Рабочая программа по литературе (7 класс) составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009 и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Содержание тем учебного курса
№
Тема
Содержание
Количество часов
1
Введение.
* Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
1
2
Устное народное творчество.
* Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа. * Микула – носитель лучших человеческих качеств. * Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.
*«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.
* Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. * Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
6
3
Из древнерусской литературы.
* «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. * «Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения к книге.
3
4
Из русской литературы ХVIII века.
* Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого». * Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.
3
5
Из русской литературы ХIХ века.
* Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы. * «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. * «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».
* Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». * Особенности сюжета. Картины быта ХVI века. * Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
* Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности жанра повести, изображение героев. * Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство. * Судьба двух братьев. * Трагедия Тараса Бульбы. * Классное сочинение.
* Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа. * «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. * Стихотворения в прозе. Особенности жанра. * Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. * «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.
* Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика. * «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.
* Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. * Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.
* Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. * «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Смысл названия. * «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. * «Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе. Чтение и анализ стихотворений И.А.Бунина, В.А.Жуковского, А.К.Толстого.
32
6
Из русской литературы ХХ века.
* Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе. * Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основы вражды. * Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.
* Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека. * «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
* Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.
* Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
* На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).
* Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. * Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.
* Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.
* «Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе (С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого).
* Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Братья».
* Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
21
7
Из литературы народов России
*Расул Гамзатов. «опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…». Возвращение к истокам, основам жизни.
1
8
Зарубежная литература.
* Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
* Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
* Японские хокку. Особенности жанра. * Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.
* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.
3
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс7 а
УчительМезенцева Н.С.
Количество часов в год68, в неделю2 часа
Плановых часов на развитие речи учащихся 9 .
Плановых часов на классные сочинения 4 , наизусть 15.
Плановых часов на внеклассное чтение 9 .
Плановых часов на зачет по теории литературы 4.
Плановых часов на региональный компонент 7 .
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе следующих документов:
1. Программа для 7 класса по литературе. Авторы: В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, И.С Збарский., В.И.Коровин, изд-во «Просвещение».
2. Минимум образования
Программа соответствует учебнику "Литература" для 7 класса общеобразовательных учреждений М. "Просвещение"
Перечень учебно-методического обеспечения
Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./Авторы: В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, И.С Збарский., В.И.Коровин, изд-во «Просвещение», 2009.
Литература.7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В.Я.Коровина. – 15-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2007.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2007.
Учебный год 2014/2015
№ урока
Форма контроля
Тема раздела, урока
Количество часов
Дополнительная литература
Использование ИКТ
Дата
план
факт
ВВЕДЕНИЕ
1ч
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
1
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
6ч
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник».
Т.л. Предание (развитие представлений).
1
Наиз. РР
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа.
1
Вн.чт.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу.
1
Наиз. Вн.чт
«Садко». Своеобразие былины.
Т.л. Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
1
Вн.чт.
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев.
Т.л. Героический эпос, афористические жанры фольклора.
1
РК
Зачёт 1
Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц.
Т.л. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Зачёт по т/л № 1. Пословицы народов Северного Кавказа.
1
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8ч
РР
«Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха. Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Т.л. Летопись (развитие представлений). Поучение (начальные представления).
Тв. работа. Составление поучения брату, сестре, другу и т.д.
1
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Гимн любви, верности.
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
2ч
Наиз.
РР
М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»
Т.л. Ода.
1
Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи», «На птичку». Размышления от смысле жизни, о судьбе.
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
32ч
РК
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Пушкин и Кавказ. «Полтава» («Полтавский бой»).
1
Наиз.
«Медный всадник».
1
Наиз.
РР
«Песнь о вещем Олеге». Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Т.л. Баллада (развитие представлений).
1
Наиз.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.
1
Вн.чт.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Т.л. Повесть (развитие представлений)
1
РК
М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Лермонтов и Кавказ. «Песня про царя Ивана Васильевича…» Поэма об историческом прошлом Руси.
1
Наиз.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.
1
РР
.соч.1
сочинение № 1 по произведению М.Ю.Лермонтова (анализ сцены боя).
1
Наиз.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва».
Т.л. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
1
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. 1-2 гл.
Т.л. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
1
Запорожская Сечь как оплот товарищества и братства. 3-4 гл.
1
Наиз.
Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. 5-8 гл. Образ Тараса.
1
Противопоставление Оставпа Андрию. Особенности изображения людей и природы в повести.
Т.л. Литературный герой (развитие понятия).
1
РР
К.соч.1
Классное сочинение № 2. «Тарас Бульба – народный герой».
1
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
1
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
1
Вн.чт.
Зачёт 2
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
Зачёт по т/л № 2.
1
Наиз.
.
Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
Т.л. Стихотворения в прозе.
1
Наиз.
Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин.
1
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Т.л. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
1
Вн.чт.
А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.
1
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».
М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик…» Нравственные пороки общества. Сатира в «Повести…»
1
Вн.чт.
РК
«Дикий помещик».
Сатирические произведения писателей Ставрополья и Северного Кавказа.
Т.л. Гротеск.
1
РК
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». История создания повести. Образ матери. 1-3 гл.
Т.л. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
1
Глава «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых (4 гл.). Т.л. Герой-повествователь (развитие понятия)
1
РР
К.соч. 2
«Счастливая, невозвратная пора детства». Классное сочинение № 3 по повести Л.Н.Толстого.
1
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье.
1
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
1
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова».А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
Т.л. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
1
Наиз.
«Край ы мой, родимый край!» В.Жуковский «Приход весны», И.Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.
1
РК
Зачёт 3
Поэты Северного Кавказа о природе.
Зачёт по т/л № 3. «Художественно-изобразительные средства».
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
21ч
М.Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический аспект повести.
1
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.
1
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.
1
Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
1
«Старуха Изергиль» ( Легенда о Данко).
Т.л. Тема и идея произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
1
Наиз.
В.В.Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение…» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.
1
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир6 безразличие и гуманизм.
Т.л. Лирический герой (начальные понятия). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
1
Вн.чт.
РК
Л.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Писатели Северного Кавказа о братьях наших меньших.
1
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.
1
Вн.чт.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.
1
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры.
1
РР
.соч.4
сочинение № 4. Отзыв о прочитанной книге.
1
Наиз.
На дорогах войны. Интервью с поэтом- участником Великой Отечественной войны. Героизм. Патриотизм в стихотворениях поэтов-участников Вел.Отеч. войны. Поэты-земляки о войне. Т.л. Публицистика. Интервью как жанр публицистики.
1
Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.
Т.л. Литературные традиции.
1
Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к людям и природе. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.
1
Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
1
Наиз. РР
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. (В.Брюсов, Ф.Сологуб)
1
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Т.л. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как жанр публицистики (начальные представления).
Зачёт по т/л № 4 по теме «Поэзия».
1
Писатели улыбаются, или смех Михаила Зощенко.
М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
1
Песни на слова русских поэтов 20 века. С.Есенин «Отговорила роща золотая», Н.Заболоцкий «В этой роще берёзовой». Лирические размышления о жизни.
1
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
1ч
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиной родная земля», «Я вновь пришёл сюда», «О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни.
1
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3ч
Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.
Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Гимн герою, павшему в бою за свободу родины.
1
Японские хокку. Изображение жизни природы и жизни человека в их единстве.
Т.л. Особенности жанра хокку.
1
О. Генри. «Дары волхвов».Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Бедбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Бедбери как выражение стремления уберечь людей от зла на Земле.
1
Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
6
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы XVIII века
2
Из русской литературы XIX века.
32
Из русской литературы XX века.
21
Из литературы народов России (обзор).
1
Зарубежная литература.
3
Всего часов
68
Перечень работ по развитию речи (сочинения) и зачетов по теории литературы
Раздел
Вид работы
Устное народное творчество
Зачетная работа № 1 по теории литературы.
Из русской литературы XIX века
Домашнее сочинение № 1 по произведению М.Ю. Лермонтова (анализ сцены кулачного боя).
Классное сочинение № 1 «Тарас Бульба – народный герой».
Зачетная работа № 2
Классное сочинение № 2 по повести Л.Н. Толстого «Счастливая, невозвратимая пора детства».
Зачетная работа по теории литературы № 3 «Художественно-изобразительные средства».
Из русской литературы XX века
Домашнее сочинение № 2 «Отзыв о прочитанной книге».
Зачетная работа по теории литературы № 4 по теме «Поэзия»
Произведения для заучивания наизусть.
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).
Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И.С. Тургенев. Русский язык.
Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И.А. Бунин. Родина (на выбор).
В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.М. Винокуров. Москвичи).
С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).
Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Н.П. Архипова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010.
Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010..
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной /авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2011
Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009