Рабочая программа учебного курса «Литература» для 12 класса составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
-обязательного минимума содержания основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998 г № 1276);
-Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014 г. № 253);
-Письма Минобрнауки России от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
- Примерной программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень);
- Программы по литературе 5-11 класс под ред. В. Я. Коровиной. М: «Просвещение», 2010 г
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и -теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Программа среднего общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы.
Рабочая программа рассчитана на достижение целей авторской программы, которые не противоречат целям ООП ООО КГКОУ
В основе реализации рабочей программы лежит компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения и отражают стратегию современной образовательной политики.
При организации учебного процесса используются ведущая форма обучения - урок.
Формы уроков по предмету: уроки изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации знаний, комбинированные уроки, практические и лабораторные работы, а также сочетание указанных форм.
Методы обучения: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, репродуктивный, творчески-репродуктивный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах. При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся
Результаты изучения курса «Литература» в 11,12 классах приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Литература: 10 класс: Учебник: в 2 ч.: Лебедев Ю.В. - М.: «Просвещение», 2011; Русская литература 20 века. 11 класс в 2 ч./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: «Просвещение», 2012 г.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Изучаемые вопросы | Планируемые результаты обучения | Оборудование |
Литература 20-х годов 20 века (8ч) |
1. | | | Литературный процесс 20-х годов 20 века | Судьба России в ХХ веке. Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки и журналы. Основные направления, темы и проблемы литературы 20-х годов. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Традиции и новаторство литературы. | Знать: основные особенности литературного процесса 20-х годов 20 века. Литературные объединения «Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Уметь: работать с учебником, составлять конспект статьи | Учебник |
2. | | | Обзор русской литературы 20-х годов | Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. | Знать: основные особенности литературы 20-х годов. Уметь: отвечать на вопросы по лекции учителя, обосновывая свое суждение | Лекция, презентация |
3. | | | Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов. | Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова) | Знать: особенности произведений на тему революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Уметь: отвечать на вопросы презентации; выполнять тест | Презентация, тест |
4. | | | Тема революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов. | Трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). | Знать: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Уметь: выразительно читать стихи по выбору, высказывать свое суждение о прочитанном; выполнять тест | Учебник, тексты стихотворений, тест |
5. | | | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество | Владимир Владимирович Маяковский. Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Новаторство поэзии В. Маяковского. Дореволюционное творчество поэта. Работа в «Окнах РОСТА». Маяковский и Октябрь. | Знать: основные этапы творческого пути поэта (обзорно) Уметь: составлять краткий рассказ о поэте по материалам учебника литературы; выполнять задания теста | Учебник. Портрет поэта, иллюстративный материал, тест |
6 | | | Художественный мир ранней лирики поэта | Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графика стиха). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» | Знать: тематику лирики раннего творчества. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графика стиха). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» Теоретические понятия: футуризм, рифма Уметь: работать по тексту; выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | Учебник. Портрет поэта, иллюстративный материал, тексты произведений |
7. | | | Своеобразие любовной лирики В. Маяковского | Своеобразие любовной лирики поэта. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». | Знать: своеобразие любовной лирики поэта. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Уметь: определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви | Тексты стихотворений |
8. | | | Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского | Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Стихотворения: «С.А. Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», « Во весь голос»
| Знать: как раскрывается данная тема в стихах поэта: «С.А. Есенину», « Разговор с фининспектором о поэзии», « Во весь голос» Уметь: выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль; выполнять тест | Тексты стихотворений, тесты |
Литература 30-х годов 20 века ( 23+1+1р.р) |
9 | | | Литература 30-х годов Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы | Литература 30-х годов Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. | Знать: особенности литературы 30 годов (обзорно) Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьбу человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Уметь: отвечать на поставленные вопросы по материалам учебника и презентации | Учебник, презентация |
10 | | | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество | Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество и личность. Новаторство писателя. Судьба произведений. Тема революции в творчестве Булгакова | Знать: основные факты о жизни и творчестве писателя (обзорно) Уметь: составлять план статьи; составлять краткий рассказ о жизненном пути Булгакова | Учебник |
11 12 | | | История создания романа «Мастер и Маргарита» | «Мастер и Маргарита». История создания, основные проблемы, герои | Знать: историю создания романа, основные проблемы, действующих лиц Уметь: сопоставлять и делать выводы по прочитанному | Текст произведения |
Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита» |
13 | | | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита» | Жанр, композиция, сюжетные линии. Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира в романе. Приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов | Знать: особенности языка, стиля писателя, своеобразие жанра и композиции Уметь: отвечать на поставленные вопросы по прочитанному материалу | Учебник литературы |
14 | | | История любви Мастера и Маргариты | Мастер и Маргарита. Трагическая любовь героев романа. Тема творчества и судьба художника в романе. Тема совести. | Знать: судьбы героев романа, их место в реальных условиях жизни Уметь: работать по тексту произведения, приводить цитаты | Текст произведения |
15 | | | Самостоятельная работа по творчеству М.А. Булгакова | | Знать: изученный материал Уметь: отвечать на поставленные вопросы | Тесты |
16 | | | А.П. Платонов. Жизнь и творчество | Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). | Знать: основные факты биографии и творчества писателя (обзорно) Уметь: составлять рассказ о писателе по материалам лекции и учебника | Лекция, учебник |
17 | | | А. П. Платонов. Рассказ «Усомнившийся Макар» | Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). | Знать: историю создания, смысл названия, жанровые и композиционные особенности. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Индивидуальный стиль писателя. Уметь: постигать содержание произведения на синтезирующем уровне; выполнять тест | Тест |
18
| | | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики | Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). | Знать: основные вехи жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой (обзорно); особенности ее стиха (музыкальность интонации); стихи на тему любви. Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Зачем притворяешься ты…», «Долгим взглядом твоим истомленная…» Уметь: выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль, находить необходимую информацию в учебнике; выразительно читать произведения | Портрет поэтессы, учебник, тексты произведений |
19 | | | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой | Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). | Уметь: выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль, находить необходимую информацию в учебнике Знать: как раскрывается тема России в творчестве поэтессы. Стихотворения: «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет», «Проводила друга до передней» Уметь: выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль, находить необходимую информацию в учебнике | Тексты произведений |
20 | | | Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти | Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. | Знать: смысл названия произведения, центральные образы, проблематику, художественные особенности поэмы Уметь: отвечать на поставленные вопросы, работать по тексту | Текст поэмы, раздаточный материал |
21 | | | Особенности жанра и композиции поэмы «Реквием» | Особенности жанра и композиции поэмы. | Знать: особенности жанра и композиции Уметь: анализировать текст произведения; выразительно читать понравившиеся эпизоды; выполнять тест | Тест |
22 | | | О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество | Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути поэта (обзорно); особенности стиля Уметь: составлять краткий рассказ о поэте по просмотренной презентации | Портрет поэта, презентация |
23 | | | Трагический конфликт поэта и эпохи | Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). | Знать: сущность конфликта поэта и эпохи. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны…». Уметь: находить аргументацию в текстах произведений; выразительно читать стихи по выбору | Тексты стихотворений |
24 | | | М. И. Цветаева. Жизнь и творчество | Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). | Знать: основные этапы биографии и творчества (обзорно); мотивы лирики М. И. Цветаевой. Тему Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» Уметь: составлять краткий рассказ о поэтессе по материалам презентации | Портрет поэтессы, презентация |
25 | | | Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой | Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века | Знать: значение поэзии в творчестве Цветаевой. Уметь: находить аргументацию в текстах произведений; выразительно читать стихи по выбору | Тексты стихотворений |
26 | | | М. А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. | Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. | Знать: биографию писателя (обзорно) Уметь: выступать с устным сообщением; обосновать свое отношение к писателю и его произведениям; находить информацию по заданной теме в учебнике | Портрет писателя, учебник |
27 | | | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». | «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений). | Знать: историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности. Теоретические понятия: роман-эпопея Уметь: работать по тексту произведения, комментировать прочитанное | Текст произведения |
28 | | | Проблемы и герои войны в романе «Тихий Дон» | Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. | Знать: проблемы романа; главных героев, основные сюжетные линии Уметь: характеризовать образы главных героев, видеть и понимать взаимосвязь народа с историческими событиями | Текст произведения, иллюстративный материал |
29 | | | Трагедия народа в романе | Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. | Знать: положение народа в период важных исторических событий; метания казаков Уметь: работать по учебнику, отвечая на поставленные вопросы | Текст романа |
30 | | | Судьба Григория Мелехова в романе | Образ Григория Мелехова | Знать: образ Григория Мелехова Уметь: составлять рассказ о герое по материалам произведения; выполнять задания теста | Тест |
31 | | | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | Женские судьбы в романе. | Знать: образы женщин в романе Уметь: составить краткий рассказ о понравившемся герое произведения | Текст произведения, иллюстративный материал |
32 | | | Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» | Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Особенности языка, стиля писателя Утверждение высоких нравственных ценностей в романе | Знать: особенности языка, стиля писателя Уметь: передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Учебник литературы |
33 | | | Р.р Письменная работа по творчеству М.А. Шолохова | | Уметь: отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его; составлять письменный текст | Текст романа |
Литература периода Великой Отечественной войны (1ч) |
34 | | | Литература периода Великой Отечественной войны | Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. | Знать: основные жанры, произведения, созданные в данный период времени (очерки, рассказы, повести, лирические произведения). Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера) Понимать: значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века Уметь: давать собственную оценку; отвечать на вопросы презентации | Презентация |
Литература 50-90-х годов (18ч) |
35 | | | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов | Литература 50—90-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. | Знать: новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Уметь: находить информацию по заданной теме в учебнике | Учебник, лекция |
36 | | | Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» | Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов и др. | Знать: новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.) Уметь: работать по материалам учебника, составляя связный рассказ о поэте по выбору | Учебник |
37 | | | Литература второй половины 20 века | «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др. Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович и др.) Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. | Знать: особенности литературы данного периода (обзорно); основные произведения, созданные в данный период времени, авторов Уметь: давать собственную оценку, строить связный рассказ по материалам презентации; выполнять тестирование | Презентация, тест |
38 39 | | | А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность Лирика. Размышления о настоящем и будущем Родины. А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны | Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия). | Знать: основные факты биографии поэта (обзорно); основные мотивы лирики А. Т. Твардовского; своеобразие философской лирики. Уметь: выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. Выразительно читать стихи, осмысливая прочитанное | Тексты произведений, иллюстративный материал Тексты стихотворений |
40 41 | | | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество Философский характер лирики. Основные темы и мотивы поэзии | Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Стремление постичь мир, «дойти до самой Сути». Философская глубина раздумий. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. | Знать: основные этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака (обзорно). Тему поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовную лирику поэта. Философскую глубину раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Сути» Уметь: составлять рассказ о поэте; анализировать лирическое произведение | Портрет поэта, тексты произведений |
42 43 | | | Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие романа | «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. | Знать: историю создания произведения, жанровое своеобразие; действующих лиц Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическую связь с проблематикой и поэтикой романа Уметь: анализировать эпизод (по выбору) и объяснять его связь с проблематикой произведения | Лекция. Текст романа |
44 | | | А. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность | Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) | Знать: основные этапы творчества писателя Уметь: составлять устный рассказ о писателе; выполнять задания теста | Презентация, портрет писателя, тест |
45 | | | Своеобразие раскрытия лагерной темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). | Знать: главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия повести Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). Уметь: отвечать на вопросы по прочитанному произведению, пересказывать сюжетную канву; соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией | Текст произведения |
46 | | | В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» | Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений). | Знать: автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Своеобразие «Колымских рассказов Уметь: составлять план статьи учебника; составлять рассказ о творчестве писателя | Портрет писателя, учебник |
47 | | | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта, ее художественное своеобразие | Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова. | Знать: основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания Уметь: выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль, находить информацию по заданной теме в учебнике. Выразительно читать стихотворения (по выбору). | Учебник, портрет поэта |
48 | | | «Деревенская» проза в современной литературе | Особенности «деревенской» прозы в современной литературе. Изображение жизни крестьянства; глубину и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина | Знать: особенности «деревенской» прозы в современной литературе. Изображение жизни крестьянства; глубину и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей Уметь: отвечать на вопросы презентации, составлять устный рассказ об особенностях «деревенской» прозы | Презентация |
49 | | | В.П. Астафьев Взаимоотношения природы и человека в рассказе « Царь-рыба» | Виктор Петрович Астафьев Взаимоотношения природы и человека в рассказе « Царь-рыба» | Знать: главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия Уметь: находить информацию по заданной теме в учебнике; отвечать на вопросы теста | Учебник, текст произведения, тест |
50 | | | В. Г. Распутин. Нравственные проблемы повести «Прощание с Матёрой» | Валентин Григорьевич Распутин. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. | Знать: главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия, особенности стиля Уметь: находить информацию по заданной теме в лекции учителя | Портрет писателя, лекция, текст повести |
51 | | | И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта | Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия). | Знать: особенности лирики поэта, особенности сонета. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Уметь: выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, выразительно читать стихотворения по выбору | Текст произведений, портрет поэта |
52 | | | Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций | Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…» Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов. Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений). | Знать: основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика, романс, литературная песня Уметь: анализировать стилистические особенности «бардовской» лирики, выразительно читать стихотворения | Текст произведения, портрет поэта |
«Городская» тема в литературе (2ч) |
53 | | | «Городская» проза в современной литературе Ю.В. Трифонов. Вечные темы и нравственные проблемы в повести « Обмен» | Особенности «городской» прозы: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три фонов, В. Макании и др. Нравственную проблематику и художественные особенности их произведений. Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» Ю.В. Трифонова Повесть как жанр повествовательной литературы. | Знать: особенности «городской» прозы Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» Ю.В. Трифонова Повесть как жанр повествовательной литературы. Уметь: выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним | Презентация |
54 | | | Темы и проблемы современной драматургии А. В. Вампилов. Жизнь и творчество. «Утиная охота» | Темы и проблемы современной драматургии Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота» Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. | Знать: проблематику, основной конфликт, систему образов в пьесе; своеобразие композиции. Смысл финала. Уметь: определять особенности создания образа в драматургическом произведении. Рассматривать образ Зилова как художественное открытие драматурга. | Текст произведения, портрет поэта |
Из литературы народов России (2ч) |
55
56 | | | Из литературы народов России М.Карим. Жизнь и творчество Основные темы лирики. Глубокий психологизм | Из литературы народов России М. Карим. Жизнь и творчество Основные темы лирики. Глубокий психологизм | Знать: основные факты биографии и творчества поэта; основные темы лирики Уметь: составлять связный рассказ о поэте; анализировать стилистические особенности лирики; выразительно читать стихотворения по выбору | Текст произведений, портрет поэта |
Литература конца 20 начала 21 века (2ч) |
57 | | | Основные направления и тенденции развития современной литературы | Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина и др. | Знать: основные направления развития современной литературы. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева и др. Уметь: ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное | Учебник |
58 | | | Литература русского зарубежья последних лет, возвращенная литература | Литература русского зарубежья последних лет, возвращенная литература ( обзор) | Знать: основные направления литературы русского зарубежья, основные особенности Уметь: отвечать на поставленные вопросы по лекции | Лекция |
Из зарубежной литературы (6ч) |
59 60 | | | Д.Б.Шоу « Дом, где разбиваются сердца» Духовно-нравственные проблемы пьесы | Д.Б. Шоу « Дом, где разбиваются сердца» Духовно-нравственные проблемы пьесы | Знать: духовно-нравственные проблемы пьесы Уметь: отвечать на поставленные вопросы по тексту | Учебник, текст пьесы |
61 | | | Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» | Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» | Знать: особенности лирики поэта Уметь: выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль | Текст произведений, портрет писателя |
62 63 | | | Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество писателя Духовно-нравственные проблемы в повести «Старик и море». | Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество писателя Духовно-нравственные проблемы в повести «Старик и море». | Знать: основные вехи жизни и творчества писателя, особенности языка, стиля писателя. Особенности романов: «И восходит солнце», «Прощай, оружие!» Проблемы повести «Старик и море», систему образов Уметь: находить и систематизировать информацию в учебнике; отвечать на вопросы теста | Учебник, иллюстративный материал, тесты |
64 | | | Э.М.Ремарк. «Три товарища» | Э.М. Ремарк. «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя | Знать: основные вехи жизни и творчества писателя, особенности языка, стиля писателя. Понятие внутреннего монолога. Уметь: составлять конспект лекции | Лекция |
65 | | | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа | Знать: изученные произведения, авторов, главных героев | Тесты по вариантам |
66-68 | | | Консультации по подготовке к экзаменам | Консультации по подготовке к экзаменам | Знать: изученный материал | Тесты, раздаточный материал |
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев, понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения, знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно, умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой, умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно- тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценивается степень самостоятельности: - без помощи учителя -3 балла; - незначительная помощь учителя -2 балла; - существенная помощь учителя -1 балл; - не справился 0 баллов. Правильность выполнения: - работа выполнена верно или с незначительной ошибкой -3 балла; - работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы – 2 балла; - ошибки составляют 50-70 % работы -1 балл; - ошибок в работе более 2/3 всего объема -0 баллов.
Отметка выставляется по количеству набранных баллов: отметка «5» - 6-5 баллов; отметка «4» - 4-3 балла; отметка «3» - 2-1 балл; отметка «2» - 0 баллов. Критерии оценки тестовых работ