Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 11 класс»
Пояснительная записка
Примерная программа основного общего образования по литературе;
Авторская программа по литературе 11 класс. Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н., Курдюмова Т.Ф.
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования по чувашской литературе в X-XI классах русскоязычной школы (//Государственные образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в Чувашской республике. Национально-региональный компонент. – Чебоксары : Чувашский республиканский институт образования, 2007 г. – С. 44-50);
программа по чувашской литературе под ред. Н.Г. Ивановой (Чебоксары «Чувашское книжное издательство», 2009г)
учебный план МБОУ «СОШ№63» г. Чебоксары на 2017-2018 учебный год;
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары предмет « Русская литература, интегрировано с чувашской литературой» изучается в 11 классе в объеме 102 часа ( 3 часа в неделю)
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Изучение литературы в 11 классе строится наисторико-литературной основе («Русская литература XX века»).Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для школьника), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам урока, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:
чтение и восприятие
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;
чтение и речевая деятельность
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.
Содержание учебного курса «Литература»
Литература рубежа 19-20 веков Обзор русской литературы 90-х гг. – начала XX века XX
Искусство на рубеже 19-20 веков. Судьба реализма. Модернизм. Проза рубежа веков. Серебряный век русской поэзии. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. Чувашская литература 1-ой пол. 20 в.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Н.Терентьев. Драматургия. «Когда встает солнце». Внутренние пласты души героев, их сложная связь
И. А. Бунин
Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. В. Игнатьев. «Танец маленьких лебедей». Лирико- психологическая новелла
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Лирика. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Лирика. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Новаторство поэта.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Лирика. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-30-х годов 20 века
Судьба русской литературы в годы исторических потрясений.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
Лирика. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л. Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
Лирика. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
О.Э. Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
Лирика."Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Мастер и Маргарита"
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Добро и зло в романах Булгакова «Мастер и Маргарита» и Леонида Агакова «Дубрава»
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Сокровенный человек", "Впрок".
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А. Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Творческие искания писателей русского зарубежья.
В.В. Набоков.
«Дар», «Гроза».
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза» и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. ""Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе. Война 1941-1945 годов в произведениях русских писателей и поэтов. Литература военных лет. Тема патриотизма в произведениях чувашских писателей. Литература послевоенных лет.
Литература второй половины 20- начала 21 века
Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия). А. Емельянов «Черный груздь»
Литературный процесс 1950- х – начала 2000-х годов. Русская литература 50-80-х годов. Русская литература конца 1980-х – начала 2000-х годов.
А.Т. Твардовский.
Лирика. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
А.И. Солженицын.
Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича»
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В.П.Астафьев.
"Пастух и пастушка", «Царь-рыба», «Печальный детектив.» Обзор.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Прощание с Матёрой", "Живи и помни."
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
И.А.Бродский.
Лирика. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. – М.:Дрофа, 2009.
2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.
1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2009
3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
1. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».
2. Электронный репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Раздел 1.Литература рубежа 19-20 веков (4 часа)
1
Русская литература 90-х гг. 19 – нач. 20 в. Искусство на рубеже 19-20 вв.
1
2
Судьба реализма. Модернизм. Проза рубежа веков
1
3
Серебряный век русской поэзии
1
4
Чувашская литература 1-ой пол. 20 в.
1
Раздел 2. Жизнь и творчество М. Горького (9 часов)
5
М. Горький. Очерк жизни и творчества
1
6
Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
1
7
Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов.
1
8
Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне»
1
9
Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»
1
10
Публицистика. Литературные портреты. Лев Толстой
1
11-12
РР Сочинение по творчеству М. Горького
2
13
Н.Терентьев. Драматургия. «Когда встает солнце». Внутренние пласты души героев, их сложная связь.
1
Раздел 3.Творчество И. А. Бунина ( 5 часов)
14
И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества
1
15
Лирика
1
16
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1
17
Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А. Бунина о любви
1
18
В. Игнатьев. «Танец маленьких лебедей». Лирико- психологическая новелла
1
Раздел 4. Жизнь и творчество А. И. Куприна (3 часа)
19
А.И. Куприн. Жизнь и творчество.
1
20
Изображение любви в рассказе «Гранатовый браслет»
1
21
Нравственный идеал Куприна
1
Раздел 5. Творчество А.А. Блока (8 часов)
22
А.А.Блок. Очерк жизни и творчества
1
23-24
Романтический мир раннего Блока. Лирика
2
25-26
Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун»)
2
27-28
Старый и новый мир в поэме «Двенадцать»
2
29
Символика в поэме Блока «Двенадцать»
1
Раздел 6. Жизнь и творчество В. В. Маяковского (6 часов)
30
В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества
1
31-32
Лирика. Маяковский и русский футуризм
2
33
Поэма Маяковского «Облако в штанах»
1
34-35
Сочинение по творчеству Маяковского
2
Раздел 7. Творчество С.А. Есенина (6 часов)
36
С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества
1
37
Лирика. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина
1
38-39
Поэма С. Есенина «Анна Снегина»
2
40-41
Сочинение по творчеству С.А. Есенина
2
Раздел 8. Литература 20-30 годов 20 века (30 часов)
42
Судьба русской литературы в годы исторических потрясений
1
43
А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика
1
44
Тема Родины в творчестве Ахматовой
1
45
А. Ахматова. Поэма «Реквием»
1
46
Б.Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества.
1
47
Лирика
1
48-49
Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя
2
50
Письменная работа по творчеству Б. Пастернака Анализ стихотворений
1
51
О.Э. Мандельштам
1
52
М.И. Цветаева. Очерк жизни и творчества.
1
53-54
Лирика М. Цветаевой
2
55
М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества
1
56
Роман «Мастер и Маргарита»
1
57
Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
1
58
Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»
1
59
Добро и зло в романах Булгакова «Мастер и Маргарита» и Леонида Агакова «Дубрава»
60-61
Сочинение по творчеству М. Булгакова
2
62
А.П. Платонов. Очерк жизни и творчества
1
63
Повесть «Сокровенный человек»
1
64
Повесть «Впрок»
1
65
М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества
1
66
Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»
1
67
События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон»
1
68
Образ Григория Мелехова
1
69-70
Сочинение по творчеству М. Шолохова
2
71
Человеческое достоинство, благородство души в произведении «Золотая колыбель» Г.Волкова..
Раздел 9. Литература русского зарубежья ( 5 часов)
72-73
Творческие искания писателей русского зарубежья
2
74
В.В. Набоков. Очерк жизни и творчества. Лирика
1
75
Произведение Набокова «Гроза»
1
76
Проблема творчества в романе «Дар»
1
Раздел 10. Великая Отечественная война в литературе (4 часа)
77
Война 1941-1945 гг. в произведениях русских писателей и поэтов
1
78
Литература военных лет
1
79
Литература послевоенных лет
1
80
Тема патриотизма в произведениях чувашских писателей
Раздел 11. Литература второй половины 20 – начала 21 века (22 часа)
81
Литературный процесс 1950-х – начала 2000-х гг.
1
82
Ю. Трифонов «Обмен», А.Вампилов «Старший сын».
1
83
А. Емельянов «Черный груздь»
84
Русская литература к.1980-х-н.2000-х гг.
1
85
А.Т.Твардовский. Очерк жизни и творчества.
1
86
Лирика Твардовского
1
87
Поэма «За далью – даль»»
1
88
Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского
1
89
А.И. Солженицын. Жизнь и судьба
1
90
«Один день Ивана Денисовича»
1
91
Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына
1
92
В. П.Астафьев. Очерк жизни и творчества
1
93
Повесть «Пастух и пастушка»
1
94
Произведение «Царь-рыба»
1
95
Роман «Печальный детектив»
1
96
В.Г. Распутин. Очерк жизни и творчества
1
97
Проблематика повести «Живи и помни»
1
98
Смысл названия повести «Прощание с Матерой»
1
99
И.А. Бродский. Лирика Бродского
1
100-102
Входная и итоговые контрольные работы (за 1 полугодие и за год).