Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 имени Бориса Рукавицына
городского округа г. Рыбинск Ярославской области
Принята на заседании МС
от «___» ___________ 20 г.
__________ _________
Протокол № ___
Утверждаю
Директор школы _____ И.И. Дедкина
Приказ по школе №
от «___» ___________ 20 г.
Рабочая программа
по литературе
7 класс
(по программе Коровиной В.Я.)
Срок реализации- 1 год
Составители:
Берёзкина Ольга Германовна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
г. Рыбинск, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273;
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010;
Примерные программы по учебным предметам. Литература . 5—9 классы. М.: Просвещение, 2015 , с учетом рекомендаций рабочей программы. «Литература Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2015 г.)
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253;
Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2018-2019 учебном году;
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 24 имени Бориса Рукавицына;
Положение о рабочей программе педагога по ФГОС МОУ СОШ №24 имени Бориса Рукавицына
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:
развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Место учебного предмета "Литература" в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч., в 8 классе – 68 часов, в 9 классе – 102 часа.
Рабочая программа составлена для обучающихся 7 общеобразовательного класса. Срок реализации программы – один учебный год.
Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объеме __2____часов (_двух часов) в неделю, 68 часов в год, 35 учебная неделя – промежуточная итоговая аттестация – приказ по МОУ СОШ №24 от ) из них отводится на:
развитие речи – ____5______ часов, из низ- 4 классных сочинений, 1 домашнее сочинение
контрольные работы - __2____часа
внеклассное чтение- 5 часов
защиту проектов – ______3________ часа
заочные экскурсии _______4_____ часа
Результаты изучения учебного предмета "Литература" в 7 классе
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Региональный компонент. Формирование гражданской идентичности жителя Ярославской области будет реализовано через выполнение закона Ярославской области «О праздниках и памятных датах Ярославской области», принятого Ярославской областной Думой 23 декабря 2014 года, в целях развития традиций патриотизма, любви к своему Отечеству, уважения к чести, доблести и мужеству предыдущих поколений установил в Ярославской области праздники и памятные даты, среди которых есть даты, напрямую касающиеся учителей-словесников:
13 февраля – День рождения великого флотоводца Федора Ушакова;
12 июня – День рождения полководца и политического деятеля Александра Невского;
29 июня – День рождения в Ярославле первого русского театра;
8 октября – День памяти преподобного Сергия Радонежского.
10 декабря – День рождения Н.А. Некрасова(1821г)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (7-й класс)
1. Учебно-организационные:
определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;
организовать деятельность в группах и парах.
2. Учебно-информационные:
подбирать и группировать материал по определенной теме;
создавать тексты различных типов;
владеть различными способами изложения текста;
составлять сложный план;
комментировать текст;
формулировать проблемные вопросы;
качественно и количественно описывать объект;
формировать программу эксперимента.
3. Учебно-логические:
определять объект анализа;
выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
классифицировать информацию по различным признакам;
различать компоненты доказательства;
уметь доказывать и опровергать;
самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
устанавливать межпредметные связи.
4. Учебно-коммуникативные:
владеть приемами риторики;
уметь вести дискуссию, диалог;
выслушивать и объективно оценивать другого;
вырабатывать общее решение.
Содержание курса «Литература» в 7 классе
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Минули Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергилъ» («Легенда о Данко»), «Челкаги». (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений)
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин. II. Заболоцкий, II. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Произведения для заучивания наизусть
1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
2. Пословицы и поговорки (на выбор).
3. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
4. А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
5. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).
6. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
7. И.С. Тургенев. Русский язык.
8. Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
9. В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой. Край ты мой, родимый край или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
10. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
11. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся.
12. С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина…» (на выбор).
13. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса представлено в Приложении 2.
Учебно - методическое сопровождение программы
Работа по курсу «Литература» обеспечивается УМК:
№
Автор
Название
Издательство, год издания
Программа
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию);
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Учебник
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса в 2-х частях
М.: Просвещение, 2016.
Методические рекомендации
Н.В Беляева. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки
М: Просвещение 2016 год
Учебно-тематическое планирование
Н/П
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего часов на изучение темы
Из них: развитие речи
Из них: контрольные или диагностические работы
Из них: внеклассное чтение
Из них:
проектная деятельн.
Из них: образовательные заочные экскурсии
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
7
2
1
3
Из древнерусской литературы
3
4
Из литературы 18 века
2
5
Из литературы 19 века
29
3
1
2
1
3
6
Из литературы 20 века
20
3
1
1
1
1
7
Из литературы народов России.
1
8
Зарубежная литература
4
9
Повторение. Итоги года
1
1
Всего
68
6
3
5
3
4
Планируемые результаты изучения предмета
"Литература" в 7 классе
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Приложение 1
Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» является основой учебного предмета «Литература», т.е. планируемые результаты освоения данной междисциплинарной программы, которые формируются целым комплексом учебных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящие в содержание учебного предмета «Литература».
Класс (возраст)
Возрастные психологические особенности
Умения смыслового чтения
7 класс
(12-13лет)
В 7-ом классе продолжается
интеллектуализация познавательных
процессов:
Становление теоретического
рефлексивного мышления, характерного
высокому уровню развития интеллекта,
происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток,
абстрагируясь от конкретного, наглядного
материала, рассуждает в чисто словесном
плане.
У семиклассника активное развитие
получают чтение, монологическая и
письменная речь. Письменная речь
улучшается в направлении от способности к
письменному изложению до
самостоятельного сочинения на заданную произвольную тему.
Рекомендация: проверяя уроки, просите
ребенка воспроизводить основной смысл
прочитанного. Так он будет развивать монологическую речь.
Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного
• ориентироваться в содержании текста и
понимать его целостный смысл:
предвосхищать содержание предметного
плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт; находить в тексте
требуемую информацию (пробегать текст
глазами, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими,
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста:
определять назначение разных видов
текстов; понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им;
ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
• анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки
полученной информации и еѐ осмысления.
Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации
• структурировать текст, составить
оглавление; использовать в тексте
таблицы, изображения;
• интерпретировать текст: обнаруживать в
тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации
• откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников;
• откликаться на форму текста: оценивать не
только содержание текста, но и его форму,
а в целом – мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного
опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации
Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» предполагает одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках литературы включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность1.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы в соответствии с ООП ООО МОУ СОШ№24 являются исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП ООО МОУ СОШ№ 24 реализуется средствами различных учебных предметов.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы в 7 классе обеспечивается следующим образом:
использование электронных словарей, справочников на уроках;
создание презентаций;
поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов, обозначенных учителем;
использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по литературе
конкретные домашние задания с использованием ресурсов сети Интернет.
Основная тематика учебных проектов 7 классе
Название темы/раздела
Название проекта
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Устная народная проза. Героический эпос. Афористические жанры фольклора.
Составление иллюстрированного сборника «Русские былины», «Пословицы народов мира», защита проекта «Памятник былинному герою»,
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА
Проект «Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников и учащихся»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
«На дорогах войны.» Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского и других поэтов
Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП ООО СОШ№24 реализуется средствами различных учебных предметов.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы в 7 классе обеспечивается следующим образом:
использование электронных словарей, справочников на уроках;
создание презентаций;
поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов, обозначенных учителем;
использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку.
конкретные домашние задания с использованием ресурсов сети Интернет.
Приложение 2
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016.
2. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.
3. Репродукции картин художников
4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Н.В Беляева. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки М: Просвещение 2016 год
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
4. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
5. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
6. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
7. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
8. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2016.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Для реализации регионального содержания по литературе используются следующие ресурсы:
Интернет-ресурс: Литературная карта Ярославского края2, ЛиРусс763; муниципальный проект «Рыбинск литературный»4;
Для организации самостоятельного чтения используется:
Письмо Минобрнауки России № НТ-41/08 от 16.01.2013 г. «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению»6;
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые образовательные коллекции:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru
Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru
Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru
Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru
Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru
Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru
Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru
Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru
Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru
Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru
Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru
Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru
Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru
Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru
Тютчев Федор Иванович http://www.tutchev.net.ru
Фонвизин Денис Иванович http://www.fonvisin.net.ru
Чернышевский Николай Гаврилович http://www.chernishevskiy.net.ru
Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
Приложение 3
Критерии оценивания письменных работ по литературе
Ведущей формой контроля по литературе является письменная работа (сочинение, отзыв, творческая работа и т.д.).
В основу оценки сочинений по литературе в пределах программы данного класса положены следующие главные критерии:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия в соответствии с планом, верная подача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно – тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
допускаются две – три неточности в содержании, незначительное отклонение от темы, а также не более трех – четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний взгляд на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
В остальных случаях ставится отметка «2».
Поурочное планирование уроков литературы в 7 классе на 2018-19 учебный год
№/П
№ урока
Тема урока
Содержание
Виды деятельности учащихся
Дата
1.
ВВЕДЕНИЕ.
1 час
1
1.1
Изображение человека как важнейшая
идейно-нравственная
проблема литературы
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Выявление уровня литературного развития учащихся
Чтение и обсуждение статьи учебника, эмоциональный отклик, выражение личного отношения к прочитанному.
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
2.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
7 ч (2 ч вн.чт, 1 ч проект)
2
2.1
Устное народное
творчество.
Предания.
Предания как поэтическая автобиография народа. Устный
рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение
Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник» в
актерском исполнении
Восприятие текста преданий и их
выразительное чтение. Устное
рецензирование выразительного
чтения одноклассников, исполнения
актеров. Составление лексических и
историко-культурных комментариев.
Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев
преданий.
3
2.2
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и
Микула Селянинович»
Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. Былина в актерском исполнении. Воплощение в былине
нравственных свойств русского народа.
Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление тезисов статьи. Восприятие и выразительное
годы. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы. Выражение чувств любви к Родине. Авторское отношение к героям. Сопоставление полководцев.
Обсуждение статей из учебника,
составление плана. Устный
рассказ о поэте. Восприятие и
выразительное чтение фрагмента
поэмы. Устное рецензирование
выразительного чтения
одноклассников
15
5.2
А.С. Пушкин. «Медный всадник».
Вступление Воспевание автором «града Петрова».
Вступление в актерском исполнении. Образ Петра
Великого. Тема настоящего и будущего России.
Особенности языка и стиля отрывка. Прием контраста.
Восприятие и выразительное
чтение. Выявление роли
старославянизмов и слов
высокого стиля. Объяснение
смысловой роли контраста.
16
5.3
А.С. Пушкин.
«Песнь о вещем Олеге» и ее
летописный источник.
Баллада в актерском исполнении. Развитие понятия о
балладе. Художественное вопроизведение быта и нравов
Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие
языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Восприятие и выразительное
чтение баллады. Устная и
письменная характеристика героев.
Нравственная оценка их поступков.
Выявление особенностей композиции
17
5.4
А.С. Пушкин-драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре
Образ летописца как
образ древнерусского
писателя.
.
Монолог Пимена: размешления о труде летописца как о
нравственном подвиге. Истина как цель летописного
повествования и как завет будущим поколениям.
Восприятие и выразительное
чтение фрагмента по ролям.
Нахождение незнакомых
слов и определение их значения.
Устный и письменный
ответ на вопрос. Участие в
коллективном диалоге.
18
5.5
А.С. Пушкин.
«Станционный
смотритель». Заочная экскурсия «Дом станционного смотрителя в деревне Выра»
Изображение
«маленького
человека»
Повествование от лица вымышленного героя как
художественный прием. Изображение «маленького
человека», его положения в обществе. Фрагменты повести в актерском исполнении. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста. Трагическое и гуманистическое в повести
Работа с презентацией « Дом-музей
станционного смотрителя».
Восприятие и выразительное чтение
фрагментов повести. Пересказ
ключевых фрагментов. Устный или
письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина.
19
5.6
А.С. Пушкин.
«Станционный
смотритель»:
автор и герои
Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.
Отношение рассказчика к героям повести и формы его
выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений
о повести.
Различные виды пересказов.
Рассказчик и автор-повествователь.
Сопоставления сюжета повести с библейским источником. Обсуждение иллюстраций.
20
5.7
М.Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова»:
конфликт и система образов
Краткий рассказ о поэте. Его интерес к историческому
прошлому Руси. Картина быта XVI века, их значение для
понимания характеров и идеи поэмы. Фрагменты
поэмы в актерском исполнении. Смысл столкновения
Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Составление плана сообщения о
поэте. Восприятие и выразительное
чтение фрагментов поэмы. Устный
или письменный ответ на вопрос
с использованием цитирования.
Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя.
21
5.8
М.Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова»:
проблематика и
поэтика
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к
изображаемому. Связь поэмы с произведениям
и УНТ. Оценка героев с позиции народа. Образ
гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений
о фольклоризме литературы.
Выявление элементов сюжета.
Соотнесение содержания поэмы с
романтическими и реалистическим
и принципами изображения
жизни и человека. Устный или
письменный ответ на вопрос. Анализ различных форм выражения
авторской позиции.
22
5.9
М.Ю. Лермонтов.
«Когда волнуется
желтеющая нива», «Ангел», «Молитва» Проблема гармонии
человека и природы.
Воспоминание об идеальной гармонии, оставшейся в
памяти души, переживание блаженства полноты
жизненных сил. Стихотворения в актерском исполнении.
Чудесная сила молитвы, ее гармоничность и
музыкальность. Красота природы как источник сил и
вдохновения. Мастерство поэта в создании художественных образов.
Восприятие и выразительное
чтение стихотворений.
Устный или письменный
ответ на вопрос с использованием
цитирования.
23
5.10
Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Историческая основа повести.
Прославление боевого товарищества. Патриотический пафос повести. Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.
Выразительное чтение фрагментов повести.
Поиск в тексте незнакомых слов и
определение их значения с помощью
словарей и справочной литературы.
Составление лексических и историко-культурных комментариев.
Различные виды пересказов.
24
5.11
Любовь к Родине в повести. Тарас Бульба - главный герой повести
Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты Тараса Бульбы, обусловленные героическим и жестоким временем.
Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная).
Анализ различных форм выражения
авторской позиции в повести.
Составление плана анализа эпизода.
25
5.12
Остап и Андрий
Противопоставление характеров и поведения братьев. Смысл противопоставления.
Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная).
Анализ различных форм выражения
авторской позиции в повести.
Составление плана анализа эпизода.
26
5.13
Трагедия Тараса Бульбы.
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей- запорожцев за освобождение родной земли. Особенности изображения людей и природы в повести. Понятие о литературном герое.
Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная).
Анализ различных форм выражения
авторской позиции в повести.
Составление плана анализа эпизода.
27
5.14
Р/Р. Сочинение по повести Гоголя
Написание сочинения-характеристики литературного героя (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
Анализ фрагмента эпического
произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Письменный ответ на проблемный вопрос.
28
5.15
Проектная деятельность по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Проект «Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников и учащихся»
Обсуждение произведений книжной
графики. Работа над коллективным
(индивидуальным) учебным проектом.
29
5.16
И.С. Тургенев.
«Бирюк»: автор
и герои рассказа
Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки
охотника» и их гуманистический пафос. Изображение
быта крестьян. Фрагменты рассказа в актерском
исполнении. Характер главного героя. Смысл названия
рассказа. Авторское отношение к бесправным и обездоленным. Художественные особенности
рассказа
Составление тезисов статьи.
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное
чтение фрагментов рассказа.
Составление комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос
с цитированием. Участие в
коллективном диалоге.
30
5.17
И.С. Тургенев. «Русский
язык», «Близнецы»,
«Два богача» Стихотворения
в прозе как
жанр.
Понятие о лирической миниатюре. Тургенев о богатстве и
красоте русского языка. Родной язык как духовная
опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Восприятие и выразительное
чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование
выразительного чтения
одноклассников. Составление
лексических и историко-литературных комментариев.
31
5.18
Н.А.Некрасов.
«Русские
женщины»:
«Княгиня
Трубецкая» Историческая
основа поэмы.
Краткий рассказ о писателе. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Устный рассказ о поэте.
Восприятие и выразительное
чтение фрагментов поэмы. Устное
рецензирование выразительного
чтения одноклассников
.
32
5.19
Н.А. Некрасов.
«Размышления
у парадного
подъезда». Размышления
поэта о судьбе
народа.
Своеобразие некрасовской музы. Образ Родины. Развитие понятия о трехсложных размерах стиха.
Восприятие и выразительное
чтение стихотворения. Чтение и
обсуждение истории его создания в
воспоминаниях Панаевой.
Устный или письменный ответ на
вопрос. Участие в коллективном
диалоге.
33
5.20
А.К. Толстой. Заочная экскурсия в село Красный Рог, на родину поэта.
«Василий Шибанов» и «Князь Михайло
Репнин» как
исторические
баллады
Исторические баллады Толстого.
Правда и вымысел. Воспроизведение исторического
колорита эпохи. Тема древнерусского рыцарства,
противостоящего самовластию.
Работа с презентацией «Малая родина А.К. Толстого» Устный рассказ о поэте с показом его
портретов и изображением
литературных мест, связанных
с его именем. Восприятие и
выразительное чтение исторических
баллад.
34
5.21
Р./Р.Подготовка к домашнему сочинению
Подготовка к домашнему сочинению по произведениям М. Ю. Лермонтова и А.К. Толстого.
1. Какой показана история России в
произведениях писателей?
2. Какие человеческие качества воспевает Толстой и Лермонтов?
Анализ фрагмента лирического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Письменный ответ на проблемный вопрос.
35
5.22
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Нравственные
пороки
общества в
«Повести о том,
как один мужик
двух генералов
прокормил»
Краткий рассказ о писателе. «Сказки для детей изрядного
возраста». Фрагменты «Повести…» в актерском
исполнении. Паразитизм генералов, трудолюбие и
сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в произведении. Развитие представлений об иронии.
Чтение и обсуждение
статьи учебника.
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное
чтение сказки. Рецензирование
выразительного чтения
одноклассников, исполнения
актеров. Составление лексических и
лексико-культурных комментариев.
36
5.23
Внекл. чт.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.
Понятие о гротеске. Обличение социальных пороков в сказке «Дикий помещик»
Восприятие и выразительное
чтение сказок. Различные
виды пересказов. Устный или
письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном
диалоге. Составление
лексических и историко-культурных
комментариев.
37
5.24
Л.Н. Толстой. Заочная экскурсия в музей-усадьбу в Хамовниках.
«Детство».
Главы. Автобиографический характер повести.
Краткий рассказ о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении.
Работа с презентацией «Дом-музей в Хамовниках». Составление тезисов презентации. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Участие в коллективном диалоге.
38
5.25
Л.Н. Толстой.
«Детство».
Главы. Главный
герой повести и
его духовный
мир.
Проявления чувств главного героя. Беспощадность
к себе. Анализ собственных поступков. Развитие
понятия о герое-повествователе.
Различные виды пересказов.
Устный или письменный
ответ на вопрос. Участие в
коллективном диалоге. Работа
со словарем литературоведческих
терминов. Составить письменную
характеристику Николеньки
или письменно ответить на
вопрос: «Чем различаются
рассказчик и повествователь в повести «Детство»»?
39
5.26
К.Р. Контрольная работа по творчеству Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого.
Контрольная работа на тему «Проблемы и герои
произведений И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова,
М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого».
Тестирование по произведениям этих писателей
Письменные задания с выбором ответа и с самостоятельной формулировкой ответа на вопросы. Выполнение творческого задания на одну из предложенных тем. (Тест по типу ОГЭ)
40
5.27
А.П. Чехов.
«Хамелеон»:
проблематика
рассказа
Краткий рассказ о писателе. Фрагменты рассказа в
актерском исполнении. Живая картина нравов.
Осмеяние трусости и угодничества. Смысл
названия рассказа. Средства создания комического.
«Говорящие» фамилии как средство юмористической
характеристики.
Чтение и обсуждение статьи
учебника. Составление тезисов. Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное
чтение рассказа. Участие в
коллективном диалоге. Работа со словарем литературоведческих
терминов.
41
5.28
Внекл. чт.
Многогранность комического в рассказах
А.П. Чехова. «Злоумышленник»,
«Тоска», «Размазня».
Денис Григорьев и следователь: два взгляда на
мир, два лица России.
Фрагменты рассказов в актерском исполнении.
Грустный юмор Чехова. Развитие представлений
о юморе и сатире как формах комического.
Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников, исполнения
актеров. Сравнительная и речевая
характеристика героев. Устный
или письменный ответ на
вопрос. Участие в коллективном
диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов
42
5.29
«Край ты мой, родимый
край…».Русские
писатели о родной
природе.
Р.Р. Письменный
анализ стихотворения по выбору
учащихся
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский «Приход весны», И.Бунин «Родина», А.К. Толстой «Благовест», «Край ты мой, родимый край»
Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
Восприятие и выразительное
чтение стихотворений. Устный или
письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном
диалоге. Определение общего и
индивидуального в литературном
образе Родины в творчестве
русских поэтов.
6.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
19 час (1ч вн.чт, 2 ч. Р.р., 1 ч. проект, 1 ч заочн. экск.)
43
6.1
И.А. Бунин.
«Цифры». Проблемы воспитания детей в семье.
Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье.
Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и
взрослых.
Чтение и обсуждение стать учебника. Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное
чтение фрагментов рассказа.
Устная и письменная характеристика героев. Участие
в коллективном диалоге.
44
6.2
Внекл. чт.
Нравственный
облик героев
рассказа
Бунина «Лапти»
Душевное богатство простого крестьянина.
Различные виды пересказов.
Восприятие и выразительное
чтение фрагментов прозы и поэзии
Бунина. Устный или письменный
ответ на вопрос. Участие в
коллективном диалоге. Устная
характеристика героя.
45
6.3
М. Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни
Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
Чтение и изучение статей учебника. Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное
чтение фрагментов повести.
Различные виды пересказов.
Устный или письменный ответ на
вопрос. Участие в коллективном
диалоге.
46
6.4
М. Горький.
«Детство» (главы):
светлые стороны жизни.
«Яркое, здоровое, творческое» в русской жизни»: бабушка,
Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя
Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Рецензирование
выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Выявление элементов
сюжета и композиции. Анализ
различных форм выражения авторской позиции. Устный или
письменный ответ на вопрос.
47
6.5
Р.Р. Сочинение по произведениям Л.Толстого, А.М. Горького
Мир детства в автобиографических повестях Толстого и Горького. Написание сочинения, основанного на личных впечатлениях (на основе произведений Л.Толстого, А.М. Горького)
Выделение в произведении эпизодов, важных для характеристики действующих лиц.
Самостоятельный анализ эпизода. Аргументация личного отношения к героям произведения, объяснение их поступков и взаимоотношений.
Редактирование собственных сочинений и сочинений сверстников.
48
6.6
М.Горький.
«Старуха Изергиль»
(легенда о Данко) Романтический характер легенды
Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды.
Восприятие и выразительное
чтение легенды. Устный или
письменный ответ на вопрос.
Характеристика особенностей
русского романтизма. Работа со
словарем литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде.
49
6.7
Л.Н. Андреев.
«Кусака».Заочная экскурсия на родину писателя. В ДОМЕ-МУЗЕЕ Л. Андреева.
Виртуальное путешествие на родину писателя. Чувство
сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие
героев. Гуманистический пафос произведения.
Работа с презентацией. Конкурс на лучшего экскурсовода. Устный рассказ о писателе. Восприятие и
выразительное чтение рассказа.
Устный или письменный ответ на
вопрос. Участие в коллективном
диалоге. Нравственная оценка героев.
50
6.8
В.В.Маяковский
«Необычайное
приключение,
бывшее с
Владимиром
Маяковским
летом на даче». Роль поэта в жизни общества.
Краткий рассказ о поэте. Своеобразие стихотворного
ритма, словотворчество Маяковского. Мысли автора о
Представления народа о справедливости и честности. Народно - поэтический характер произведения.
Краткий рассказ о поэте. Байрон и русская литература. Ощущение трагического разлада героя с жизнью и обществом. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Устный рассказ о поэтах. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устный или
письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном диалоге.
Анализ поэтических интонаций.
65
8.2
Японские хокку
(трёхстишия) Особенности жанра хокку
Изображения жизни природы и жизни человека в их
непостижимом единстве на фоне круговорота времен года.
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Хокку в актерском исполнении.
Чтение и обсуждение статьи
учебника. Составление тезисов статьи. Устные рассказы о мастерах
японских хокку. Восприятие и
выразительное чтение хокку.
Устное рецензирование
выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров.
66
8.3
О.Генри. «Дары
волхвов» Сила любви и преданности.
Слово о писателе. Фрагменты рассказа в актерском исполнении. Жертвенность во имя любви. Смешное и