Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по читательской грамотности в 5-7 классах»
Карагайская СОШ им. Героя России Сайфуллина Р. Г.,
филиал МАОУ Дубровинская СОШ
Вагайского района Тюменской области
Рабочая программа
«Читательская грамотность в 5-7 классах»
2024 -2025 учебный год.
Составила учитель русского языка и литературы:
Урамаева Альбина Бикмухаметовна.
с. Большой Карагай
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса урочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для учащихся 5-7-х классов.
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности по восприятию и пониманию письменного текста. Цель чтения – раскрытие смысловых связей (понимание) речевого произведения, представленного в письменном виде. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность обучающегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов разной функциональной направленности (научных/учебно-научных, научно-популярных; официально-деловых, публицистических, инструктивных, художественных), разных жанров (статьи учебников, словарные статьи в словарях различных типов, энциклопедиях и др.; законы, договоры, конвенции и др.; очерки, репортажи, интервью, реклама и др.; инструкции различных типов; рассказы, повести, романы и др.); с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.
В контексте школьного образования читательская грамотность имеет метапредметную природу и способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам. Читательская деятельность в условиях информационного общества характеризуется изменениями в самом процессе чтения и условиях его осуществления (например, чтение с экрана), а также в свойствах и условиях существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок). Эти изменения «наряду с целым рядом социальных и лингво-социальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объёма всё труднее воспринимается и прочитывается детьми».
Целью программы модуля «Основы читательской грамотности» является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи:
находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях,
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Тема 1. Определение основной темы в фольклорном произведении (2 ч.) Знакомство с видами текстов, источниками текстов и жанрами текстов.
Тема 2. Пословицы, поговорки как источник информации (2 ч.) Принятие решения о выборе пословицы на основе выборочного знакомства с информацией, прогнозирования.
Тема 3. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах (6 ч.)
Тема 4. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей (4 ч.) Тема и главная мысль, идея, позиция автора. Темы широкие и узкие, ведущая темы и подтемы, микротемы.
Тема 5. Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое) (8 ч.) Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста.
Тема 6. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач (5 ч.) Типы задач: предметные задачи, межпредметные задачи, практикоориентированные задачи, ситуационные задачи.
Тема 7. Работа со сплошным текстом (5 ч.) Текст для чтения. Ролевая игра. Тренинговые упражнения «Учимся видеть сплошной текст».
Тема 8. Проведение рубежной аттестации (2ч.) Тестирование.
6 класс
Тема 1. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении (2 ч.) Проблема, описанная в тексте. Определение контекста. Отражение описанных в тексте фактов и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице).
Тема 2. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени (4 ч.) Проблема, описанная в тексте. Определение контекста. Выбор возможных путей и способов решения проблемы из предложенных вариантов.
Тема 3. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах (8 ч.) Работа с тексом. Вопросы и задания. Типовые конструкции для выявления авторской позиции.
Тема 4. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте (4 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания. Составление плана.
Тема 5. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж) (4 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания. Типичные схемы повествования.
Тема 6. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи (5 ч.) Примеры задач. Работа с интерпретационными задачами.
Тема 7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты (5 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания.
Тема 8. Проведение рубежной аттестации (2 ч.) Тестирование.
7 класс
Тема 1. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении (4 ч.) Определение основной проблемы стихотворного текста. Аннотация к стихотворению.
Тема 2. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля (6 ч.) Работа с текстами.
Тема 3. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом дальнейшего использования? (4 ч.)
Тема 4. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) (4 ч.) Работа с текстом. Вопросы и задания.
Тема 5. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа (4 ч.) Составление квестов-характеристик героев текста.
Тема 6. Типы задач на грамотность (позиционные задачи) (5 ч.)
Тема 7. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы (5 ч.)
Тема 8. Проведение рубежной аттестации (2 ч.) Тестирование.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные: обучающийся оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному.
Метапредметные и предметные результаты:
Класс
Метапредметные и предметные
5 класс
Уровень узнавания и понимания. Обучающийся находит и извлекает информацию из различных текстов
6 класс
Уровень понимания и применения. Обучающийся применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем
7 класс
Уровень анализа и синтеза Обучающийся анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста
Личностные результаты:
Учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом для достижения положительного результата учебной деятельности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
- элементарные навыки работы с книгой;
- умение ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический;
- поиск информации и понимание прочитанного;
- понимание и интерпретация информации;
- понимание и преобразование информации;
- оценка информации и рефлексия.
Предметные результаты:
- использование базовых умений и навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- обогащение и углубление знаний, расширение культурного кругозора на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» 5 класс 34 ч
№
Тема
Кол-во часов
Дата
1
Определение основной темы в фольклорном произведении.
1
03.09.2024
2
Определение основной темы в фольклорном произведении.
1
10.09.2024
3
Пословицы, поговорки как источник информации.
1
17.09.2024
4
Пословицы, поговорки как источник информации.
1
24.09.2024
5
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
1
01.10.2024
6
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
1
08.10.2024
7
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
1
15.10.2024
8
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
1
22.10.2024
9
Личная ситуация в текстах.
1
05.11.2024
10
Личная ситуация в текстах.
1
12.11.2024
11
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
19.11.2024
12
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
26.11.2024
13
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
03.12.2024
14
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
10.12.2024
15
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
17.10.2024
16
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
24.12.2024
17
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
14.01.2025
18
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
21.01.2025
19
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
28.01.2025
20
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
04.02.2025
21
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
11.02.2025
22
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
18.02.2025
23
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
25.02.2025
24
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
04.03.2025
25
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
11.03.2025
26
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
18.03.2025
27
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
01.04.2025
28
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
08.04.2025
29
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
15.04.2025
30
Работа со сплошным текстом
1
22.04.2025
31
Работа со сплошным текстом
1
29.04.2025
32
Работа со сплошным текстом
1
06.05.2025
33
Закрепление тем
1
13.05.2025
34
Итоговая работа
1
20.05.2025
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» 6 класс
№
Тема
Кол-во часов
Дата
1
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.
1
02.09.2024
2
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.
1
09.09.2024
3
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
1
16.09.2024
4
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
1
23.09.2024
5
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
30.09.2024
6
Сопоставление содержания художественных текстов
1
07.10.2024
7
Сопоставление содержания художественных текстов
1
14.10.2024
8
Сопоставление содержания художественных текстов
1
21.10.2024
9
Сопоставление содержания художественных текстов
1
11.11.2024
10
Сопоставление содержания художественных текстов
1
18.11.2024
11
Определение авторской позиции в художественных текстах.
1
25.11.2024
12
Определение авторской позиции в художественных текстах.
1
02.12.2024
13
Определение авторской позиции в художественных текстах.
1
09.12.2024
14
Определение авторской позиции в художественных текстах.
1
16.12.2024
15
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
1
23.12.2024
16
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
1
13.01.2025
17
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?