kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по читательской грамотности в 5-7 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по читательской грамотности в 5-7 классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по читательской грамотности в 5-7 классах»

Карагайская СОШ им. Героя России Сайфуллина Р. Г.,

филиал МАОУ Дубровинская СОШ

Вагайского района Тюменской области













Рабочая программа

«Читательская грамотность в 5-7 классах»

2024 -2025 учебный год.













Составила учитель русского языка и литературы:

Урамаева Альбина Бикмухаметовна.













с. Большой Карагай

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса урочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для учащихся 5-7-х классов.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности по восприятию и пониманию письменного текста. Цель чтения – раскрытие смысловых связей (понимание) речевого произведения, представленного в письменном виде. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность обучающегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов разной функциональной направленности (научных/учебно-научных, научно-популярных; официально-деловых, публицистических, инструктивных, художественных), разных жанров (статьи учебников, словарные статьи в словарях различных типов, энциклопедиях и др.; законы, договоры, конвенции и др.; очерки, репортажи, интервью, реклама и др.; инструкции различных типов; рассказы, повести, романы и др.); с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.

В контексте школьного образования читательская грамотность имеет метапредметную природу и способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам. Читательская деятельность в условиях информационного общества характеризуется изменениями в самом процессе чтения и условиях его осуществления (например, чтение с экрана), а также в свойствах и условиях существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок). Эти изменения «наряду с целым рядом социальных и лингво-социальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объёма всё труднее воспринимается и прочитывается детьми».

Целью программы модуля «Основы читательской грамотности» является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи:

 находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях,

 понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс:

Тема 1. Определение основной темы в фольклорном произведении (2 ч.) Знакомство с видами текстов, источниками текстов и жанрами текстов.

Тема 2. Пословицы, поговорки как источник информации (2 ч.) Принятие решения о выборе пословицы на основе выборочного знакомства с информацией, прогнозирования.

Тема 3. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах (6 ч.)

Тема 4. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей (4 ч.) Тема и главная мысль, идея, позиция автора. Темы широкие и узкие, ведущая темы и подтемы, микротемы.

Тема 5. Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое) (8 ч.) Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста.

Тема 6. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач (5 ч.) Типы задач: предметные задачи, межпредметные задачи, практикоориентированные задачи, ситуационные задачи.

Тема 7. Работа со сплошным текстом (5 ч.) Текст для чтения. Ролевая игра. Тренинговые упражнения «Учимся видеть сплошной текст».

Тема 8. Проведение рубежной аттестации (2ч.) Тестирование.

6 класс

Тема 1. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении (2 ч.) Проблема, описанная в тексте. Определение контекста. Отражение описанных в тексте фактов и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице).

Тема 2. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени (4 ч.) Проблема, описанная в тексте. Определение контекста. Выбор возможных путей и способов решения проблемы из предложенных вариантов.

Тема 3. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах (8 ч.) Работа с тексом. Вопросы и задания. Типовые конструкции для выявления авторской позиции.

Тема 4. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте (4 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания. Составление плана.

Тема 5. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж) (4 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания. Типичные схемы повествования.

Тема 6. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи (5 ч.) Примеры задач. Работа с интерпретационными задачами.

Тема 7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты (5 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания.

Тема 8. Проведение рубежной аттестации (2 ч.) Тестирование.

7 класс

Тема 1. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении (4 ч.) Определение основной проблемы стихотворного текста. Аннотация к стихотворению.

Тема 2. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля (6 ч.) Работа с текстами.

Тема 3. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом дальнейшего использования? (4 ч.)

Тема 4. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) (4 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания.

Тема 5. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа (4 ч.) Составление квестов-характеристик героев текста.

Тема 6. Типы задач на грамотность (позиционные задачи) (5 ч.)

Тема 7. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы (5 ч.)

Тема 8. Проведение рубежной аттестации (2 ч.) Тестирование.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные: обучающийся оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному.

Метапредметные и предметные результаты:

Класс

Метапредметные и предметные

5 класс

Уровень узнавания и понимания. Обучающийся находит и извлекает информацию из различных текстов

6 класс

Уровень понимания и применения. Обучающийся применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза Обучающийся анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста



Личностные результаты:

Учащиеся научатся

- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом для достижения положительного результата учебной деятельности;

- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

- элементарные навыки работы с книгой;

- умение ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический;

- поиск информации и понимание прочитанного;

- понимание и интерпретация информации;

- понимание и преобразование информации;

- оценка информации и рефлексия.

Предметные результаты:

- использование базовых умений и навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- обогащение и углубление знаний, расширение культурного кругозора на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Читательская грамотность» 5 класс 34 ч

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Определение основной темы в фольклорном произведении.

1

03.09.2024

2

Определение основной темы в фольклорном произведении.

1

10.09.2024

3

Пословицы, поговорки как источник информации.

1

17.09.2024

4

Пословицы, поговорки как источник информации.

1

24.09.2024

5

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

01.10.2024

6

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

08.10.2024

7

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

15.10.2024

8

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

22.10.2024

9

Личная ситуация в текстах.

1

05.11.2024

10

Личная ситуация в текстах.

1

12.11.2024

11

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

19.11.2024

12

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

26.11.2024

13

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

03.12.2024

14

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

10.12.2024

15

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

17.10.2024

16

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

24.12.2024

17

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

14.01.2025

18

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

21.01.2025

19

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

28.01.2025

20

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

04.02.2025

21

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

11.02.2025

22

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

18.02.2025

23

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

25.02.2025

24

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

04.03.2025

25

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

11.03.2025

26

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

18.03.2025

27

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

01.04.2025

28

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

08.04.2025

29

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

15.04.2025

30

Работа со сплошным текстом

1

22.04.2025

31

Работа со сплошным текстом

1

29.04.2025

32

Работа со сплошным текстом

1

06.05.2025

33

Закрепление тем

1

13.05.2025

34

Итоговая работа

1

20.05.2025



Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Читательская грамотность» 6 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.

1

02.09.2024

2

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.

1

09.09.2024

3

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.

1

16.09.2024

4

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.

1

23.09.2024

5

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.


30.09.2024

6

Сопоставление содержания художественных текстов

1

07.10.2024

7

Сопоставление содержания художественных текстов

1

14.10.2024

8

Сопоставление содержания художественных текстов

1

21.10.2024

9

Сопоставление содержания художественных текстов

1

11.11.2024

10

Сопоставление содержания художественных текстов

1

18.11.2024

11

Определение авторской позиции в художественных текстах.

1

25.11.2024

12

Определение авторской позиции в художественных текстах.

1

02.12.2024

13

Определение авторской позиции в художественных текстах.

1

09.12.2024

14

Определение авторской позиции в художественных текстах.

1

16.12.2024

15

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

23.12.2024

16

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

13.01.2025

17

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

20.01.2025

18

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж).

1

27.01.2025

19

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж).

1

03.02.2025

20

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж).

1

10.02.2025

21

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж).

1

17.02.2025

22

Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи.

1

24.02.2025

23

Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи.

1

03.03.2025

24

Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи.

1

10.03.2025

25

Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи.

1

17.03.2025

26

Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи.

1

31.03.2025

27

Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи.

1

07.04.2025

28

Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи.

1

14.04.2025

29

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты

1

21.04.2025

30

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты

1

28.04.2025

31

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты

1

05.05.2025

32

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты

1

12.05.2025

33

Повторение пройденных тем

1

19.05.2025

34

Итоговая работа

1

26.05.2025



Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Читательская грамотность» 7 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

1

04.09.2024

2

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

1

11.09.2024

3

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.


18.09.2024

4

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

1

25.09.2024

5

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

1

02.10.2024

6

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля


09.10.2024

7

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом дальнейшего использования

1

16.10.2024

8

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом дальнейшего использования

1

23.10.2024

9

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)

1

06.11.2024

10

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)

1

13.11.2024

11

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение)

1

20.11.2024

12

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

1

27.11.2024

13

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

1

04.12.2024

14

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

1

11.12.2024

15

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

1

18.12.2024

16

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

1

25.12.2024

17

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

1

15.01.2025

18

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста

1

22.01.2025

19

Типы задач на грамотность чтения. Позиционные задачи.

1

29.01.2025

20

Типы задач на грамотность чтения. Позиционные задачи.

1

05.02.2025

21

Типы задач на грамотность чтения. Позиционные задачи.

1

12.02.2025

22

Типы задач на грамотность чтения. Позиционные задачи.

1

19.02.2025

23

Типы задач на грамотность чтения. Позиционные задачи.

1

26.02.2025

24

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы

1

05.03.2025

25

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы

1

12.03.2025

26

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы

1

19.03.2025

27

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы

1

02.04.2025

28

Работа со сплошным текстом


09.04.2025

29

Работа со сплошным текстом

1

16.04.2025

30

Работа со сплошным текстом

1

23.04.2025

31

Работа со сплошным текстом

1

30.04.2025

32

Работа со сплошным текстом

1

07.05.2025

33

Повторение пройденных тем

1

14.05.2025

34

Итоговая работа

1

21.05.2025






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по читательской грамотности в 5-7 классах

Автор: Урамаева Альбина Бикмухаметовна

Дата: 20.02.2025

Номер свидетельства: 665532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Рабочие программы для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochiie-proghrammy-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "144348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418708597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа "Читательская грамотность" 10 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia_programma_chitatelskaia_gramotnost_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "659236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1731243645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246125"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446299357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства