; уметь определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками | | |
46 | Урок внеклассного чтения. М.А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне» | 1 | 1 В/Чт | Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание | Аналитическая беседа, лексическая работа. | Знать:автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать авторский замысел; уметь определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении | | |
47 | Урок внеклассного чтения. Писатели улыбаются | 1 | 1 В/Чт | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности | Запись основных положений лекции, работа с учебником. | Знать историю журнала «Сатирикон»; как строится юмористическое произведение; понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении; Уметь: определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект, отличать плоскую и не умную шутку от настоящего юмора | | |
48 | Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни» | 1 | | Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни» | сообщение о писателях, художественные пересказы рассказов, ответы на вопросы; анализ художественного текста | Знать факты жизни и творческой деятельности писателей; уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н. Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе М.Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях | | |
49 | А.Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин» | 1 | | Слово о поэте. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника. | Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы; понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти | | |
50 | Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме | 1 | | Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления | Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа, комментированное чтение, | Знать содержание глав, уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей | | |
51 | РК Ф. Абрамов "В краю родникового слова" | 1 | РК | Слово о писателе. | Аналитическая беседа, лексическая работа, работа с текстом. | Понимать жанрово-стилевые и сюжетно- композиционные особенности поэмы; уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав; уметь находить сходство и различие между автором и его героями | | |
52 | Урок внеклассного чтения. А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | 1 | 1 В/Чт РК | Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа, уметь анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны, столкнувшегося с трудными обстоятельствами мирной жизни, чувства жены героя и его детей, переживших тяготы войны; наблюдать за языком писателя, объяснять его отношение к изображенному | | |
| 4 четверть | | | | | | | |
53 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне (А. Яшин. Лирика) | 1 | РК | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Иса ковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи... »), Л. Оша нина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата | чтение статьи учебника, сообщение учащегося «История создания песни «Катюша», выразительное чтение, прослушивание песен; анализ стихотворений послевоенного периода (тема любви и верности, боли от утрат). | Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными, стихотворения о войне, написанные в военные годы и в мирное время | | |
54 | В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | | Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности; сюжет рассказа, его героев; уметь определять основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми | | |
55 | Урок внеклассного чтения. Ю. П. Казаков. «Северный волшебник слова» | 1 | 1 В/Чт РК | Слово о писателе. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе. Рассказчик и его роль в повествовании | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь определять тему и основные мотивы произведения, анализировать характеры героев, роль художественно-выразительных средств, деталей для раскрытия внутреннего мира героев | | |
56 | Урок развития речи. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне | 1 | 1 РР | Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому | Творческая работа | Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторское отношение в произведении, определить художественные достоинства произведения | | |
57 | Урок внеклассного чтения. Испытание на истинную человечность в рассказе Г.К. Паустовского «Телеграмма» | 1 | 1 | Слово о писателе. История создания рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе. Емкость художественного слова писателя. Композиция рассказа. | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. | Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать: трагизм положения Насти; уметь выделять и формулировать тему, идею рассказа; сравнивать художественное произведение с мемуарами; объяснять, как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность, как в рассказе выражено отношение автора к героям; оценивать роль композиции и детали в раскрытии психологии действующих лиц. | | |
58 | Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...») | 1 | РК | Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине | чтение стихотворений; ответы на вопросы; сообщение о поэте, выразительное чтение; установле-ние ассоциативных связей с произведениями музыки; анализ текста | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; «видеть» творческий почерк поэта; уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 часов + 1 К/р) |
59 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта», конфликт любви и семейной вражды | 1 | | Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра | чтение художественный пересказ содержания трагедии; сообщение о Шекспире; инсценирование эпизодов первого действия, выразительное чтение монологов, словесные портреты героев; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного текста; | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать обстановку, в которой разыгрывается действие пьесы (экзотика средневековой Италии, родовая вражда); уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий , метафоричность речи героев, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви | | |
60 | У. Шекспир. Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский) | 1 | | Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. | Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер; понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств | | |
61 | Ж-Б Мольер «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии. Мастерство писателя. | 1 | | Слово о писателе Общечеловеческий смысл комедии Классицизм | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа. | уметь составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное средство сатиры Мольера и Фонвизина | | |
62 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» | 1 | | Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей | | |
63-64 | Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман | 2 | Вн/чт | Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа. | Знать: автора и факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; понимать: историческое время, изображенное в романе, поступки героев; уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии | | |
65 | Урок контроля. Защита проектов | 1 | 1 КР | Темы проектов 1. История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина: правда и вымысел. 2. «Ревизор» на русской сцене: история сценических вариантов. 3. Очерк Л.Н. Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала». 4. Образ Пугачева в фольклоре и произведениях А.С. Пушкина, С.А.Есенина. 5. Тема «меленького человека» в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В.Гоголя. 6. Собирательный образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». 7. Народные песни в русской литературе | Выступления учащихся | Понимать роль и значение групповой работы, уметь: сотрудничать в процессе выполнения творческого задания, отбирать необходимый информационный материал из разных источников, фиксировать и анализировать их результаты, обобщать и делать выводы, давать оценку деятельности и ее результатам | | |
66 | Ф. Абрамов "В краю родникового слова" | 1 | РК | Проблематика статьи. | Чтение статьи, работа по вопросам | Понимать роль и значение групповой работы, уметь: сотрудничать в процессе выполнения задания, отбирать необходимый информационный материал | | |
67-68 | Резервные уроки | 2 | | | | | | |
| ИТОГО | | | | | Всего часов РР К/Р В/Чт РК | 68 5 2 8 7 | |
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980