Количество часов: 105 ч.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), авторской программы под редакцией И.Н. Сухих.
Курс выстроен на историко-литературной основе: от античной, древнерусской литературы, литературы XVIII века до литературы первой половины XIX века – в 9 классе; литература второй половины XIX века – в 10 классе, литература XX века – в 11 классе.
В целях определения логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала акцент в программе делан на движение от первоначального читательского, этического, эстетического опыта к формированию представления о целостном развитии культуры.
В программе и УМК внимание акцентируется на формирование читательских и литературоведческих компетенций обучающихся, осмысление иминравственно-этической составляющей предмета, потребности в самовоспитании, саморазвитии и самообразовании.
Содержание курса «Литература 10» на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историка - литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия.
Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историка - литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя.
Предусмотрено освоение учащимися на уроках теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Для реализации учебных задач используются следующие методы: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений. Конечная цель изучения литературного произведения - собственное истолкование, интерпретация художественного текста учеником, иными словами, активное включение его аналитических умений и творческих способностей. Очевидно, что при таком подходе к изучению произведения у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит осуществить контроль образовательных результатов.
1. И.Н.Сухих Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). В 2 ч. - М.: Академия, 2015.
Учебник входит в федеральный перечень учебников под грифом «Рекомендован».
2. Белокурова С.П. Литература: 10 класс (базовый уровень): практикум / под ред. И.Н.Сухих. - М.: Академия, 2011.
3. Белокурова С.П. Русская литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя / под ред. И.Н. Сухих. - М.: Академия, 2011
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований ФКГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ Крюковской СОШ, с учетом примерной программы по литературе, годового календарного учебного графика МБОУ Крюковской СОШ на 2018 - 2019 учебный год.
Количество часов: всего – 105 ч.; в неделю – 3 ч.
В соответствии со статьёй 112 ТК РФ – 23 февраля, 8 марта, 1(2) мая являются нерабочими праздничными днями.
В связи с тем, что занятия в МБОУ Крюковской СОШ выпадают на праздничные и выходные дни, уплотнение изучения учебного материала происходит за счёт объединения тем.
В приложении №1 к рабочей программе (Лист корректировки рабочей программы) указаны причины корректировки, корректирующие мероприятия, дата урока по факту.
№ | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Введение. Общая характеристика эпохи XIX века (3ч) |
-
| Литература: зачем и для кого? | 1 | 03.09 | |
-
| Девятнадцатый век: кровь, железо и золото. Век как эпоха. Литературные направления первой половины XIX в. | 1 | 06.09 | |
-
| Новая русская литература: направления и поколения. | 1 | 07.09 | |
Первый период русского реализма (17ч) |
-
| Александр Сергеевич Пушкин: «Поэт с историей» или «поэт без истории»? | 1 | 10.09 | |
-
| Лирика А.С.Пушкина: темы и жанры. | 1 | 13.09 | |
-
| Философская лирика А.С.Пушкина: эволюция жанра элегии. | 1 | 14.09 | |
-
| «Медный всадник»: поэма или повесть? Идейно-художественное своеобразие произведения. | 1 | 17.09 | |
-
| Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы». | 1 | 20.09 | |
-
| Образ поэта. Тайна А.С.Пушкина: книга как жизнь. | 1 | 21.09 | |
-
| М. Ю. Лермонтов: «Поэт с историей» или «поэт без истории»? | 1 | 24.09 | |
-
| М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин: диалог в жанре элегии. | 1 | 27.09 | |
-
| Баллады М.Ю.Лермонтова: экзотика и обыденность. «Валерик»: война и мир. | 1 | 28.09 | |
-
| Образ Родины в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Родина». | 1 | 01.10 | |
-
| «Выхожу один я на дорогу…»: космос М.Ю.Лермонтова. Загадка М.Ю.Лермонтова: жизнь как книга. | 1 | 04.10 | |
-
| Н. В. Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». | 1 | 05.10 | |
-
| «О, не верьте этому Невскому проспекту!». | 1 | 08.10 | |
-
| Миссия Н.В.Гоголя: наследие и наследники. | 1 | 11.10 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона. Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков XIX века: А.С. Пушкин «Казак». | 1 | 12.10 | |
-
| Вн.чт. Размышления о судьбах России в современной литературе. | 1 | 15.10 | |
-
| Классное сочинение по творчеству писателей первого периода русского реализма: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. | 1 | 18.10 | |
Второй период русского реализма (1840 – 1880 гг.) (65ч) |
-
| Натуральная школа: второе поколение и поиски новых путей. | 1 | 19.10 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона Поэты Дона XIX века: Н.В. Щербина. Стихотворения (1 – 2 по выбору) | 1 | 22.10 | |
-
| Поэтическая судьба Ф.И.Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Ф.И.Тютчева | 1 | 25.10 | |
-
| Философская лирика Ф.И.Тютчева, основные темы и мотивы. | 1 | 26.10 | |
-
| Трагизм любовной лирики поэта. | 1 | 29.10 | |
-
| А.А.Фет. «Жизнь моя – самый сложный роман…». Художественный мир поэта. | 1 | 08.11 | |
-
| Поэт без истории: мир как красота. Лирическое «я» в поэзии А.А.Фета. | 1 | 09.11 | |
-
| Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. «Фламандская» трилогия: обыкновенные истории. | 1 | 12.11 | |
-
| «Обломов» как социально-психологический роман. Фабула и сюжет: простота и сложность. | 1 | 15.11 | |
-
| Портрет и характер Обломова: конфликт с Захаром и роман с халатом. | 1 | 16.11 | |
-
| Обломов на rendez-vous: поэма страсти и проза жизни. | 1 | 19.11 | |
-
| Обломов и Штольц: двойники-антиподы. | 1 | 22.11 | |
-
| Сон Обломова: идиллия или предостережение? | 1 | 23.11 | |
-
| Обломовщина: неоконченные споры. | 1 | 26.11 | |
-
| А.Н. Островский. Нумер четвёртый: тропою Гоголя. Пьесы Островского. | 1 | 29.11 | |
-
| «Гроза». Новая драма: памятник тысячелетней России. | 1 | 30.11 | |
-
| «Гроза»: проблематика и персонажи. | 1 | 03.12 | |
-
| Катерина и другие: грех и воля. | 1 | 06.12 | |
-
| Гроза над миром: злободневное и вечное. | 1 | 07.12 | |
-
| Зачётная работа №1(тестированеие) по творчеству А.Н.Островского. | 1 | 10.12 | |
-
| Судьба И.С.Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. | 1 | 13.12 | |
-
| Роман «Отцы и дети». Летописец эпохи: культурно-героический роман. | 1 | 14.12 | |
-
| Герой времени: нигилист как философ. | 1 | 17.12 | |
-
| Отцы и дети: оригиналы и пародии. | 1 | 20.12 | |
-
| Три испытания: дуэль, любовь, смерть. | 1 | 21.12 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона. Историческая проза: Д.Л. Мордовцев «Знамения времени» (фрагментарно), Ф.Д. Крюков «Казачка», «Счастье» (по выбору), А.С. Серафимович «Фетисов курень», «Песни» (фрагментарно). | 1 | 24.12 | |
-
| Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | 1 | 27.12 | |
-
| Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского: «я перерожусь к лучшему». | 1 | 28.12 | |
-
| «Преступление и наказание» - первый идеологический роман: специфика сюжета, системы персонажей, пространства и времени. | 1 | 11.01 | |
-
| Петербург: город странный, город страшный. | 1 | 14.01 | |
-
| «Униженные и оскорбленные»: некуда пойти. | 1 | 17.01 | |
-
| Теория Раскольников: арифметика и алгебра. Герой и теория: проверка жизнью. | 1 | 18.01 | |
-
| Эпилог: «их воскресила любовь…» | 1 | 21.01 | |
-
| «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И.Селезнёв). | 1 | 24.01 | |
-
| Обобщающий урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Тестирование | 1 | 25.01 | |
-
| Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | 28.01 | |
-
| «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. | 1 | 31.01 | |
-
| Роман «Война и мир». Жанр: «русская «Илиада». | 1 | 01.02 | |
-
| Композиция: сцены и мысли. | 1 | 04.02 | |
-
| Герои: диалектика души и диалектика поведения. | 1 | 07.02 | |
-
| Живая мысль: Андрей Болконский. | 1 | 08.02 | |
-
| Живая мысль: Андрей Болконский. | 1 | 11.02 | |
-
| Живая душа: Пьер Безухов | 1 | 14.02 | |
-
| Живая душа: Пьер Безухов | 1 | 15.02 | |
-
| Живая жизнь: Наташа Ростова. | 1 | 18.02 | |
-
| Живая жизнь: Наташа Ростова | 1 | 21.02 | |
-
| Война: Наполеон и Кутузов и незаметные герои. | 1 | 22.02 | |
-
| Философия истории: мысль народная и свобода мысли. | 1 | 25.02 | |
-
| Эпилог: концы и начала. | 1 | 28.02 | |
-
| Судьба: эпопея и история. | 1 | 01.03 | |
-
| Обобщающий урок по роману «Война и мир». Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции. | 1 | 04.03 | |
-
| Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | 1 | 07.03 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона. Донская поэзия: Н.Н. Туроверов «Искать я буду терпеливо», «Эти дни не могут повториться»; П.И. Туроверов «Мне белая сирень сегодня снилась»; П.Ф. Крюков «Дон», «Песня казака», «Мать» и др. | 1 | 08.03 | |
-
| Судьба писателя: чиновник Салтыков и писатель Щедрин. Проблема жанра: от очерка к историческому роману. | 1 | 11.03 | |
-
| «История одного города». История: Глупов и Россия. | 1 | 14.03 | |
-
| Один город: времена и нравы. | 1 | 15.03 | |
-
| Оно: что случилось с историей? | 1 | 18.03 | |
-
| Классное сочинение по произведениям эпических жанров, изученным ранее. | 1 | 21.03 | |
-
| «Я поклялся не умереть на чердаке…»: судьба Н.А. Некрасова. | 1 | 22.03 | |
-
| Спор об искусстве: поэт как гражданин. | 1 | 04.04 | |
-
| Лица и голоса: страдание и сострадание. | 1 | 05.04 | |
-
| Лирический герой: нервы, слёзы, веселье. | 1 | 08.04 | |
-
| «Кому на Руси жить хорошо» - главная некрасовская книга. | 1 | 11.04 | |
-
| Пир на весь мир: счастье поэта. | 1 | 12.04 | |
-
| Классное сочинение по лирике Н.А. Некрасова. | 1 | 15.04 | |
Третий период русского реализма (1880 – 1890 годы) (12ч) |
-
| Третий период русского реализма. Общая характеристика. Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов. | 1 | 18.04 | |
-
| Жизнь А.П.Чехова. «Удивительный был человек! Удивительный писатель!» (И. Бунин) Региональный компонент. Литература Дона. А.И. Солженицын «Окунаясь в Чехова», С.Званцев «В городе, который любил Чехов» (по выбору) | 1 | 19.04 | |
-
| Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. | 1 | 22.04 | |
-
| «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). | 1 | 25.04 | |
-
| Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). Региональный компонент. Литература Дона. | 1 | 26.04 | |
-
| «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). | 1 | 29.04 | |
-
| «Вишнёвый сад»: старое и новое. | 1 | 02.05 | |
-
| Герои «Вишневого сада». | 1 | 03.05 | |
-
| Конфликт: человек и время. | 1 | 06.05 | |
-
| Жанр: смех и слёзы. | 1 | 09.05 | |
-
| Символы: сад и лопнувшая струна. | 1 | 10.05 | |
-
| Классное сочинение по драматургии А.П. Чехова (пьеса «Вишнёвый сад»). | 1 | 13.05 | |
«Век девятнадцатый…» Итоги века (5ч) |
-
| «Век девятнадцатый…»: итоги века. Региональный компонент. Литература Дона. Проза второй половины 19 – начала 20 вв. А.И. Свирский «Ростовские трущобы» (фрагменты) | 1 | 16.05 | |
-
| «Век девятнадцатый…»: итоги века. | 1 | 17.05 | |
-
| Урок-зачёт по теме «Век девятнадцатый…». | 1 | 20.05 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона. Донская проза XX века: А.В. Калинин «Цыган», «Эхо войны». | 1 | 23.05 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона. В.Семин «Нагрудный знак OST», | 1 | 24.05 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона. А.И. Солженицын «Правая кисть»; «Захар – Калита». | 1 | 27.05 | |
-
| Региональный компонент. Литература Дона. Литературная критика и литературное краеведение. Н.Доризо «Мой Пушкин», Э.Холодный «Натали», Д.Долинский «Степная Цирцея» (1 статья по выбору) | 1 | 30.05 | |
-
| Читательская конференция. Список литературы на лето. | 1 | 31.05 | |