Директор О.А. Кушнарева
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
№ п/п | Содержание программного материала(разделы, темы) | Количество часов на изучение раздела, темы |
всего | плановых уроков | плановых контр.работ | по развитию речи |
1 | Введение. | 1 | 1 | - | - |
2 | Литература Древней Руси Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 7 | 6 | - | 1 |
3 | Русская литература ХVIII века Формы работы: индивидуальные задания, повторение, работа в малых группах, опережающие задания. Виды работы: защита рефератов, проектов. | 9 | 9 | - | - |
4 | Из русской литературы I половины ХIХ века Формы работы: Проект, самостоятельная работа, творческие задания. Виды работы: сравнительный анализ, выступление, написание сочинений, рассказов | 3 | 3 | - | - |
5 | А.С.Грибоедов «Горе от ума» Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 7 | 6 | 1 | - |
6 | А.С.Пушкин Формы работы: индивидуальные задания, повторение, работа в малых группах, опережающие задания. Виды работы: защита рефератов, проектов. | 18 | 15 | 1 | 2 |
7 | М.Ю.Лермонтов Формы работы: лекция, беседа. Виды работы: составление плана лекции | 10 | 9 | 1 | - |
8 | Н.В.Гоголь Формы работы: Проект, самостоятельная работа, творческие задания. Виды работы: сравнительный анализ, выступление, написание сочинений, рассказов | 5 | 3 | 1 | 1 |
9 | Русская литература второй половины ХIХ века Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 7 | 5 | 1 | 1 |
10 | Русская литература ХХ века. Проза Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 9 | 7 | 2 | - |
11 | Русская литература ХХ века. Поэзия Формы работы: Проект, самостоятельная работа, творческие задания. Виды работы: сравнительный анализ, выступление, написание сочинений, рассказов | 14 | 13 | 1 | - |
12 | Из зарубежной литературы Формы работы: конкурс знаний, умений, творчества, индивидуальные задания. Виды работы: сравнительная характеристика текстов, работа со словарем лит терминов | 12 | 11 | 1 | - |
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
по плану | по факту |
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека | 05.09 | | |
Литература Древней Руси (7ч) |
2 | 1 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | 06.09 | | |
3 | 2 | Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 07.09 | | |
4 | 3 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | 12.09 | | |
5 | 4 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | 13.09 | | |
6 | 5 | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | 14.09 | | |
7 | 6 | Р.р. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | 19.09 | | |
8 | 7 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…» | 20.09 | | |
Русская литература ХVIII века ( 9ч ) |
9 | 1 | Характеристика русской литературы ХVIII века | 21.09 | | |
10 | 2 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | 26.09 | | |
11 | 3 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 27.09 | | |
12 | 4 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). | 28.09 | | |
13 | 5 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). | 03.10 | | |
14 | 6 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | 04.10 | | |
15 | 7 | А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения | 05.10 | | |
16 | 8 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | 10.10 | | |
17 | 9 | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека) | 11.10 | | |
Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч) |
18 | 1 | Золотой век русской литературы (обзор) | 12.10 | | |
19 | 2 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | 17.10 | | |
20 | 3 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) | 18.10 | | |
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 7 ч) |
21 | 1 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии | 19.10 | | |
22 | 2 | К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | 31.10 | | |
23 | 3 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | 01.11 | | |
24 | 4 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | 02.11 | | |
25 | 5 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | 07.11 | | |
26 | 6 | Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | 08.11 | | |
27 | 7 | Р.р. Контрольное сочинение по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума» | 09.11 | | |
А.С.Пушкин ( 18ч ) |
28 | 1 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 14.11 | | |
29 | 2 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | 15.11 | | |
30 | 3 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | 16.11 | | |
31 | 4 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | 21.11 | | |
32 | 5 | Любовная лирика А.С.Пушкина | 22.11 | | |
33 | 6 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | 23.11 | | |
34 | 7 | Р.р. анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся | 28.11 | | |
35 | 8 | Контрольная работа Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века. | 29.11 | | |
36 | 9 | Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 30.11 | | |
37 | 10 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 05.12 | | |
38 | 11 | Онегин и столичное дворянское общество | 06.12 | | |
39 | 12 | Онегин и поместное дворянское общество | 07.12 | | |
40 | 13 | ипическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 12.12 | | |
41 | 14 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 13.12 | | |
42 | 15 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | 14.12 | | |
43 | 16 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 19.12 | | |
44 | 17 | «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» | 20.12 | | |
45 | 18 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману. | 21.12 | | |
М.Ю.Лермонтов ( 10ч) |
46 | 1 | Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | | | |
47 | 2 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова | | | |
48 | 3 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним | | | |
49 | 4 | Эпоха безвременья в лирике поэта | | | |
50 | 5 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | | | |
51 | 6 | Печорин как представитель «портрета поколения». | | | |
52 | 7 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | | | |
53 | 8 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | | | |
54 | 10 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | | | |
Н.В.Гоголь ( 5ч ) |
55 | 1 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород» | | | |
56 | 2 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | | | |
57 | 3 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | | | |
58 | 4 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | | | |
59 | 5 | Р.р. Контрольное сочинение по поэме «Мертвые души» | | | |
Русская литература второй половины ХIХ века ( 7ч ) |
60 | 1 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | | | |
61 | 2 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести | | | |
62 | 3 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». | | | |
63 | 4 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира | | | |
64 | 5 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира | | | |
65 | 6 | Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). | | | |
66 | 7 | Р.р. Контрольное сочинение «В чем особенность изображения внутреннего мира героев ресской литературы второй половины XIX в.?» | | | |
67 | 8 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство | | | |
Русская литература ХХ века. Проза ( 9ч.) |
68 | 1 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | | | |
69 | 2 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | | | |
70 | 3 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | | | |
71 | 4 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | | | |
72 | 5 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | | | |
73 | 6 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | | | |
74 | 7 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | | | |
75 | 8 | Р.р Контрольное сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | | | |
76 | 9 | Р.р. Контрольное сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | | | |
Русская литература ХХ века. Поэзия ( 14ч ) |
77 | 1 | Русская поэзия Серебряного века | | | |
78 | 2 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | | | |
79 | 3 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | | | |
80 | 4 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе,человеке. | | | |
81 | 5 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | | | |
82 | 6 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | | | |
83 | 7 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | | | |
84 | 8 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | | | |
85 | 9 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | | | |
86 | 10 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | | | |
87 | 11 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | | | |
88 | 12 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | | | |
89 | 13 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. | | | |
90 | 14 | Р.р. Контрольное сочинение | | | |
Из зарубежной литературы ( 12ч. ) |
91 | 1 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» | | | |
92 | 2 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер | | | |
93 | 3 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | | | |
94 | 4 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. (Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.) | | | |
95 | 5 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | | | |
96 | 6 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы). | | | |
97 | 7 | Повторение и обобщение изученного материала | | | |
98 | 8 | Резервный урок | | | |
99 | 9 | Резервный урок | | | |
100 | 10 | Резервный урок | | | |
101 | 11 | Контрольная работа | | | |
102 | 12 | Анализ контрольной работы | | | |
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/