Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 7 класс»
Введение
1. Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016). 2. Автор учебника: В.Я. Коровина «Литература» 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2017. 3. Количество часов для прохождения программы: 68 часов в год (2 часа в неделю) 4. Количество часов, предусмотренных учебным планом: 68 часов в год (2 часа в неделю)
1.Планируемые результаты освоения литературы в 7 классе.
В результате изучения литературы ученик научится:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и о отстаивать свою.
получит возможность научиться:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
2.Смысловое чтение. Умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Умение определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Умение определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
4.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Умение искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ
II.Содержание учебного предмета
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество.
Предания.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины.
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века.
М.В. Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.Теория литературы. Ода (начальные представления).
Г.Р.Державин.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века.
А.С. Пушкин.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю. Лермонтов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В. Гоголь.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Н.А. Некрасов.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех сложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой.
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Л.Н.Толстой.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
А.П.Чехов.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века.
И. А. Бунин.
Краткий рассказ о писателе. «Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье.
Максим Горький.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
В.В. Маяковский. (
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Л.Н. Андреев.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Б.Л.Пастернак.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны.
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Ф.А. Абрамов.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Е.И. Носов.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Ю.П. Казаков.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.
«Тихая моя родина».
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
А.Т.Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачев.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М.Зощенко.
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века.
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Расул Гамзатов.
Расул Гамзатов.Краткий рассказ о писателе. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»
Из зарубежной литературы.
Роберт Бернс.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Подведение итогов изучения литературы в 7 классе. Подведение итогов изучения литературы в 7 классе. Обзор литературы для летнего чтения.
Произведения для заучивания наизусть:
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года (отрывок). А. С. П у ш к и н. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
В. А. Жуковский. Приход весны.
А. К. Тол стой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина
(на выбор).
В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. С и м о н о в. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
С.А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...».
III. Тематическое планирование
№
Раздел
Кол-во часов
Из них:
Развитие речи
Контрольных работ
Вн. чт
Сочинения
Анализ эпизода произведения.
1
Введение.
1
2
Устное народное творчество
6
1
1
3
Древнерусская литература.
2
1
4
Из русской литературы 18 века.
2
2
1
5
Из русской литературы 19 века.
28
1
6
Из русской литературы 20 века.
22
1
1
7
Из литературы народов России.
1
Итоговая контрольная работа
1
1
8
Из зарубежной литературы.
5
1
Итого:
68
4
1
6
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Основные элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности уч-ся
план
корр.
Введение (1 час)
1.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
1.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному.
Составление плана (тезисов) статьи учебника.
Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего и оценочного значения.
Выявление разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета)
Решение тестов.
Устное народное творчество (6 часов)
2.
Устное народное творчество.
Предания.
1.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Выразительное чтение преданий, фрагментов эпоса народов мира. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета в фольклоре. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
С.Р. Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к героям и событиям преданий?»
3.
Былины. «Вольга и Микула Селянинович».
1.
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Выразительное чтение былин. Устная и письменная характеристика (в том числе сравнительная) героев героического эпоса народов мира.
Нравственная оценка персонажей героического эпоса.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Проект. Описание памятника герою былины.
4.
Русские былины Киевского и Новгородского циклов.
1.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Нравственная оценка персонажей героического эпоса. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение произведений книжной трафики к эпическим песням народов мира. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса народов мира, мифологических представлений разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Подбор примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «устная народная проза», «предание», «гипербола», «героический эпос».
5.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.
1.
Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Проекты: Составление электронных иллюстрированных сборников «Персонажи героического и мифологического Эпоса в фольклоре народов мира.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Карело-финский эпос». Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев эпоса.
П.Р. Составление таблицы «Герои карело-финского и русского эпоса».
С.Р. Сравнительная характеристика героев карело-финского и русского эпоса
6.
«Песнь о Роланде».
1.
Французский средневековый героический эпос. Историческая основа ««Песни о Роланде».
Чтение и обсуждение статьи учебника «Песнь о Роланде». Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Сравнение стихотворного и прозаического переводов песни.
7.
Пословицы и поговорки.
1.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки». Различение пословицы и поговорки.
П.Р. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира на одну тему.
С.Р. Написание сочинения по пословице.
Проект. Составление сборника пословиц разных стран.
Из древнерусской литературы (2 часа)
8.
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха.
1.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Нравственные заветы Древней Руси. Поучение как жанр древнерусской литературы.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Древнерусская литература», о «Повести временных лет». Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев древнерусской литературы.
П.Р.Составление пересказов древнерусских текстов.
9.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
1.
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Выразительное чтение повести. Характеристика героев повести. Устные и письменные ответы на вопросы.
С.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос «В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?».
Из русской литературы 18 века (2 часа)
10.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
1.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Чтение и обсуждение статьи учебника о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Выразительное чтение поэзии Ломоносова. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Поиск в стихах Ломоносова признаков высокого штиля.
11.
Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание».
1.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Чтение и обсуждение статьи учебника о Г. Р.Державине. Выразительное чтение поэзии Державина. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
С.Р. Чтение стихотворений наизусть. Выполнение заданий практикума к стихотворению Державина.
Из русской литературы 19 века (28 часов)
12.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава».
1.
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава».
П.Р. Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII.
13.
Александр Сергеевич Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).
1.
Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России. Приём контраста.
Выразительное чтение фрагмента поэмы. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
С.Р. Ответ на вопрос «Что и почему любит поэт в облике Петербурга?».
14.
Александр Сергеевич Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
1.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике» «Песни о вещем Олеге». Выразительное чтение баллады. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Выявление черт баллады в «Песни о вещем Олеге».
С. Р. Письменный ответ на вопрос «В чём смысл противопоставления Олега и волхва?».
15.
Александр Сергеевич Пушкин.
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.
1.
Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург». Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Обсуждение иллюстраций к трагедии.
16.
Александр Сергеевич Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение маленького человека.
1.
Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Чтение и обсуждение статьи учебника «О «Повестях покойного И.П. Белкина». Выразительное чтение фрагментов повести. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Пересказ ключевых фрагментов.
Характеристика героев.
П.Р. Составление плана характеристики С. Вырина.
С.Р. Письменный ответ на вопрос « Как в образе С. Вырина проявились черты «маленького человека?».
17.
Александр Сергеевич Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.
1.
Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Образ рассказчика.
Различные виды пересказов. Рассказ о героях. Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником.
П.Р. Анализ эпизодов «Самсон Вырин у Минского», «Дуня на могиле отца».
18.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов, проблематика и поэтика.
1.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Чтение и обсуждение статьи учебника о Лермонтове. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Характеристика героев.
Составление цитатной таблицы «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича».
19.
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
1.
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Составление плана анализа стихотворения. Выявление средств художественной изобразительности.
С.Р. Письменный анализ стихотворения.
20-21.
Сочинение по творчеству А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
2.
Подготовка к письменному ответу на один из вопросов.
С.Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1. Какой показана история России в произведениях А. С. Пушкина?
2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в «Повестях Белкина»?
3. В чём своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»?
4. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова
5. Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой
22.
В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.
1.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Н.В. Гоголь, как работал Гоголь. Выразительное чтение фрагментов повести. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика Тараса Бульбы. Анализ эпизодов.
П.Р. Составление плана характеристики Тараса Бульбы.
С.Р. Письменный анализ эпизодов: «Приезд сыновей Тараса из бурсы». «Какие качества Тараса достойны восхищения?»
Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
25-26.
Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.
2.
Подготовка к письменному ответу на один из вопросов.
С.Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?
2. Зачем в повести противопоставлены Образы Остапа и Андрия?
3. Какова роль картин природы в понимании характеров героев повести?
27-28.
И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.
2.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Чтение и обсуждение статьи учебника «И.С. Тургенев». Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика Бирюка и мужика. Нравственная оценка героев.
С.Р. Письменная характеристика героев.
29.
И.С. Тургенев.
Стихотворения в прозе. «Русский язык» «Два богача». «Близнецы».
1.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Два богача. «Близнецы». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Н.А. Некрасов». Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Составление плана и анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
31.
Н.А. Некрасов.«Размышления у парадного подъезда».
1.
Н.А. Некрасов.«Размышления у парадного подъезда», другие стихотворения Некрасова. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Трёхсложные размеры стиха.
Выразительное чтение стихотворений. Ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Анализ стихотворений.
32.
А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.
1.
Краткий рассказ о поэте. Исторические баллады. Правда и вымысел. Тема древнерусского рыцарства.
Чтение и обсуждение статьи учебника « А. К. Толстой». Выразительное чтение баллад. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Поиск в балладах эпитетов и сравнений, определение их роли.
С.Р. Письменный ответ на вопрос : «В чём сходство и различие Шибанова и Калашникова?».
33.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
1.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
Чтение и обсуждение статьи учебника «М. Е. Салтыков-Щедрин». Выразительное чтение сказки. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
С.Р. Составление викторины по сказкам. Подготовка иллюстраций и их защита.
34.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».
1.
Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
Выразительное чтение сказки. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Характеристика героев.
С.Р. Письменный ответ на один из вопросов: «Каковы средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?» «В чём заключается общественная роль писателя-сатирика?».
35.
Л. Н. Толстой. «Детство».
1.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Л. Н. Толстой». Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа эпизода. Нравственная оценка поступков героев.
36.
Л. Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир.
1
Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Составление плана характеристики главного героя.
С.Р. Письменная характеристика главного героя.
37.
А. П. Чехов. «Хамелеон».
1.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
Чтение и обсуждение статьи «А. П. Чехов». Выразительное чтение рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.
П.Р. Создание сочинения – миниатюры «Очумелов на базарной площади».
С.Р. Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика героев помогает понять сущность этого образа»?
.
38.
А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Размазня».
1.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.
С.Р. Письменный ответ на вопрос : «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева стал невозможен?»
39.
«Край ты мой, родимый край...».
В. А. Жуковский. «Приход весны»; И. А. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
1.
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
П.Р. Составление плана анализа стихотворения.
С.Р. Письменный ответ на вопрос :
«Что особенно дорого читателю в русской поэзии19 века о родине и родной природе?». Анализ стихотворения.
Из русской литературы 20 века.(22 часа)
40.
Иван Алексеевич Бунин. «Цифры».
1.
Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Чтение и обсуждение статьи «А. И. Бунин». Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев.
П.Р. Ответ на вопрос: «В чём сложность взаимопонимания взрослых и детей?»
41.
Иван Алексеевич Бунин. «Лапти».
1.
Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный облик героев рассказов. Родина и природа в стихах поэта.
Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя.
С.Р. Анализ одного из стихотворений И.А. Бунина или отзыв на прочитанный рассказ.
42.
Максим Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни.
1.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.
Чтение и обсуждение статьи «М. Горький». Выразительное чтение фрагментов повести. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Различные виды пересказов.
43.
Максим Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.
1.
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
Чтение по ролям. Выявление элементов сюжета и композиции. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.
44.
Романтические рассказы М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
1.
Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности.
.
Выразительное чтение легенды. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев.
45.
М.Горький. «Челкаш».
1.
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Различные виды пересказов
46-47.
Л. Н. Андреев. «Кусака».
2.
Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе. Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».
Чтение и обсуждение статьи «Л. Н. Андреев». Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Различные виды пересказов.
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
1.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
Чтение и обсуждение статьи «В. В. Маяковский». Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.
49.
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
1.
Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения. Работа со словарём литературоведческих терминов.
50.
А. П. Платонов. «Юшка».
1.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова
Чтение и обсуждение статьи «А. П. Платонов». Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Различные виды пересказов.
Проект: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
51.
Классное сочинение по произведениям писателей 20 века.
1.
Подготовка к ответу на проблемный вопрос.
Письменный ответ на проблемный вопрос:
1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?
2. Какой изображена «золотая пора детства в произведениях Бунина, Толстого?
3. В чём проявился гуманизм произведений Горького, Бунина, Маяковского, Платонова?
52.
Б. JI. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...».
1.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Чтение и обсуждение статьи «Б. Л. Пастернак». Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.
53.
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».
1.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Чтение и обсуждение статьи «А. Т. Твардовский». Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворения.
54.
На дорогах войны.
Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н.Тихонова.
1.
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. Ритмы и образы военной лирики
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Чтение и обсуждение интервью с участником Великой отечественной войны Ю.Г. Разумовским о военной поэзии. Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
55.
Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади».
1.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Чтение и обсуждение статьи «Ф. А. Абрамов». Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Различные виды пересказов.
С.Р. Письменный ответ на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?»
56.
Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».
1.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Чтение и обсуждение отрывка «Из автобиографии Е.И. Носова. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Различные виды пересказов.
С.Р. Письменный ответ на вопрос 1. О чём рассказ Носова «Живое пламя» и почему он так называется?
2.Что значит «прожить жизнь в полную силу»?
57.
Ю. П. Казаков. «Тихое утро».
1.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.
Чтение и обсуждение статьи «Ю. П.Казаков». Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Различные виды пересказов.
58.
Д. С. Лихачёв. «Земля родная».
1.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Чтение и обсуждение статьи «Д. С.Лихачёв». Выразительное чтение фрагментов публицистической прозы. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
С.Р. Письменный ответ на вопрос
1. Какие проблемы поднимает в своей публицистической книге Д.С. Лихачёв?
59.
Писатели улыбаются.
М. М. Зощенко. «Беда»; другие рассказы (для внеклассного чтения).
1.
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Чтение и обсуждение статьи «М. М.Зощенко». Выразительное чтение рассказов. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета и композиции.
60.
«Тихая моя Родина».
Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого.
1.
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
П.Р. Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов.
С.Р. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
61.
Песни на слова русских поэтов XX века. С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»;
А. Н. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По Смоленской дороге...».
1.
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).
Восприятие песен.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.
Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
П.Р. Проект: Составление иллюстрированного электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о Родине, дорогие каждому россиянину».
С.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос: Что я считаю особенно важным в моём любимом рассказе (стихотворении, песне) второй половины XX века?
62.
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
1.
Возвращения к истокам, основам жизни. Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей.
Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Выразительное чтение стихотворений.
Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
П.Р. Сопоставление переводов стихотворений на русский язык. .
Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в стихотворениях.
63
Итоговая контрольная работа.
1
Написание контрольной работы.
Из зарубежной литературы. (5 часов)
64.
Р. Бёрнс. «Честная бедность».
1.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Рецензирование чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
65.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!».
1.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Рецензирование чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
66.
Японские хокку (трёхстишия).
1.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку
Чтение и обсуждение статьи «Японские хокку (трёхстишия)». Выразительное чтение хокку. Рецензирование чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
67.
О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».
1.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Рецензирование чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
68.
Р. Д. Брэдбери. «Каникулы», другие рассказы (для внеклассного чтения).
1.
Краткий рассказ о писателе. Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра.
Чтение и обсуждение статьи «Р. Д. Бредбери». Выразительное чтение фрагментов рассказа. Рецензирование чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы