Рабочая программа по литературе 10 класс профильный уровень
Рабочая программа по литературе 10 класс профильный уровень
Рабочая программа по литературе 10 класс составлена на основе программы под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. Профильный уровень. 170 часов ( 5 уроков в неделю)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс профильный уровень»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и на основе программы «Русская литература XIX в.», разработанной В.И. Сахаровым, С.А.Зининым. Преподавание курса ведётся по учебнику «Русская литература ХIХ века. 10 кл.» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин), в 11 классе обучение будет продолжено по учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» (авт. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин). В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали материал вводного обзора с содержанием концентра 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей).
В основе программы обучения литературы в 10 классе лежит «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы – составители: Г. С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. М.: Русское слово, 2010 год
Цели:
воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Задачи:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
По программе
Корректировка
1
Введение
2
2
Из литературы первой половины 19 века
17
3
Из литературы второй половины 19 века
151
Всего
170
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать/ понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Тематическое планирование
(Планирование рассчитано на 170 часов: 5 часов в неделю)
из них р/р -21, вн/ чт – 9.
Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В.А. Чалмаев. М.: Русское слово, 2011
Учебник: В.И.Сахаров, С.А. Зинин.
Литература. 10 класс. М.: Русское слово, 2016.
№ п/п
Название разделов и тем
Всего часов
Дата проведения (по плану)
Дата проведения (фактическая)
Раздел 1 Введение (1)
1,2
Введение. «Прекрасное начало…». (К истории русской литературы 19 века).
Классицизм . Сентиментализм . Романтизм
2
Раздел 2 Из литературы 1-й половины XIX века (Всего: 17. Из них: 14 + 2 РР + 1 ВЧ)
3
Обзор рус. лит. 1-й половины XIX в.
Реализм и его становление в рус лит. 1-й 1/2 XIX в.
1
4
А.С. Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Лирика. Основные мотивы лирики.
1
5
Традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре. «Муза пламенной сатиры». (Социально-историческая тема).
Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе», оды «Вольность».
1
6
Годы странствий: самовоспитание художника. «Жребий русского поэта».
Философская лирика
Анализ стихотворения «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа».
1
7
РР 1 Обучение развёрнутому монологическому ответу на вопрос по теории литературы
1
8
РР2 Вечные темы в поэзии А. С. Пушкина. Природа, любовь, дружба, творчество. Анализ стихотворений.
1
9
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека.
1
10
Своеобразие жанра «Медного всадника» А.С.Пушкина
Проблема индивидуального бунта
1
11
Контрольный урок по творчеству А.С. Пушкина.
1
12
Лабораторная работа Определение стихотворного размера.
1
13
Защита творческих проектов по творчеству А.С Пушкина.
14
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта.
Мотив одиночества в стихотворениях «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Нищий», «Мой демон»
Образ Поэта в лермонтовской лирике. Мотивы интимной лирики. Анализ стих. «Пророк», «Поэт»; «Я не унижусь пред тобою», «Молитва».
1
17
Р.Р. подготовка к сочинению по творчеству А. С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.
1
18
Лабораторная работа Определение стихотворного размера.
1
19
ВЧ 1Проблема взаимопонимания и одиночества, эгоизма и любви в рассказе В. Шаламова «Крест»
1
20
Защита творческих проектов по творчеству М.Ю Лермонтова
1
21
Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести и тема «маленького человека». «Шинель». Роль повести в судьбах рус. лит.
1
22
Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ города. Сатира на страницах повести
1
23
«Необыкновенно странное происшествие…». Проблематика и худ. своеобразие повести «Нос».
1
24
Тестирование по всему разделу «Литература 1-й половины XIX века»
1
Раздел 3 Литература второй половины XIX в. (69ч+19ч рр+8ч вн. чт)
25-26
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.
2
27
А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. Пьеса «Гроза». Худ. своеобразие драмы, ее композиция и действующие лица, социально-псих. смысл конфликта.
1
28
Обличение самодурства и невежества в драме. Образы Дикого и Кабанихи. «Темное царство» в драме «Гроза».
1
29
Анализ эпизодов драмы; работа в группах
1
30
Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством».
1
31
Средства создания образа Катерины; Катерина – луч света или свеча? Действие II-IV
1
32
РР3 В чем истоки характера Катерины?
Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы. Тезисы»
Раздумья о жизни, человеке и мироздании в философской поэзии Ф.И. Тютчева
1
78
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Поэтический мир.
1
79
Природа и человек в лирике Фета. Тема любви.
1
80
РР10 Обучение анализу стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
1
81-82
Практическая работа определение стихотворного размера.
2
83
ВЧ 4 А. Я. Яшин «Подруженька»
1
84
Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. Мир героев Лескова.
1
85
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
1
86
Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
1
87
Иван Флягин – один из героев-правдоискателей.
1
88-89
«Леди Макбет Мценского уезда»
2
90
УВЧ В. Токарева «Инфузория туфелька»
2
91
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя
1
92
Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города».
1
93
«История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников.
1
94
Проблема финала «Истории одного города».
1
95
«Сказки для детей изрядного возраста». Злободневность, политическая острота сказок
1
96
РР 11 Обучение анализу сказок М . Е . Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь», «Богатырь».
1
97
Страницы жизни и творчества А. К. Толстого. Природный мир в лирике А.К. Толстого.
1
98
«Коль любить, так без рассудку…». Интимная лирика А.К. Толстого.
1
99-100
ВЧ 5-6 А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный».
2
101-102
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности
2
103
Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»
1
104
Л.Н. Толстой. «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа, своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души»
1
105
Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности и человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира.
1
106
Пустота и бездуховность светского общества. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Т.1, ч.1, гл.1-6, 12-13, 18-25.
1
107
РР12 Семья Ростовых и семья Болконских в романе Толстого «Война и мир».
Сочинение - эссе
1
108-109
Изображение войны 1805-1807 гг. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
2
110-111
Различие путей нравственных поисков героев романа Андрея Болконского и Пьера Безухова.
2
112-113
РР 13 Сравнительная характеристика героев: Пьер Безухов и Андрей Болконский
2
114-115
Женские образы в романе: Наташа Ростова и Марья Болконская.
2
116-117
Изображение отечественной войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Философия войны в романе.
2
118
РР 14 Анализ сцены «Переправы французов через Неман»
1
119-120
Кутузов и Наполеон как личности и полководцы. Смысл противопоставления полководцев.
2
121-122
«Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои в романе.
2
123
«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий.
1
124-125
Образ Наташи Ростовой
2
126
Заключительный урок по изучению романа «Война и мир». Великая жизнь бессмертного произведения.
1
127
РР 15 Подготовка к сочинению. Анализ тезисных планов
1
128-129
РР 16-17 Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
2
130
ВЧ (М. А . Межакова «Во тьме»)
1
131-132
Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях Ф.М. Достоевского, философская глубина творчества.
2
133
Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях Ф.М. Достоевского, философская глубина творчества.
1
134-135
Поиски «человека в человеке» в произведениях Ф. М Достоевского. Особенности творческой манеры Достоевского; психологизм, полиморфизм, авантюрность сюжета, политическая направленность произведений.
2
136-137
«Преступления и наказание» Ф.М. Достоевского. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа.
2
138-139
Смысл теории Раскольникова (право на «кровь по совести») и разоблачение этой ложной позиции.
2
140
«Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Их роль в романе
1
141
Роль эпизодов из части 4, главы 5 и «Сон об убийстве лошади». (глава 5 часть 1)
1
142
Самостоятельная работа. «Тема преступления в романе»
1
143
Женские образы в романе.
Роль библейских образов в романе
1
144
Роль библейских образов в романе
1
145
Победа человека над теорией Раскольникова. Раскольников и Порфирий Петрович
1
146
РР 18 Обучение характеристике пейзажа, интерьера, детали.
Мрачный образ Петербурга в романе
1
147
Признание и наказание. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире
1
148-149
РР19-20 Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
1
150-151
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики.
Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
2
155-156
Тема гибели души в рассказе «Ионыч» Трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности
2
157
А.П. Чехов. «Мелочи жизни» в изображении писателя.
1
158
А.П.Чехов «Студент». Время и свет. Возрождение правды и красоты в рассказе.
1
159
А.П.Чехов «Дама с собачкой». Тема любви в чеховской прозе.
1
160
РР20 Обучение написанию рецензии на рассказ А.П. Чехова.
1
161
Особенности драматургического произведения
1
162
А.П. Чехов. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы.
1
163
Система образов. Символический смысл образов вишневого сада.
1
164
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
1
165
Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).
1
166
Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Своеобразие жанра.
1
167-168
Р.Р Сочинение по творчеству А. П . Чехова.
2
169-170
Тестирование по теме «Литература второй половины 19 века».
2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
. изученные теоретико-литературные понятия.
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Обязательный минимум художественной литературы
для изучения в 10 классе общеобразовательной школы
I. А.С.Пушкнн. Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «19 октября» 1825 гола, «Пророк», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Я вас любил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лег угасшее веселье...»), «Бесы», «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой..., «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».Поэмы «Цыганы». «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».Драма «Борис Годунов». «Маленькие трагедии», «Пиковая дама».
2. Н.В.Гоголь.Поэма «Мертвые души».
3. M.Ю.Лермонтов.Стихотворения «Парус», «Смерть поэта», «Дума», «Казачья колыбельная песня», «И скучно и грустно...», «Когда волнуется желтеющая пива...», «Есть речи значенье...», «Они любили друг друга так долго...», «Тучи». «Молитва» («Я, Матерь Божия...»), «Ангел» («По небу полуночи ангел летел...»), «Выхожу один я на дорогу...». Драма «Маскарад».Роман «Герой нашего времени».
4. М.Е.Салтыков-Щедрин.Роман «Господа Головлёвы» или «История одного города» (по выбору учителя и учащихся).Сказки («Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.).
5. И.А.Гончаров. Роман «Обломов».
6. И.С.Тургенев. Сборник рассказов «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору учащихся). Роман «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо» (по выбору учителя и учащихся).
7.A.Н.Островский. Драма«Гроза» или «Бесприданница» (по выбору учителя и учащихся).
8. Н.А.Некрасов. Стихотворения «Современная ода», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...». «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
9. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Молчание!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Цицерон», «Последняя любовь», «Я встретил вас - и всё былое.. ». «Всё отнял у меня казнящий Бог...».
10.А.А.Фет.Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода-осень - куришь…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки…», «Шёпот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...».
11. Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».
12. Ф.М.Достоевский.Роман «Бедные люди» (обзор).Роман «Идиот» (обзор). Роман «Братья Карамазовы» (обзор).Роман «Преступление и наказание» (подробное изучение).
14.А.П.Чехов. Повесть «Степь».Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».Пьеса «Вишневый сад».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А.ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Длясамостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Стартовый контроль
1. Как называется произведение, отрывок из которого приведен ниже? Какое событие будет изображено дальше? Чем оно закончится?
«Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы криком поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами».
2. Назовите хотя бы одно произведение М.В.Ломоносова. Какова его главная тема?
3. Назовите хотя бы одно известное вам стихотворение В.А.Жуковского. Каков его жанр (баллада, романс, элегия)?
4. Основой какого литературного направления является «культ чувств»?
5. Укажите, какому жанру соответствует следующее определение: «Торжественное стихотворное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события».
а) песня; б) былина; в) ода; г) элегия.
6. К какому стилю относили жанр трагедии классицисты?
а) средний; б) высокий; в) низкий; г) смешанный.
7. Назовите автора и произведение, строки из которого приведены ниже. Какой герой в ответ и на какие события произнес их?
Ах! если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев;
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
8. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «Анчар». Какая общая тема объединяет эти стихотворения А.С.Пушкина?
9. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия…», «Спеша на север издалека…». Какая общая тема объединяет эти стихотворения М.Ю.Лермонтова?
10. Кто автор приведенных строк? Выпишите эпитеты и приведите один-два синонима к одному из них.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
11. Назовите два-три юмористических рассказа А.П.Чехова. Название какого из них заключает в себе иронический смысл?
12. Назовите одно-два стихотворения А.А.Блока о родине. Приведите строки одного из них.
13. «Отговорила роща золотая…», «Несказанное, синее, нежное…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Кто автор этих стихотворений? Какие излюбленные поэтом эпитеты созданы им уже в первых строках?
14. Свой рассказ о жизненных испытаниях обыкновенного советского человека М.А.Шолохов назвал «Судьба человека». Вспомните фамилию героя. Кратко объясните, почему рассказ так назван.
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литература» для основной школы на основе программы по литературе УМК В.Я. Коровиной 7 класс Базовый уровень"
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_litieratura_dlia_osnovnoi_shkoly_na_osnovie_proghrammy"
["file_id"] => string(6) "428575"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1505677276"
}
}