kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«РП лит 8»

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, а также произведения для заучивания наизусть.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.


Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание курса литературы в 8 классе



Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.


Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004.

Распределение учебных часов по разделам





Наименование разделов и тем


Всего часов

Уроки

К/р

РР

Вн/чт

РК

1

Введение. Русская литература и история

1







2

Устное народное творчество

3

3




1


3

Из древнерусской литературы

2

1



1



4

Из литературы 18 века

3

2


1




5

Из литературы 19 века

34

27

1

3

1



6

Из литературы 20 века

15

9


1

5

6


7

Из зарубежной литературы

8

8







Итоговые уроки

2

1

1






ИТОГО

68

40

2

5

8

7














Раздел III. Содержание тем учебного курса


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.


Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).


Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Писатели улыбаются


Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.


М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе


И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.


Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).


Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.







щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Литература

8 класс


Тема урока

Всего часов

Из них на выполнение практической части программы

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дата

план

факт



1 четверть









ВВЕДЕНИЕ (1 час)


1

Русская литература и история

1


Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение ху­дожественного произведения в культурном на­следии страны


Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя



Знать: понятие «художественная литература»; понимать характе­рные черты русской литературы, Инте­рес писателя к исто­рическому прош­лому, историческим судьбам всего человечества




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)


2

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

1


Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие Песен

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;


Знать: определе­ние понятий «на­родная песня», «историческая пес­ня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной пес­ни в русском фольклоре;

уметь определять жанровые особен­ности исторических народных песен, роль в них художественных средств



3

Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матуш­ка...», «Вдоль по улице метелица метет...» Народные песни Русского Севера

1

РК

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песен­ный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.


Знать виды народ­ных песен, их тематику;

уметь объяснять особенности лири­ческих песен, свое­образие жанра час­тушки, роль народ­ных песен в худо­жественной литера­туре,



4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

РК

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений)

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа


Знать: определение понятия «преда­ние», его жанровые особенности;

уметь: раскрывать особенности содер­жания и художест­венной формы предания, сопостав­лять предания с на­родными сказками, определять сходное и отличное




ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час + 1 РР)


5

«Житие Александра Невского»

1


История написания «Жития...». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопо­жертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литерату­ры (начальные представления)

комментированное чтение, беседа

Знать: определе­ния понятий: «ле­топись» , .«житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литера­тура», раскрывать идейно-художест­венное своеобразие произведения через образ главного ге­роя, Александра Невского, соотно­сить события дале­кого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие ...» с былинами, фольклорной лири­кой, обрядовой на­родной поэзией



6

Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сати­рическое про­изведение 17 века

1

1

В/Чт

Изображение дейс­твительных и вы­мышленных собы­тий – главное новшество литера­туры 17 века. Но­вые литературные герои - крестьяне и купеческие сы­новья. Сатира на тему суда, комиче­ские ситуации с двумя плутами. Особенности поэ­тики бытовой са­тирической повес­ти. Сатирическая повесть как жанр древнерусской ли­тературы (началь­ное представление)

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа


Знать: определение сатирической повести, ее содер­жание, жанровые особенности;

уметь находить приемы сатириче­ского изображения, жанровые особен­ности сатирической повести




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа +1 час РР))


7

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элемен­ты классициз­ма в комедии

1


Слово о писа­теле. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характе­ристики. Ос­новной кон­фликт комедии. Понятие о классицизме. Основные пра­вила класси­цизма в драма­тическом про­изведении

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с комедией


Знать: автора, фак­ты его жизни и творческой дея­тельности, его ме­сто в развитии дра­матургии и театра; историю создания пьесы и ее сцени­ческую судьбу, оп­ределение понятия «классицизм»; Дей­ствующих лиц, сю­жет комедии;

уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяс­нять основной кон­фликт, находить в пьесе черты клас­сицизма (единство места, времени, действия, «говоря­щие» фамилии, резкое разграниче­ние героев на «по­ложительных» и «отрицательных»)



8

Простакова: «госпожа бес­человечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1


Идеал челове­ческого досто­инства, граж­данского слу­жения Родине. Гуманистиче­ский пафос ко­медии. Персо­нажи, выра­жающие автор­скую оценку происходящего

комментированное чтение, беседа, дискуссия


Уметь: анализиро­вать текст, назы­вать персонажей, выражающих ав­торскую оценку, объяснять, как каж­дый из них оказы­вается в поместье Простаковой; да­вать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных» персонажей, оцени­вать новый, прос­ветительский взгляд писателя на человека



9

Урок развития речи.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизи­на «Недо­росль»


1

1

РР

Проблемы воспи­тания в комедии. Госпожа Проста­кова и ее представления о жизни. Бессмертие комедии Фонви­зина

Написание сочинения


Уметь; объяснять новаторство Д.И. Фонвизина – драма­турга, выражаю­щееся в многогран­ности характеров главных персона­жей «Недоросля» - Простаковой и Митрофанушки, в отступлении от традиций класси­цизма, объяснять причину нравствен­ного краха Проста­ковой, победу реа­лизма в ее изобра­жении, уметь ана­лизировать ключе­вые сцены комедии




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч + 5 РР + 1 К/р + 1 Вн/ч)


10

И.А.Крылов

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

1



Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.


Уметь: выразительно читать басни

Знать: историческую основу басни, формулировать мораль



11

Любовная ли­рика А.С. Пушкина. «Память сердца» в сти­хотворении «К ***» («Я помню чуд­ное мгнове­нье...»)

1


Составление плана. Систе­матизация ци­татного мате­риала. Вступ­ление и заклю­чение к вы­бранной теме

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с лирикой


Уметь: отбирать литературный ма­териал для раскры­тия темы, структу­рировать его в со­ответствии с темой, идеей, умело цити­ровать, отражать в своем сочинении комедийное мас­терство драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные «по­единки», использо­вание антитезы, словесной детали)



12

Тема «друже­ства святого» в стихотворе­нии «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)

1


История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробу­ждения души к творчеству

словарная работа, знакомство с лирикой, анализ стихотворений


Знать: историю создания стихотво­рения;

уметь определять тему стихотворе­ния, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лекси­ческие повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художествен­но-выразительных средств, вырази­тельно читать



13

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча»

1


Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень со­общества из­бранных

словарная работа, знакомство с лирикой, анализ стихотворений


Знать: факты жиз­ни поэта (лицей­ские годы, Михай­ловская ссылка), понимать отноше­ние Пушкина к «лицейскому брат­ству», скрепленно­му «лицейским ду­хом»;

уметь наблюдать над словом в его художественной функции, над инто­нацией и построе­нием стихотворе­ния, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно чи­тать



14

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел соз­дания романа «Капитанская дочка»

1


Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.



Уметь: объяснять причину появления стихотворения «Туча» в трагиче­ские годы жизни поэта (1834-1835), объяснять его скрытый символи­ческий смыслы, композицию, просле­живать смену ин­тонаций; уметь вы­разительно читать



15

Формирование характера Петра Гринева

1


Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.



Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»;

понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II;

уметь определять тематику романа, сопоставлять худо­жественный текст с историческим тру­дом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю вос­стания по «Истории Пугачева»



16

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе АС. Пушкина «Капитанская дочка»

1


Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.



Понимать: особен­ности жанра, роль эпиграфов;

уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказ­чика до «неожидан­ных происшест­вий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серь­езным изменениям и потрясениям



17

Маша Миро­нова - нравст­венный идеал А.С.Пушкина

1


Семья капитана Миронова, Маша Миронова – ми­лый Пушкину тип русской женщи­ны. Нравственная красота героини. Смысл названия романа

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.




Понимать, что са­мостоятельная жизнь Гринёва - это путь утраты многих иллюзий, предрас­судков, обогащение его внутреннего мира;

уметь анализиро­вать текст, оцени­вая непрерывную цепь испытаний чести героя и чело­веческой порядоч­ности, давать срав­нительную харак­теристику героям



18

Тема «русского бунта» и образ Пугачева

1


Отношение ав­тора и рассказ­чика к народной войне. Своеобразие личности Пуга­чева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.



Понимать: отно­шение автора и других действую­щих лиц к героине;

уметь анализиро­вать текст художес­твенного произве­дения, оценивая вы­сокие духовные ка­чества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народ­ных песен в раск­рытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способнос­ти к большому и глубокому чувству; объяснять смысл названия романа




2 четверть









19

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина. Судьба чело­веческая и судьба народ­ная в романе. Историческая правда и ху­дожественный вымысел. Точность и лаконизм пуш­кинской прозы

1


Идейно-худо­жественная структура романа, спосо­бы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Историзм ху­дожественной литературы, реализм, роман (начальные Представления)

Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа.




Уметь: объяснять, как изображен вос­ставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восста­ния, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и слож­ность личности Пу­гачева, роль Пуга­чева в жизни героя; сравнивать изобра­жение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Исто­рии пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екате­рину II;

оценивать слож­ность и противоре­чивость человечес­кого облика Пуга­чева, мотив прев­ращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора



20- 21

Урок развития речи.

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

2

РР

Тема, идея, план. Гринев в жизненных испы­таниях

Написание сочинения


Знать, почему ро­ман «Капитанская дочка» называют поэтическим заве­щанием Пушкина; как соотносится в произведении ис­торическая правда и художественный вымысел; понимать: особен­ности жанра, идей­но-художественное содержание рома­на, место обычного человека в великих исторических со­бытиях;

уметь: находить и объяснять приметы романа в его компо­зиции, смысл эпиг­рафов, различать ис­торическую правду и художественный вы­мысел, анализиро­вать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскры­тии характеров ге­роев; объяснять связь описания кар­тин природы с разви­тием сюжета



22

Повесть «Пи­ковая дама» как вершина пушкинской прозы

1


Проблема челове­ка и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художествен­ное открытие Пушкина. Ком­позиция повести

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа.


Уметь: обдумывать тему, ставить пе­ред собой вопросы, определяющие ход рассуждения, опре­делять основную мысль сочинения в соответствии с за­данной темой, со­ставлять план со­чинения и следо­вать логике данно­го плана при напи­сании работы, фиксировать свои мысли, читатель­ские переживания, обосновывать свою точку зрения, стро­ить развернутое высказывание, со­блюдая нормы ли­тературного языка



23

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермон­това. Своеоб­разие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

1


Слово о поэте. Ис­тория создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский СМЫСЛ эпиграфа. Композиция поэмы

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение поэмы.



Знать: историю создания повести, понимать: ее нравственную про­блематику, особен­ности жизненной философии героя,

уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произве­дениями пушкинс­кой прозы; объяс­нять художествен­ное своеобразие повести, тайны стиля (строй фразы, особенности лексики, темп по­вествования), раз­личие в музыкаль­ной интерпретации и исполнительских стилях сменой исторических эпох и психологической зависимостью ис­полнителя от своего времени



24

Судьба сво­бодолюбивой личности в поэме

1


Трагическое противостояние человека и об­стоятельств. Романтический герой. Свобо­долюбие лич­ности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме.

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.



Понимать, что зна­чил Кавказ для Лер­монтова-человека, Лермонтова-поэта; Лермонтова-офицера;

знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавка­зом, историю созда­ния поэмы, ее сю­жет, понимать тему и идею произ­ведения;

уметь выявлять структурные осо­бенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль моно­лога в раскрытии внутреннего мира героя



25

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтичес­кой поэмы

1


Литературные традиции ро­мантической поэмы. Спосо­бы раскрытия образа главно­го героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри»

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах.



Знать: черты ро­мантизма как лите­ратурного направ­ления, определе­ние понятия;

уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее свое­образие особенно­стями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически припод­нятый язык поэмы, определять стихо­творный размер



26

Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1


Эпизод «Испо­ведь Мцыри»

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.


Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произ­ведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу, просле­дить развитие его чувств, оценивать особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде



27

Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. История соз­дания комедии «Ревизор» и ее первой по­становки

1


Н.В.Гоголь -писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Реви­зор», «Ревизор» в театре

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.



Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, историче­ские события, отра­женные в комедии, творческую и сце­ническую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и им­ператора Николая I, противоречивые оценки пьесы со­временниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение совре­менников и импе­ратора к пьесе Н.В.Гоголя



28

«Ревизор» как социальная комедия

1


Разоблачение нравственных и социальных пороков чинов­ничьей России. «Ревизор» в современных постановках

Работа над содержанием 1,2 действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.



Знать: содержание комедии, понимать ее сюжет, черты общественного строя России пер­вой половины 19 века, обстоятель­ства, приведшие чиновников к их роковой ошибке; уметь подтвер­ждать примерами из первого действия пьесы повсемест­ность произвола и беззакония влас­тей, изображенных Гоголем, почувст­вовать нарастание страха, стремитель­ность развития первого действия, определять завязку действия комедии



29

Хлестаков и хлестаковщина

1


Мастерство Гоголя-драматурга в создании обра­за Хлестакова. Авторские средства рас­крытия харак­тера. Хлеста­ковщина как нравственное явление

Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа.



Уметь анализиро­вать поступки, по­ведение, характер Хлестакова в раз­личных ситуациях; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаи­моотношения с другими персона­жами; объяснять роль пятого дейст­вия в раскрытии истинного лица Хлестакова;

уметь сопоставлять разноречивые оценки Хлестакова, высказывать свою точку зрения; понимать, что та­кое хлестаковщина



30

Образ города и тема чинов­ничества в комедии. Сатирическая направлен­ность произ­ведения

1


Мастерство построения ин­триги в пьесе. Особенности конфликта. Мно­гозначность фи­нала. Смысл эпиграфа

Работа над 4-м действием комедии.



Уметь: объяснять композицию пьесы, понимать роль «ми­ражной интриги», называть средства создания образа Пе­тербурга («страхо­точивого города), объяснять значение «немой сцены», ее симво­лический смысл, композицио­нную роль, сочета­ние комического с драматическим; оценивать язык ко­медии, авторское отношение к изоб­ражаемому; исполь­зовать в своей речи выражения, став­шие «крылатыми»



31

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

1


Знаменитые сцены и знаме­нитые реплики комедии. Мас­терство компо­зиции и рече­вых характери­стик. Авторские ремарки в пьесе

Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы.




Уметь делать обоб­щенные выводы о героях комедии, объяснять: конф­ликт и сюжет худо­жественного произ­ведения, как в дейс­твии драматическо­го произведения об­наруживаются осо­бенности характе­ров героев, отноше­ние драматурга к изображаемой им жизни; сравнивать сюжеты драматиче­ского и эпического произведений, оп­ределять компози­ционные элементы комедии, наблюдать над речью дейст­вующих лиц, выде­лять слова и выра­жения персонажей, характеризующие их, определять роль ремарок в пьесе.



32

Урок конт­роля по про­изведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю, Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

1

К/Р

Содержание изу­ченных произве­дений. Проблемы произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермон­това, N.B. Гого­ля. Теоретико-литературные понятия, изу­ченные в пер­вом полугодии

Ответы на предложенные вопросы и задания.


Знать: содержание изученных произве­дений, теоретико-литературные понятия;

уметь: узнавать героя по портрету, интерьеру, детали, характеристике, реплике; анализи­ровать прочитанные произведения, оце­нивать поступки героев, их речь; соз­давать собственное высказывание по конкретной речевой ситуации




3 четверть









33

«Шинель» - одна из пе­тербургских повестей

1


Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные ис­точники повес­ти. Изображе­ние чиновниче­ства и «ма­ленького чело­века». Автор­ское отношение к герою и собы­тиям

комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.


Знать: обстоятель­ства жизни Н.В. Го­оля в Петербурге в 30-е годы, творчес­кую историю повести, её сюжет; уметь оценивать интонации рассказ­чика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечно­го титулярного со­ветника» в начале повести, изменение стиля повествова­ния от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей, при вы­разительном чтении отразить стилисти­ческие полюсы сме­шного и страшного



34

Гуманистиче­ский смысл повести «Шинель»

1


Человек, лицо и вещь в худо­жественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Роль фантастики в художественном произведении


Уметь: анализиро­вать текст повести, делать выводы об изменениях в порт­рете, поведении, речи, настроении Башмачкина с по­явлением шинели; оценивать отноше­ние автора к изобра­жаемому, роль «зна­чительного лица» в истории Акакия Акакиевича, роль художественной де­тали и фантастики в повести; сопоставлять лите­ратурные произве­дения, выявлять об­щие мотивы, темы и своеобразие каждого из них;

уметь выражать свое отношение к героям и событиям



35

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1


Слово о писателе. Изображение пси­хологи-ческого со­стояния человека. Защита обездолен­ных. Сатира на чи­ новничество. Раз­витие понятия о рассказе. Художе­ственная деталь как средство соз­дания художест­венного образа

Сообщение о писателе, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.


Знать: автора, со­держание рассказа; уметь выявлять нравственные проб­лемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа



36

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

1


Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа.



Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; понимать жизнен­ную



37

Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

1


Мастерство Л.Н. Толстого в расс­казе «После бала». Контрастное пост­роение рассказа как способ выра­жения его идеи. Иван Васильевич как герой-расс­казчик. Психоло­гизм рассказа.

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест.



Знать: тему и идею рассказа;

уметь: определять раскрытия жизнен­ных противоречий и позиций писателя, значение элементов сюжета компози­ции, изобразитель­но-выразительных средств, художест­венных деталей для характеристики Ге­роев в разных си­туациях, роль анти­тезы как способа построения расска­за; выявлять автор­ское отношение к героям, давать ха­рактеристику пер­сонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении)



38

Урок внекла­ссного чте­ния. Нравст­венные проб­лемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

1

1

В/Чт

Место повести «Отрочество» в автобиографи­ческой трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести

комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.


Понимать прояв­ления возрастных особенностей ге­роя, определять художественные средства изобра­жения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен приро­ды в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окру­жающему миру; уметь объяснять истоки гуманизма Л.Н.Толстого (ста­новление внутрен­него духовного ми­ра человека, раз­витие его души)



39

Пейзажная лирика поэтов второй поло­вины 19 века. Ф.И. Тютчев, А.А Фет

1


Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А. Фета («Последний ландыш»)

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.


Уметь: выразитель­но читать стихотво­рение, подчеркивая эмоциональный па­фос, объяснять сос­тояние души лири­ческого героя, чувс­тво родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно- вы­разительных средств в раскрытии идеи произведения



40

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1


Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)

Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания.


Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему; уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и Любовью;

выявлять отноше­ние автора к герою, роль пейзажа в рассказе



41

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ»

1


И.А. Бунин. «Кавказ»: про­блемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя

Запись основных положений лекции, работа с учебником, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.




Знать автора, факты его жизни и твор­ческой деятель­ности, содержание рассказа;

уметь: определять тему рассказа, оце­нивать особенности бунинской прозы и бунинского историз­ма; объяснять роль пейзажа произведе­ния, его связь с настроением героев, сопоставлять произ­ведения, раскры­вающие одну про­блему



42

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сю­жетная линия рассказа и его подтекст

1


Слово о писа­те­ле. Нравствен­ные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и се­мейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле

Аналитическая беседа, лексическая работа.



Знать автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявлять нравствен­ные проблемы произведения, оп­ределять его худо­жественную идею; уметь давать срав­нительную харак­теристику героев, собственную оценку изображенного, оценивать позицию автора



43

Урок развития речи

Урок – диспут

«Что значит быть счастливым?»


1

1

РР

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна


творческая работа.


Знать историю соз­дания рассказа, его содержание, героев; понимать тему, идею рассказа, смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой; каким представляется ав­тору счастье;

уметь давать срав­нительную характе­ристику главным героям, определять, что роднит героев при всем несходст­ве характеров, что отличает друг от друга, определять роль композиции и пейзажа в раскры­тии характеров ге­роев, их поступков и настроения, нахо­дить изобразитель­но-выразительные средства, использу­емые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (9ч + 5 Вн/ч +1 РР)


44

С.А. Есенин «Пугачев» - поэма на историческую тему

1


Слово о поэте. Характер Пуга­чева в поэме. Современность и историческое прошлое в дра­матической по­эме Есенина. Драматическая поэма (началь­ное представ­ление)

Запись основных положений лекции, работа с учебником.



Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вож­дя восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным;

уметь: объяснять роль эпитетов, сра­внений, олицетво­рений, метафор, повторов в тексте поэмы, сопостав­лять образ предво­дителя восстания в разных произведениях



45

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

1


Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчест­ву.

Сопоставление художественного произведений с документально -биографическими текстами (мемуары, вос­поминания, дневники)

Знать автора, фак­ты его жизни и творческой дея­тельности; понимать сложный путь творчества писателя;

уметь определять жанр произведения, сопоставлять худо­жественное произ­ведение с мемуа­рами и дневниками



46

Урок внеклассного чтения.

М.А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

1

1

В/Чт

Слово о писателе. Реальное и фан­тастическое в рас­сказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание

Аналитическая беседа, лексическая работа.


Знать:автора, факты его жизни и творческой дея­тельности, содер­жание рассказа; понимать автор­ский замысел; уметь определять реальное и фанта­стическое в расска­зе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка, используемые пи­сателем для опи­сания необычной «жизни» вещей, определять их роль в произведении



47

Урок внеклассного чтения.

Писатели улыбаются

1

1

В/Чт

Журнал «Сатири­кон». «Всеобщая история, обрабо­танная «Сатири­коном» (отрывки). Сатирическое изображение ис­торических собы­тий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Запись основных положений лекции, работа с учебником.


Знать историю журнала «Сатири­кон»; как строится юмористическое произведение; понимать юмори­стическое освеще­ние исторических событий в произ­ведении;

Уметь: определять художественные средства, создаю­щие юмористичес­кий или сатиричес­кий эффект, отличать плоскую и не умную шутку от настоящего юмора



48

Художествен­ное своеобра­зие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни»

1


Слово о писа­телях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и во­ротник» и М.Зощенко «История болезни»

сообщение о писате­лях, художественные пересказы рассказов, ответы на вопросы; анализ художествен­ного текста

Знать факты жизни и творческой дея­тельности писате­лей; уметь: отмечать афористичность, краткость речи, за­вершенность фра­зы, ироничное от­ношение к слабо­стям человека в рассказе Н. Тэффи, сочетание проник­новенных и прав­дивых чувств в рассказе М.Зощенко, пони­мать абсурдность происходящего в сатирических про­изведениях



49

А.Т. Твардов­ский - поэт-гражданин. История соз­дания поэмы «Василий Теркин»

1


Слово о поэте. Творческий за­мысел «Васи­лия Теркина», история создания образа главного героя

Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.



Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы;

понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотноше­ние жизненной правды и художе­ственного вымыс­ла, тему исторической памяти



50

Поэма «Васи­лий Теркин» - книга про бойца и для бойцов. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

1


Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обоб­щающий смысл образа главного героя. Особеннос­ти языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления

Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа, комментированное чтение,



Знать содержание глав,

уметь анализиро­вать, как автор создает живой и убедительный на­родный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную сте­пень обобщенности в образе героя, своеобразное во­площение черт русских богатырей



51

РК Ф. Абрамов "В краю родникового слова"

1

РК

Слово о писателе.

Аналитическая беседа, лексическая работа, работа с текстом.


Понимать жанро­во-стилевые и сю­жетно- композицио­нные особенности поэмы;

уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает закончен­ность поэме, роль авторских отступ­лений, стилевое многообразие поэмы, включение лирических глав; уметь находить сходство и различие между автором и его героями



52

Урок внеклассного чтения.

А.Платонов. Картины вой­ны и мирной жизни в рас­сказе «Воз­вращение»

1

1

В/Чт

РК

Слово о писателе. Утвер­ждение добро­ты, сострада­ния, гуманизма в душах сол­дат, вернув­шихся с войны. Изображение негромкого героизма труже­ников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа.


Знать факты жизни и творческой дея­тельности писателя, содержание расска­за, его сюжет, опре­делять смысл наз­вания рассказа, уметь анализиро­вать текст, объяс­няя состояние че­ловека, вернувше­гося с войны, стол­кнувшегося с труд­ными обстоятель­ствами мирной жи­зни, чувства жены героя и его детей, переживших тяго­ты войны; наблю­дать за языком пи­сателя, объяснять его отношение к изображенному




4 четверть









53

Стихи и песни о Великой Отечествен­ной войне (А. Яшин. Лирика)

1

РК

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Иса­ ковского («Катю­ша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджа­ва («Песенка о пе­хоте», «Белорус­ский вокзал»), А. Фатьянова («Со­ловьи... »), Л. Оша­ нина («Дороги»). Выражение в ли­рической песне со­кровенных чувств и переживаний каждого солдата

чте­ние статьи учебника, сооб­щение учащегося «История создания песни «Катюша», вы­разительное чтение, прослушивание песен; анализ стихотворе­ний послевоенного периода (тема любви и верности, боли от утрат).

Знать автора стихо­творений, компози­торов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотво­рений, их музы­кальность, просто­ту сюжета, объяс­нять жанр лириче­ской песни, сопос­тавлять фронтовые песни с песнями народными, стихот­ворения о войне, на­писанные в военные годы и в мирное время



54

В.П.Астафьев. Автобиогра­фичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1


Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа.


Знать: автора, факты его жизни и творческой дея­тельности; сюжет рассказа, его ге­роев;

уметь определять основную мысль рассказа (непрехо­дящая историче­ская память наро­да), отмечать не­принужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать челове­ческие характеры и взаимоотношения между людьми



55

Урок внеклассного чтения.

Ю. П. Казаков. «Северный волшебник слова»

1

1

В/Чт

РК

Слово о писателе. Разобла­чение равно­душия, нравст­венной убого­сти, лицемерия в рассказе. Рассказчик и его роль в по­вествовании

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа.


Знать автора, фак­ты его биографии и творческой дея­тельности, содер­жание рассказа; уметь определять тему и основные мотивы произведе­ния, анализировать характеры героев, роль художественно-выразительных средств, деталей для раскрытия внут­реннего мира героев



56

Урок развития речи.

Отзыв на са­мостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечествен­ной войне

1

1

РР

Тема, идея, сюжет произ­ведения, конфликт, харак­теры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Творческая работа

Уметь написать отзыв на самостоя­тельно прочитан­ную книгу, обосно­вать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (че­рез сюжет, особен­ности построения, характеры персона­жей), как выражае­тся авторское отно­шение в произве­дении, определить художественные достоинства произведения



57

Урок внеклассного чтения.

Испытание на истинную человечность в рассказе Г.К. Паустовского «Телеграмма»

1

1


Слово о писателе. История создания рассказа. Пробле­ма истинной человечности в рассказе. Емкость художественного слова писателя. Композиция рассказа.

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа.


Знать историю создания рассказа, его содержание, героев;

понимать: трагизм положения Насти;

уметь выделять и формулировать те­му, идею рассказа; сравнивать художе­ственное произве­дение с мемуарами; объяснять, как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность, как в рассказе выражено отношение автора к героям; оценивать роль композиции и детали в раскрытии психологии действующих лиц.



58

Художествен­ное своеобра­зие лирики Н.Рубцова («По вече­рам», «Встре­ча», «Привет, Россия...»)

1

РК

Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине

чте­ние стихотворений; ответы на вопросы; сооб­щение о поэте, выра­зительное чтение; установле-ние ассоциативных связей с произведе­ниями музыки; анализ текста

Знать автора, фак­ты его жизни и творческой дея­тельности; «ви­деть» творческий почерк поэта;

уметь анализиро­вать произведение, находить и опре­делять роль лите­ратурных приемов и средств, исполь­зуемых автором для выражения чувств





ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 часов + 1 К/р)

59

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта», конфликт любви и семейной вражды

1


Слово о драма­турге. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения. Трагедия: основ­ные признаки жанра

чте­ние художественный пе­ресказ содержания трагедии; сообще­ние о Шекспире; инс­ценирование эпизодов первого действия, вы­разительное чтение монологов, словесные портреты героев; само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного текста;

Знать автора, фак­ты его биографии и творческой дея­тельности; понимать обста­новку, в которой разыгрывается действие пьесы (экзотика средне­вековой Италии, родовая вражда); уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий , метафоричность речи героев, опре­делять эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делать выводы об утверждении бес­ценности и вечно­сти любви



60

У. Шекспир. Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский)

1


Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родст­вом своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новиз­ной...». Сонет как форма лиричес­кой поэзии

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.



Уметь: определять темы прочитанных сонетов, роль ме­тафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный раз­мер;

понимать иноска­зательность языка сонетов, богатство выражения человеч­еских чувств



61

Ж-Б Мольер

«Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии. Мастерство писателя.


1


Слово о писателе

Общечеловеческий смысл комедии

Классицизм

Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа.


уметь со­ставлять характе­ристику персона­жей, определять идейно-художественное средство сатиры Мольера и Фонви­зина



62

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

1


Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изо­бражения

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.



Знать автора, фак­ты его биографии и творческой дея­тельности, содер­жание произведения; уметь пересказы­вать, объяснять отношение автора к изображенному, понимать перенос­ный смысл исполь­зованных бытовых деталей



63-64

Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман

2

Вн/чт

Вальтер Скотт как родоначальник исторического ро­мана. Средне­вековая Англия в романе. Главные герои и события

Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа.


Знать: автора и факты его биогра­фии и творческой деятельности, со­держание произве­дения;

понимать: истори­ческое время, изо­браженное в романе, поступки героев; уметь: выявлять своеобразие исто­рического романа, сопоставлять его с романом А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии



65

Урок контроля.

Защита проектов

1

1

КР

Темы проектов

1. История «пуга­чевского бунта» и «Капитанская до­чка» А.С.Пушки­на: правда и вы­мысел.

2. «Ревизор» на русской сцене: ис­тория сценичес­ких вариантов.

3. Очерк Л.Н. Толстого «Нико­лай Палкин» и рассказ «После бала».

4. Образ Пугачева в фольклоре и произведениях А.С. Пушкина, С.А.Есенина.

5. Тема «мелень­кого человека» в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина и «Ши­нели» Н.В.Гоголя.

6. Собирательный образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тер­кин».

7. Народные песни в русской литературе

Выступления учащихся

Понимать роль и значение групповой работы,

уметь: сотрудни­чать в процессе выполнения твор­ческого задания, отбирать необхо­димый информа­ционный материал из разных источни­ков, фиксировать и анализировать их результаты, обоб­щать и делать вы­воды, давать оцен­ку деятельности и ее результатам



66

Ф. Абрамов "В краю родникового слова"

1

РК

Проблематика статьи.

Чтение статьи, работа по вопросам


Понимать роль и значение групповой работы,

уметь: сотрудни­чать в процессе выполнения задания, отбирать необхо­димый информа­ционный материал



67-68

Резервные уроки


2









ИТОГО





Всего часов

РР

К/Р

В/Чт

РК

68

5

2

8

7














Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:


базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.


Ученик должен понимать:

- закономерности происхождения литературы;

- жанровые особенности произведений;


Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.


Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:


-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2009.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. - М.: Просвещение, 2009

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2002, 2003.




Дополнительная литература:


И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001

И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003

Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999

Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985

Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе 8 класс

Автор: Кучумова Елена Васильевна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства