kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответстввии с примерной Программой общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы.  В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин.-М.: Просвещение, 2014 и учебником литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 5 класс»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Творишинская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

__________/


Протокол № 1

от «27» августа 2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР: ________________


« 27» августа 2019 г.


«Утверждаю»

Директор школы:

______________

/


Приказ № 39/1

от « 27» августа 2019г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Липовой Р.М., первой квалификационной категории



по литературе



5 класс

















2019- 2020 учебный год




с. Творишино


Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 класса МБОУ Творишинской СОШ» и реализуется на основе следующих документов:

- примерной Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин.-М.: Просвещение, 2014 год;

- федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным областям, утвержденного приказом Минобразования России от 17.12. 2010 г. № 1897;

- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области, утвержденного приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 2478-04-О от 22.04.2019;

-федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;

- учебного плана МБОУ Творишинской СОШ на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом № 39 от 27.08.2019 г.

Программа соответствует учебнику В.Я.Коровина и др. Литература: 5 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение, 2016 год.


Всего: 102 учебных часа (3 часа в неделю).

























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.


Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).






































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Введение – 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сно­ски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редак­тор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и ра­бота с ним. -

Устное народное творчество – 10 ч.

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеа­лов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фоль­клорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — по­вторение) .

Теории литературы. Фольклор. Устное народное твор­чество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, вол­шебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нрав­ственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Со­биратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и по­ступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недю­жинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества сво­ей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских не­взгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных против­ников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро тор­жествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный ха­рактер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема' мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное пре­восходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-на­рода. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о жи­вотных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (на­чальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы – 2 ч.

Начало письменности у восточных славян и возникнове­ние древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «По­вестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представ­ления).

Из литературы 18 века -2 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жиз­ни писателя (детство и годы учения, начало литературной дея­тельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — науч­ные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика; драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы 19 века – 44 ч.

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, рус­ские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дми­триев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псар­не» — отражение исторических событий в басне; патриоти­ческая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер ба­сен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки., Особенности сюжета. Разли­чие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; моти­вы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощ­ники царевны. Елисей и богатыри. Соколке. Сходство и раз­личие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и вну­тренняя, победа добра над злом, гармоничность положитель­ных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский, «Чёрная курица, или Подзем­ные жители». Сказочно-условное, фантастическое и досто­верно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное со­держание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок раз­ных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к исто­рии России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородин­ского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании ба­тальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» ~ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народ­ных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании об­разов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представ­лений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьяни­на. Речевая характеристика персонажей.

•«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из по­эмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судь­бу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, ве­ликодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ не­мого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие пред­ставлений). Литературный герой (развитие представлений),

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение -«Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость на­циональной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная бли­зость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманисти­ческих идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (дет­ство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики,

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представле­ния). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот, летних бурь...», «Есть в осени первоначальной.,.»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Май­ков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как сред­ство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы 20 века – 31 ч.

Ивам Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих лю­дей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представле­ний). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения -«Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особен­ности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (дет­ство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в ска­зе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант глав­ного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (на­чальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пье­сы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные пред­ставления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его во­ображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном про­изведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к при­роде и её понимание, находчивость в экстремальных обстоя­тельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление ха­рактера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литератур­ного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические под­виги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети — обострённо трагическая и героическая те­ма произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине, родной природе

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»'., А. Про­кофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружаю­щего мира и осмысление собственного мироощущения, на­строения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и рус­ской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робин­зон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы – 10 ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения тра­диций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, наход­чивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастиче­ских образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. По­мощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление кра­соты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (началь­ные представления).

Жорж: Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в пове­ствовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба маль­чиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобрета­тельность, смекалка, чувство собственного достоинства — опо­ра в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Кол-во часов

Введение – 1 час

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество – 10 часов

2,3

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

2

4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

5,6

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке.

2

7,8

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

2

9,10

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».


2

11

Р.р. Мои любимые русские народные сказки.

1

Древнерусская литература – 2 часа

12

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1

13

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

1

Из русской литературы 18 века - 2час

14,

15

М.В. Ломо­носов. Юмо­ристическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...». Роды и жанры литературы

2

Из русской литературы 19 века – 44 часов

16

Вн. Чт.Русские басни. Жанр басни. Истоки басен­ного жанра

1

17,

18

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению.

2

19

И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

1

20,

21

В. А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна».

2

22

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

1

23

А. С. П у ш к и н. Детство поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1

24

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

25

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

1

26,

27

Р.Р.Сходство и различие литературной и народной сказок. «Бродячие сюжеты». Сказка Пушкина и сказка Жуковского. Обучение домашнему сочинению.

2

28

Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок

1

29

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

1

30



Русская литературная сказка.

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1



31

"Чёрная курица, или Подземные жители".Мир детства в изображении писателя.

1

32

Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

1

33

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1

34

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».


1

35

Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

1

36

Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

1

37

Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

38

Н.А. Некрасов. Слово о по­эте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа


39

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

1

40

Вн.чт. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении. Картины природы и жизнь народа.

1

41

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Герасим и барыня

1

42

Духовные и нравственные качества Герасима.
Герасим и Татьяна

1

43,

44

Герасим и Муму. Протест Герасима против барыни и её челяди. Осуждение крепостничества
в рассказе

2

45,

46

И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

2

47

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

1

48

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Изображение природы

1

49

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

1

50,

51


Жилин и Костылин — два разных характе­ра, две разные судьбы. Р.Р. Обучение навыкам сравнительной характеристики героев

2

52

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

53,

54

А.П. Чехов. Краткий рас­сказ о писателе. Рассказ «Хирур­гия» — осмеяние глупости и не­вежества героев рассказа. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

2

55

Юмористические рассказы А.П.Чехова.

1

56

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева/

1

57

Лирика И.С.Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З.Сурикова, А. В. Кольцова

1

58,

59

Р.р. Обучение сочинению по анализу лирического текста

2

Из русской литературы 20 века – 31 часа

60

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1

61

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

1

62,

63

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

2

64,

65

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко­роленко «В дурном обществе». Обучение дом.сочинению.

2

66

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.Есенина.

1

67

П. П. Бажов. Слово о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1

68,

69

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

2

70

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

71

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

1

72

Вн.чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

1

73

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев».

1

74,

75

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.

2

76

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1

77

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита».

1

78,

79

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

2

80,

81

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

2

82,

83

Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По произведениям К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева)

2

84

К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети.

1

85

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

86

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.

1

87


Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

1

88,

89

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».

2

90

Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XXвв.» (тестирование)

1

Из зарубежной литературы – 10 часов

91

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

1

92,

93

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

2

94,

95

X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Противопоставление красоты внешней и внутренней- Герда и Снежная королева

2

96

Победа добра. Любви, дружбы над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

1

97,

98

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Внутренний мир героев М.Твена

2

99,

100

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

2

101,

102

Итоговый тест за год. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения

2









муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Творишинская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ /

27 августа 2019 года





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Класс: 5 класс

Учитель:

Количество часов: 102 часа, в неделю 3 часа

Рассмотрено на заседании МО учителей филологии.

Руководитель МО: ________/ Протокол № 1 от 27 августа 2019 г.



Проверено заместителем директора по УВР:

















п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение – 1 час



1

Введение. Книга в жизни человека.

1



Устное народное творчество – 10 часов



2,3

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

2



4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1



5,6

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке.

2



7,8

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

2



9,10

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».


2



11

Р.р. Мои любимые русские народные сказки.

1



Древнерусская литература – 2 часа



12

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

1



13

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

1



Из русской литературы 18 века - 2час



14,

15

М.В. Ломо­носов. Юмо­ристическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...». Роды и жанры литературы

2



Из русской литературы 19 века – 44 часов



16

Вн. Чт.Русские басни. Жанр басни. Истоки басен­ного жанра

1



17,

18

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению.

2



19

И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

1



20,

21

В. А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна».

2



22

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

1



23

А. С. П у ш к и н. Детство поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

1



24

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1



25

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

1



26,

27

Р.Р.Сходство и различие литературной и народной сказок. «Бродячие сюжеты». Сказка Пушкина и сказка Жуковского. Обучение домашнему сочинению.

2



28

Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок

1



29

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина

1



30



Русская литературная сказка.

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1





31

"Чёрная курица, или Подземные жители".Мир детства в изображении писателя.

1



32

Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

1



33

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1



34

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».


1



35

Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

1



36

Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

1



37

Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1



38

Н.А. Некрасов. Слово о по­эте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа




39

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

1



40

Вн.чт. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении. Картины природы и жизнь народа.

1



41

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Герасим и барыня

1



42

Духовные и нравственные качества Герасима.
Герасим и Татьяна

1



43,

44

Герасим и Муму. Протест Герасима против барыни и её челяди. Осуждение крепостничества
в рассказе

2



45,

46

И.С.Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

2



47

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

1



48

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Изображение природы

1



49

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

1



50,

51


Жилин и Костылин — два разных характе­ра, две разные судьбы. Р.Р. Обучение навыкам сравнительной характеристики героев

2



52

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1



53,

54

А.П. Чехов. Краткий рас­сказ о писателе. Рассказ «Хирур­гия» — осмеяние глупости и не­вежества героев рассказа. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

2



55

Юмористические рассказы А.П.Чехова.

1



56

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева/

1



57

Лирика И.С.Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З.Сурикова, А. В. Кольцова

1



58,

59

Р.р. Обучение сочинению по анализу лирического текста

2



Из русской литературы 20 века – 31 часа



60

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1



61

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

1



62,

63

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

2



64,

65

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко­роленко «В дурном обществе». Обучение дом.сочинению.

2



66

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.Есенина.

1



67

П. П. Бажов. Слово о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1



68,

69

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

2



70

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1



71

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

1



72

Вн.чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

1



73

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев».

1



74,

75

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.

2



76

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1



77

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита».

1



78,

79

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

2



80,

81

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

2



82,

83

Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По произведениям К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева)

2



84

К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети.

1



85

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1



86

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.

1



87


Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

1



88,

89

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».

2



90

Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XXвв.» (тестирование)

1



Из зарубежной литературы – 10 часов



91

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

1



92,

93

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

2



94,

95

X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Противопоставление красоты внешней и внутренней- Герда и Снежная королева

2



96

Победа добра. Любви, дружбы над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

1



97,

98

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Внутренний мир героев М.Твена

2



99,

100

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

2



101,

102

Итоговый тест за год. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения

2










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературе. 5 класс

Автор: Липовая Раиса Михайловна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства