kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рабочая программа по литературе. 5 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учителей по литературе в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по литературе. 5 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »


РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы_________

протокол №_

от « » 2019г.


СОГЛАСОВАНА

на заседании педагогического совета

протокол №__

от «_ » 2019г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом

МБОУ «СОШ №55»

№ __

От « »

2019г.









Рабочая программа

курса «Литература» (образовательная область «Филология»)

для 5 классов

II ступени (базовый уровень)

на 2019 –2020 учебный год


Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. (Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровниной. 5 – 9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Авторы: В.Я. Коровнина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляева. – М.Просвещение, 2014









Составитель: Двоежанова Н.В.,

учитель русского языка и

литературы







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе нормативных документов:

- федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;

- учебный образовательный план МБОУ «СОШ № » на текущий учебный год;

- Положение о рабочей программе предметов, курсов, модулей;

- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующие образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- авторской программы авторской рабочей программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5–9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2011, учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. /Авторы: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - М: Просвещение, 2014.

Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличается от содержания авторской программы.


Место курса «Литература» в учебном плане образовательного учреждения

В учебном плане образовательного учреждения предусматривается обязательное количество часов на предмет «Литература» в 5 классе: 3 часа в неделю, 102 часа в год.


Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе – 105ч, в 6 классе – 105ч, в 7 классе – 70ч, в 8 классе – 70 ч, в 9 классе -105ч.


ВКЛАД ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как вы­сокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, много­значность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие ак­тивное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предме­тов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патрио­та. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления чело­века, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способ­ного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинны­ми художественными ценностями, но и как необходимый опыт ком­муникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это при­общение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной нацио­нальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается на­ми не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в ин­теллектуальном понимании (рационально). Литературу не случай­но сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гумани­стическим мировоззрением, национальным самосознанием и обще­российским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации лич­ности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима­нии образной природы искусства слова, опирающийся на принци­пы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, ком­ментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, зало­женных в художественном тексте (или любом другом речевом вы­сказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсаль­ными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как часть образовательной области «Филология» учебный пред­мет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способству­ет пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образова­тельный и психофизиологический, уровни развития которых опреде­ляют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не­достаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет тех­никой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять боль­ше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пере­сказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с со­хранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая ре­зультаты этой работы в филологически грамотные устные и пись­менные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается ли­нейный курс на историко-литературной основе (древнерусская ли­тература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, ак­тивнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую на­правленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведе­ния русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные пробле­мы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль, значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художе­ственное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — осо­бенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литера­туры и истории (подготовка к восприятию курса на историко-лите­ратурной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литератур­ной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература XVIII века.

  4. Русская литература XIX века.

  5. Русская литература XX века.

  6. Литература народов России.

  7. Зарубежная литература.

  8. Обзоры.

  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведе­ний художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества пи­сателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каж­дом классе и разделе программы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в до­стижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культу­ры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского обще­ства; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо­чтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего со- временному уровню развития науки и общественной практики, учи­тывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообра­зие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; го­товности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм со­циальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и со­циальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и обще­ственной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом регио­нальных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе призна­ния ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости от­ветственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетиче­ского характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных ус­ловий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соб­ственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктив­ное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную де­ятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использова­ния информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты выпускников основной школы по лите­ратуре выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других пародов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литерату­ры народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их напи­сания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; пони­мать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литератур­ного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произ­ведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литера­туры и

  • культуры, сопоставление их с духовно-нравственными цен­ностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям лите­ратуры, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных ли­тературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрыв­ки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать

на вопросы по прослушанному или прочитанно­му тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с темати­кой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художе­ственных образов литературных произведений.

Предметная область «Родной язык и литература на родном языке» реализуется в рамках преподавания предметов «Русский язык» и «Литература».


Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы и технологии обучения:

формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;

методы обучения:

  1. словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

  2. наглядные (демонстрации фильмов, портретов, таблиц, презентации)

  3. практические (виртуальные путешествия по литературным местам России, экскурсии в музеи города.);

  4. метод проектов;

образовательные технологии:

системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


  1. Практические и самостоятельные работы.

  2. Тестирование.

3. Контрольные работы (промежуточные и итоговые).


Перечень учебно-методических средств обучения:


Предмет

Литература

Класс

5

Авторская программа

(издательство, год выпуска)

Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровниной. 5–9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных организаций Авторы: В.Я. Коровнина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляева. 2-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 2014

Учебник для учащихся

(издательство, год выпуска)

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014

Методические рекомендации для учителя (издательство, год выпуска)

Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 класс – М.: Просвещение, 2013


Контрольно-измерительные материалы (издательство, год выпуска)

Ахмадуллина Р.Г. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся образовательных организаций, в двух частях, 2014

Тетрадь с печатной основой


Планируемый срок приобретения недостающего УМК




Материально-техническое обеспечение


Наименование

Инвентарный номер

Количество

1

Доска зеленая 3-х секционная

О-3101060315

1

2

Доска интерактивная IQBoard DVT TQ060.60. циф.кам. однов.работа 4-х пол. UBS

51013400004

1

6

Проектор Viewsonik PJD 6235 DLP 2800Lm XGA (1024*768)

02101040019

1

7

Laser Jet Pro M1132 (принтер, сканер, копир)

21010400008

1



Содержание курса

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элемен­ты книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Ва­риативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произве­дений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эсте­тическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, пре­зрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжеству­ет, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул вол­шебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная бога­тырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и за­щиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель ос­новной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные фор­мулы. Вариативность народных сказок (начальные представления).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древ­нерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писате­ля (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломо­носов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Ду­бом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, не­благодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия опреде­лённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), алле­гория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (дет­ство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жу­ковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одино­чества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность поло­жительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные пред­ставления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достовернореальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художе­ственного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изо­бражением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для вне­классного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные пред­ставления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, спосо­бы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизве­дение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание раз­говорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные пред­ставления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (дет­ство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на ху­торе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных пре­даний, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством» (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гуля­нья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теор и я литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представле­ний). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий! рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как во­площение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враж­дующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и Начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

«I». И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот чет них бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков.

«Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство пере­мет эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между со бой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателя (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Ком позиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, ре­альное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и от­рицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских на­родных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (дет­ство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, един­ство героя с природой, одухотворение природы в его воображении —

Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья . Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведе­нии (развитие представлений).

Вик гор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Откры­тие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Те о р и я литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...», А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема про­изведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И.А.Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»-, А. Прокофьев. «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. «Род­ная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

| Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихо­творениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений дли детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчер­паемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и кино­искусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чте­ния.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательный литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера То­ма, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вы­нужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрос­лых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изо­бражении жизни северного народа.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы, тесты

Самостоятельные работы, проекты

1.

Введение. Книга в жизни человека

1




2.

Устное народное творчество

10

4

1

1

3.

Из древнерусской литературы

2

1


1

4.

Из литературы XVIII века

2

1


1

5.

Из литературы XIX века

41

24

5

7

6.

Из русской литературы XX века

29

14

3

2

7.

Из зарубежной литературы

15

8

1

2

8.

Итоги года


2

1

1


Итого:


102






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Рабочая программа по литературе. 5 класс"

Автор: Савченко Наталья Викторовна

Дата: 19.03.2020

Номер свидетельства: 543347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства