kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа для театрального кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для работы ттеатрального кружка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для театрального кружка»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Театр - искусство многомерное, многоликое , способное помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру.

Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.


Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи программы

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- формирование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

-коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса;

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.


Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 6 -8 классов, на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса отводится 70 ч в год (2 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей. 

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.


Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,

  • конкурсы,

  • викторины,

  • беседы,

  • экскурсии в театр и музеи,

  • спектакли

  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.



Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в драматическом кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.

Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).

Тема 2. Основы сценической речи (14 часов).

2.1. Предмет «Сценическая речь» (1 час).

Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.

2.2. Культура речи (2 часа).

Беседа о вежливости.

Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).

2.3. Дыхание и голос (5 часов).

2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Практические занятия – дыхательная гимнастика:

1) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).

4) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).

2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.

Практические занятия – голосовая разминка:

1) Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).

4) Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).

2. Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты (14 часов).

3.1. Вводное занятие (1 час).

Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.

3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах (13 часов).

1. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:

3.1. упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)

3.4. Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).

4.3. ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3) прыжки под музыку под скакалку

6) Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики  («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).

3. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).

6. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).

4.4. Танцевальная азбука (5 часов).

Понятие «танец». Значение танца в драматическом искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические занятия:

1. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).

4. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.

2. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.

5. Показ номера на общешкольном мероприятии.

8. Второй год обучения

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Ознакомление учащихся с задачами кружка на данный учебный год.

Тема 2. Основы сценической речи (11 часов).

2.1. Культура речи (2 часа).

Беседа о культуре общения.

Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.

2.2. Дыхание и голос (1 час).

Практическое занятие:

1. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).

4. Пропевание куплетов известных детских песен.

2.3. Дикция (2 часа).

Практические занятия - артикуляционная гимнастика:

1. Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.

2) Коллективное прочтение текста с различными перестроениями на сцене, а также с использованием гимнастических упражнений.

2.5.3. Комплекс игр на развитие наблюдательности («12 палочек», «Прятки», «Все к своим флажкам» и т.д.).

3. игры на сюжеты из жизни детей («В детский сад», «В школу» и т.д.)

3) сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов.

3.2. Сценическое действие (5 часов).

Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие.

Практические занятия:

1. групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)

2) парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)

5) Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего  внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.).

3. отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2) построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5) Комплекс упражнений с переменным шагом в стороны

2. Бег под музыку

5. Комплекс подвижных игр под музыку («Сорока - белобока», «День и ночь», «Хитрый кот» и т.д.)

8. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений первого года обучения.

2. Комплекс игр на развитие пантомимических навыков («Замри», «Неподвижные фигуры», «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)

2. Совершенствование навыков выполнения упражнений для развития техники танца (см. первый год обучения).

2. Полуприседания

2.3. Повороты и наклоны головы

2.6. Предварительный разбор произведения для постановки. Первоначальное знакомство с творчеством автора произведения, определение жанра произведения.

2. Работа над отдельными картинами и постановкой в целом с включением всех компонентов театрального действия. Уточнение мизансцен.

5.III. Комплекс упражнений (по стихотворным строчкам и текстам пословиц и поговорок) на повышение каждой строчки текста (по полутонам напевным способом).

3. Комплекс упражнений на умение вспоминать и воображать зрительные образы, звуки («В зоопарке», «На море», «В аэропорту» и т.д.).

3. Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств («В ожидании поезда», «Долгожданная встреча» и т.д.).

6. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки («Встреча разведчиков в тылу врага» и т.д.).

3. Комплекс упражнений и этюдов с более развернутым текстом на развитие образных представлений – видений (например, рассказать о дороге в школу из дома для того, чтобы убедить ребят прогуляться вместе; удивить друзей рассказом о необыкновенной встрече  и т.д.).

6. Комплекс упражнений для пластичности рук («Малярная кисть», «Голуби» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на постановку корпуса, позиции ног, положения рук .


Учебно-тематический план работы драматического кружка.

1. Учебно-тематический план первого года занятий сценическим искусством

Наименование  разделов и тем

Общее

количество часов

из них, в том числе

теоретических занятий

практических занятий

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Основы сценической речи

14

5

9

2.1

Вводное занятие

1

1

-

2.2

Культура речи

2

1

1

2.3

Дыхание и голос

5

2

3

2.4

Дикция

6

1

5

3.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

14

1

13

3.1

Вводное занятие

1

1

-

3.2

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах

13

-

13

4.

Ритмопластика

16

4

12

4.1

Вводное занятие

1

1

-

4.2

Ритмика

5

1

4

4.3

Пластика

5

1

4

4.4

Танцевальная азбука

5

1

4

5.

Репетиционно - постановочные работы

22

1

21

6.

Концертная деятельность

2

-

2

7.

Итоговое занятие

1

1

-


ИТОГО:

70

13

57



Использованная литература



  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

  2. Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

  5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

  6. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа для театрального кружка

Автор: Герасимова Г.В.

Дата: 30.08.2022

Номер свидетельства: 612379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по дополнительному образованию. Драматический кружок. "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-dopolnitiel-nomu-obrazovaniiu-dramatichieskii-kruzhok"
    ["file_id"] => string(6) "111070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407002860"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая программа кружка по английскому языку "Театрально-языковая студия""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_kruzhka_po_anghliiskomu_iazyku_tieatral_no_iazykovaia_studi"
    ["file_id"] => string(6) "425494"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1502883387"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Рабочая программа по театрализованной деятельности в детском саду для детей старшего возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_teatralizovannoi_deiatelnosti_v_detskom_sadu_dlia_detei_s"
    ["file_id"] => string(6) "600867"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645454214"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства