Данная рабочая программа составлена в соответстввии с примерной Программой общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин.-М.: Просвещение, 2014 и учебником литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 5 класс»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Творишинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО:
__________/
Протокол № 1
от «27» августа 2019 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР: ________________
« 27» августа 2019 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
______________
/
Приказ № 39/1
от « 27» августа 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Липовой Р.М., первой квалификационной категории
по литературе
5 класс
2019- 2020 учебный год
с. Творишино
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 класса МБОУ Творишинской СОШ» и реализуется на основе следующих документов:
- примерной Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин.-М.: Просвещение, 2014 год;
- федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным областям, утвержденного приказом Минобразования России от 17.12. 2010 г. № 1897;
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области, утвержденного приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 2478-04-О от 22.04.2019;
-федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;
- учебного плана МБОУ Творишинской СОШ на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом № 39 от 27.08.2019 г.
Программа соответствует учебнику В.Я.Коровина и др. Литература: 5 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение, 2016 год.
Всего: 102 учебных часа (3 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Устное народное творчество
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Введение – 1 ч.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. -
Устное народное творчество – 10 ч.
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение) .
Теории литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема' мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы – 2 ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы 18 века -2 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика; драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из русской литературы 19 века – 44 ч.
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки., Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколке. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» ~ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
•«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений),
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение -«Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики,
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот, летних бурь...», «Есть в осени первоначальной.,.»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из русской литературы 20 века – 31 ч.
Ивам Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения -«Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»'., А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы – 10 ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж: Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во часов
Введение – 1 час
1
Введение. Книга в жизни человека.
1
Устное народное творчество – 10 часов
2,3
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
2
4
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
1
5,6
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке.
2
7,8
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.
2
9,10
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
2
11
Р.р. Мои любимые русские народные сказки.
1
Древнерусская литература – 2 часа
12
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
1
13
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
1
Из русской литературы 18 века - 2час
14,
15
М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...». Роды и жанры литературы
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению.
2
19
И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.
1
20,
21
В. А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна».
2
22
В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады
1
23
А. С. П у ш к и н. Детство поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
1
24
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
1
25
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки
1
26,
27
Р.Р.Сходство и различие литературной и народной сказок. «Бродячие сюжеты». Сказка Пушкина и сказка Жуковского. Обучение домашнему сочинению.
2
28
Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок
1
29
Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина
1
30
Русская литературная сказка.
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
1
31
"Чёрная курица, или Подземные жители".Мир детства в изображении писателя.
1
32
Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
1
33
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
1
34
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».
1
35
Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести
1
36
Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
1
37
Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1
38
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа
39
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
1
40
Вн.чт. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении. Картины природы и жизнь народа.
1
41
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Герасим и барыня
1
42
Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна
1
43,
44
Герасим и Муму. Протест Герасима против барыни и её челяди. Осуждение крепостничества в рассказе
2
45,
46
И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
2
47
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.
1
48
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Изображение природы
1
49
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы
1
50,
51
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Р.Р. Обучение навыкам сравнительной характеристики героев
2
52
Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
1
53,
54
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»
2
55
Юмористические рассказы А.П.Чехова.
1
56
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева/
1
57
Лирика И.С.Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З.Сурикова, А. В. Кольцова
1
58,
59
Р.р. Обучение сочинению по анализу лирического текста
2
Из русской литературы 20 века – 31 часа
60
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа
1
61
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений
1
62,
63
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев
2
64,
65
Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Обучение дом.сочинению.
2
66
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.Есенина.
1
67
П. П. Бажов. Слово о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера
1
68,
69
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
2
70
К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»
1
71
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения
1
72
Вн.чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского
1
73
С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
1
74,
75
Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.
2
76
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
1
77
Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита».
1
78,
79
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу
2
80,
81
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении
К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.
1
85
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны
1
86
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.
1
87
Русские поэты XX века о Родине и родной природе:
А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе
1
88,
89
Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».
2
90
Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XXвв.» (тестирование)
1
Из зарубежной литературы – 10 часов
91
Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер
1
92,
93
Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.
2
94,
95
X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Противопоставление красоты внешней и внутренней- Герда и Снежная королева
2
96
Победа добра. Любви, дружбы над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».
1
97,
98
М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Внутренний мир героев М.Твена
2
99,
100
Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.
2
101,
102
Итоговый тест за год. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения
2
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Творишинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ /
27 августа 2019 года
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 5 класс
Учитель:
Количество часов: 102 часа, в неделю 3 часа
Рассмотрено на заседании МО учителей филологии.
Руководитель МО: ________/ Протокол № 1 от 27 августа 2019 г.
Проверено заместителем директора по УВР:
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
план
факт
Введение – 1 час
1
Введение. Книга в жизни человека.
1
Устное народное творчество – 10 часов
2,3
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
2
4
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
1
5,6
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке.
2
7,8
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.
2
9,10
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
2
11
Р.р. Мои любимые русские народные сказки.
1
Древнерусская литература – 2 часа
12
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
1
13
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
1
Из русской литературы 18 века - 2час
14,
15
М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...». Роды и жанры литературы
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению.
2
19
И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.
1
20,
21
В. А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна».
2
22
В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады
1
23
А. С. П у ш к и н. Детство поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
1
24
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
1
25
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки
1
26,
27
Р.Р.Сходство и различие литературной и народной сказок. «Бродячие сюжеты». Сказка Пушкина и сказка Жуковского. Обучение домашнему сочинению.
2
28
Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок
1
29
Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина
1
30
Русская литературная сказка.
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
1
31
"Чёрная курица, или Подземные жители".Мир детства в изображении писателя.
1
32
Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
1
33
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
1
34
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».
1
35
Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести
1
36
Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
1
37
Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1
38
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа
39
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
1
40
Вн.чт. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении. Картины природы и жизнь народа.
1
41
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Герасим и барыня
1
42
Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна
1
43,
44
Герасим и Муму. Протест Герасима против барыни и её челяди. Осуждение крепостничества в рассказе
2
45,
46
И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
2
47
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.
1
48
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Изображение природы
1
49
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы
1
50,
51
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Р.Р. Обучение навыкам сравнительной характеристики героев
2
52
Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
1
53,
54
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»
2
55
Юмористические рассказы А.П.Чехова.
1
56
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева/
1
57
Лирика И.С.Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З.Сурикова, А. В. Кольцова
1
58,
59
Р.р. Обучение сочинению по анализу лирического текста
2
Из русской литературы 20 века – 31 часа
60
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа
1
61
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений
1
62,
63
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев
2
64,
65
Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Обучение дом.сочинению.
2
66
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.Есенина.
1
67
П. П. Бажов. Слово о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера
1
68,
69
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
2
70
К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»
1
71
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения
1
72
Вн.чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского
1
73
С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
1
74,
75
Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.
2
76
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
1
77
Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита».
1
78,
79
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу
2
80,
81
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении
К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.
1
85
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны
1
86
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.
1
87
Русские поэты XX века о Родине и родной природе:
А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе
1
88,
89
Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».
2
90
Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XXвв.» (тестирование)
1
Из зарубежной литературы – 10 часов
91
Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер
1
92,
93
Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.
2
94,
95
X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Противопоставление красоты внешней и внутренней- Герда и Снежная королева
2
96
Победа добра. Любви, дружбы над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».
1
97,
98
М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Внутренний мир героев М.Твена
2
99,
100
Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.
2
101,
102
Итоговый тест за год. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения