Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса социально-гуманитарного профиля разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №45 с учетом включенной в ее структуру программы «Литература 11 класс» В.А.Чалмаев, С.А.Зинин, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В состав УМК входит учебник «Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый и профильный уровни, в 2 частях» (В.А.Чалмаев, С.А.Зинин - М.: «Русское слово», 2012), который включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ МБОУ СОШ № 45 в 2016-2017 учебном году. По учебному плану МБОУ СОШ №45 на 2016-2017 учебный год на изучение литературы в 11 классе социально-гуманитарного профиля отводится 5 часов в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 11-х классов составляет 35 недель. На изучение литературы отведено 175 часов.
Данная программа позволяет учителю выстроить работу в рамках реализации индивидуализированного подхода в обуч ении и развитии творческого потенциала учеников. Этому способствует учебник «Литература 11 класс» авторов В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Кроме изучаемых тем, вопросов и заданий к ним, учебник содержит перечни теоретических понятий, слов для лексической работы на уроке, названия репродукций картин художников, музыкальных и литературных произведений, к которым обращается учитель, устанавливая межпредметные и внутрипредметные связи при изучении определённой темы, темы для рефератов, сообщений, творческих работ, темы для дискуссий, часа эстетического воспитания. Это позволяет в работе использовать технологию межпредметной интеграции. В рубрике «Для вас, любознательные» дается дополнительный материал по истории литературы. Это даёт возможность учителю выстраивать урок с учётом индивидуальных особенностей класса и конкретного ученика.
В работе над программой вполне уместно использование технологии индивидуализированного, дифференцированного обучения, технологии критического мышления, педагогических мастерских, что предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка. Современные образовательные технологии на уроках-лекциях, семинарах, практикумах призваны развивать инициативу обучающихся, давать им творческий импульс, побуждать мыслить и чувствовать. Всё это помогает учителю в реализации программы литературного образования, адресованной ученику современной школы, человеку 21 века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
Уроки развития речи.
№п/п | Тема раздела, тема урока | Корректировка | План | Факт | Дата | Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования | Межпредметная и внутрипредметная интеграция | Д/З |
| | | | | | знать/понимать | уметь | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Введение |
1 | Введение. Русская литература XX века | | 1 | 1 | 01.сен | Историко-литературный процесс | Тезировать лекцию | Отображение в литературе исторической эпохи | Работа с учебником |
2 | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века | | 1 | 1 | 02.сен | Реализм. Модернизм. Декаданс | Работать с учебником | Литература и искусство начала XX века | Работа с учебником |
Творчество И.А.Бунина |
3 | Жизненный и творческий путь И.А.Бунина | | 1 | 1 | 04.сен | Лирическая проза. Словесная живопись | Работать с учебником | Лирический пейзаж в прозе Бунина и в живописи М.В.Нестерова | Чтение прозы И.А.Бунина |
4 | Мотивы и образы бунинской лирики | | 1 | 1 | 07.сен | Пейзажная лирика | Анализировать поэтические тексты | Л.Толстой о творчестве И.А.Бунина | Анализ рассказа по плану |
5 | Поэтикка "остывших усадеб" в прозе И.А.Бунина. "Антоновские яблоки" | | 1 | 1 | 07.сен | Анализ рассказа в контексте пейзажной лирики И.А.Бунина | Анализировать рассказ | А.П.Чехов. Пьеса "Вишнёвый сад" | Письменный ответ на вопрос |
6 | Входной контроль. Образ закатной цивилизации в рассказе "Господин из Сан-Франциско" | | 1 | 1 | 08.сен | Творческий метод | Анализировать эпизод | Реалистические и символистские черты художественной выразительности | Анализ рассказа по плану |
7 | Тема любви и духовной красоты человека в рассказе "Чистый понедельник" | | 1 | 1 | 09.сен | Анализ рассказа с опорой на традиции тургеневской прозы | Анализировать рассказ | Традиции тургеневской прозы | Подготовка к сочинению |
8 | Входной контроль. Сочинение по творчеству И. А. Бунина | | 1 | 1 | 11.сен | Практика написания сочинения | Понимать тему, раскрывать её на основе конкретного материала | Школьные сочинения разных жанров | Написание черновых вариантов |
9 | Сочинение по творчеству И. А. Бунина | | 1 | 1 | 14.сен | Практика написания сочинения | Понимать тему, раскрывать её на основе конкретного материала | Школьные сочинения разных жанров | Письменная работа по творчеству И.А.Бунина |
Творчество М.Горького |
10 | Судьба и творчество М.Горького | | 1 | 1 | 14.сен | Историко-биографический очерк | Работать с учебником. Составлять таблицу | Воспоминания современников | Чтение произведений М.Горького |
11 | Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. "Макар Чудра" | | 1 | 1 | 15.сен | Романтизированная проза | Анализировать рассказ | Отображение в литературе исторической эпохи | Работа с учебником |
12 | Рассказ-легенда "Старуха Изергиль" | | 1 | 1 | 16.сен | Романтизированная проза | Анализировать рассказ | Воспоминания современников | Письменный ответ на вопрос |
13 | Герой-босяк и "люди земли" в ранней горьковской прозе | | 1 | 1 | 18.сен | Рассказы "Челкаш", "Проводник" | Анализировать рассказы | | Работа с учебником |
14 | Тема раскрепощенной души в повести "Фома Гордеев" | | 1 | 1 | 21.сен | Обзор повести "Фома Гордеев" | | Образ Волги в творчестве А.Н.Островского | Тезирование статьи учебника |
15 | Тема "дна " и образы его обитателей в драме "На дне" | | 1 | 1 | 21.сен | Образы обитателей дна | Составлять характеристики персонажей. Писать сочинение в форме ЕГЭ | М.Горький и МХАТ | Устные характеристики героев |
16 | Спор о правде и мечте в драме М.Горького | | 1 | 1 | 22.сен | Конфликт пьесы в проблемном звучании. Феномен образа Луки в пьесе | Составлять характеристики персонажей. Писать сочинение в форме ЕГЭ | Горький и МХАТ | Стр. 76-78 |
17 | Нравственно-философские мотивы пьесы | | 1 | 1 | 23.сен | Образы Луки и Сатина | Давать сравнительную характеристику | Проблемное звучание русской драматургии | Сравнительная характеристика |
18 | Сочинение по творчеству М.Горького | | 1 | 1 | 25.сен | Письменное развитие речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
19 | Сочинение по творчеству М.Горького | | 1 | 1 | 28.сен | Письменное развитие речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
Творчество А.И.Куприна |
20 | А.И.Куприн. Жизненный и творческий путь писателя | | 1 | 1 | 28.сен | Биографический очерк. Художественный мир писателя | Давать монологический ответ | Толстовские мотивы в прозе А.И.Куприна | Чтение произведений А.И.Куприна |
21 | Рассказ "Гранатовый браслет" | | 1 | 1 | 29.сен | Анализ рассказа | Давать ответ на проблемный вопрос. Писать сочинение в форме ЕГЭ | Музыка Л.В.Бетховена в рассказе "Гранатовый браслет" | Анализ рассказа по плану |
22 | Красота природного человека в повести "Олеся" | | 1 | 1 | 30.сен | Анализ рассказа | Анализировать рассказ по плану | И.С.Тургенев. Цикл "Записки охотника" | Анализ рассказа по плану |
23 | Мир армейских отношений в повести "Поединок" | | 1 | 1 | 01.окт | Гуманистический, антивоенный пафос повести | Участвовать в аналитической беседе | Мотив дуэли в русской классике | Индивидуальные задания по творчеству Л.Андреева |
Творчество Л.Н.Андреева |
24 | Своеобразие творческого метода Л.Андреева. Рассказ "Бездна" | | 1 | 1 | 02.окт | Неореализм | Анализировать рассказ по плану | Портрет Л.Андреева | Анализ рассказа по плану |
25 | Нравственно-философская проблематика рассказа "Иуда Искариот" | | 1 | 1 | 05.окт | Претворение евангельского сюжета в рассказе Л.Андреева | Участвовать в дискуссии:"Можно ли оправдать "предательство поневоле"?" | Евангельский сюжет | Подготовиться к сочинению |
26 | Проблема веры и безверия в рассказе "Жизнь Василия Фивейского" | | 1 | 1 | 05.окт | Знакомство с рассказом | Анализировать рассказ с опорой на аналогии с житийным жанром | Житийная литература | Подготовка к сочинению |
27 | Сочинение по творчеству А.Куприна и Л.Андреева | | 1 | 1 | 06.окт | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
28 | Сочинение по творчеству А.Куприна и Л.Андреева | | 1 | 1 | 07.окт | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
"Серебряный век" русской поэзии |
29 | "Серебряный век" русской поэзии | | 1 | 1 | 08.окт | Поэзия русского модернизма и традиции XIX века | Составлять устный монологический рассказ | Социально-политическая ситуация в России начала XX века | Работа с учебником |
30 | Символизм и русские поэты-символисты | | 1 | 1 | 09.окт | Модернистские направления в русской поэзии | Работать над понятием "символ" | | Стр.121-124 |
31 | В.Я.Брюсов -идеолог русского символизма | | 1 | 1 | 12.окт | Образ-символ. Программная лирика | Делать сообщения | Символизм в поэзии, музыке, живописи | Работа с учебником |
32 | Основные мотивы лирики В.Брюсова | | 1 | 1 | 12.окт | Обзор лирики В.Брюсова с использованием индивидуальных сообщений учеников | Выступать публично | | Тезирование статьи учебника |
33 | "Солнечность" и "моцартианство" поэзии Бальмонта | | 1 | 1 | 13.окт | Лирический цикл | Выразительно читать и анализировать | Музыкальные образы в лирике К.Бальмонта | Стихотворение наизусть |
34 | Образно-стилевое богатство лирики К.Бальмонта | | 1 | 1 | 14.окт | Звукообраз. Музыкальность стиха | Делать сообщения. Писать сочинение в форме ЕГЭ | Античные мифы | Выразительное чтение и анализ |
35 | Своеобразие поэтического творчества И.Анненского | | 1 | 1 | 15.окт | Программная лирика | Проект. Составление электронного сборника рефератов "Серебряный век" русской поэзии | Музыкальные образы в лирике И.Анненского | Выразительное чтение и анализ |
36 | Драматизм и исповедальность лирических шедевров И.Анненского | | 1 | 1 | 16.окт | Стихотворения "Старая шарманка", "Среди миров", "Смычок и струны", "Старые эстонки" | Анализировать стихи по плану | Музыкальные образы в лирике И.Анненского | Письменный анализ стихотворения |
37 | Письменный анализ стихотворений поэтов-символистов | | 1 | 1 | 19.окт | Письменный анализ стихотворения в форме ЕГЭ | Делать сопоставительный анализ | | Закончить работу |
Творчество А.А.Блока |
38 | Жизненный и творческий путь А.Блока | | 1 | 1 | 19.окт | Биографический очерк. Художественный мир поэта | Выступать с сообщениями | Лирика А.Блока и живопись М.Врубеля | Лирика А.Блока |
39 | Образ "влюблённой души" в "Стихах о Прекрасной Даме" | | 1 | 1 | 20.окт | Влияние В.Соловьёва на поэтику А.Блока | Составлять тезисный плана статьи учебника | Образ-символ | Работа с учебником |
40 | Тема "страшного мира" в лирике А.Блока | | 1 | 1 | 21.окт | Городская лирика А.Блока. Стихотворения "Незнакомка", "На железной дороге" | Анализировать стихи по плану | Образ-символ | Письменный анализ стихотворения |
41 | Образ художника и тема "вочеловечения" поэтического дара. "О, я хочу безумно жить…","Художник" | | 1 | 1 | 22.окт | Образы-символы | Выразительно читать и анализировать | | Выразительное чтение наизусть и анализ |
42 | Россия и её судьба в поэзии А.Блока | | 1 | 1 | 23.окт | Тема. Мотивы лирики | Самостоятельно исследовать лирический текст | Пушкинские и гоголевские традиции | Анализ лирики |
43 | Старый и новый мир в поэме А.Блока "Двенадцать" | | 1 | 1 | 26.окт | Полемический характер поэмы, её художественные особенности | Участвовать в аналитической беседе | Историческая основа поэмы | Подготовиться к сочинению |
44 | Символика поэмы и проблема финала | | 1 | 1 | 26.окт | Финал поэмы "Двенадцать" | Участвовать в дискуссионном обсуждении финала поэмы | Иллюстрации Ю.Анненкова к поэме "Двенадцать" | Подготовка к сочинению |
45 | Сочинение по творчеству А.Блока | | 1 | 1 | 27.окт | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
46 | Сочинение по творчеству А.Блока | | 1 | 1 | 28.окт | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
Преодолевшие символизм |
47 | Кризис символизма и новые направления в русской поэзии | | 1 | 1 | 29.окт | Индивидуальное творчество и "цеховые" отношения между поэтами | Работать со статьёй учебника | | Работа с учебником |
48 | Кризис символизма и новые направления в русской поэзии | | 1 | 1 | 30.окт | Индивидуальное творчество и "цеховые" отношения между поэтами | Работать со статьёй учебника | | Работа с учебником |
Поэзия Н.С.Гумилёва |
49 | Н.С.Гумилёв. Поэзия и судьба | | 1 | 1 | 09.ноя | Неоромантизм в поэзии. Н.Гумилёв и А.Блок о сущности поэзии. Герой-маска | Составлять тезисный план статьи учебника | Лирика Н.Гумилёва и живопись П.Гогена | Анализ стихотворения по плану |
50 | Лирический герой поэзии Н.Гумилева | | 1 | 1 | 09.ноя | Стихотворения "Как конквистадор в панцире железном", "Жираф", "Кенгуру". Неоромантизм. Экзотизм. | Анализировать стихотворения | Лирический герой-маска | Анализ стихотворения по плану |
51 | Философское звучание поздней лирики Н.Гумилёва | | 1 | 1 | 10.ноя | Темы, проблематика поздней лирики | Выразительно читать и анализировать стихи | Философские мотивы в русской классической литературе | Стихотворение наизусть |
52 | Письменная работа по лирике Н.Гумилева | | 1 | 1 | 11.ноя | Развитие письменной речи | | | Индивидуальные задания |
Творчество А.А.Ахматовой |
53 | Жизненный и творческий путь А.Ахматовой | | 1 | 1 | 12.ноя | Лирическая исповедальность | Выразительно читать и анализировать стихи | Любимые музыкальные произведения А.Ахматовой | Стихотворение наизусть |
54 | Мотивы любовной лирики А.Ахматовой | | 1 | 1 | 13.ноя | Сборники "Вечер", "Чётки", "Белая стая" | Анализировать стихотворение "Я научилась просто, мудро жить…" | История на страницах произведений А.Ахматовой | Стихотворение наизусть |
55 | А.Ахматова о месте художника в "большой" истории | | 1 | 1 | 16.ноя | История страны в поэме | Отвечать на вопросы с привлечением исторического материала | В.А.Моцарт "Реквием" | Чтение поэмы |
56 | Тема личной и исторической памяти в поэме "Реквием" | | 1 | 1 | 16.ноя | Целостный анализ текста | | Евангельские мотивы и литературные реминисценции | Подготовка к сочинению |
57 | Сочинение по творчеству А Ахматовой | | 1 | 1 | 17.ноя | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Работа над черновыми вариантами |
58 | Сочинение по творчеству А Ахматовой | | 1 | 1 | 18.ноя | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Индивидуальные задания по творчеству М.Цаетаевой |
Творчество М.Цветаевой |
59 | Судьба и стихи М.Цветаевой | | 1 | 1 | 20.ноя | Основные темы и идеи цветаевской лирики | Выразительно читать и анализировать стихи | Пушкинская тема в творчестве М.Цветаевой | Выразительное чтение наизусть |
60 | Поэзия М.Цветаевой как | | 1 | 1 | 23.ноя | Выразительное чтение | Анализировать | Поэзия и музыка в | Подготовка к |
| лирический дневник эпохи | | | | | и анализ стихов | стихи по плану | творчестве М.Цветаевой | творческой работе |
61 | Тема дома-России в поэзии М.Цветаевой | | 1 | 1 | 23.ноя | Стихи "Молитва", "Тоска по Родине! Давно…", "Куст", "Пригвождена" | Анализировать стихи по плану | Архетипический образ Дома в русской классической литературе | Стихотворение наизусть |
62 | Письменная работа по лирике М.Цветаевой | | 1 | 1 | 24.00 | Развитие письменной речи | Анализировать лирические тексты | | Решение заданий ЕГЭ |
А.Аверченко и группа "Сатирикон" |
63 | Аркадий Аверченко и "короли смеха" из группы "Сатирикон" | | 1 | 1 | 25.ноя | Сарказм. Ирония. Политическая сатира | Знать, что такое сарказм, ирония, политическая сатира | Политическая сатира | Анализ рассказа по плану |
64 | Темы и образы сатирической новеллистики А.Аверченко | | 1 | 1 | 27.ноя | Дореволюционный и эмигрантский период творчества | Анализировать рассказы по выбору | | Чтение рассказов |
65 | У литературной карты России. Обзор творчества М.М.Пришвина | | 1 | 1 | 30.ноя | Обзор творчества М.М.Пришвина | Участвовать в беседе | | Сообщения |
66 | У литературной карты России. Обзор творчества М.А.Волошина | | 1 | 1 | 30.ноя | Обзор творчества М.А.Волошина | Делать сообщения | | Подготовить сообщения |
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов |
67 | Литературные направления и группировки 20-х годов | | 1 | 1 | 01.дек | Образ "нового мира" в творчестве писателей разных направлений | Работать со статьёй учебника | Исторический процесс в 20-е годы | Подготовить сообщения. Решение заданий ЕГЭ |
68 | Литература окаянных дней | | 1 | 1 | 02.дек | Характерные черты времени в произведениях писателей-эмигрантов | Формулировать собственное мнение и свою позицию | История русской эмиграции | Связный рассказ |
69 | Тема революции в произведениях писателей "новой волны" | | 1 | 1 | 04.дек | А.Фадеев "Разгром", И.Бабель "Конармия", | Участвовать в беседе | Нравственно-историческая проблематика | Тезирование статьи учебника |
| | | | | | | | | |
70 | Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е.Замятина "Мы" | | 1 | 1 | 07.дек | Обзор романа | Выступать с сообщениями | Социальная утопия в русской и мировой классике | Индивидуальные задания |
71 | Юмористическая проза 20-х годов. Рассказы М.Зощенко | | 1 | 1 | 07.дек | Литературный сказ, образ рассказчика | Анализировать рассказы по выбору | | Индивидуальные задания |
72 | Юмористическая проза 20-х годов. Романы И.Ильфа и Е.Петрова | | 1 | 1 | 08.дек | Романы "Двенадцать стульев", "Золотой телёнок" | Выступать с сообщениями | | Индивидуальные задания |
Творчество В.В.Маяковского |
73 | Творческая биография В.Маяковского | | 1 | 1 | 09.дек | Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.Маяковского | Иметь представление о раннем творчестве поэта | Портреты и фотографии В.Маяковского | Выразительное чтение |
74 | Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского | | 1 | 1 | 11.дек | "А вы могли бы?", "Нате!", "Скрипка и немножко нервно" | Анализировать стихотворения с позиции общности лирического героя и тематики | Лирический герой | Выразительное чтение и анализ с опорой на учебник |
75 | Бунт "Тринадцатого апостола". (Поэма "Облако в штанах") | | 1 | 1 | 14.дек | Анализ поэмы "Облако в штанах" | Давать целостный анализ проблематики и образов | Историко-культурные и философские реминисценции в тексте поэмы | Тезирование статьи учебника |
76 | Тема художника и революции в творчестве В.Маяковского | | 1 | 1 | 14.дек | Творчество Маяковского советского периода как отражение революции | Анализировать стихи по плану | В.Маяковский и художники-кубисты | Выразительное чтение и анализ |
77 | "Гримасы" нового быта в сатирических произведениях В.Маяковского | | 1 | 1 | 15.дек | Приёмы сатирического изображения | Выразительно читать и анализировать сатирические стихи | Традиции Салтыкова-Щедрина | Письменный ответ на вопрос |
78 | Любовь и быт в поэзии В.Маяковского | | 1 | 1 | 16.дек | "Письмо Татьяне Яковлевой", "Письмо товарищу Кострову…", поэма "Про это" | Анализировать стихи по плану | | Выразительное чтение |
79 | Маяковский о назначении поэта. "Как живой с живыми…" | | 1 | 1 | 18.дек | Аналитическое чтение стихотворений | Читать стихи Маяковского советского периода и анализировать | Декламационный стих | Подготовиться к сочинению |
80 | Сочинение по творчеству В.Маяковского | | 1 | 1 | 19.дек | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Решение заданий ЕГЭ |
81 | Сочинение по творчеству В.Маяковского | | 1 | 1 | 21.дек | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Решение заданий ЕГЭ |
Творчество С.А.Есенина |
82 | Сергей Есенин. Поэзия и судьба | | 1 | 1 | 21.дек | Биография С.Есенина. Имажинизм | Выразительно читать и анализировать стихотворения | Поэзия С.Есенина в музыке | Выучить стихотворение по выбору |
83 | Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина | | 1 | 1 | 22.дек | Природа и Родина в творчестве поэта | Выразительно читать и анализировать стихотворения | Поэзия Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, С.А.Есенина | Чтение и анализ стихотворений |
84 | Тема революции в поэзии С.Есенина | | 1 | 1 | 23.дек | Обзор "революционной" лирики С.Есенина | Производить анализ с привлечением мемуарной литературы | Свидетельства современников о творческой полемике С.Есенина и В.Маяковского | Письменный ответ на вопрос |
85 | Трагедия мятежной души в драматической поэме "Пугачев" | | 1 | 1 | 25.дек | Проблемный анализ поэмы с учётом её автобиографического характера | | Драма. Воплощение образа Пугачёва в театре | Тезирование статьи учебника |
86 | Мотивы поздней лирики С.А.Есенина | | 1 | 1 | 28.дек | Чтение и комментарий стихов | Выразительно читать и анализировать стихотворения | Женские образы в творчестве С.Есенина | Прочитать поэму "Анна Снегина" |
87 | Мотивы поздней лирики С.А.Есенина | | 1 | 1 | 11.янв | Чтение и комментарий стихов | Выразительно читать и анализировать стихотворения | Город и деревня в лирике С.Есенина | Прочитать поэму " Анна Снегина" |
88 | Нравственно-философское звучание поэмы "Анна Снегина" | | 1 | 1 | 11.янв | Аналитическое чтение поэмы | Составлять цитатный план | История русской эмиграции | Интимная и патриотическая темы поэмы (монологическое высказывание) |
89 | Сочинение по творчеству С.Есенина | | 1 | 1 | 12.янв | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
90 | Сочинение по творчеству С.Есенина | | 1 | 1 | 13.янв | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
Литературный процесс 30-х-начала40-х годов |
91 | Произведения отечественной прозы 30-х годов | | 1 | 1 | 15.янв | Образ "нового мира" в литературе разных эпох | Работать с текстом учебника | | Монологическое высказывание |
92 | Лирика 30-х годов | | 1 | 1 | 18.янв | "Парижская нота" русской поэзии | Определять песенно-лирическую ситуацию 30-х годов | Песни на стихи М.Исаковского, М.Светлова, А.Жарова | Монологическое высказывание |
93 | "Парижская нота" русской поэзии 30-х годов | | 1 | 1 | 18.янв | | | | |
Историческая проза А.Н.Толстого |
94 | "Петровская тема" в творчестве А.Н.Толстого | | 1 | 1 | 19.янв | Историко-биографическая проза | Размышлять об исторических источниках романа "Пётр Первый" | Эпоха Петра Первого | Обзор романа |
95 | Личность царя-реформатора в романе А.Н.Толстого "Пётр Первый" | | 1 | 1 | 20.янв | Анализ отдельных эпизодов | Анализировать и комментировать отдельные эпизоды | "Петровская" тема в русской классике | Ответы на вопросы учебника |
96 | Противники и соратники Петра в романе | | 1 | 1 | 22.янв | Рассмотрение избранных глав романа с ответом на проблемные вопросы | Анализировать и комментировать отдельные эпизоды | | Письменный анализ эпизода |
97 | Народ и власть в романе "Петр первый" | | 1 | 1 | 25.янв | Проблематика романа в контексте современных историко-биографических исследований петровской эпохи | Анализировать и комментировать отдельные эпизоды | Исторические источники романа "Пётр Первый" | Тезирование статьи учебника |
Творчество М.А.Шолохова |
98 | Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова | | 1 | 1 | 25.янв | Творческая биография М.А.Шолохова | Выступать с сообщениями | История гражданской войны | Обзор романа "Тихий Дон" |
99 | "Донские рассказы" как пролог романа-эпопеи "Тихий дон" | | 1 | 1 | 26.янв | Цикл "Донские рассказы". Анализ рассказа "Лазоревая степь" | Выступать с сообщениями | | Анализ рассказа "Родинка" по схеме |
100 | Картины жизни донского казачества в романе "Тихий Дон" | | 1 | 1 | 27.янв | Казачество как мир, живущий общечеловеческими радостями и печалями | Вести аналитическую беседу | Репродукции с изображением жизни казаков | Повторить эпизоды второй книги |
101 | "В мире, расколотом надвое". События революции и гражданской войны в романе | | 1 | 1 | 29.янв | Анализ эпизодов второй книги | Анализировать эпизоды расправы над чернецовцами, казни Подтелкова и его отряда, последнего эпизода второй книги | Роман-эпопея. Хронотоп | Закончить сюжетный план "Судьба Григория Мелехова |
102 | Идея Дома и святости семейного очага в романе "Тихий Дон" | | 1 | 1 | 01.фев | Образы семьи Мелеховых | Характеризовать образ героя | Традиции толстовского эпоса в романе "Тихий Дон" | Письменная характеристика героя |
103 | Путь "казачьего Гамлета" Григория Мелехова | | 1 | 1 | 01.фев | Трагическая судьба Григория Мелехова | Показывать связь личной трагедии героя с трагедией России | Исторические источники романа "Тихий Дон" | Подготовка к семинару |
104 | Путь "казачьего Гамлета" Григория Мелехова | | 1 | 1 | 02.фев | Трагическая судьба Григория Мелехова | Показывать связь личной трагедии героя с трагедией России | Киноверсия романа | Подготовка к семинару |
105 | Сочинение по роману "Тихий Дон" | | 1 | 1 | 03.фев | Работа в группах | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Подготовиться к сочинению |
106 | Сочинение по роману "Тихий Дон" | | 1 | 1 | 05.фев | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
107 | У литературной карты России. Обзор творчества С.Н.Маркова, Б.В.Шергина | | 1 | 1 | 08.фев | Историко-географическая проза | Работать в группах | | Индивидуальное задание |
108 | У литературной карты России. Обзор творчества А.А.Прокофьева | | 1 | 1 | 08.фев | Историко-географическая проза | Работать в группах | | Индивидуальное задание |
Творчество М.А.Булгакова |
109 | М.А.Булгаков. Жизнь. Творчество. Личность | | 1 | 1 | 09.фев | Сложная судьба произведений писателя | Характеризовать общественно-политическую ситуацию в стране | Общественно-политическая ситуация в стране в 30-е годы | Хронологическая таблица жизни М.А.Булгакова |
110 | Сатира М.А.Булгакова. Анализ рассказа "Собачье сердце" | | 1 | 1 | 10.фев | Анализ рассказа | Развивать умения и навыки анализа прозаического произведения | Видеофильм "Собачье сердце" | Противопоставил ли М.Булгаков в образах Преображенского и Шарикова интеллигенцию и народ |
111 | История в романе М.Булгакова "Белая гвардия" | | 1 | 1 | 12.фев | Авторская позиция | Участвовать в беседе по тексту романа | Пьеса "Дни Турбиных" | Рассказ о судьбах героев романа |
112 | Проблема нравственного | | 1 | 1 | 15.фев | Рассмотрение | Давать | Рассказ "Красная корона" | Индивидуальные |
| Самоопределения личности в романе "Белая гвардия" | | | | | центральных образов романа | характеристику героям романа | | сообщения |
113 | Судьбы людей в революции | | 1 | 1 | 15.фев | Характеристики героев романа | Понимать, как раскрывается человек в ситуации выбора | Образ дома в романе | Подготовиться к сочинению |
114 | "Мастер и Маргарита" как роман лабиринт | | 1 | 1 | 16.фев | Значение романа, его судьба. Жанр и композиция | Определять особенности композиции и жанра | Евангельские мотивы в прозе М.Булгакова | Найти внутреннее соответствие евангельских и московских глав |
115 | Три мира в романе "Мастер и Маргарита" | | 1 | 1 | 17.фев | Замысел писателя. Переклички линий в романе | Работать с текстом; анализировать стилевые особенности романа | Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина. Карнавальный смех. Сатирическая дьяволиада | Время и пространство в романе |
116 | Тема любви и творчества в романе | | 1 | 1 | 19.фев | Линии Мастера и Маргариты в романе | Участвовать в дискуссионном обсуждении "трудных мест" романа | Заочная экскурсия по булгаковским местам Москвы | Подготовка к сочинению |
117 | Сочинение по творчеству М.А.Булгакова | | 1 | 1 | 22.фев | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Решение заданий ЕГЭ |
118 | Сочинение по творчеству М.А.Булгакова | | 1 | 1 | 22.фев | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Решение заданий ЕГЭ |
Поэзия Б.Л.Пастернака |
119 | Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака | | 1 | 1 | 23.фев | Биография поэта. Разнообразие его дарований | Совершенствовать навыки анализа поэтического текста | Картины и рисунки Л.О.Пастернака. Футуризм | Стихотворение наизусть |
120 | Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.Пастернака | | 1 | 1 | 24.фев | Анализ стихотворений "Февраль. Достать чернил и плакать…", "Снег идёт", "Плачущий сад" | Анализировать поэтические тексты | Метафорический ряд | Анализ стихотворения по плану. Решение заданий ЕГЭ |
121 | Философские мотивы лирики Б.Пастернака | | 1 | 1 | 26.фев | Любовная тема, тема жизни и смерти, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи | Анализировать поэтические тексты | Музыкальные интерпретации произведений. Евангельские и шекспировские темы поэзии Пастернака | Выразительное чтение и анализ с опорой на учебник |
122 | Тема интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго" | | 1 | 1 | 29.02 | Место и значение цикла в композиции и замысле романа | Анализировать поэтические тексты | Роман "Доктор Живаго" | Анализ стихотворения по плану |
123 | Тема интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго" | | 1 | 1 | 29.02 | Место и значение цикла в композиции и замысле романа | Анализировать поэтические тексты | Роман "Доктор Живаго" | Анализ стихотворения по плану |
124 | Письменная работа по лирике Б.Пастернака | | 1 | 1 | 01.мар | Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
Проза А.П.Платонова |
125 | Самобытность и художественный мир А.Платонова | | 1 | 1 | 02.мар | Очерк жизни и творчества писателя | Анализировать рассказ "Июльская гроза" | | Работа с учебником |
126 | Герои и проблематика прозы А.Платонова | | 1 | 1 | 04.мар | Анализ рассказа "Фро" | Анализировать рассказ по схеме | Неореализм А.Платонова | |
127 | Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести "Котлован" | | 1 | 1 | 07.мар | Характеристика образа Вощёва и его места в сюжете и проблематике повести | Тезировать лекцию учителя | Н.Островский "Как закалялась сталь" | Прочитать рассказ "Юшка" |
128 | Философские итоги повести "Котлован" | | 1 | 1 | 07.мар | Особенности авторской позиции в повести | Участвовать в беседе о финале повести | Антиутопия и фантасмагория | Письменный ответ на вопрос |
129 | Письменный анализ рассказа "Юшка" | | 1 | 1 | 09.мар | Рассказ "Юшка" | Формулировать собственное мнение и свою позицию | Тема "маленького человека" в русской классической литературе | Закончить работу |
Творчество В.Набокова |
130 | Жизнь и творчество В.Набокова | | 1 | 1 | 11.мар | Историко -биографический очерк с включением самостоятельного анализа рассказа "Облако, озеро, башня" | Анализировать рассказ по плану | Элитарная проза. Литературное двуязычие. Литература "русского зарубежья " первой волны | Прочитать рассказ "Круг" |
131 | Тема эмигрантского небытия в романе В.Набокова "Машенька" | | 1 | 1 | 14.мар | Образная система романа "Машенька" | Анализировать эпизоды | Ностальгическая проза А.Аверченко | Стр. 276 - 278 |
132 | Тема эмигрантского небытия в романе В.Набокова "Машенька" | | 1 | 1 | 14.мар | Образная система романа "Машенька" | Анализировать эпизоды | Пушкинские реминисценции в романе "Машенька" | Письменный ответ на вопрос |
133 | Словесная пластика прозы В.Набокова | | 1 | 1 | 15.мар | Анализ фрагмента прозы В.Набокова с разъяснением понятий "метафорический аллегоризм". "элитарная проза" | Анализировать эпизод | Метафорический аллегоризм | Анализ рассказа "Круг" |
134 | Письменная работа по творчеству В.Набокова | | 1 | 1 | 16.мар | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | Набоков о художественном значении русского языка | Индивидуальные задания |
Литература периода Великой Отечественной войны |
135 | Лирика военных лет | | 1 | 1 | 18.мар | Обзорное рассмотрение лирики А.Ахматовой, А.Суркова, К.Симонова, М.Исаковского | Отвечать на вопросы с привлечением исторического материала | Музыкальные интерпретации произведений | Стихотворение наизусть |
136 | Проза и публицистика военных лет | | 1 | 1 | 28.мар | Обзорное рассмотрение публицистики и прозаических произведений И.Эренбурга, А.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, А.Фадеева. О.Берггольц | Выступать с сообщениями | Патриотизм | Работа с учебником. Решение заданий ЕГЭ |
Поэзия А.Твардовского |
137 | Жизненный и творческий путь А.Твардовского | | 1 | 1 | 28.мар | Историко-биографический очерк с привлечением поэзии разных лет. Поэма "Василий Тёркин" | Анализировать стихи по плану | Твардовский и судьба "Нового мира". И.А.Бунин о поэме "Василий Тёркин" | Прочитать поэму "По праву памяти" |
138 | Основные мотивы лирики А.Твардовского | | 1 | 1 | 29.мар | Стихотворение "О сущем" | Анализировать стихотворение по схеме | Лирический эпос. Тема исторической памяти | Выразительное чтение наизусть |
139 | Основные мотивы лирики А.Твардовского | | 1 | 1 | 30.мар | Нравственно-философская тематика поздней лирики Твардовского | Анализировать стихи по плану | Лирический эпос. Тема исторической памяти | Письменный анализ стихотворения |
140 | Нравственно-философский смысл "возвращённой " поэмы А.Твардовского "По праву памяти" | | 1 | 1 | 01.апр | Анализ поэмы в единстве автобиографической и обобщённо -исторической проблематики | Сопоставлять поэму "По праву памяти " и "За далью - даль" | Тоталитарное государство | Ответ на проблемный вопрос |
141 | Письменная работа по творчеству А.Твардовского | | 1 | 1 | 04.апр | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
Литературный процесс 50-х - 80-х годов |
142 | Литературный процесс 50-х - 80-х годов | | 1 | 1 | 04.апр | Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода "оттепели" и "застойных" десятилетий | Тезировать лекцию учителя | Историческая ситуация | Работа с учебником |
143 | Герои и проблематика "военной прозы" | | 1 | 1 | 05.апр | Обзорное рассмотрение одного из произведений Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Астафьева | Выступать с сообщениями | Историческая ситуация | Подготовить сообщения |
144 | Поэтическая "оттепель": "громкая" и "тихая" лирика | | 1 | 1 | 06.апр | Обзорное рассмотрение лирики Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной | Выступать с сообщениями | Историческая ситуация | Стихотворение наизусть |
145 | Поэтическая "оттепель": "громкая" и "тихая" лирика | | 1 | 1 | 08.апр | Обзорное рассмотрение лирики Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной | Выступать с сообщениями | Феномен "оттепели" в литературе разных эпох | Стихотворение наизусть |
146 | "Тихая " лирика Н.Рубцова | | 1 | 1 | 11.апр | Анализ стихотворений | Выразительно читать и анализировать стихотворения | Поэтическая оттепель | Стихотворение наизусть |
147 | "Деревенская проза" 50-х - 80-х годов | | 1 | 1 | 11.апр | Обзорное рассмотрение произведений С.Залыгына, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина | Выступать с сообщениями | | Работа с учебником |
148 | "Деревенская проза" 50-х - 80-х годов | | 1 | 1 | 12.апр | Обзорное рассмотрение произведений С.Залыгына, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина | Выступать с сообщениями | | Работа с учебником |
149 | Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-х - 80-х годов | | 1 | 1 | 13.апр | Обзорное рассмотрение произведений А.Вампилова, В.Астафьева, Ю.Трифонова, В.Шаламова | Выступать с сообщениями | Отражение периодов "оттепели" и "застоя" в литературе и искусстве | Работа с учебником. Решение заданий ЕГЭ |
150 | Авторская песня как песенный монотеатр 70-х - 80-х годов | | 1 | 1 | 15.апр | Обзор творчества А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, В.Высоцкого | Выступать с сообщениями | Эстрадная поэзия | Ответ на проблемный вопрос |
Поэзия Н.А.Заболоцкого |
151 | Единство человека и природы в лирике Н.Заболоцкого | | 1 | 1 | 18.апр | Анализ стихотворений "Гроза идёт", "Можжевеловый куст", "Лебедь в зоопарке" | Анализировать стихи по плану | Влияние Ф.И.Тютчева и А.А.Блока на лирику Н.Заболоцкого | Стихотворение наизусть |
152 | Основные мотивы философской лирики Н.Заболоцкого | | 1 | 1 | 18.апр | Анализ стихотворений "Не позволяй душе лениться!", "Некрасивая девочка", "Портрет" | Выразительно читать и анализировать по плану | Лирика Н.Заболоцкого и живопись П.Филонова, М.Шагала, П.Пикассо | Выразительное чтение |
Проза В.М.Шукшина |
153 | Яркость и многоплановость творчества В.М.Шукшина | | 1 | 1 | 19.апр | Общая характеристика творчества В.Шукшина с привлечением киноработ писателя | Тезировать лекцию учителя | Киноработы В.М.Шукшина | Работа с учебником |
154 | Тип героя-чудика в новеллистике В.М.Шукшина | | 1 | 1 | 20.апр | Анализ рассказов "Чудик", "Миль пардон, мадам" с выявлением особенностей шукшинского героя | Анализировать рассказы | В.Шукшин и писатели-деревенщики. Языковая пародийность | Чтение рассказов |
155 | Тема города и деревни в прозе В.М.Шукшина | | 1 | 1 | 22.апр | Рассказы "Срезал", "Выбираю деревню на жительство" | Участвовать в дискуссии по рассказам В.Шукшина | Кинодраматургия В.Шукшина | Чтение рассказов |
156 | Письменная работа по рассказам В.М.Шукшина | | 1 | 1 | 25.апр | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Решение заданий ЕГЭ |
Проза А.И.Солженицына |
157 | Этапы творческого пути А.И.Солженицына | | 1 | 1 | 25.апр | Историко-биографический очерк с включением самостоятельного анализа произведений "малой" прозы А.И.Солженицына | Анализировать прозу по плану | "Малая" проза А.Солженицыны | Прочитать рассказ "Матрёнини двор" |
158 | Своеобразие звучания лагерной темы в повести "Один день Ивана Денисовича" | | 1 | 1 | 26.апр | Анализ повести | Разъяснить понятие "двуединство автора и героя" | Лагерная тема в творчестве В.Шаламова | Письменный ответ на вопрос |
159 | Тема народного праведничества в рассказе "Матрёнин двор" | | 1 | 1 | 27.апр | Анализ рассказа с отработкой понятий "тип героя-праведника", "речевая почвенность". | Выявлять традиции изображения народного характера в образе Матрёны | Праведничество в произведениях Н.С.Лескова | Подготовиться к письменной работе |
160 | Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына | | 1 | 1 | 29.апр | Развитие письменной речи | Формулировать собственное мнение и свою позицию | | Закончить работу |
161 | У литературной карты России. Обзор творчества Е.И.Носова, В.Т.Шаламова | | 1 | 1 | 03.май | Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова | Работать в группах | | Индивидуальные задания |
162 | У литературной карты России. Обзор творчества В.Д.Федорова, В.А.Солоухина | | 1 | 1 | 04.май | Обзор творчества В.Фёдорова, В.Солоухина | Работать в группах | | Индивидуальные задания |
Новейшая русская проза и поэзия 80-х - 90-х годов |
163 | Новейшая русская проза и поэзия последних десятилений | | 1 | 1 | 06.май | Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса | Тезировать лекцию учителя | Современная литература в контексте массовой культуры | Работа с учебником |
164 | Своеобразие современной реалистической прозы | | 1 | 1 | 10.май | Обзорное рассмотрение произведений В.Астафьева, В.Распутина. Ю.Полякова, Л.Улицкой | Выступать с сообщениями | Реминисцентность. Интертекстуальность | Подготовка к самостоятельным выступлениям |
165 | Своеобразие современной реалистической прозы | | 1 | 1 | 11.май | Обзорное рассмотрение произведений В.Астафьева, В.Распутина. Ю.Полякова, Л.Улицкой | Выступать с сообщениями | Реминисцентность. Интертекстуальность | Работа с учебником Решение заданий ЕГЭ |
166 | Поэзия и проза с модернистской доминантой | | 1 | 1 | 13.май | Обзор творчества В.Ерофеева, В.Пелевина, Т.Толстой, Т.Кибирова, Дм.Пригова | Выступать с сообщениями | Литература постмодернизма | Работа с Интернет-ресурсами |
167 | Поэзия и проза с модернистской доминантой | | 1 | 1 | 16.май | Обзор творчества В.Ерофеева, В.Пелевина, Т.Толстой, Т.Кибирова, Дм.Пригова | Выступать с сообщениями | Литература постмодернизма | Работа с учебником |
168 | Поэзия и судьба И.Бродского | | 1 | 1 | 16.май | Очерк жизни и творчества с анализом стихотворений "Письмо римскому другу", "Большая элегия Джону Донну", "На смерть Жукова" | Выразительно читать и анализировать тексты | | Стихотворение наизусть |
169 | Поэзия и судьба И.Бродского | | 1 | 1 | 17.май | Очерк жизни и творчества с анализом стихотворений "Письмо римскому другу", "Большая элегия Джону Донну", "На смерть Жукова" | Выразительно читать и анализировать тексты | | Стихотворение наизусть |
170 | Анализ стихотворения "Письмо Римскому другу" | | 1 | 1 | 18.май | Урок-обобщение в жанре "круглого стола" с использованием "Вопросов для обобщения по курсу"в учебнике | Выступать с сообщениями | | Решение заданий ЕГЭ |
171 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы | | 1 | 1 | 20.май | Урок-обобщение в жанре "круглого стола" с использованием "Вопросов для обобщения по курсу"в учебнике | Выступать с сообщениями | | Решение заданий ЕГЭ |
172 | Урок - "Круглый стол": реальность и перспективы современной литературы" | | 1 | 1 | 23.май | Реальность и перспективы современной литературы | Выступать с сообщениями | | Решение заданий ЕГЭ |
173 | Урок - "Круглый стол": реальность и перспективы современной литературы" | | 1 | 1 | 23.май | Реальность и перспективы современной литературы | Выступать с сообщениями | | Решение заданий ЕГЭ |
174 | Решение тестовых заданий ЕГЭ | | 1 | 1 | 24.май | | | | Решение заданий ЕГЭ |
175 | Решение тестовых заданий ЕГЭ | | 1 | 1 | 25.май | | | | Решение заданий ЕГЭ |