Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»
Примерный результат освоения учебного предмета «Литература»
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета «Литература».
10 класс (102 ч.)
Литература XIX века (102 часа)
Введение(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века (17 час)
Обзор русской литературы первой половины XIX века (2 часа)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин (8 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм ифилософская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество,общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенностипушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Драма «Борис Годунов». Народ и власть в драме. Образ царя Бориса.
Поэма «Медный всадник».Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов (3 час)
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К…» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь (4 час)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть “Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины XIX века (91 час)
Обзор русской литературы второй половины XIX века (2 час)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский (5 час)
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Ф. И. Тютчев (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекстстихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины.Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”.Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет (2 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
И. А. Гончаров (7 час)
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И. С. Тургенев (9 час)
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
А. К. Толстой (2 час)
Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтическойтрадиции.
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (3 ч.)
Необычная судба писателя. «Что делать?» : роль романа в общественной жизни эпохи. Характеристика «новых людей» и «особенного » человека Рахметова.
Н. С. Лесков (5 час)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин (5 час)
Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Н. А. Некрасов (6 час)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и“народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названияпоэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба МатреныТимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатырясвяторусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Ф. М. Достоевский (12 час)
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Л. Н. Толстой (14 час)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов (9 час)
Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классическойлитературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости инеизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красотычеловеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви вчеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования,чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и
театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Зарубежная литература второй половины XIX века (4 час)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан
Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
И.В. Гёте.
Жизнь и творчество (обзор)..
А. Рембо Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль» Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Подведение итогов 2 ч.
Практическая часть
классные сочинения
домашние сочинения
10 класс
8
1
Резерв времени примерной программы использован на углубление изучения творчества следующих писателей:
10 класс - Ф.М.Достоевский (5ч.);
Л.Н.Толстой (5ч.);
И.С.Тургенев (1ч.);
Н.А.Некрасов (1ч.);
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Содержание
класс
10 класс
11 класс
авторская
рабочая
авторская
рабочая
Литература XIX века
105
102
1
Введение
1
1
2
Литература первой половины XIX века
17
17
Обзор русской литературы первой половины XIX века
2
2
А. С. Пушкин
8
8
М. Ю. Лермонтов
3
3
Н. В. Гоголь
4
4
3
Литература второй половины XIX века
87
85
Обзор русской литературы второй половины XIX века
2
2
А. Н. Островский
5
5
Ф. И. Тютчев
2
2
А. А. Фет
2
2
И. А. Гончаров
7
7
И. С. Тургенев
6
6
А. К. Толстой
2
2
Н.Г. Чернышевский
4
4
Н. С. Лесков
5
5
М. Е. Салтыков-Щедрин
5
5
Н. А. Некрасов
6
6
Ф. М. Достоевский
12
12
Л. Н. Толстой
14
14
А. П. Чехов
9
9
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
1
1
Г. де Мопассан
1
1
И.В. Гёте
1
1
А. Рембо
1
1
4
Подведение итогов
2
0
Итого за год
105
102
Тематическое планирование 10 класс.
Название раздела
Кол-во часов
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Введение
1
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в.
1
Определяют понятия.
Выявляют особенности русской XIX века в контексте мировой культуры.
Анализируют прочитанное.
Работают с дополнительными источниками по теме.
Литература первой половины XIX века
17
Обзор русской литературы первой половины XIX века
2
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половины 19 века. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений классики 19 в.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Знать о
художественных открытиях А. С. Пушкина. Уметь свободно работать со стихотворными
Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.Уметь анализировать стихотворения,
раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.
Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение .
.
А. С. Пушкин
8
М. Ю. Лермонтов
3
Н. В. Гоголь
4
Литература второй половины XIX века
85
Обзор русской литературы второй половины XIX века
2
Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской мысли 80-х - 90-х гг. Уметь систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности ,составлять синхронную историко-культурную таблицу.Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации
А. Н. Островский
5
Знать основные моменты биографии писателя, сведения о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского. Уметь составлять тезисный план или конспект лекции; готовить сообщения об основных этапах биографии; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства (театр, кино). Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.Уметь характеризовать героев;работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять
их связь с проблематикой произведения; уметь анализировать эпизод, выявляя способы выражения авторской позиции.
Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Исполнение роли Катерины различными актрисами
Ф. И. Тютчев
2
Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобр.- выраз. средствах, о философском характере лирики поэта особенности изображения мира природы. Уметь анализировать и интерпретировать натур-фило-софскую лирику Тютчева; определять авторский стиль, выразительно читать стихи
Тютчев-политик и Тютчев-поэт («более всего я люблю Россию и поэзию») Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта: край, благословенный «Царём небесным», и страна, где господствуют «растление душ и пустота
А. А. Фет
2
Фет и теория «чистого искусства» «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности
поэзии, о её нравственном значении, о
современности в данную эпоху («кошмары, от которых давно и навсегда отделался»).
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений А. Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения
И. А. Гончаров
7
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Р.я .Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде
Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская» обломовщина. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении
И. С. Тургенев
6
Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений; о том, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа Уметь делать сооб щения, найти информацию в источниках различного типа,систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему.
Знать прототипы главных героев произведения; в чём заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
Знать, в чём заключается сила и слабость нигилизма Базарова. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера анализировать текст, видеть авторский замысел. Выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи
А. К. Толстой
2
Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого; в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведе-ние. Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Н.Г. Чернышевский
4
Н. С. Лесков
5
Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры.
Уметь составлять тезисы
Знать творческий путь Лескова, особенности творческой
манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа по заданной теме, анализировать и интерпретировать текст
повести, связывая этапы развития сюжета с духовной эволюцией Ивана Флягина.
Уметь объяснять смысл названия повести, раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев . Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками ведения монолога и дискуссии
М. Е. Салтыков-Щедрин
5
Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, компо-иции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания. Понимать актуальность произведения.
Уметь составлять исторический комментарий к тесту произведения.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Н. А. Некрасов
6
Знать биографию писате-ля, особенности его творч-ества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха; собирательный образ русского народа Уметь анализировать ст-я с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. делать сравнительный анализ ст-ий поэтов
«чистого искусства» и поэтов демократического направления. Поиск
информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедиасредств
Знать историю создания поэмы. Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. Уметь обращаясь к тексту, характеризовать образы бунтарей-правдоискателей, выявлять средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы
Знать: в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?». Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование; анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова
Ф. М. Достоевский
12
Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; формулировать вопросы и писать сочинение в жанре интервью Поиск информации по заданной теме, использование мульти-медийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Знать, какие художественные средства использует Достоевский, создавая образ Петербурга. Уметь объяснить символику, отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему; самостоятельно анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на традиции и новаторство писателя в создании образа города на Неве; сопоставлять художественный текст и иллюстрации к произведению, обращая внимание на способы передачи авторского отношения к предмету изображения В процессе анализа романа определять, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. _
Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа, теория Раскольникова-следствие его наблюдения над жизнью «униженных и оскорблённых». Уметь: отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему; анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на приёмы создания образов «униженных и оскорблённых» в романеУметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов.
Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание
Уметь выявлять место Расколь-никова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики
Л. Н. Толстой
14
Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.
Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
систематизации информации. Уметь отбирать материал для киносценария, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании сценария; используя информационные компьютерные технологии, создать видеопроект о жизни и творчестве Толстого и осуществить его презентацию (по желанию учащихся).
Знать историю создания и смысл названия романа. Прототипы главных героев «Войны и мира». Уметь составлять развёрнутый план лекции учителя Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи.
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и мир»;что слово «мир» в названии романа символизирует и отсутствие войны и вражды, и весь свет (мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянскую общину, и единение людей всех сословий, и внутреннее состояние отдельного человека. Уметь характеризовать героев компьютерных технологий для систематизации информации
Дворянское общество, система нравственных ценностей, отношение к Наполеону и войне.
Уметь характеризовать героев Анализировать мотивы действий героя, давать оценку его поступкам, учитывая толстовский приём «диалектики души». Знать отношение Толстого к войне, особенности её изображения писателем уметь анализировать эпизодыЗнать отношение Толстого к войне, особенности её изображения писателем уметь анализировать эпизоды
А. П. Чехов
9
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.П. Чехова; в чём заключается жанровое своеобразие его произведений
Знать какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова. Уметь передать сущность авторского замысла, отразить особенности характеров персонажей, обратив внимание на их речевую характеристику.
Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».Знать, в чём заключается проблематика рассказов А.П.Чехова, как сочетается в его произведениях социальная сатира и вечные, общефилософские темы. Понимать, что центральное место в творчестве Чехова занимает проблема свободы и достоинства личности, способность человека и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».; выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказе «Дом с мезонином».
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текстапротивостоять грубой власти обстоятельств жизни. Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
1
Г. де Мопассан
1
Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов. Свободная работа с текстом, понимание его специи-фики. Знать: основные факты жизни и творчества писателя; в чём заключается своеобразие сюжета и композиции новеллы «Ожерелье». Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать новеллу обращая внимание на то, какую роль Мопассан отводит психологическому анализу внутреннего мира героев
И.В. Гёте
1
Знать содержание драмы «Кукольный дом», социальную и нравственную проблематику пьесы. Уметь раскрывать особую роль символики в драме «Кукольный дом»