Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе:
федерального государственного стандарта основного общего образования;
примерной программы основного общего образования;
авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский);
учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2017);
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи изучения литературы:
поддержание интереса к чтению, формирование духовной и интеллектуальной потребности читать;
обеспечение общего и литературного развития школьника, глубокого понимания художественных произведений различного уровня сложности, осмысления литературы как словесного вида искусства, освоения основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;
сохранение и обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;
развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентира нравственного выбора; развитие функциональной грамотности.
Согласно учебному плану школы на 2020-2021 учебный год на изучение литературы в 7 классе отводится 68 ч., из расчета 2 ч. в неделю.
Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:
Вн. чт.:11 ч.
Развитие речи: 8 ч. Классные сочинения: 2
Домашние сочинения: 2
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Метапредметные результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
10. Осуществлять рефлексию своей деятельности (определять и аргументировать причины своего успеха/ неуспеха), самостоятельно находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Личностные УУД:
1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.
2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.
3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.
6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Содержание учебного предмета
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Эпос народов мира
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы ⅩⅧ века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого». Прославление Петра Великого и его деяний, воздание ему благодарной памяти.
Теория литературы. Надпись как малый жанр высокой торжественной поэзии, посвященный историческим событиям русской истории – рождению или именинам особ царствующего дома, открытию памятников прославленным деятелям России, победам русского оружия, государственным праздникам, спуску кораблей и т.д. По своему содержанию надпись можно назвать краткой, свернутой одой (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы ⅩⅨвека
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд…» Михайловский период жизни Пушкина. «Зимний вечер». Настроение грусти и одиночества, размышления о собственной судьбе. «Во глубине сибирских руд…» как поэтическое послание. Стремление поэта поддержать ссыльных декабристов.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).
«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба».Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк».Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык».Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Вчерашний день, часу в шестом…». Печальное, трагическое сходство судьбы крестьянки и судьбы поэзии.
«Несжатая полоса».Увядание страдающей природы и близкая смерть подневольного крестьянина от непосильного труда – тема стихотворения, решенная в форме баллады с необычным до Некрасова содержанием.
Теория литературы. Жанр баллады (развитие представления).
«Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
«Шепот, робкое дыханье…» - острое переживание высокого чувства, выражение его в «безглагольной» форме.
«Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»- размышление о возможностях языка и речи для выражения глубоко затаенных чувств.
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады«Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик».(Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон».Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня».Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Произведения русских писателей ⅩⅩвека
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство».Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы.Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям».Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка».Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире» (Внеклассное чтение). Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Час мужества
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны:А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Евгений Александрович Евтушенко. Краткий рассказ о поэте.
«Хотят ли русские войны?» - лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения: развернутый ответ на вопрос, заданный в первом стихе.
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро».Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются
Григорий Израилевич Горин.
«Почему повязка на ноге?» Иронико-юмористический рассказ-шутка о не очень умном человеке.
«Тихая моя родина» (обзор)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов. «Первый снег», Ф. Сологуб. «Забелелся туман за рекой…», С. Есенин. «Топи да болота», Н. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н. Рубцов. «Тихая моя родина»). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на слова русских поэтов ⅩⅩвека
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...».Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
Зарубежная литература
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
«Уж не встаю я на заре…». Размышления об отдыхающей природе и невольном отдыхе селянина.
Джордж Гордон Байрон.
«Ты кончил жизни путь, герой!..».Жизнь отданная за свободу и счастье народа, не исчезает: герой остается жить в сердцах людей и слава его не меркнет. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Детективная литература
Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул» - торжество справедливости, неотвратимость наказания и заслуженного возмездия за совершенное преступление как признак детективного жанра.
Подведение итогов
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Введение
1
2
Устное народное творчество,
в том числе:
Эпос народов мира
5
4
3
Древнерусская литература
3
4
Из русской литературы ⅩⅧ века
2
5
Из русской литературы ⅩⅨвека,
в том числе:
«Край ты мой, родимый край…»
26
1
6
Произведения русских писателей ⅩⅩвека,
в том числе:
Час мужества
Писатели улыбаются
«Тихая моя родина…»
Песни на стихи русских поэтов ⅩⅩвека
21
1
1
1
1
7
Из литературы народов России
1
8
Зарубежная литература
5
9
Детективная литература
1
10
Подведение итогов
2
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№
урока в теме
Тема
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
Ⅰ четверть = 18 ч. Вн.чт. - 3 ч. Р.р. – 2 ч.
Введение
1
1
1
Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы
1
Устное народное творчество
5
2
1
Предания
1
Эпос народов мира
4
3
1
Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович»
1
4
2
Вн.чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Чтение наизусть
1
5
3
Вн.чт. Эпос народов мира («Калевала», «Песнь о Роланде» (фрагменты))
1
6
4
Пословицы и поговорки. Проект
1
Древнерусская литература
3
7
1
Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок): нравственные заветы Древней Руси
1
8
2
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»: гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести
1
9
3
Р.р.Классное сочинение №1 (по «Повести о Петре и Февронии»)
1
Из русской литературы ⅩⅧ века
2
10
1
Ломоносов М. В.— ученый, поэт, создатель учебников. Чтение наизусть
1
11
2
Державин Г. Р. Зарождение гражданской поэзии в русской
литературе конца XVIII столетия
1
Из русской литературы ⅩⅨ века
26
12
1
А.С.Пушкин. Образ Петра I на страницах произведений А.С.Пушкина ( «Медный всадник»). Чтение наизусть
1
13
2
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставительный анализ пушкинского и летописного текстов
1
14
3
А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре): образ летописца. Чтение наизусть
1
15
4
Вн. чт. А.С.Пушкин в Михайловском
1
16
5
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека», гуманизм повести
1
17
6
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои
1
18
7
Р.р.Классное сочинение №2 (по творчеству А.С.Пушкина)
1
19
8
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов
1
Ⅱ четверть = 14 ч. Вн. чт. –3 ч. Р.р. - 1 ч.
20
9
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика
1
21
10
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая
нива…», «Ангел», «Молитва»: проблема гармонии человека. Чтение наизусть
1
22
11
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Чтение наизусть
1
23
12
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий
1
24
13
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №1 (по творчеству Н.В.Гоголя)
1
25
14
Вн. чт. Вронский Ю. П. «Юрьевская прорубь»: отражение исторической темы
1
26
15
И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой
1
27
16
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе («Русский язык», «Два богача»). Чтение наизусть
Вн. чт. Н.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса». Тема народа, образ Родины
1
30
19
А.А. Фет. Тематика и художественное своеобразие лирики
31
20
А. К. Толстой. Исторические баллады («Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»): правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья
1
32
21
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил»: изображение нравственных пороков общества, темы труда. Проверочный тест
1
33
22
Вн.чт. М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»: смысл названия сказки
1
34
23
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести
1
Ⅲ четверть = 20 ч. Вн. чт. - 4 ч. Р.р. - 2 ч.
35
24
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой
повести и его духовный мир
1
36
25
А.П.Чехов. «Хамелеон»: картина нравов, смысл названия рассказа
1
37
26
Вн.чт. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»: многогранность комического в рассказах
1
«Край ты мой, родимый край…»
1
38
1
В. А. Жуковский. «Приход весны», И. А. Бунин. «Родина», А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, гроза греметь устала…»: поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. Чтение наизусть
1
Произведения русских писателей ⅩⅩ века
21
39
1
М. Горький. «Детство» (главы): изображение «свинцовых мерзостей жизни», образ деда Каширина
1
40
2
М. Горький. «Детство» (главы). «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна,
Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело
1
41
3
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №2 (по творчеству Л. Н. Толстого, М.Горького)
1
42
4
Вн. чт. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»): мечта о сильной личности, ведущей к свету
1
43
5
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»: размышление о роли поэзии в жизни человека и общества
1
44
6
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»: два взгляда на мир — безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения
1
45
7
Р.р. А. П. Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем
1
46
8
Вн. чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном
мире»: труд как нравственное содержание человеческой жизни
1
47
9
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»: картины природы. Проверочная работа
1
Час мужества
1
48
1
Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. Чтение наизусть
1
49
10
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…»: размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Чтение наизусть
50
11
Е.А.Евтушенко. «Хотят ли русские войны?..»: идейно-художественное своеобразие стихотворения
51
12
Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади»: проблематика рассказа
1
52
13
Вн.чт. Е.В.Мурашова. «Класс коррекции»: проблематика повести
1
Ⅳ четверть = 16 ч. Вн. чт. - 1 ч. Р.р. - 3 ч.
53
14
Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»): нравственная проблематика рассказа
1
54
15
Р.р. Е. И. Носов. «Живое пламя»: взаимосвязь природы и
человека
1
55
16
Ю. П. Казаков. «Тихое утро»: герои рассказа
1
56
17
Р.р. Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Проект
1
Писатели улыбаются
1
57
1
Г.И.Горин. «Почему повязка на ноге?» как иронико-юмористический рассказ-шутка о не очень умном человеке
1
«Тихая моя родина…»
1
58
1
Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Чтение наизусть
1
Песни на стихи русских поэтов XX века
1
59
1
Песни на слова русских поэтов ХХ века (А. Н. Вертинский, И. Гофф, Б. Ш. Окуджава) как лирическое размышление о жизни, быстротекущем времени и вечности
1
Из литературы народов России
1
60
1
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни, особенности художественной образности в лирике
1
Зарубежная литература
5
61
1
Р. Бёрнс. «Честная бедность», «Уж не встаю я на заре…». Идейно-художественное своеобразие лирики поэта
1
62
2
Дж. Г. Байрон. Своеобразие романтической поэзии. Байрон и русская литература
1
63
3
Японские хокку (трёхстишия)
1
64
4
О. Генри. «Дары волхвов»: нравственная проблематика рассказа
1
65
5
Р.р. Р. Д. Брэдбери. «Каникулы» как фантастический рассказ-предупреждение
1
Подведение итогов
Детективная литература
3
1
66
1
Контрольная работа (тестирование)
1
67
2
Вн. чт. Детективная литература. Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул»; сюжет, художественные особенности