Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для театрального кружка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр - искусство многомерное, многоликое , способное помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру.
Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи программы
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- формирование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
-коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса;
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 6 -8 классов, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса отводится 70 ч в год (2 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в драматическом кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.
Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).
Тема 2. Основы сценической речи (14 часов).
2.1. Предмет «Сценическая речь» (1 час).
Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.
2.2. Культура речи (2 часа).
Беседа о вежливости.
Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).
2.3. Дыхание и голос (5 часов).
2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
Практические занятия – дыхательная гимнастика:
1) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).
4) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).
2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.
Практические занятия – голосовая разминка:
1) Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).
4) Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).
2. Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).
Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты (14 часов).
3.1. Вводное занятие (1 час).
Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.
3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах (13 часов).
1. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:
3.1. упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)
3.4. Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).
4.3. ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
3) прыжки под музыку под скакалку
6) Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).
3. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).
6. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).
4.4. Танцевальная азбука (5 часов).
Понятие «танец». Значение танца в драматическом искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).
Практические занятия:
1. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).
4. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.
2. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.
5. Показ номера на общешкольном мероприятии.
8. Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Ознакомление учащихся с задачами кружка на данный учебный год.
Тема 2. Основы сценической речи (11 часов).
2.1. Культура речи (2 часа).
Беседа о культуре общения.
Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.
2.2. Дыхание и голос (1 час).
Практическое занятие:
1. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
4. Пропевание куплетов известных детских песен.
2.3. Дикция (2 часа).
Практические занятия - артикуляционная гимнастика:
1. Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.
2) Коллективное прочтение текста с различными перестроениями на сцене, а также с использованием гимнастических упражнений.
2.5.3. Комплекс игр на развитие наблюдательности («12 палочек», «Прятки», «Все к своим флажкам» и т.д.).
3. игры на сюжеты из жизни детей («В детский сад», «В школу» и т.д.)
3) сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов.
3.2. Сценическое действие (5 часов).
Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие.
Практические занятия:
1. групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)
2) парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)
5) Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.).
3. отстукивание, прохлопывание заданного ритма
2) построение и переход в колонну, шеренгу, круг
5) Комплекс упражнений с переменным шагом в стороны
2. Бег под музыку
5. Комплекс подвижных игр под музыку («Сорока - белобока», «День и ночь», «Хитрый кот» и т.д.)
8. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений первого года обучения.
2. Комплекс игр на развитие пантомимических навыков («Замри», «Неподвижные фигуры», «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)
2. Совершенствование навыков выполнения упражнений для развития техники танца (см. первый год обучения).
2. Полуприседания
2.3. Повороты и наклоны головы
2.6. Предварительный разбор произведения для постановки. Первоначальное знакомство с творчеством автора произведения, определение жанра произведения.
2. Работа над отдельными картинами и постановкой в целом с включением всех компонентов театрального действия. Уточнение мизансцен.
5.III. Комплекс упражнений (по стихотворным строчкам и текстам пословиц и поговорок) на повышение каждой строчки текста (по полутонам напевным способом).
3. Комплекс упражнений на умение вспоминать и воображать зрительные образы, звуки («В зоопарке», «На море», «В аэропорту» и т.д.).
3. Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств («В ожидании поезда», «Долгожданная встреча» и т.д.).
6. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки («Встреча разведчиков в тылу врага» и т.д.).
3. Комплекс упражнений и этюдов с более развернутым текстом на развитие образных представлений – видений (например, рассказать о дороге в школу из дома для того, чтобы убедить ребят прогуляться вместе; удивить друзей рассказом о необыкновенной встрече и т.д.).
6. Комплекс упражнений для пластичности рук («Малярная кисть», «Голуби» и т.д.).
3. Комплекс упражнений на постановку корпуса, позиции ног, положения рук .
Учебно-тематический план работы драматического кружка.
1. Учебно-тематический план первого года занятий сценическим искусством
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество часов
из них, в том числе
теоретических занятий
практических занятий
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Основы сценической речи
14
5
9
2.1
Вводное занятие
1
1
-
2.2
Культура речи
2
1
1
2.3
Дыхание и голос
5
2
3
2.4
Дикция
6
1
5
3.
Актерское мастерство и основы сценической грамоты
14
1
13
3.1
Вводное занятие
1
1
-
3.2
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах
13
-
13
4.
Ритмопластика
16
4
12
4.1
Вводное занятие
1
1
-
4.2
Ритмика
5
1
4
4.3
Пластика
5
1
4
4.4
Танцевальная азбука
5
1
4
5.
Репетиционно - постановочные работы
22
1
21
6.
Концертная деятельность
2
-
2
7.
Итоговое занятие
1
1
-
ИТОГО:
70
13
57
Использованная литература
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.